Исследовательская деятельность младших школьников
статья на тему

Пискунова Любовь Павловна

Материал содержит опыт работы учителя по развитию исследовательских навыков младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ischledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

       Исследовательская деятельность рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

     Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательской деятельности детей.

В 2009-2013 учебном году в нашей школе проходил эксперимент: «Создание   педагогического пространства, обеспечивающего реализацию проектно- исследовательской деятельности учителей»

Руководитель эксперимента: М.Н. Вязова, Вересовкина Т. К

Тема над которой работала я «Эффективность развития исследовательских навыков младших школьников на уроках математики»

На первом этапе эксперимента изучала литературу по теме эксперимента

1. Горшкова О.Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1–4 классы // Первое сентября. Серия «Я иду

на урок». – М., 2005.

2. Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 1999. – № 6.

3. Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2004.

4. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школаХХI века» Н.Ф.Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2005.

5. Программы четырёхлетней начальной школы., Н.Ф.Виноградова., М .,

«Вентана-Граф»., 2004.

6.Развитие личности в обучении. Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова, М ., Academa., 1999.

7. Психология одаренности. Под ред. Д.В.Ушакова, М ., 2000.

8. Методы и организационные формы обучения. В.В.Гузеев., М., Народное образование,

2001.

9. Занимательная математика. Е.Арутюнян, Г.Левитас., М . ,АСТ-пресс, 2002.

10. Вопросно-ответная основа урока. Технологический аспект. В.С.Безрукова., Екатеринбург.,2001.

Темы исследований, проводимых на уроках:

1.Исследование числа

2.Исследование ряда чисел

3.Исследование суммы

4.Исследование разности

5.Исследование произведения

6.Исследование частного

7.Исследование геометрических фигур

8.Исследование симметрии фигур

9. Исследование ломаной.

10. Исследование соотношений между единицами массы.

11. Исследование порядка действий в математических выражениях.

12. Исследование соотношений между единицами времени.

Уровень познавательных потребностей обучающихся отражён на данной диаграмме

                       1 класс                       2 класс                 3 класс

                 низкий средний высокий             низкий средний высокий        низкий средний высокий      

Результатом исследовательской деятельности являются также победы учащихся в математических олимпиадах, пока ещё на школьном уровне. (Алиев Ибрагим 2 место -  февраль 2012 год , Ожиганов Максим 2 место по школе в конкурсе «Кенгуру»- март 2012 г.)

Исследования,  проведённые в 4 классе за 2012-2013 учебный год

1. Алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

2. Построение прямоугольника и квадрата с помощью линейки и треугольника.

3. Зависимость между скоростью, путём и временем движения.

4. Составление таблицы значений выражения при заданных значениях входящей в него переменной.

5. Отношения между единицами массы.

6. Высказывания и их значения

7. Составлении таблиц логических возможностей.

8. Сравнение углов способом наложения

9. Сопоставление фигур и разметок

Уровень познавательных потребностей в 4-в классе за 2012-2013 учебный год

Из диаграммы видно, что уровень познавательных способностей изменился.

Средний и высокий уровни имеют почти равны показатели.

10. 12. 2014. Я была участником всероссийский вебинар

«Сопровождение исследовательской деятельности младших школьников»

    В текущем учебном году во внеурочную деятельность включён кружок «Я-исследователь». Хотя занятие проводится 1 раз в две недели, но и это способствует освоению обучающимися основ исследовательской деятельности.

На первых занятиях с детьми велась беседа о том, что же включает в себя исследовательский поиск. Затем дети определялись в выборе темы исследования. Было очень много предложений:  «Почему небо голубого цвета?»,  «Что мы знаем о своей галактике Млечный путь?», «Как появился первый на Земле человек?». Такая тема «Вредна или полезна жевательная резинка?» заинтересовала многих.

  Вначале определили группу детей, которых заинтересовала тема данного исследования.

Цель исследовательской работы:  Выяснить отрицательное и положительное и влияние жевательной резинки на организм человека.

Гипотеза: Если часто использовать жевательную резинку, то это плохо отразится на здоровье

Этапы исследовательской работы: 1. История  возникновения жевательной резинки

2. Социологический опрос

3. Состав жевательной резинки

4. Влияния жевательной резинки на здоровье   человека

5. Выводы

Методы исследования: Изучение специальной литературы

Работа в  Интернете

Наблюдение

Социологический опрос

Консультация

Анализ результатов

  Мы обратились к истории возникновения жевательной резинки и выяснили, что прообразы современной жевательной резинки можно найти в любой части света.
       Известно, что ещё древние греки жевали смолу мастичного дерева. Для этого также использовался пчелиный воск.
      Племена Майя использовали в качестве жевательной резинки застывший сок гевеи - каучук

      Первым производителем жевательной резинки был Томас Адамс.

В 1870 годы Адамс смешал сок саподиллы со смолами некоторых других растений, растопил смесь, всыпал сахарную пудру, патоку, добавил мятного масла и раскатал тонким слоем. Это и была первая в мире жевательная резинка.

    Вторым этапом исследования провели социологический опрос:

  1. Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?

Часто -57,5%

Не часто- 35%

Никогда – 7, 5%

  1. С какой целью вы используете  жевательную резинку?

Освежить дыхание - 78, 8%

Удалить налёт на зубах – 9, 9%

Просто так – 11, 3%

  1. Какую жевательную резинку вы предпочитаете?

Орбит- 50%

Эклипс – 36%

Дирол- 14%

  Информацию о составе жевательной резинки мы нашли в сети Интернет.

жевательная основа (20-30%), представленная различными смолами и парафином;

подсластители (60%) – глюкоза либо сахарозаменители

стабилизатор  Е 422

загуститель Е 414

      эмульгатор Е 322

краситель Е 171

глазурь Е 903

 антиоксидант Е 320

     О там как влияет жевательной резинки на здоровье  человека ребята проконсультировались у стоматолога школы Ирины Геннадьевны   .

Она рассказала нам как о плюсах так и о минусах использования жевательной резинки.

          Жевательная резинка неплохо справляется с очищением зубов после еды. Правда, необходимо помнить о том, что жвачка не может сравниться по своей очищающей силе с зубной щеткой. При жевании очищается только одна (жевательная) поверхность зубов. Все остальные остаются неочищенными.

Жевание сопровождается обильным выделением слюны, за счет чего происходит частичное очищение зубов и удаление остатков пищи из ротовой полости.

Содержащиеся в жевательной резинке сахарозаменители (сорбитол, ксилит) восстанавливают кислотно-щелочной баланс. Кислая среда способствует развитию микробов, вызывающих кариес, в то время как щелочная среда, препятствует этому.

Постоянное жевание укрепляет десны, что в свою очередь помогает организму справиться с гингивитом и пародонтитом.

        Жевательные резинки, содержащие сахар, а они сегодня представлены на рынке в широком ассортименте, вызывают уменьшение рН, тем самым способствуя развитию кариеса.

Постоянное жевание может оказывать вредное влияние на состояние височно-нижнечелюстного сустава, того, что соединяет височную кость и нижнюю челюсть. В связи с этим при воспалении этого сустава жевать не рекомендуется.

Жевательная резинка вызывает мощное выделение желудочного сока. Как утверждают гастроэнтерологи, жевание на голодный желудок может приводить к появлению или обострению гастрита.

       Работая по теме исследования, мы пришли к выводу, умеренное употребление жвачки служит профилактикой стоматологических заболеваний.  Для предотвращения возникновения различных заболеваний   школьникам даны советы:

- Жевательная резинка не должна  содержать сахар;

- Жевать её надо только после еды в течение 20 минут;

- Недопустимо заглатывание  жевательной резинки;

- Используемая жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, строго следящей за качеством своей продукции;

- Жевать её следует аккуратно, особенно если вы находитесь в общественных местах;

- Использованная жвачка должна выбрасываться только в специально предназначенные для этих целей места в мусорные урны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...