Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников
статья на тему

Добренькова Оксана Сергеевна

Выступление на районной научно-практической конференции "Компетентностный подход в обучении школьников: опыт, проблемы, перспективы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentnostey_cherez_proektno.docx583.7 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

«Компетентностный подход в обучении школьников:

опыт, проблемы, перспективы»

Название секции: «Компетентностный подход в деятельности учителя начальных классов»

Тема: «Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников»

Добренькова Оксана Сергеевна –

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

                             МКОУ«Озёрская средняя общеобразовательная школа»

    На настоящее время перед учителем начальной школы стоит сложная задача – как сделать процесс обучения более доступным, интересным для каждого обучающегося при этом повысить качество обучения и работать над формированием личности. Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. Мы находимся в ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий. В данном контексте речь идёт об отказе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности. Личный интерес обучающегося является необходимым условием успешной работы. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. Учитель – консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывает источники информации.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
▪возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
▪содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
▪ навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца». Обязательно присутствуют три момента – выбор, планирование, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте.

Моя позиция - каждый ребенок нуждается в развитии желания учиться и уверенности в себе; необходимо научить его учиться, самому делать открытия в изучаемом предмете и в самом себе.

Тщательно продумываю и провожу уроки с учетом возрастных особенностей учащихся,
в сочетании с индивидуальным подходом, который обеспечивает эмоциональное
благополучие и полноценное психическое развитие учащихся, способствует
формированию познавательной активности. В учебно-воспитательном процессе
осуществляю принципы научности, наглядности, доступности, проблемности.

Для эффективного использования времени на уроке и вне его применяю методы
работы в парах, индивидуальной и групповой работы, игровые технологии, учебное

сотрудничество и другие личностно-ориентированные технологии.          Использую информационно-коммуникативные и Интернет-технологии. Особое внимание уделяю формированию ключевых компетентностей у учащихся. Достаточно успешно это удается реализовывать через проектно-исследовательскую деятельность. Вовлекаю ребят в поисковую и исследовательскую деятельности, обучаю приемам постановки и
решения учебной задачи, целеполагания и оценки собственной деятельности.

Все это позволяет максимально реализовать в работе с учащимися поставленные цели и задачи с опорой на зону ближайшего развития (психических новообразований, произвольности поведения, овладение ключевыми образовательными компетенциями).

На моих уроках преобладает высокая внутренняя учебная мотивация благодаря учету образовательных потребностей детей.

На уроках пользуюсь такими методическими приемами как создание проблемных ситуаций и перспективной подготовки, что позволяет последовательно, с логическими переходами подойти к изучению темы, что обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Методический прием «комментированное управление» помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всеми учащимися, развивается логика рассуждений, доказательств, самостоятельность мышления.

Результатами использования этих приемов и технологий считаю:

-рост качества знаний учащихся по предметам;                                                  -100% - успеваемость моих учащихся;

-обретение опыта детьми в решении учебных и жизненных задач;                           -осознание учащимися личностной значимости обучения.

Участие в ученической научно-практической окружной конференции

«Интеллект. Поиск. Творчество».

Год

Тема конференции

Ф. И. участника

Тема исследовательской работы

Результат

2008 г.

«Загадки русского языка».

Баталов Максим

«Значение  интересных пословиц и поговорок                                                            
русского языка».
     

участник

2009 г.

«Мир вокруг нас».

Баталов Максим

«Тайны животного мира».

лауреат

2010 г.

«В мире русской литературы»

Михалёв Данил, Куделько

Екатерина

«Сказки-двойники»

участники

2012 г.

«Земля и человечество».

Куделько

Екатерина

«Роль болот в экосистеме».

2 место

2013 г.

«Я – исследователь».

Куделько Екатерина

«Семья – маленькое государство».

1 место

Учащиеся всего класса каждый год являются активными участниками социального проектирования. При проведении данной работы дети работают в группах:

-социологи;

-фотографы;

-библиотекари;

-докладчики;

-художники-оформители;

-актёры; и т.д.

Дата

Тема социального проектирования

Результат

2009

«Помощь пожилым людям»

2010

«Правила поведения в столовой»

DSC03090

Лучший социальный

проект года

2011

«Правда о вредных привычках. Курение»

Победитель районного конкурса социальных проектов

2013

«Здоровая улыбка на всю жизнь»

Лучший социальный

проект года

по здоровьесбережению

Список используемой литературы и Интернет-источников:

1.Евдокимова Е.С. Технология проектирования. – М.: Сфера, 2006.

2.Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.

3.Сборник методических материалов «Организация проектной деятельности в условиях формирования нового содержания образования». – Иркутск, 2013

4. http://www.future4you.ru

5. http://festival.1september.ru

6. http://nsportal.ru

7. http://www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников

Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную ...

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...

Формирование ключевых компетентностей через технологию критического мышления

В работе внимание акцентировано на формирование у обучающихся ключевых компетентностей: готовности к решению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов....

Формирование ИКТ компетентности через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников.

Речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, как одной из ключевых...

Методическая разработка «Формирование метапредметных компетенций через проектно-творческую деятельность младших школьников»

В статье раскрывается понятие Метода учебного проекта. Цельюработы является: создание условий для формирования метапредметных компетенций младших школьников через проектно-творческую деятельность...