Статья "Технология работы над каллиграфией в 1 классе"
статья (1 класс) на тему

Черникова Ольга Владимировна

Формирование автоматизированности графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся по системе группировки письменных букв основано на логическом принципе. Важными условиями являются скоординированность работы глаза и руки, микроклимат, положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raboty_nad_kalligrafiey_v_1_klasse.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Черникова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ №8»,

г. Старый Оскол, Белгородская область

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД КАЛЛИГРАФИЕЙ В 1 КЛАССЕ

Аннотация: Формирование автоматизированности графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся по системе группировки письменных букв основано на логическом принципе. Важными условиями являются скоординированность работы глаза и руки, микроклимат, положительные эмоции.

Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфические ошибки, группировка письменных букв, качество письма.

Каллиграфия – это искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (чётким) и устойчивым почерком.

Каллиграфические ошибки (недочёты письма) – это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

Формирование автоматизированности графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся по системе группировки письменных букв основано на логическом принципе. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в восемь групп по признаку наличия в них общего элемента. Границы между выделенными группами букв в некоторой степени подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет три разных по форме элемента, то она включена соответственно в три группы.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотностью повторения в них каждого из восьми элементов. Так, если элемент «линия с закруглением с одной стороны входит в состав четырнадцати строчных и пятнадцати заглавных букв, то начертание этой группы отрабатывается в первую очередь.

Логический принцип группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить графические ошибки и заложить основы к выработке автоматизированности графического навыка.

На какие же группы можно разделить все буквы?

1) 28 строчных и прописных букв, имеющих в своём составе линию с закруглением с одной стороны: а, и, й, л, м, н, т, у, ц, ч, ш, щ, ы, я, Г, И, Л, М, П, Р, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Я.

2) 27 букв, имеющих в своём составе плавную линию: б, е, ё, ж, к, л, м, н, ч, ъ, ы, э, ю, я, А, Б, Г, Ж, К, Л, М, Н, П, Т, Э, Ю, Я.

3) 19 букв, имеющих в своём составе полуовал: е, ё, ж, з, й, с, х, э, Б, В, Д, Е, Ё, Ж, З, Р, С, Х, Э.

4) 15 букв, имеющих в своём составе линию с петлёй: в, д, з, у, ц, щ, А, Б, В, Д, К, Н, Щ, Ц, Ю.

5) 12 букв на основе линии с закруглением с двух сторон: г, к, п, р, т, И, К, У, Ц, Ч, Ш, Щ.

6) 12 букв на основе овала: а, б, в, д, о, ф, ю, я, О, Ф, Ю, Я.

7) 11 букв на основе прямой линии: ж, к, н, п, р, т, ф, ю, А, Ж, Т.

8) 3 буквы на основе прямой линии с четвертным овалом: ъ, ы, ь.

Такая последовательность изучения букв позволяет в достаточно короткий срок заключительного этапа предупредить графические трудности и перейти к формированию автоматизированности графического навыка. Большая часть времени, планируемого на каллиграфические занятия, должна быть использована при изучении первых трёх групп.

Параллельно с отработкой техники воспроизведения букв учащиеся овладевают умением правильно соединять их в буквенных комплексах, используя при этом три вида соединений:

- верхнее – и, й, к, н, п, р, с, т, у, ц, ш, щ, ы, ь, ю;

- среднеплавное – в, г, е, ё, ж, з, х, ч, ъ, э;

- нижнее – а, б, д, л, м, о, ф, я.

Интересна эта система овладения начертанием букв, соединений, слов на первом этапе: детям нужно дать образец крупной буквы (на нём отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где она начинается, обводят её по воздуху, пишут рядом такие же по размеру буквы), в следующей строке дать букву меньшего размера, в третьей строке даётся буква чуть ниже половины строки.

Очень часто болезненным оказывается переход от одной разлиновки тетради (4 мм) к другой (9 мм). Во избежание этого желательно начинать обучение письму в тетрадях в одну линию с расстоянием между строк 9 мм.

Важным условием каллиграфического письма является скоординированная работа глаза и руки. Для выработки такой координации необходимо использовать упражнения на сравнение каких-либо элементов, отличающихся высотой, наклоном, расстоянием, шириной и т.д.

Очень важно вырабатывать ритмическое письмо. Оно позволяет ученику контролировать свою работу, писать каждую букву сознательно, не «выезжать» за линию строки, доводить все элементы буквы.

Большое значение при выработке каллиграфического письма имеет микроклимат, положительные эмоции ребёнка. Для этого необходимо использовать разного вида поощрения: похвала, выставка работ в конце урока, выставка работ для родителей и др.

На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над каллиграфией младших школьников

В документе описан процесс работы над почерком младших школьников...

Работа над каллиграфией письма

Материал для подготовки родительского собрания...

Статья "Особенности формирования учебных универсальных действий в процессе работы над каллиграфией в начальной школе."

В 1 ом классе одним из важнейших умений  является  овладение  каллиграфическим письмом. Эта проблема  остаётся актуальной  до сегодняшнего дня.Систематически формировать почер...

Программа и КТП по каллиграфии (2 класс)

Прогамма по каллиграфии и КТП 2 класс. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)...

Статья "Технология работы над каллиграфией в 1 классе"

Формирование автоматизированности графического навыка и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся по системе группировки письменных букв основано на логическом принципе. Важными условиями я...

Программа по каллиграфии 2 класс

Полная программа по каллиграфии для 2 класса, можно адаптировать до 4 класса...

Конспект мастерской на тему "Эффективные приёмы работы над каллиграфией"

Материал разработан для проведения мастерской среди учителей начальных классов для корректировки почерка у учеников....