Конспект урока «Путешествие к Пушкину»,3 кл, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Эргерт Анастасия Валерьевна

 

Тема: «Путешествие к Пушкину» (УМК «Перспектива» )

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А. С. Пушкина.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о предках и потомках великого поэта; проследят связь поколений рода Пушкиных; научатся уважать историю своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_k_pushkinu_3_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Методы, приёмы

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала занятия

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Присаживайтесь!

Проверяет готовность к уроку

Организуют рабочее место

Регулятивные:

Умение настроиться на работу

2.Проверка выполнения домашнего задания.

3.Подготовка к основному этапу занятия

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Физминутка

5.Первичная проверка понимания.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7.Контроль и самопроверка знаний.

8.Подведение итогов занятия.

9. Рефлексия

10.Информация о домашнем задании

1 мин

2 мин

10 мин

1 мин

8 мин

6

мин

5 мин

2 мин

2 мин

2 мин

На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Мудрость старости».

1.Скажите, пожалуйста, с каким временем года у вас ассоциируется старость? Почему? (Зима)

2. Как молодым следует относиться к советам мудрых старых людей?

3. Какие пословицы из текста «Мудрый учится у мудрого» вас заинтересовали больше всего?

4. А теперь откройте печатные тетради. Посмотрите на ваше чудо-дерево и скажите, какие качества, составляющие богатство души, вы записали? Есть дополнения?

- Послушайте стихотворные строки. Узнаете произведение?

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна, Села ждать его одна. Ждет – пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, дни да  ночи Разболелись глядючи,  С белой зори до ночи; Не видать милого друга! («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он. И соседям то и дело. Наносил обиды смело… («Сказка о золотом петушке»)

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- Кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)

- Сегодня мы поговорим о семье. И рассмотрим родословную на примере семьи великого русского поэта А.С.Пушкине, о его предках и потомках. (Слайд №1)

-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете?

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (Слайд №1)

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. (Слайд №3)

Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад. (Слайд №4)

- О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода, за несколько десятилетий и даже столетий. Т.е. «Неразрывная связь поколений».)

- Какие существуют способы составления родственных связей? ( «Восхождение к предкам», «Нисхождение к потомкам»)

- Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков.

(видео физминутка)

- Откройте учебники на странице 84. Прочитайте первый абзац.

- Назовите двух родоначальников пушкинского рода по отцовской линии: воин Ратмир и Гаврила Алексич. - Кто такой Александр Невский?(Слайд 5 Ответы детей)

- А теперь прочитаем 2 абзац.

- От какого предка произошла фамилия Пушкин? ( от правнука Гаврилы Алексича Григория Александровича, которого прозвали Пушкой.)

- Теперь читаем 3 абзац. Кто начинает историю рода поэта по материнской линии? Абрам Петрович Ганнибал (Слайд №6)

- Мы добрались до родителей А.С.Пушкина (рассказ учителя) (Слайд №7) - Ниже следует чета А.С Пушкин и его жена Наталья Гончарова (рассказ учителя) (Слайд №8,9)  - У четы Пушкиных было четверо детей. (Слайд №11)

-А теперь занесем результаты того, что мы прочитали в рабочую тетрадь. с.56 № 1 .

Работа в парах: с. 56 № 2

- А кто такие духовные потомки? (Это люди, которые любят и почитают творчество А.С.Пушкина.) Вы являетесь духовными потомками А.С.Пушкина?

Указом Президента Российской Федерации 6 июня в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России.

-Перед вами родословное древо А.С.Пушкина в современном варианте. Но это не все древо, а лишь его часть. (Слайд №15)

Работа в парах. Найдите отца, мать А.С.Пушкина, его жену, детей, деда, брата и сестру.

- Сегодня мы с вами изучали историю рода Пушкиных.

-Подумайте, а что люди этого рода передавали от поколения к поколению? Являлось ли старшее поколение примером для потомков?

Внешнее сходство, величие души, служение Отечеству.

Можем ли мы утверждать, что род Пушкиных является примером «неразрывной связи поколений»? (Да)

- Сегодня на уроке:

Я узнал …

Мне понравилось …

Я бы хотел …

Новые знания мне пригодятся …

1)Творческое задание: «Гордость нашей семьи», вам нужно будет приготовить доклад , о предках, которыми, по вашему мнению можно гордиться.

Или

2) «Семейные реликвии» принести, показать и рассказать о какой-нибудь семейной реликвии.

Формулирует задание

Выдвигает проблему

Озвучивает тему и цель урока

Преподносит новый материал

Работа с понятием

Рассказывает материал темы

Осуществляет индивидуальный контроль

Работа с понятием

Подводит учащихся к вывод

Акцентирует внимание на конечных результатах

Дает комментарий к выполнению домашнего задания

Выполняют задание

Приводят примеры, высказывают свои предположения

Анализируют

Высказывают собственную позицию

Читают высказывание

Высказывают свои предположения

Сравнивают

Анализируют

Читают текст

Анализируют прочитанное

Высказывают своё мнение

Читают текс

Выполняют практическое задание; сравнивают.

Высказывают своё мнение

Осуществляют  самопроверку

Осуществляют

Самопроверку

Высказывают свои предположения

Формулируют конечный результат

Анализируют

П: принимать и сохранять учебные задачи

П: постановка и формулирование проблемы

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: сравнение

аргументация своего мнения;

П: извлечение из текста необходимойинформации;

П: построение логической цепи рассуждений

П:анализ, синтез, обобщение;

Р: контроль, коррекция;

К: аргументация своего мнения;

П: рефлексия способов и условий действий;

П: установление причинно- следственных связей;

                                                                                                                        

Класс:3                                                                                                                                

                                                                                                                 Выполнила: Кириллова А.

Тема: «Путешествие к Пушкину» (УМК «Перспектива» )

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А. С. Пушкина.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о предках и потомках великого поэта; проследят связь поколений рода Пушкиных; научатся уважать историю своей Родины.

Предметные: иметь общее представление об истории рода А.С.Пушкина; знать одно-два стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина; выразительно читать выбранные стихотворения; характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери.

Личностные: проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье; оценивать связь между разными поколениями, основанную не только на кровном родстве, но и на духовном родстве.

Понятия: неразрывная связь поколений

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация.