Публичное представление собственного педагогического опыта
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Хлынцева Елизавета Васильевна

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Хлынцевой Елизаветы Васильевны.

Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подход как основа для самостоятельного успешного усвоения учениками начальной школы новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

 учителя начальных классов

Хлынцевой Елизаветы Васильевны

   

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

 

       Педагогическая  проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подход как основа для самостоятельного успешного усвоения учениками начальной школы новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

      Актуальность данной проблемы: В основе Стандарта, как известно, лежит  системно-деятельностный подход, который, согласно ФГОС НОО, предполагает: «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».  Современный человек находится в ситуации постоянного обновления знаний, получает ежедневно большой объём информации.   Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Перспективность опыта:  

 - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

 - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

 - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

 - признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

 - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

 - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса:

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в ситуации деятельностного подхода, а не потока нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Для этого хорошо использовать проектную деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у ребенка установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

 Особую роль здесь отводят и внеурочной деятельности. Как и деятельность обучающихся в рамках уроков, она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

2. Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

  Ведущая педагогическая идея заключается в  поиске эффективных технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования ФГО НОО. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения и ведущей «Технология деятельностного метода обучения». Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его

индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования:

  • Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
  • Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
  • Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
  • Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал. По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

3. Теоретическая база опыта.

 Теоретическую основу опыта составляют:

•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

•концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, O.A. Карабанова, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина и др.);

•система оценки достижений требований ФГОС (Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова, Болотов В.А., И.А. Вальдман, М.А. Пинская и др.);

            • системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

            • Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

4.  Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Деятельностный подход на уроке я реализую с помощью таких технологий,  как:

  информационные и коммуникативные технологии;

  технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

 технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

 технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.

А также такие педагогические методики и технологии организации обучения предмету как: здоровьесберегающие технологии, методы эмоционального и интеллектуального стимулирования, организация и осуществление мыслительных операций (сравнение, сопоставление, анализ), проблемное изложение.

Вот алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.   1)Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2)Выбрать педагогический прием или технику из банка приемов, исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.

4)Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

5)Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

6)Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Представляю разработанный индивидуальный  проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях», г. Саранск , 2015 год.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

- Прозвенел звонок, начинается урок!

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

- Организует выполнение устных упражнений к уроку.

Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

«Счет в пределах 10»

Интерактивное задание

Практический

http://www.slideboom.com/presentations/268817/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2-%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0-10.-%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D1%80.

Позволяет организовать деятельность учащихся в индивидуальном  и групповом  темпе

III. Создание проблемной ситуации

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

«Состав числа 10»

Схема

Практический

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF

Наглядный материал к уроку на этапе введения новых знаний

IV. Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

 

 

V. Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

«Состав числа 10»

Схема

Практический

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2dfa6b4b-b908-4bd2-a036-6db2a1f28863/%5BNS-MATH_1-45-56%5D_%5BTQ_038%5D-2.html

Наглядный материал к уроку на этапе введения новых знаний

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

«Сложение величин и их числовых значений, как способ решения задачи» Анимация.

Практический 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6f3-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

 Сложение величин и их числовых значений, как способ решения задачи

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

 Выполняют задание самостоятельно.  

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

Интерактивный итоговый тест «Состав чисел первого десятка» http://testedu.ru/test/matematika/1-klass/sostav-chisel-pervogo-desyatka.html

Проверка своих умений и самопроверка

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Организует выполнение заданий на включение данного материала в систему знаний учащихся

Выполняют задание на включение нового материала в систему своих знаний

«Cчитаем по линейкам»

 Интерактивное задание.

Практический.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6f9-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

Закрепление знаний в умении достраивать логические ряды

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Проверочный тест

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

«Сложение и вычитание в пределах 10»

Интерактивное задание.

Практический.

http://klassinet.ru/load/24-1-0-159

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

5.  Анализ результативности.

1. Обучение. 

В результате использования системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников за период с 2013 -2014 учебного года по 2015 -2016 учебный год большинство моих учеников – 80 % - научились успешно усваивать новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности самостоятельно.

Внешний мониторинг, проводимый в декабре 2014 года Министерством образования Республики Мордовия, показал:

Предмет

Качество знаний

Уровень обученности

Русский язык

89

100

Математика

22

78

Учащиеся – активные участники школьных, районных, российских предметных открытых и дистанционных олимпиад и конкурсов.

2. Воспитание. 

«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность». ( А.С.Макаренко).  

 Системно – деятельностный подход в воспитании:

  • Проектная деятельность.
  • Деловые игры.
  • Коллективные творческие дела.
  • Самоуправление.

Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем - ее результативность.

Проектная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся. Мои ученики с удовольствием занимаются проектно - исследовательской деятельностью как на уроках, так и во внеурочное время. За 4 года трое моих учащихся  стали призерами Республиканской исследовательской конференции.

Исследуя уровень воспитанности учащихся 1- 4 классов по методике Н. П. Капустиной «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя» мы пришли к таким результатам:

___76%___ имеют высокий уровень воспитанности

___22%___ имеют хороший уровень воспитанности

__  2 %____ имеют средний уровень воспитанности

___0%___   имеют низкий уровень воспитанности

        Все пять направлений  внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно – нравственное,  социальное, общекультурное) реализуются в нашей школе. Занятия по спортивно-оздоровительному направлению - «Здоровейка» и общеинтеллектуальному «Юный исследователь» веду я. «Внеурочная деятельность очень привлекает детей. Мои воспитанники самые активные участники всех классных и школьных мероприятий.  Все это  обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

6. Трудоёмкость.

        Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

1.  Недостаточное материально – техническое  оснащение кабинета, отсутствие учебно-лабораторного оборудования

2. Трудно привлечь родителей в совместную деятельность в реализации социальных и творческих проектов.

3. Отсутствие преемственности на таких ступенях как: детский сад – школа.

4. Из – за увеличения объема документации  не  хватает времени для общения с детьми и саморазвития.

 5. В школе нет психолога и тьютора, которые могли бы помочь классному руководителю в разрешении некоторых проблем, связанных с обучением и воспитанием младшего школьника.

6. Сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости).

Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться.

7.  Адресные рекомендации по использованию опыта.

Описание использования  моего опыта дано в публикациях на моем  личном сайте:

  1.  http://nsportal.ru/hlynceva-elizaveta-vasilevna

                        http://www.proshkolu.ru/user/hlincevaev/

                       https://infourok.ru/user/hlinceva-elizaveta-vasilevna

                      http://zhuktor.schoolrm.ru/ 

  1. На сайте МРИО: в  Программе XIV Республиканской научно-практической конференции "Инновации в системе образование Республики Мордовия 14 мая 2015 г.

http://mrio.edurm.ru/meropriyatiya/konferentsii/item/563-programma-xiv-respublikanskoj-nauchno-praktichesk

8.  Наглядное приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....