Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Рахимбердиева Ольга Валентиновна

Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы.44 КБ

Предварительный просмотр:

Доля самостоятельной работы на уроке в начальной школе в рамках реализации

новых ФГОС

Учитель МБОУ «Красноярская СОШ №2»:

Рахимбердиева Ольга Валентиновна

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников.

       Новые ФГОС поставили перед нами задачу научить ребёнка учиться. Точнее – научить самостоятельно добывать знания. В связи с этим слово самостоятельная работа учащихся является одной из главных видов работы на современном уроке.

        Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

         Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.

         Главная цель самостоятельной работы -  научить добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо  воспитывать привычку к самостоятельной работе. Под самостоятельной работой мы понимаем такой вид мыслительной деятельности, в процессе которого дети учатся: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения различных вопросов.

         Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

      Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

     Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный. Тем не менее, можно выделить основные этапы:

      Первый этап (этап подражания). Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

       Второй этап (этап частичной самостоятельности) ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

      Третий этап (этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.

      Готовя любое задание для самостоятельной работы, учитель должен ясно представить себе, за сколько минут оно должно быть выполнено большинством учащихся.

      Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

       Существует 4 типа самостоятельных работ:

самостоятельная работа по образцу;

творческая самостоятельная работа;

вариативная самостоятельная работа;

конструктивная самостоятельная работа.

      Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

      Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

    Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.    

      Используя теоретические знания,  учитель должен уметь организовать самостоятельную работу учащихся на уроке.

      Готовясь к уроку, учитель тщательно продумывает организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся.

      Главная задача учителя заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрёл умения:

- самостоятельно работать  с книгой

- правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме

-выделять существенные признаки того или иного явления

- сопоставлять и группировать факты

- делать выводы и обобщения

-применять изученное на практике.

  Чтобы правильно организовать самостоятельную работу, надо помнить: главное на уроке – работа учащихся. Отсюда главная задача:

    - обеспечить полную нагрузку каждого из обучаемых в течении всего урока.

    - дать возможность более рационально использовать учебное время как для ученика, так и для учителя.

  Я не буду рассматривать виды самостоятельной работы, вы все их знаете, их большое многообразие, но чтобы на более поздних этапах обучения дети могли полноценно самостоятельно работать на уроке, надо правильно организовать обучению самостоятельной деятельности в начальной школе, именно деятельности.

    Я хочу остановиться на ошибках, которые очень часто совершает учитель, которые не обошла и я.

    К сожалению, нам очень трудно перестроиться и понять, что мы должны формировать ууд, обучая, в нашем же сознании пока это разные понятия.

     Пытаясь это совместить, на каком - то этапе, мы всё равно сводим все усилия к формированию зун учащихся. Вот и я во втором классе столкнулась с тем, что написав первую комплексную работу в начале года, я увидела, что ни о каких самостоятельных умениях говорить по результатам даже не стоит.

    Анализируя свои уроки, я поняла, что остановилась вместе с детьми на первом этапе развития самостоятельности, этапе подражания, и поняла следующее:

 - я объясняю тему, разбираю задание и даю для самостоятельной работы похожее задание, не создавая новых условий для применения изученных знаний.

 - у меня нет определённой технологии, уроки строю по обычному типу

 - очень много работаем на доске, обычная практика, разобрали задачу и пишем на доске, разобрали задание к упражнению и тоже к доске, хоть и старалась, чтобы работали все «цепочкой», задала себе вопрос для чего, а главное для кого?

- обратила внимание на задания, которые содержать вопросы раздели на группы, найди общее, задания, которые заставляют думать, анализировать и сравнивать;

- вижу группу детей, у которых большой потенциал развития, а хороших результатов не вижу, потому что все вместе решаем, потому что очень мало разноуровневых заданий;

- очень мало работаем с алгоритмами.

- практически нет анализа ошибок учащимися, ошибки видит и анализирует учитель.

    К чему я пришла в результате размышлений:

1. Выбрала технологию проблемного обучения.

2. Почти исключила работу на доске, практикую работу на доске на оценочном этапе, как эталон работы, либо поле для анализа ошибок.

3.  Исключила задания типа «спиши», «реши примеры» применяют только на этапе закрепления темы урока, в основном для слабоуспевающих детей, в основном стараюсь подбирать задания, где дети реализуют новый материал, думая, изучая, повторяя, анализируя.

4. Дифференцировала работу учащихся, уже в третьем классе простые примеры и задачи решали только слабые дети, среднее и сильное звено, простые задания выполнять не заставляю, нет смысла терять время, у них более сложное задание.

Если этих заданий не хватает, то у них есть стол с дополнительными заданиями, которые можно выполнять самостоятельно, можно поработать группами. Это сложно в начале, пока дети не привыкли, пока группа слабых детей отвлекается, со временем к такой форме работы дети привыкли.

   Отдельно хочу сказать о слабоуспевающих. На первых этапах, после привычки списывать с доски, очень трудно было приучать работать самостоятельно, даже простые задачи решались с трудом, потребовалось достаточно много времени, стимула положительными оценками, чтобы процесс приучения к самостоятельной деятельности пошёл. Сейчас же дети понимают, что списать не дадут, решать всё равно придётся, поэтому садятся, задают уже конкретные вопросы.

5. Очень важно на этапе самостоятельной работы пользоваться анализом задания, составлением алгоритма работы.

6. Очень важный этап: анализ своей деятельности. Сравнение с эталоном, поиск ошибок, анализ причины ошибки, вывод о недостающих знаниях. Это очень важно для последующей самостоятельной работы уже не  в рамках урока.

   Пришла к выводу, такую работу надо начинать с первого класса, не думая о том, что дети ещё очень маленькие, что ничего не смогут.

   В настоящее время я могу отметить, что в классе дети приучились работать, просто сидящих детей нет. Педагоги, работающие в данном классе, отмечают хорошую работоспособность детей и высокую плотность урока. К/к в классе составляет 60-65%, начинает проявляться интерес к процессу самостоятельной деятельности.

   Таким образом,  считаю, что умения и навыки, развивающиеся в таких условиях, позволяют в дальнейшем учащимся: самостоятельно приобретать знания, помогают глубже, прочнее усваивать материал, приучают их к наблюдательности, пробуждают инициативность.

   Развитие самостоятельной деятельности реализует и  воспитательные задачи:

  - приучает детей к обязательному выполнению всех заданий;

  - поддерживает на должном уровне активность;

  - формирует самостоятельность и ответственность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Организация и проведение уроков в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика ...

Внеурочная деятельность по английскому языку в начальной школе в условиях реализации новых ФГОС

Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС...

Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Актуальность и  основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....

Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа. Существует несколько приёмов, позволяющих научит...