Внедрение стандартов нового поколения на уроках математики
статья (1 класс) на тему

Пискунова Любовь Павловна

Материал посвящён формированию УУД на уроках математики. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_standartov_novogo_pokoleniya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

     

Внедрение стандартов

нового поколения на уроках математики

                                      Доклад

учителя начальных классов

                                                     Пискуновой Л.П.

  В любой современной системе общего образования математика занимает

одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой

области знаний. Математика позволяет сформировать определенные формы

мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.

        С 1 сентября 2013-2014 учебного года я начала работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.  

    Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                        
        
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования.

      В 1 классе на своих уроках учу детей определять тему урока, ставить цель составлять план ее достижения. Это вызывает определённые трудности. Но на уроках математики чётко выделена тема в учебнике, и если даже подготовительные задания не натолкнули детей на мысль о правильной формулировки, то всегда найдётся ученик, который прочитает в учебнике тему и выдаст её за свои мысли (иначе в русском языке).

         Также учимся осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного   обучения предлагаю детям оценить свою работу в дневниках, где они отмечают качество своей работы (кружок закрашивается в зелёный, жёлтый или красный цвет). Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе,  корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. Если поначалу выходило, что все отличники (у всех зелёный цвет присутствовал), то работая в группах дети стали корректировать самооценку одноклассников.

        Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода учатся учить и оценивать самого себя.

Личностные универсальные учебные действия в курсе математики дают возможность научиться проявить ребенку познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, в учебниках по которым мы работаем, ориентирует детей на оказание помощи героям учебника или своему соседу по парте. 
Напомню, это задания типа «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок, что нарисовано СЛЕВА, а что -СПРАВА» предусмотрены в 1 классе №1,стр.8 (1 часть);

«Помоги Маше и Мише узнать количество фруктов на всех четырех тарелках. Объясни, как это число находил Миша и как его находила Маша»

Регулятивные универсальные учебные действия в курсе математики дают возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Многие задания, которые мы выполняем, направлены  на проверку правильности выполнения задания по алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. 

 Вот ряд заданий «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание» 

Найди значения сумм, используя правило перестановки слагаемых. Запиши действие сложения в тетрадь.
Проверь полученные значения сумм по первому столбику таблицы, данной на обложке учебника.

Коммуникативные универсальные учебные действия  способствуют не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. В курсе математики мы воплощаем это на уроке, работая с соседом по парте, в группе. В группе работа осуществляется значительнее реже.

А вот работа в паре присутствует ежеурочно. И придумывать ничего не приходиться, так как в учебнике уже предусмотрены подобные задания   «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач» №1, стр.6 (1 часть)

По рисункам назови предметы круглой формы, а сосед по парте назовет предметы прямоугольной формы.
№3, стр. 21 (2 часть)
Найди пары пересекающихся прямых и покажи их соседу по парте, а он выберет из них те, которые пересекаются под прямым углом.

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах обеспечивают условия, при которых обучение идет впереди развития.

То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Когда начинала работать по новой программе, возникало стойкое

«неприятие». Дети за урок делали очень мало, много говорили (я бы за это

время на уроке математики и устный счет провела и несколько задач решить,

и кучу примеров). Но потом поняла, возможно, что эта глубокая работа мысли и является её развитием. А не простое натаскивание и работа по аналогии. Поработаем – увидим.

На уроках использую разные виды рефлексии, например – в первом полугодии «словарики настроений», когда дети в начале урока и в конце урока показывают с каким настроением они в данный момент начинают работу или заканчивают ее. Они сами определяли, что является показателем их настроения: солнце-облачко, цветочек- дождик и т.д. (Проявляли таким образом свою креативность).

Иногда ведем и такой заключительный разговор на уроке: « Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.

Я приветствую приоритеты школы нового поколения.

Приоритет мышления над знанием

Приоритет вопросов над ответами

Приоритет диалога над монологом. Но порой у меня в классе на уроках математики звучит только монолог или мой диалог с тишиной. Заставить мыслить – тяжело. А выразить свои мысли – ещё сложнее.

      Научный подход курса математики сейчас мы ощутили в полной мере. Напомню коллегам о поразрядном сложении единиц, группировке слагаемых. Где порой каждое слагаемое надо разложить на удобные, затем сгруппировать их – запись суммы растягивается на 2 строки со скобками и знаками. Выстроить такую логическую цепочку сложно, но сложнее её записать. Да, 3 ученика у меня усвоили сразу (они то и заняли призовые места на олимпиаде). А с остальными я уже более месяца раскладываю и группирую, надеясь на положительный результат

       На уроках математики широко использую информационно-коммуникационные технологии. Это значительнее сокращает время при выработке технических навыков, увеличивает количество тренировочных заданий и легко достигается уровневая дифференциация обучения.

Использую презентации Татузовой Анны Васильевна, учителя начальных классов г. Москва по программе ПНШ  avtatuzova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; дост...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

Стандарты нового поколения. Отбор методов, средств, технологий в соответствии новым ФГОС.

Типы уроков по ФГОС.Системно-деятельностный подход.Технологическая карта.Активные методы обучения....

Методическое объединение «Внедрение стандарта второго поколения»

Методическое объединение «Внедрение стандарта второго поколения»...

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте нового поколения

Организация контрольно- оценочной деятельности на уроках окружающего мира достаточно сложна. Система контроля, оценки и самооценки, организация работы в группах и парах - основные направления работы....