РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
опыты и эксперименты на тему

Виноградова Татьяна Павловна

За 20 лет работы в школе определился свой путь решения вопроса о развитии творческих способностей у ребят. Необходимо так построить и провести работу, чтобы полученный опыт и знания помогли в дальнейшем: и в школьной, и в самостоятельной взрослой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ФГОС

Виноградова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Муромцевский лицей»

«Зажечь как солнце в небесах,

Чтоб ярким был бы свет в глазах,

Чтоб красоту всегда ценили,

Добро и радость всем дарили».

(Татьяна Виноградова)

Развитие творческого потенциала каждого ребенка – важнейшая задача, которую мы решаем на базе образовательного учреждения на протяжении всего периода обучения.

         В современном мире являются востребованными активные, разносторонне развитые личности, способные к нестандартному мышлению, увлекающиеся общим делом и умеющие не только предложить новую идею, но и осуществить задуманное в определенные сроки. Не менее ценным качеством современного человека является его умение работать в коллективе, сотрудничать и распределять обязанности  по способностям, приходить к общему решению и объективно оценивать свои возможности.

Главной целью моей работы как педагога, наставника и друга является вовлечение детей в творческую деятельность с первых дней их жизни в классном коллективе.

За 20 лет работы в школе определился свой путь решения вопроса о развитии творческих способностей у ребят. Необходимо так построить и провести работу, чтобы полученный опыт и знания помогли в дальнейшем: и в школьной, и в самостоятельной взрослой жизни.

Начинать работу следует в дошкольном возрасте (если есть такая возможность). Со старшими дошкольниками в детском саду, в группе кратковременного пребывания,  лагере дневного пребывания весной-летом провожу знакомство через игры, театрализованные представления или творческие занятия, стараюсь выявить склонности детей к какому – либо виду творческой деятельности. Большим подспорьем в этом будут «яркие» черты характера, особенности поведения и общения с ровесниками и с взрослым. Конечно, проще увлечь активного и любознательного ребенка. Но учителю важно не оставить без внимания детей с нераскрытым внутренним миром. Классный коллектив служит примером («Как делают все и другие…»), а затем становиться толчком к проявлению своего видения, к осуществлению собственных идей и способов решения любой творческой задачи («А я бы сделал так…»). Счастье и трепет наполняют душу, когда удается открыть в маленьком человеке что-то своё отличительное, лишь ему данное – то, что поможет ему реализоваться, стать успешным или даст возможность быть полезным, делать красивое и яркое, или неприметное и доброе. Главное, чтобы раскрытые и развитые способности влекли ребенка вперед к новым достижениям в своем любимом деле.

        В начале работы следует провести опрос родителей и воспитателей дошкольников (или первоклассников) с целью  выявления  склонностей или увлечений ребят для дальнейшего их развития. Если у ребенка уже есть любимое занятие, то необходимо продолжать развитие его творческих способностей в выбранном направлении. Собранные сведения помогают быстрее найти подход к каждому малышу.

Родители являются главными помощниками педагога. Они оказывают посильную помощь на всех этапах работы. Но особенно важно привлечь родителей на первом этапе, когда детский коллектив еще не сформирован, у детей нет устойчивого интереса, низкий уровень самостоятельности и организованности. Можно провести опрос и среди родителей для выявления их творческих увлечений, чтобы в дальнейшей работе опираться на полученные данные. (Например, если мама Вовы умеет рисовать, то Вове можно предложить выполнить рисунок по теме урока, занятия или конкурса.) Предварительно оговариваем  с родителями условия и требования по предложенному заданию. Степень самостоятельности ребенка увеличивается поэтапно.

Учитель совместно с родителями составляет план мероприятий на учебный год, в который включаются творческие дела различной тематики, направления и уровня. Распределение участия целесообразно проводить на основе инициативы детей и родителей. Некоторым учащимся первое время нужно дать время присмотреться к работе других ребят. Учитель ведет табель  посещаемости  учениками выбранных секций и кружков. В эти документы по необходимости вносятся изменения и дополнения. А также учитель регулярно заполняет портфолио творческих достижений каждого ребенка. Это позволяет проследить за развитием каждого ребенка, вовремя оказать ему помощь, определить круг интересов и выявить успехи в отдельных направлениях.

         Классный коллектив является двигателем творческого прогресса. Поэтому от уровня сформированности классного коллектива зависит уровень творческого развития учащихся класса в целом. Я выделила следующие этапы  развития творческого потенциала у младших школьников в классном коллективе:

 1. Сплочение коллектива и выявление склонностей.

 2. Вовлечение в коллективную творческую деятельность на   основе выявленных или выявляемых склонностей и способностей.

  1. Индивидуальная или групповая работа детей в выбранной творческой деятельности под руководством учителя.

Содержание работы на каждом этапе:

  1. Этап              «Мы талантливы во всем

                                     Танцуем, красим и поем».

Сценки. Стихи. Танцы. Частушки. Рисунки. Поделки. «Сочинялки». Фантазии. Конкурсы. Соревнования.

2. Этап         «Как много интересных дел!

                                Найти своё лишь не успел».

Знакомство с различными видами и направлениями творческой деятельности. Выполнение коллективных дел. Воспитание чувства прекрасного. Развитие инициативности. Расширение кругозора.

Посещение центров культуры и учреждений дополнительного образования своего поселка или района.

3. Этап               «Это дело лучше всех.

                                     Ждет меня большой успех!»

Выбор вида творческой деятельности или увлечения в соответствии с желанием и склонностями ребенка. Распределение по секциям, творческим объединениям и т.д.

Учитель поддерживает интерес ребенка и оказывает необходимую помощь. На этом этапе важно сообща преодолеть первые трудности, чтобы они не испугали юного «творца», не угасили его желания заниматься выбранным делом. Участие в конкурсах.

Работа строится на сотрудничестве всех участников творческого процесса: ученик, учитель, родитель. Желательно в план мероприятий внести сотрудничество с учреждениями культуры и дополнительного образования. Каждое из данных учреждений имеет свой план работы, в который входят творческие конкурсы и мероприятия. Классные мероприятия или тематические часы можно проводить на базе учреждений культуры, что повысит их результативность.

Очень важно показать детям перспективу дальнейшего творческого развития. Это может быть сотрудничество с газетой, с центральной библиотекой и т.д. А также участие в телекоммуникативных проектах и конкурсах. Работа на компьютере и посещение библиотеки становятся средством получения информации при подготовке к творческой работе.

Конечно, многое зависит от инициативы и творчества самого учителя, от его желания и умения создавать наиболее благоприятную атмосферу для творческой реализации всех учащихся и каждого в отдельности.

Каждый даже маленький успех, дружеская и доброжелательная обстановка, пример учителя, родителя или одноклассника служат огромным толчком к дальнейшему творчеству. И никто не знает, что может завтра изобрести ребенок, который сегодня молча и безынициативно наблюдает,  как мастерят другие.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе. Организация, планирование, контроль. Составители В.В.Шумилова, Н.П.Кузнецова.Волгоград-2010.

2. "Официальные документы в образовании", N 23, 2001  
3. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»

Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях ФГОС

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к начальному образованию.Федеральный образовательный стандарт начальногшо общего образования предусматривает реализацию основной образовате...