ИГРА КАК СРЕДСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Луценко Елена Николаевна

В теории и практике  применения игр в учебном процессе придается большое значение.  Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. В процессе игры ученик уходит от роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, и в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lutsenko_elena_nikolaevna.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах второго поколения.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – игра.

В теории и практике  применения игр в учебном процессе придается большое значение.  Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. В процессе игры ученик уходит от роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, и в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач.

 Игры способствуют активизации процесса обучения, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу. Способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Игры помогают сделать любой  учебный материал более увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Они как бы синтезируют трудовую, познавательную  и творческую активность.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровым действием. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им реальны.

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей.

Игра относится к косвенному методу обучения, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, самостоятельно ставят задачи и решают их [1,89].

Только здесь (в игре) строятся отношения между взрослым и ребенком, которые лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом [1,89].  

Игры, применяемые на уроках естествознания многогранны и разнообразны. Существует множество классификаций природоведческих игр: дидактические, имитационные, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, деловые, игры-состязания и другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Сюжетно – ролевые игры – это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых (учителя) творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты. Одной из особенностей этих игр является наличие в них воображаемой ситуации, которая складывается из  сюжета ролей [4,19].

Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Они дают возможность не только закреплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соответствовать возрастным особенностям школьников, учебно–воспитательным задачам изучаемой темы [4,21].

В обучении естествознанию наиболее часто используются ролевые и имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию[10,28].

Именно на уроках ознакомления с окружающим миром возникают особые условия для разыгрывания детьми различных ролей – реальных персонажей, животных и растений, наделенных человеческими качествами, «оживших» предметов[3,57].

Для развития личности младшего школьника необходима самостоятельность, которую ребенок может почерпнуть из собственной деятельности. Он сам строит игру, а руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть и отвергнуто. Поэтому на данном этапе особенно актуальна и важна ролевая игровая деятельность.

Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, творческого начала, некоего актерского мастерства: ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает ее тоже по своему усмотрению, решению. Именно эта игра способствует развитию воображения, креативного мышления и коммуникативных умений [3,58].

Учитель не может ожидать, чтобы какая либо игра или какое-либо задание, сочинение или доклад привели к развитию у школьника  умения фантазировать. Необходимо специально, то есть продуманно, систематически и целенаправленно развивать воображение в процессе учебной деятельности. Особенно хороши для этого уроки «Окружающего мира». Они позволяют создавать условия, для того, чтобы школьник принимал на себя чью-то роль, ставил себя на место другого [3,58].

В связи с этим необходимо  суметь правильно организовать игру. Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно проиграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

  • выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры; наметить роли учеников;
  • предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.;
  • продумать, какие будут правила, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет изменить их в целях активизации класса;
  • обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации; решить,  как использовать результат игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока [10,96].

Необходимым условием организации ролевых игр  является создание игровой атмосферы. Для ее создания необходимо помнить о некоторых аспектах и соблюдать их. Во-первых, исключить порицание и критику во время игры.  Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной. Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, с другой, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести  ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности [10,54].

Необходимо также и правильно построить игру, то есть соблюсти ее внутреннюю структуру. Началом игры является воссоздание воображаемой ситуации, то есть постановка перед детьми задачи на воображение: «Представьте себе…»; «Как будто бы…»; «Если бы…» и т.п. 

Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ролей. Развивать умение слушать партнера, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других участников игры помогают ролевые диалоги. Особенно велико значение таких ролевых диалогов, участниками которых являются реально существующие люди. При этом дети приобретают опыт социального поведения, взаимоотношений с другими людьми, умение ориентироваться в различных ситуациях. Темы, которые включены в программу ознакомления с окружающим миром, позволяют организовать такие игровые диалоги. Например, в рамках темы «Семья» возможны следующие телефонные диалоги: «Поздравление бабушки с праздником»; «Разговор со справочной службой с целью узнать, когда приходит поезд, на котором приезжает дедушка»; «Разговор с больным другом с целью узнать о его самочувствии» [3,65].

Существуют также различные приемы по выработке и развитию определенных умений. Например, очень способствует развитию у детей умению общаться в игре прием использования пальчикового театра. Атрибутом могут служить два целлулоидных теннисных шарика, кукольное платьице с пуговками или кукольное платьице – все, что можно надеть на палец [3,62].

Еще один прием развития воображения в игре – переделывание известных сказок на свой лад. Джани Родари назвал этот прием «перевиранием» сказки. Может быть так, что дети станут «сопротивляться», не захотят «перевирать»  любимые сказки. Тогда надо еще раз объяснить им, что это – всего лишь шутка, игра на внимание (нельзя повторять уже сказанное слово), что сказку они меняют «понарошку» и что, в конце концов, она будет рассказана так, как написана [3,74].  

Таким образом, игровая форма организации урока  помогает детям легко включиться в познавательную деятельность,  способствует более легкому и доступному пониманию природоведческого  материала, а так же  формированию предусмотренных программой представлений и понятий о природе.   

Дидактические игры – это такая форма организации обучения, в которой субъекты учебно–воспитательного процесса являются его активными участниками. Основная цель этих игр – обобщение, систематизация и проверка полученных знаний по конкретным темам программного материала. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки решения задач[10,36].

Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и, позволяет детям овладеть знаниями, играя[8,14].

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на следующие виды:

а) предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);

б) логические;

в) словесные (игры-загадки, задачи, игры-путешествия);

г) настольно-печатные.

В процессе этих игр ребенок усваивает систему  эталонов сенсорных, практических, этических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например классификация, сравнение, анализ, синтез и т.д. Игры с правилом, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами [3,45].

Дидактические игры можно организовать по-разному, на всех этапах урока, экскурсии, при проверке знаний, опросе и т.п. вариантов дидактических игр и приемов можно придумать множество. Дети с удовольствием принимают игровую форму изучения природы [5,58].  

Для усиления игрового эффекта целесообразно использовать и некоторые атрибуты игры, например, игровую символику: шапочки, значки, эмблемы. Большую роль играет четкое разъяснение учителем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению [5,60].

Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока. Чтобы не нарушить впечатление от игры, ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце. Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина [2,17].

Учитель может использовать разные типы дидактических игр: речевые, с картинками, с предметами. Это могут быть и сюжетные игры с правилами, и настольные – печатные игры. Конечно, от класса к классу игры усложняются как по дидактической цели, так и по игровым правилам и действиям [3,48].

Дидактические игры содержат 3 компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие. Рассмотрим подробнее каждый из трех компонентов.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить. Например, с помощью игры «Когда это бывает?» уточняются знания о сезонных изменениях в природе, формируются представления о временах года; развивается наблюдательность, внимание, речь. В игре «Что сначала, что потом?» ставится следующая дидактическая цель: проверить умение детей устанавливать последовательность в развитии растений

Игровое правило – это условия игры. Обычно они формулируются словами « если, то». Например, учитель объясняет, как будет проходить игра: «Все встают в круг. Я бросаю мяч и говорю слово, например, узкий. Если тот, кому я бросила мяч поймает его, то он может сказать слово с противоположным значением (широкий). Если слово будет сказано правильно, то игрок бросает мяч кому захочет и называет новое слово». Игровое правило определяет, что  в игре можно делать, а чего нельзя и за что получает штрафное очко [3,51].  

Игровое действие представляет собой основную «кайму» игры, ее игровое содержание. Это может быть любое действие (держать, поймать или передать предмет, произвести с ним какие – то манипуляции), могут быть соревнования, работа на ограниченное время и т.п. [3,52].

Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразнее проводить не в начале изучения темы, когда знания детей еще не достаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено, а что требует повторения [3,55].

Дидактическая игра – это репродуктивная деятельность, построенная на применении ранее полученных знаний. Следовательно, дидактическая игра ближе к учебной деятельности, а не к игровой. Это один из методов обучения [3,55].

Имитационные игры. Имитационная игра есть частный (более структурированный) вариант  «исполнения ролей». Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения. Здесь действия участников разыгрываются по определенному «сценарию», моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной обстановке, аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своей цели, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов одних участников для достижения целей. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальным, которые могли бы исполнять подлинные персонажи в имитируемой ситуации [10,41].

В имитационно-ролевых играх разыгрывается множество ситуаций из жизни природы и взаимоотношениях человека с миром природы:

1.ситуация, связанная с какой-либо экологической проблемой;

  1. ситуация, в которой дети принимают на себя роли животных, растений, имитируют их поведение;
  2. непосредственное изучение социальных ситуаций (вырубка лесов, проявление негуманного отношения к животным и т.п.);
  3. ситуация, в которой ученики показывают свойства предмета.

Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного материала и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но и дают учащимся опыт коллективного принятия решения. Здесь достижение успеха группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими игроками и преподавателем. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализ ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее. Учитывая трудность «постановки» имитационно-ролевых игр, они не могут применяться часто – один-два раза в течение учебного года. [10,44].

В игре-ситуации может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, вырубка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если…», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать будущие ситуации, например, через 5, 10, 15 лет [10,47].

Игры-драматизации – это разновидность творческих игр. Они представляют собой использование детьми какого-либо сюжета. В основе игры-драматизации лежит литературный сюжет, произведение. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей, а могут носить характер концертного исполнения.

Основные признаки игры-драматизации: наличие готового сюжета, характеристика персонажей, последовательность действий, наличие атрибутов, музыкальное оформление игры [4,20].

Игры-драматизации развивают у детей воображение, наблюдательность, художественную и творческую самодеятельность. Если эти игры разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, то их называют театрализациями [4,25].

Комплексные игры – могут содержать в себе одновременно и подвижные, и ролевые, и познавательные, и состязательные элементы, объединенные единым сюжетом, темой [4,25].

Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность, наблюдательность и внимание. В ней присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше назовет…). В результате дети учатся быстро и логически рассуждать. В процессе игры дети получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра – одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Она дает возможность дифференцировано подойти к оценке знаний и способностей учащихся[4,27].

Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием [4,27].

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности.

Литература

1. Аникеева Н.П. воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.

2. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации.// Педагогика и

психология игры. – Новосибирск, 1985.

3.Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе. –

М.: Просвещение, 2000.

4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. в школу – с игрой. – М.:

Просвещение, 1991.

5. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в

начальной школе.// Начальная школа, 2000 №1, стр. 57.

6. Лифанова.т.м. Дидактические игры на уроках естествознания.

– М.: Просвещение, 2000.

7. Малькова З. Ролевые игры в классе.// Народное образование,

1990 №9, стр.84.

8. Петросова Р.А. и др. методика обучения естествознанию и

экологическое воспитание в начальной школе. – М.:

«Академия», 1999.

9. Селецкая Е.Э. Дидактические игры как средство

познавательной деятельности младших школьников. – Л.:

ЛГПИ, 1984.

10. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика,

1981.

11. Степанова О.А. Научно-методические подходы к

использованию игры в педагогической работе с младшими

школьниками.// Начальная школа плюс минус, 2003 №6,

стр.39-46.

12. Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической

игры и требования к ее организации. – М.: АПН ССР, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

«ИКТ как средство повышения качества образования в начальной школе»

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя– он должен стать координатором информационно...

Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Дидактическая игра как средство обучения на уроках начальной школы.

Дидактическая игра как средство обучения на уроках начальной школы....