Метод проектов в начальной школе
проект на тему

Пильченко Екатерина Игоревна

Метод проектов в Федеральном государственном образовательном стандарте признается одним из самых эффективных на  всех ступенях образования. В начальной школе актуальной остается задача создания мотивации, интереса, необходимых навыков решения проектных задач. Этому посвящен данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx92.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе.

Метод проектов в Федеральном государственном образовательном стандарте признается одним из самых эффективных на  всех ступенях образования. В начальной школе актуальной остается задача создания мотивации, интереса, необходимых навыков решения проектных задач. В основной школе ученик должен научиться работать над коллективными проектами, тогда как индивидуальные проекты становятся обязательными для использования в средней школе.

Метод проектов – не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога  В. Килпатрика  «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как « от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до 80-х годов. Однако сегодня начинается новая жизнь этого метода, ему отводится роль одной из эффективных образовательных технологий.

Проект – уникальный способ организации деятельности человека от замысла до материального воплощения. 

Каждый из нас в повседневной практике что-либо творит (от салата до космического корабля), но уровень владения технологией проектирования и воплощения собственного замысла у нас разный, отсюда и разные продукты проектной деятельности. Объединяет проекты алгоритм деятельности «от замысла (идеи) до изготовления».

       Воплощение творческого замысла – это загадочный процесс рождения шедевра из ниоткуда, и сами авторы неохотно отвечают на вопрос:«Как вам это удалось?» Однако существуют и другие замыслы, когда их воплощение не под силу одному человеку и необходимо привлечь других людей для реализации задуманного. Для этого необходимо детально разработать последовательность действий, технические характеристики материалов и т.д. Например, для строительства архитектурного сооружения это будет техническое задание или то, что в строительстве и называется проектом.

        Результатом проекта для ребенка может стать и само изделие, и осознанно присвоенный опыт технологии изготовления. Именно учитель предлагает ребенку в одном случае творить и реализовывать собственный замысел, а в другом – описывать последовательность его воплощения, для того чтобы им смогли воспользоваться другие.

      Приоритетным результатом в образовании является второй вид проектов, поскольку главная цель обучения – освоение ребенком технологии проектной деятельности и овладение последовательностью операций создания проектов любой области человеческой деятельности. Тот, кто владеет алгоритмом реализации собственного замысла, тот способен претворить в жизнь самые смелые мечты и замыслы. Особенность творческого проекта – уникальность продукта. В результате освоения ребенком процесса воплощения замысла появляется высокотехнологичный проект:

Учебный проект – это выстраиваемая каждым ребенком последовательность операций, требований и условий, позволивших ему воплотить в жизнь собственный замысел.

        Ключевыми понятиями в этом определении являются индивидуальный маршрут и последовательность операций, характерных для каждого человека. Именно этот опыт и является подлинным результатом обучения, именно для приобретения этого опыта и надо работать, повышая эффективность самостоятельной деятельности, оттачивая вместе с ребенком универсальные учебные действия и коммуникативного, и регулятивного, и предметного характера.

     В педагогической литературе много внимания уделяется описанию последовательности этапов реализации проекта. При таком подходе ребенку заранее, игнорируя его индивидуальный регулятивный опыт, предлагается план реализации проекта.  

I этап. «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

II этап. Сбор и обработка информации.

III этап. Разработка собственного варианта решения проблемы:

- актуальность и важность данной проблемы;

- анализ разнообразной информации;

- программа действий;

- разработка варианта реализации своей программы.

IV этап. Реализация плана действий.

V этап. Подготовка к защите проекта.

VI этап. Презентация проекта.

VII этап. Рефлексия.

          Следует учесть, что представленный план работы – не более чем инструкция по созданию материального продукта, и тот, кто работает по нему, не более чем исполнитель чьего-то замысла( как в случае реализации проекта архитектора наемными рабочими). При этом результатом работы станет освоение инструкции, а это предметные универсальные учебные действия. Метод проектов с этим описанием последовательности операций был разработан не для начальной школы, и если в средней школе подобный план может послужить опорой для построения деятельности, то в начальных классах   будет способствовать развитию исполнительской, а не творческой, поисковой деятельности.

       Кроме того, проект как процесс создания конкретного продукта по формальному признаку имеет значительное сходство с учебным заданием. Действительно, в результате выполнения и того и другого появляется произведенный ребенком продукт детской деятельности. Однако разница между ними огромна, и в первую очередь она касается мотивационной сферы.  

Различия проекта и учебного задания

Учебное задание

Проект

Цель работы определена учителем и представлена конкретным результатом решения (выполнения)

Ориентирован на реализацию замысла ребенка как автора проекта

Есть образец

Нет образца

Регламент решения определен по структуре и времени выполнения

Определено только время работы

Процесс достижения предлагается учителем

Процесс осуществляется учеником по собственному алгоритму

Самостоятельная репродуктивная деятельность

Самостоятельная эвристическая , поисковая деятельность

Оценивается результат по критерию «совпало – не совпало»

Оценивается не только продукт, но и эффективность процесса деятельности

Самооценка осуществляется в формате качества репродуктивной деятельности

Самооценка позволяет работать в поле творческой активности, повысить мотивацию к развитию

Метод проектов характеризуется как:

  • личностно – ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации, рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

Основные характеристики метода проектов.


В таблице представлены основные характеристики метода проекта, позволяющие классифицировать продукты детской деятельности и формы работы.

     Рассмотрим на примерах варианты  применения метода проектов в различных предметных областях и формах учебной деятельности.

     В процессе выполнения творческого проекта должен реализовываться творческий замысел ребенка, а продукт, который при этом получается , не должен выполняться по образцу. Такими продуктами являются любые творческие работы детей – от рисунка до концертного номера.  

   В начале обучения творческим проектам необходимо уделять максимальное количество времени, поскольку основными результатами этой деятельности будет мотивация ребенка к самостоятельному проектированию и реализации своих идей.

   От замысла до воплощения - дистанция огромного размера. Наблюдательный учитель замечает, что в ситуации, когда детям предлагается выполнить свой вариант творческой работы, например сделать открытку для мамы к какому- либо празднику, творческие продукты у детей будут разными. Связано это с опытом ребенка, с владением им разными творческими навыками. Одни владеют только карандашом и могут сделать лишь простенький рисунок, другие вспомнят и применят все умения работы с бумагой. По сути, творческий проект носит диагностический характер, позволяющий определить степень владения ребенком творческими навыками. При планировании праздника или концерта мы имеем возможность раскрыть творческий багаж каждого ребенка, предложив детям подготовить номера. Качество выступлений будет зависеть от владения ребенком определенными умениями и навыками.

 Выводы:

  1. Творческий проект может быть использован как диагностический тест в предметах творческого цикла, таких, как изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура и т. п. Применяется для проверки присвоения навыков работы с материалами, умения строить композиции, владеть своим телом и т.д.
  2. Творческий проект необходим для укрепления самооценки каждого ребенка, для мотивации его творческой активности.
  3. Творческий проект может стать учебным, т. е. способствовать освоению ребенком алгоритма реализации собственного замысла и присвоению универсальных учебных действий.

В курсе «Технология» есть творческое задание на тему использования ватных дисков для создания аппликаций. Учащиеся легко справляются с этим заданием , если создаются условия для реализации их собственных замыслов. В качестве продуктов предъявляются выполненные аппликации, в которых учащиеся применяют различные техники работы с ватными дисками. Обычно возникает мини- выставка, где каждой работе найдется место.

  Таким образом, в пространстве урока выполнен настоящий творческий проект, поскольку в наличии все его признаки: собственный замысел, самостоятельная деятельность по его реализации , освоение новых приемов, получение и демонстрация продукта.В качестве рефлексии выступает эмоциональная характеристика «нравится – не нравится», «хорошо – плохо». Если учитель проставляет отметки за получившиеся работы, то оценивание осуществляется субъективно, даже при наличии четких критериев (количество приемов, аккуратность, композиция и т.д). Для ребенка эмоциональная характеристика никак не соотнесена с требованиями учителя.

      Рефлексия может быть проведена в соответствии с задачами, которые ставил учитель в данной теме. Для этого используют простые приемы, которые помогают детям проанализировать полученные работы с позиций учебных требований. Так, дети смогут выбрать поделки, в  которых применено максимальное количество техник работы с материалом, отыскать изделия с оригинальными способами изготовления, самые гармоничные или выполненные ещё в соответствии с любыми учебными задачами, которые решал учитель на конкретном уроке.  

    В этом случае учащиеся вместе с учителем обсуждают конкретные результаты, к которым пришли в процессе урока. Дети при этом смогут  осознать приобретенные умения и степень их освоения. Однако в таком варианте проектная деятельность приведет лишь к освоению учащимися предметных универсальных учебных действий.

Можно предложить учащимся другие вопросы, например:

Как рождался лично твой замысел?  

Как ты представлял себе будущий результат?

Все ли идеи ты смог реализовать? Если нет, то почему?

Если бы ты сейчас стал делать свой проект, как бы ты его выполнял? Попробуй записать все этапы своей работы.

Какие умения, знания пригодились тебе при её создании? И т. д.

В результате коллективной работы появится сводный план создания творческого продукта, который впоследствии будет совместными усилиями корректироваться и дополняться.

    Таким образом , освоение технологии реализации замыслов происходит в ретроспективе, когда творческий продукт уже получен ребенком и ему легко представить весь процесс и выделить свои способы работы.

Следует помнить, что у каждого человека могут быть личностные мотивы работы на уроке и в проекте, свой способ инициации замысла ( когда идеи возникают при манипуляции с материалом; когда у ребенка есть опыт приспособления чужих идей, поиска функционального назначения, желание выделиться или, наоборот, остаться в тени;существенное влияние оказывает социальная ситуация в классе или в группе, отношение к учителю и т. д.).

  Мы видим, что метод проектов создает условия для индивидуализации образовательного процесса при условии, что учитель не навязывает свой способ продвижения от замысла к изделию. Чем многообразнее работа с алгоритмом создания изделий, тем выше в результате компетентность учащихся в планировании и определении путей достижения результатов, что обуславливает уровень сформированности регулятивных УУД.

Информационные проекты.

В соответствии с названием в таком проекте учащийся работает с информацией, и следовательно, продуктом будет некий информационный массив, а в качестве результата – освоение методов работы с информацией, к которым следует отнести восприятие, сбор, хранение, систематизацию и обработку материала ( перевод из одной системы хранения в другую).

Планирование информационного проекта

Серия вопросов

Актуализация

 собственного опыта

Этапы

реализации проекта

Что это?

Замысел

Постановка цели проекта

Зачем?

Для чего( это делают люди)?

Актуальность проблемы, мотивация

Определение задач проекта

Как ( это можно сделать)?

Условия реализации проекта

Реализация проекта

Что получится ( в результате решения проблемы)?

Планирование конечного продукта

Выбор методов и способов обработки информации ( материалов)

Что получилось?

Создание личного продукта

Презентация продукта

Как это у тебя получилось?

Анализ личного опыта

Рефлексия

Почему это важно ( для меня лично)?

Результат

Результат

В этом случаи продуктов информационной , деятельности могут выступать не только презентации и рефераты, но ребусы и загадки, шифры и таблицы, диаграммы и анаграммы, а главное – обоснование и объяснение всех способов обработки информации. Если учащимся предоставляется возможность для самостоятельного наблюдения, сравнения, анализа, обобщения изучаемых объектов и явлений, то у них глубже и ярче проявляются познавательные интересы, сильнее стремление самостоятельно выяснять причину, установить взаимосвязь явлений.

       При работе с информацией породному городу («Окружающий мир») на уроке и могут быть созданы проекты предъявления своего города не только в различных формах, но главное – в соответствии с собственными приоритетами, впечатлениями и представлением о своем городе. В этом случае метод проектов позволяет организовать обращение к самому разному субъектному опыту школьников в личных способах поиска и обработки информации, а также акцентирует внимание на признании уникальности, самобытности каждого ученика и его картины мира.

       Среди рефлексивных вопросов наиболее эффективны следующие:

       Какие выявлены общие черты в описании нашего города, а какие – разные? От чего это зависит?

       Какой способ предъявления города вам более интересен, понятен? Ит.д.

Можно воспользоваться следующим приемом инициирования проектов: детям задается вопрос, что такое «семья», «родина», «весна» ( ключевое слово будущего проекта). Из ответов учащихся складывается некий образ или замысел будущего проекта, причем каждый учащийся предлагает одну из граней этого образа. Например, «семья – это любовь, доверие, помощь, совместный отдых» и т. д. Очень важно учесть, что каждое высказывание учащихся связано с их личным опытом, это их личный замысел или мечта…

           Следующий вопрос : « Зачем это нужно людям?» - помогает перейти к этапу проблематизации: «Как это можно сделать?»

           Цепочка вопросов: «Что это?», «Зачем это нужно людям?», «Как этого можно добиться?», «Что делать?» - помогает ребенку составить свой личный вариант, выбрать наиболее важную из характеристик образа. Только после этого можно перейти к следующему этапу, задав вопросы: «Что об этом думают другие ?», « Где об этом можно узнать?»

        На этом этапе в зависимости от уровня готовности можно предложить учащимся ( или группам) прочитать текст, в котором ставится проблема; обсудить эту тему с родителями, друзьями; провести социологический опрос и т.д. В качестве продукта подобного проекта следует принять на первых порах (1-й класс) устный ответ, наследующих ступенях – презентацию или описание проекта( текст) и т. д.

         На этапе рефлексии основное внимание уделяется анализу индивидуальных маршрутов, когда все желающие высказывают свои варианты сбора информации с указанием самого для них интересного в каждом  из источников. Завершением информационных проектов можно считать не просто факт представления проектов, а перечень основных источников информации, собственной деятельности по её сбору и обработке.

        Только в этом случае информационные проекты будут способствовать появлению у учащихся интереса к разным источникам информации и к работе с ними.

Виды продуктов детской деятельности в информационных проектах:

  • результаты социологических опросов;
  • план, карта;
  • выставка;
  • газета,журнал;
  • игра, викторина;
  • коллекция;
  • костюм;
  • музыкальное произведение;
  • мультимедийный продукт.

Исследовательские проекты.

При насыщении начальной школы оборудованием для практического изучения окружающего мира исследовательские проекты становятся особенно актуальными.

       В первую очередь необходимо определить место исследовательского проекта в общей системе образовательного процесса, ориентированного на освоение учащимися универсальных учебных действий. Исследовательские проекты, как и все остальные, ориентированы на присвоенные учащимися методы познания, методы освоения окружающего мира. Ценность исследовательского продукта в начальной школе невелика, и саму исследовательскую деятельность следует определить как псевдоисследовательскую, т.е. результат этой деятельности имеет ценность только лично для самого исследователя, помогая ему расширить представления о возможностях познания окружающего мира, о значении научных исследований для открытия нового.

       Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. В этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско – познавательной. Отличие научного познания от просто поисковой деятельности определяется в отношении к методу. Так, в науке самое важное – это репрезентативность ( т. е. повторяемость результатов при его использовании), отсюда отношение к исследованию как многократной проверке гипотезы.

     Если учащемуся предлагается ответить на вопрос: « Что будет, если пластилин бросить в воду?» - то поиск ответа, т.е. проведение опыта, отнюдь не относится к исследовательской деятельности и может восприниматься лишь как активизация интереса к деятельности как таковой. Исследование инициируется при постановке другой проблемы – « От чего зависит плавучесть предметов?». Проектирование начнется тогда, когда у учащихся возникнет собственный замысел создания уникального плавучего средства. В этом случае исследование свойств материалов, имеющихся в распоряжении у учащихся, будет побочным продуктом учебного творческого проекта.

    Собственно исследование должно включать несколько этапов: постановку проблемы, формулирование цели, построение гипотезы, подбор метода, проверку этого метода на других материалах, подтверждение или опровержение гипотезы, построение доказательства, защиту полученных данных, формулирование нового знания.

Сравнительный анализ научно-исследовательской

 и учебно-исследовательской деятельности

Линия сравнения

Научно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Цель исследования

Производство новых знаний в общекультурном значении

Приобретение учащимися навыка исследования как способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности, основой которого является самостоятельное приобретение новых, личностно – значимых знаний

Направленность исследования

Исследование как способ получения результата, продукта

Исследование как открытие методов научного познания

Организация деятельности

Опирается на нормы , выработанные в сфере науки за несколько последних столетий; жестко нормируется выработанными научным сообществом традициями

Может моделироваться учителем с опорой на научные традиции, но с учетом специфики учебного заведения, предмета и объекта исследования, личности исследователя; нет жёстких норм

Субъект - объективные связи

Связь непосредственная : ученый – объект исследования

Связь опосредованная: ученик-учитель-объект исследования. Субъект-объектная связь, передача навыков практической деятельности от учителя к ученику.

              Как видно из таблицы, основная задача учебного исследования – обучение процессу  познания, а не совершение научного открытия.

Оценка деятельности учащегося в проекте является одним из самых проблемных вопросов организации проектной деятельности младших школьников. Наиболее распространен вариант оценки конечного продукта проектной деятельности ( материальный продукт). Однако гораздо важнее, чтобы предметом рефлексии и оценки стали те изменения, которые произошли с учеником в ходе выполнения проекта ( нематериальный продукт). В начальной школе это находит выражение в формирующихся в ходе проектной деятельности универсальных учебных действиях (УУД). Чаще всего формируются следующие УУД:

Постановка проблемы

  • демонстрирует понимание проблемы;
  • демонстрирует понимание цели и задач деятельности;
  • демонстрирует понимание последовательности действий;
  • имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности;
  • высказывается по поводу полученного результата.

Коммуникация

  • соблюдает нормы речи в простом высказывании;
  • соблюдает нормы изложения простого текста;
  • работает с вопросами на уточнение;
  • соблюдает процедуру при работе в группе.

Оценочная деятельность

  • высказывает оценочное отношение к полученному продукту;
  • высказывает свое впечатление от работы над проектом;
  • приводит аргументы, подтверждающие справедливость высказанного оценочного отношения;
  • называет трудности , с которыми он столкнулся при работе над проектом;
  • по завершении проекта сравнивает ожидаемый и полученный продукт;
  • делает выводы о соответствии продукта замыслу;
  • называет сильные стороны работы над проектом.

Работа с информацией

  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности;
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника;
  • демонстрирует понимание полученной информации;
  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.

Достоинства и недостатки метода проектов

как формы организации учебной деятельности

Достоинства

Недостатки

  • Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем.
  • Исследовательский, поисковый характер.
  • Значительная самостоятельность учащихся в в выборе форм и видов деятельности.
  • Активное взаимодействие между всеми участниками проекта.
  • Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
  • Коллективный характер деятельности.
  • Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся.
  • Невысокая игровая составляющая этой формы учебной деятельности, ограничивающая возможность достижения успеха учащимися с разными типами мышления, ориентация на логическое,

« левополушарное» мышление

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Метод проектов в начальной школе.

Метод учебного пректа широко используется педагогами, помогая им решать многие профессиональные задачи. В статье подробно рассматриваются этапы работы над проектом, выбор тем детских проектов, формиро...

метод проектов в начальной школе

краткое обобщение педагогического опыта...

Методы проектов в начальной школе

Выступление на городской научно-практической конференции учителей начальных классов....

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...