Материал по теме:
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уровне обученности учащихся, в личностном развитии детей. Стабильность: достижение устойчивых положительных результатов на протяжении ряда лет. Научность: реализация цели и задач опыта соответствует основным положениям педагогики и психологии. Опыт может быть использован в массовой практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_kondrikovoy_m.a..rar38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кондрикова Марина Аркадьевна

Управление образованием администрации муниципального образования

Крымский район

Передовой педагогический опыт

Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности.

Кондрикова Марина Аркадьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 57

станица Троицкая

Крымского района

2007 год

Содержание.

  1. Условия возникновения опыта.                                        3 стр.
  2. Актуальность опыта.                                                3-4 стр.
  3. Ведущая педагогическая идея опыта.                                4 стр.
  4. Теоретическое обоснование опыта.                                4-5 стр.
  5. Технология опыта.                                                        5-14 стр.
  6. Результативность опыта.                                                14-15 стр.

Библиографический список.                                                16 стр.

Приложения.                                                                17 стр.

                                                                                        


1.Условия возникновения опыта.

Начальная школа ставит перед собой и решает множество задач. Самая главная задача - научить ребенка учиться, что значит не только владеть материалом, но и уметь им пользоваться. Современный мир требует, чтобы школа помогала ребенку стать личностью творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию. Еще Л.Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Мудрые мысли не стареют. Современная школа перестраивается, стремится соответствовать новому времени, но основные дидактические принципы остаются.

В соответствии принципам я и строила работу. Со временем, накапливая опыт, стала ловить себя на мысли, что ожидаю большего и от себя, и от детей, да и при переходе в среднее звено у выпускников начальной школы сразу же начинались проблемы. Буквально с первой четверти отметки пятиклассников становились на балл ниже, чем в предыдущем году, причем по всей параллели и даже у сильных учеников, которые достаточно легко справлялись с программой начальной школы на протяжении ряда лет и подтверждали свои знания во время административных контрольных работ.

Долгое время я думала над тем, как же добиться того, чтобы дети не только усваивали материал, но и могли им активно пользоваться, чтобы полученные знания не хранились в памяти ненужным грузом, чтобы дети сами видели, что важно учиться новому, что это им действительно помогает в жизни.

Вывод напрашивался сам:  процесс обучения должен соответствовать важнейшей цели-развитию ребенка. Насколько осмысленно овладевает ученик знаниями, настолько успешной будет его работа. Чётко осознавая конечную цель, мыслящий человек сможет найти пути её реализации на любом жизненном этапе. «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» /Демокрит/

Определив для себя направление работы, я столкнулась со следующими трудностями:

  1. изложение материала предполагало репродуктивную деятельность ученика на уроке, т.е. приходилось менять структуру урока, привлекать массу дополнительного материала, что само по себе, конечно, хорошо, но неудобство состояло в том, что зачастую серии уроков приходилось вести без использования учебника, т. к. предлагаемый материал был направлен на выработку механического навыка;
  2. каждый предмет существовал сам по себе; интегрировать предметы учитель, конечно, мог, но только по личной инициативе, т. е. система не выступала как

целостная, а мы ведь говорим о том, что знания важны не только на том уроке, на котором присутствуешь, а вообще в жизни;

  1. остро вставала проблема преемственности между начальной школой и средним звеном. Сглаживать несоответствие опять-таки должен был сам учитель, учитывая программу 5 класса и беседуя с учителями-предметниками.

Содержание материала требовало серьезной переработки.

2. Актуальность опыта.

Шанс изменить положение представился 8 лет назад, когда появилась возможность выбирать новые комплекты учебников в рамках традиционной системы, т.е. я изменила  содержание за счет того, что выбрала новый комплект учебников, который больше соответствовал требованиям времени.

Меня заинтересовала программа «Школа-2000» (ныне «Школа-2100»).Сначала я знакомилась с результатами тестирования учащихся г. Москвы по журналу «Начальная школа: плюс-минус». Затем начала работать по программе сама. В результате, в 2006 году ко мне пришел уже третий набор детей, который будет учиться по программе «Школа-2100». Система обучения, воплощенная в образовательной программе «Школа-2100»,действительно выступает как целостная система, где все предметы тесно связаны друг с другом, уровень подготовки к концу обучения в начальной школе более соответствует требованиям новой ступени обучения, материал учебников отвечает тем основным целям и задачам, которые хотелось бы воплотить в жизнь: обучение действительно становится развивающим. В этом плане одной из важнейших задач начальной школы я считаю развитие речи младших школьников, т.к. именно речь является показателем того, насколько продуктивно идет процесс развития мыслительной деятельности ребенка.

Задача развития речи учащихся является особенно актуальной еще и потому, что наша школа находится в сельской местности. В последнее время это уже не просто констатация факта - это проблема, т.к. по уровню жизни сельская местность все больше уступает городу, меньше возможностей найти хорошо оплачиваемую работу, следовательно, больше усилий затрачивается на добывание средств существования. Забота о ребёнке у многих родителей сводится к задачам одеть- накормить, а задачи воспитания и обучения перекладываются автоматически на школу. Если учесть, что при этом ДОУ посещала в лучшем случае 1/3 учащихся, то школу смело можно назвать первой ступенью в развитии большинства детей.

3.Ведущая педагогическая идея опыта, цели и задачи опыта.

Ведущая педагогическая идея – развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности ребенка.

Цели:

  1. развитие речи;
  2. активизация учебно-познавательной деятельности;
  3. расширение кругозора;
  4. обогащение словарного запаса;
  5. воспитание положительных качеств характера.

Задачи:

  1. через развитие речи – к творчеству, к осознанному усвоению изучаемого материала;
  2. развивать интерес к предмету, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
  3. воспитывать у ребенка качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, умение находить решения в нестандартной ситуации;
  4. воспитывать уважение к людям, умение ценить труд, работать над собой.

4.Теоретическое обоснование.

Академик Д.С.Лихачёв считал: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности. Учиться спокойной, правильной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших ума, души, нашей способности не поддаваться влияниям среды».

Методика развития речи - это та область методической науки, которая в настоящее время, наверное, больше всего снабжена методической литературой. Но, с одной стороны, методической литературы много, с другой стороны - нет должного механизма внедрения теории в практику. Каждый учитель определяет для себя сам необходимые упражнения по развитию речи.

Анализируя опыт коллег, придерживаюсь следующей классификации:

  1. По содержанию упражнения по развитию речи располагаются в рамках тем «Звук», «Слово», «Словосочетание», «Предложение. Текст».
  2. По цели применения:
  1. работа над звуковой стороной речи (упражнения, направленные на  выработку умений достаточно устойчивого произношения звуков и вычленения их в словах, в речи);
  2. словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса);
  3. развитие эмоциональной, выразительной и грамотной связной речи:
  1. упражнения на организацию воспроизводящей (репродуктивной) деятельности учащихся. Обычно, на начальных этапах работы. После терпеливого выслушивания мучений ребёнка в процессе построения фразы, учитель подводит итог, чётко проговаривает предложение, просит ребёнка сказать вдумчиво и неторопливо ещё раз, прислушаться к звучанию, «попробовать слова на вкус».
  2. упражнения на формирование творческой деятельности учащихся (подробнее остановимся далее).

5.Технология опыта.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово подобрано и к месту и ко времени. К сожалению, речь наших учащихся становится год от года всё беднее. Даже пересказ текста по учебнику - это сплошные запинки и повторы.

С первых дней работы с первоклассниками обращаю внимание детей на то, что владение даром слова - это искусство, которому надо учиться. Почему-то слова и тексты по иностранному языку дети учат, а когда готовятся к ответу на родном языке, то считают, что достаточно всего-навсего прочитать учебник.

Работа по активизации учебного процесса через развитие речи начинается буквально с первых дней пребывания ребёнка в школе и относится к развитию непосредственно речевого аппарата. Зачастую наши первоклассники приходят в школу с серьёзными дефектами речи, т.к. мамы списывают недостатки произношения на возраст, да и нужный специалист находится далеко. Ребёнку с нарушениями речи трудно адаптироваться в классе, активно общаться, чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в школе работает логопед, но многого можно добиться и на обычных уроках обучения грамоте, включая в план урока речевые разминки. Подходить к процессу нужно очень осторожно, не заостряя внимания на отдельном ученике, т.к. желание помочь, может привести к тому, что ребёнок замкнётся, откажется отвечать совсем. Вообще, процесс развития речи длится всю жизнь. Очень жаль, что для многих первоклассников он начинается только в школе. Невероятно трудно маленькому ученику строить ответ, учиться рассуждать, обосновывать, делать выводы, приводить примеры, т.к. все эти виды работы являются для него совершенно новыми. Процесс обучения идет успешнее, если новому ребенок учится с опорой на те виды деятельности, которые ему хорошо знакомы и интересны, ведь только в этом случае ученик чувствует желание работать и уверенность в своих силах. У каждого учителя накапливается свой материал по развитию речи, складывается своя система работы. Перечислю некоторые виды работы по развитию речи, которые в своей практике использую постоянно. Они помогают ребенку освоиться в новых для себя условиях в начале учебной деятельности, успешно работать в процессе всего периода обучения в начальной школе и формировать качества творческой личности.

Виды работы по развитию речи:

  1. использование речевых разминок;
  2. привлечение фольклорного материала;
  3. знакомство с различными способами толкования слов во время словарной

работы;

  1. достижение наиболее полного понимания прочитанного при помощи

рисунков;

  1. обучение приемам, формирующим умение работать над сочинением и

изложением;

Остановимся на вышеназванных видах работы подробнее.

Речевые разминки (см. Приложение №1.).

 К речевым разминкам можно отнести:

  1. чистоговорки, т.е. упражнения, направленные на развитие речедвигательного аппарата. Материал включает в себя как отработку отдельного звука, вызывающего трудности в произношении ([ с],[ ш], [з],[ ц], [р], [л] и т. д.), так и различение пары звуков ([с]-[з],[ ж]-[ш]; [с]-[ш]). Много времени уделяем наблюдению за «построением» звука: как работают губы, зубы, язык.
  2. Скороговорки, цель которых - развитие артикуляции, дикции.
  3. Короткие забавные стихотворения. Разучиваем стихи при знакомстве с новым звуком и буквой или в ходе речевой разминки. Как правило, младшие школьники первоначально улавливают ритм стихотворения, делят его на одинаковые речевые отрезки, не замечая знаков препинания. В ходе работы мы учимся думать над смыслом, соблюдать паузы, делать логические ударения, т.е. работаем над выразительностью устной речи. Сюда же относится работа над такими ошибками как «проглатывание» окончаний, невнятная речь, слишком тихое или слишком быстрое проговаривание.

 Использование фольклорного материала (см. Приложение №2).

  1. Русские народные сказки.

В первом классе во время устного ответа страдают и учитель и ученик. Ученик пока ещё не научился вслушиваться в вопрос, ему трудно понимать смысл, находить правильный ответ, правильно строить фразу, поэтому первоначально работу по развитию речи начинаем с русских народных сказок, где есть целые фразы, которые ребёнок знает наизусть с раннего детства, т.е. стирается страх перед ответом, речь

становится эмоциональной. Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» несмотря на свою простоту и незамысловатость помогают развивать речь, память,

 воображение. При пересказе, инсценировке дети отвечают способом словесной формулы, а не отдельными словами. Прием работы «Снежный ком», наверное, и появился на свет под воздействием сказок-цепочек. Разыгрываем сказки мы с детьми уже на первых уроках обучения грамоте (в этом помогает учебник). По ходу действия вдруг видишь, что «зайчик» запрыгал, «мышка» засеменила мелкими шажками и запищала тоненьким голоском, а медведь наоборот загудел густым басом. Страх перед аудиторией исчезает, включиться в работу хотят все, т.е. помимо решения учебных задач сказки помогают детям адаптироваться в новом коллективе.

  1.  Пословицы и поговорки (см. Приложение №2).

Чрезвычайно богатые возможности для развития мышления и речи в младшем школьном возрасте дают малые жанры фольклора- пословицы и поговорки. Как правило, младшие школьники не умеют делать даже элементарных выводов по прочитанному. При анализе текста работают первоначально лишь несколько человек. Если же подобрать пословицы так, чтобы они отражали характер героев, оценку их поступков, содержали мораль, то это очень помогает детям, которые честно пытаются научиться думать.

Работать с пословицами очень интересно. Дети на примере наблюдают как коротко и ёмко можно сформулировать главную мысль, учатся видеть подтекст, объяснять содержание. Работа с пословицами не ограничивается уроками чтения. Мы используем их на уроках русского языка (минутки чистописания или отработка правописания, например, не с глаголами или окончаний глаголов 2-го лица единственного числа), на уроках риторики, окружающего мира (пословицы о сезонных изменениях в  природе, о растениях, о животных, о труде и т. д.). Тематика зависит от темы урока. На уроках математики пословицы включены авторами учебника в ряд упражнений, направленных на отработку навыков устного счёта. Дети с удовольствием расшифровывают пословицы, в учебнике забегают далеко вперёд в поисках шифровок. На уроке сделать эти номера практически невозможно, т.к. они уже выполнены во внеурочное время не по заданию, а по желанию.

  1. Загадки (см. Приложение №2).

Загадки на уроках встречаются достаточно часто. Они любимы и авторами учебников, и учителями, и учащимися. Применять загадки можно практически на любых этапах урока.

Например, на этапе введения в тему на уроке по обучению грамоте по теме «Театр»:

-Угадайте, о каких сказках пойдет речь на уроке.

Вот она какая,

Большая-пребольшая.

Вытащить ее решили.

Вшестером одну тащили.

Но уселась крепко.

Кто же это?

Репка.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Три медведя.

На этапе обобщения по теме «Знаки препинания в конце предложения»:

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Восклицательный знак.

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Вопросительный знак.

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Точка.

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но – тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками…

Многоточие.

Удобно использовать загадки:

- на уроках обучения грамоте при знакомстве с новой буквой;

  1. при проведении звукобуквенного анализа;
  2. при разгадывании кроссворда;
  3. для знакомства с новым словом с непроверяемым написанием;
  4. на уроках окружающего мира при знакомстве с обитателями экологических систем или природных зон;
  5. на уроках математики при отработке навыков устного счета;
  6. при проведении тематических словарных диктантов на уроках русского языка;

Постепенно привыкаем вникать в смысл загадки, анализировать на основе чего строится загадка: сравнительное описание, перечисление характерных признаков, действий, назначения и т. д. Подобная работа важна на следующем более сложном этапе- составлении загадок. Уже во втором классе на уроках риторики авторы учебника предлагают детям попробовать себя в роли составителя загадок. Зашифровывая известные предметы, дети учатся подбирать код и к отгадыванию новых загадок. В процессе творчества знакомимся с понятием «рифма».

Приемы стихосложения используем не только для составления загадок. Стихи мы учимся сочинять и на уроках чтения, и на уроках риторики, и к праздникам, которые проводим в классе. Для учеников младших классов это очень трудное упражнение.

Первоначально работа носит чисто механический характер: дети пытаются подогнать содержание под рифму. После первых проб пера многие увлекаются процессом, иногда

приходится основательно попотеть, чтобы найти, за что можно похвалить очередной «шедевр», но более-менее серьёзным увлечением это занятие становится у 3-4 человек из класса.

Виды упражнений:

-игра «Рифма поможет стать поэтом» (составление стихов по заданным рифмам);

-закончить стихотворение;

-придумать рекламу в стихах;

-домашнее задание в форме КТД (коллективной творческой деятельности), когда к процессу привлекаются родители, дедушки, бабушки и другие родственники. Результаты часто впечатляют, многих родителей узнаём с новой стороны, в классе всегда прочитываем стихи, восхищаемся поэтами.

Практическая работа по стихотворчеству ценна ещё и тем, что дети воочию убеждаются, как важно владеть достаточным словарным запасом, т. к. часто проблема как раз в том и заключается, что просто не хватает слов для выражения собственных мыслей. По этой причине словарной работе на уроке уделяем много внимания.

Словарная работа на уроке (см. Приложение №3).

Как мало дети знают слов! Зачастую значение многих даже, казалось бы, общеизвестных слов ученик пытается понять в контексте и понимает неправильно. Между тем К.Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

По данным М.Р.Львова (профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки), до 4 класса половина новых слов входит в словарь младшего школьника через словарную работу на уроке.

Этапы словарной работы:

  1. семантизация слова;
  2. актуализация слова;
  3. использование слова в речи (пересказ, диалог, письмо, сочинение, стихотворение).

Способы толкования слов:

-наглядный;

-контекстуальный;

-способ подстановки синонимов;

-логическое определение;

-развернутое описание;

-подбор антонимов;

-анализ морфологической структуры слова и словообразования.

В усвоении слова должны принимать участие и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание. Если работаем со словом в тексте по чтению, то стараемся использовать его при составлении предложений и словосочетаний на уроках русского языка. Если знакомимся с правописанием слова на уроках русского языка, то стараюсь включить его в ряд упражнений, встречающихся в течение урока, чтобы увидеть его в контексте, отработать написание, сделать привычным для глаз, несколько раз произнести в ходе проверки упражнений.

Например, при знакомстве с написанием слова телефон могут быть использованы следующие виды упражнений:

1.Обращение к словарю.

ТЕЛЕФОН:

  1. система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии;
  2. аппарат для разговора таким способом;
  3. номер такого аппарата.

Словарь С.И.Ожегова

2.Этимологическая справка:

образовано от греческого

теле - «далеко»

фонэ – «звук», «речь», «говор».

3.Подбор однокоренных слов.

Телефонист, телефонный, телефонизировать, телефонировать.

4.Сочетаемость слов.

Прилагательное + существительное: городской телефон (домашний, служебный, общий, междугородный).

Существительное + существительное: телефон соседа, плата за телефон, разговор по телефону.

Глагол + существительное: подойти к телефону, дежурить у телефона.

5.Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

Когда так говорят?

-Испорченный телефон.

-Висеть на телефоне.

6.Скороговорка:

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

7.Предложения, отрывки из текста, по которым может быть построена работа с целью отработки правописания.

  1. У меня зазвонил телефон. (К. Чуковский).
  2. В игрушечном магазине мы с Мишкой увидели замечательную игрушку – телефон. В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки и катушка проволоки. (По Н. Носову)
  3. Телефонисты бегом тянули провод, соединяя батарею с наблюдательным пунктом. (М.Шолохов)

 Пополнение словарного запаса способствует лучшему усвоению материала, помогает при обучении пересказу.

Как правило, учащимся начальных классов легче выучить текст для пересказа чуть ли не целиком (репродуктивная деятельность), а не отвечать на вопросы, составлять план, работать над характеристикой героя. Но ведь со временем объём произведений растёт, выучить его становится просто невозможно. В этом случае на помощь приходит рисование.

Использование рисунков (см. Приложение №4).

Изобразительное искусство заняло прочное место на уроках чтения, риторики, окружающего мира, где используется для активизации познавательной деятельности школьников, способствует пониманию прочитанного, развитию речи и творческих способностей.

  1. Использование рисунков при обучении пересказу.

Подробный пересказ ученик начальных классов может подготовить достаточно легко, а вот краткий пересказ часто вызывает значительные затруднения, т.к. маленькому читателю любое слово в тексте кажется нужным. На помощь приходит картинный план, который помогает разделить текст на микро темы. Например, после чтения «Сказки о царе Салтане…», работа проходила по следующему плану:

  1. с использованием приёма словесного рисования разделили сказку на «кадры диафильма»;
  2. пронумеровали «кадры» (части);
  3. распределили между собой;
  4.  выбрали из текста цитату к каждому «кадру» (приём выборочного чтения).
  5. Домашнее задание: нарисовать свой «кадр», выучить цитату-защиту рисунка.

При проверке домашнего задания на доске разместили рисунки. С их помощью легко вспомнили последовательность изложения. Цитаты могли назвать не только свои, но и почти все оставшиеся, хотя учить нужно было только свою. Получилось сразу два плана: картинный и цитатный. После урока из рисунков оформили книжку, храним в классе как экспонат, на обложке перечислены все художники-иллюстраторы.

Рисунки используем и при обучении выборочному пересказу: дети иллюстрируют понравившийся эпизод, а затем готовят пересказ-защиту рисунка.

  1. Использование рисунков при составлении характеристики героя.

Дать характеристику герою - это задание в учебнике по чтению встречается   достаточно часто и относится к сложным заданиям. Рисунок помогает ребенку облегчить работу.

Сначала мы учимся угадывать героя по характерным признакам, рассматриваем предложенный образ, добавляем свои слова и выражения, которые помогают точнее передать образ.

Была у злодея до пят борода.

В театре всех кукол он мучил всегда.

«Подайте мне плетку!» - гремел его бас.

Скажите скорее, кто он?

КАРАБАС: злой, безжалостный, жестокий, жадный, несправедливый.

Он был самым добрым из всех докторов,

Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.

Лечил все болезни:

Корь, свинку, бронхит –

Скажите скорее, кто он?

АЙБОЛИТ: смелый, добрый, отзывчивый, самоотверженный, всегда спешит на помощь.

Со временем дети сами начинают рисовать героев сказок и рассказов, что помогает при составлении характеристики. Во-первых, такое задание ненавязчиво возвращает учащихся к тексту, ведь нужно изобразить героя поточнее. Кроме того, на уроке ребёнок опирается уже не только на существующий в памяти абстрактный образ, а на вполне конкретный зрительный. Например, дети рисовали своего робота-двойника к отрывку из повести Велтистова об Электронике, Людоеда к сказке А. Волкова, принцессу из сказки «Ослиная шкура». Если во время описания характера героя ученик увлекается описанием рисунка и уходит от книжного образа, то это не мешает работе. Наоборот, при завершении ответа можно спросить, похож ли рисунок на книжный образ; какие черты характера читаются по лицу, а какие переданы не были; лучше или хуже стал герой на рисунке. Рисунок помогает перейти к более сложному виду работы – к характеристике по плану.

План рассказа о герое:

1.Расскажите о понравившемся герое. (Мне понравился… Мне запомнился…

 Мне показался интересным…)

2.Опиши внешность (лицо, одежда, манера поведения).

3.Вспомни, в каких поступках лучше всего раскрывается характер героя.

4.Перечисли черты характера.

5.Расскажи о взаимоотношениях с другими героями.

6.Назови героев других произведений, которых он тебе напомнил.

7.В чем тебе хотелось бы (не хотелось бы) быть похожим на героя.

9.Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего героя?

10.Вспомни, какая из пословиц могла бы передать характер героя или

 последствия, которым может привести его поведение.

  1. Использование рисунка для лучшего понимания смысла прочитанного.

Например, к пьесе-сказке Козлова «Снежный цветок» каждый нарисовал свой цветок, и только в процессе работы над зрительным образом многие поняли, что в качестве цветка предстал сам главный герой- Ёжик.

Первый урок по пьесе строим таким образом, чтобы дети в ходе чтения выдвигали свои гипотезы: сможет ли Ежик спасти друга; как же искать цветок, если его никто не видел; а вдруг цветка и вовсе нет, ведь мудрый дятел сказал об этом Ежику; как же вы представляете себе чудесный цветок. Пьеса-сказка достаточно большая, поэтому на уроке преднамеренно  не дочитываем сказку до конца. Домашнее задание: дочитать сказку, нарисовать, как же выглядел Снежный цветок (в силу присущего детям оптимизма, никто не сомневается, что цветок будет найден). Следующий урок чтения начинается с выставки рисунков, которую оформляем на перемене. По рисункам легко определить, кто читал сказку внимательно, а кто пробежал глазами, не останавливаясь на чтении ремарок, где объясняется, что же за волшебный цветок спас жизнь Медвежонку. К слову сказать, многие дети правильно понимают смысл сказки и представляют на выставку очень интересные работы.

При работе над аннотацией нужно было заодно нарисовать и обложку к книге, которую решили порекомендовать своим друзьям. Некоторые пошли по пути наименьшего сопротивления: взяли готовую иллюстрацию и перерисовали, но многие работы выступают действительно как авторские.

К празднику осени мы готовим тематическую выставку рисунков, в 4 классе с удовольствием стали выпускать газеты к праздникам со своими рисунками и заметками, на уроках окружающего мира и кубановедения дети используют рисунки при оформлении своих письменных сообщений, риторика вообще тесно связана с

рисованием. Рисунок помогает ребёнку увереннее чувствовать себя на уроке, способствует развитию речи.

Так, постепенно осваивая приёмы развития речи, мы с детьми движемся к самому сложному виду творческой работы - сочинению.

 Работа над сочинением (см. Приложение №5).

 Цель этой творческой работы – не только донести информацию, а показать красоту языка, образность, владение материалом, наличие богатого словарного запаса, орфографическую грамотность.

  1. Начинаем работу над сочинением со 2 класса по серии сюжетных рисунков, поскольку именно они помогают развитию способности вникать в смысл, приобретению умений определять логическую последовательность событий, устанавливать взаимосвязь между предметами и событиями.

План работы над сочинением по серии сюжетных рисунков:

1.Зрительное восприятие всей серии рисунков (рисунки расположены произвольно).

2.Выявление темы, основной мысли (под руководством учителя).

3.Определение порядка расположения рисунков (последовательность событий).

   Выстраивание рисунков в порядке следования.

4.Составление плана сочинения.

5. Анализ содержания каждого рисунка. ( кто? где? когда? что произошло? почему?)

    Попутно на доске записываются ключевые слова.

6.Устное составление сочинения по частям (рисункам).

7.Словарная работа.

8. Пересказ текста по частям и целиком.

9. Написание сочинения.

10. Самопроверка: проверка написания на основе обращения к плану, ключевым словам, изученным орфографическим правилам.

  1. Сочинения с опорой на жизненный опыт.

Эти сочинения - самые любимые. Как правило, много интересных работ: по русскому языку сочинения по теме «Субботний вечер у нас дома», «Прогулка», «Что я люблю», по чтению – сочинения о зиме, по риторике – «Мое любимое дерево», «Подарок маме». По риторике, чтению при оформлении сочинения дети используют рисунки, сочинения по русскому языку на тему «Что я люблю» оформили в виде альбома с фотографиями  авторов. Написанию предшествует предварительная работа: на уроках записываем слова, словосочетания, образные выражения, подбираем к существительным подходящие прилагательные и т. д.

В плане подготовки к сочинению очень удобно построена работа в учебнике русского языка Бунеевых, Прониной. Например, возьмём подготовку к сочинению «Что я люблю», 4 класс.

Во-первых, с темой сочинения знакомимся загодя. Сообщаю детям, что сочинение будем писать в завершении работы по теме, но познакомиться с этапами работы можно в любое удобное время, т.к. методика работы по теме изложена прямо в учебнике.

Во-вторых, в плане подготовки выполняем следующие задания:

-на уроках чтения читаем и анализируем рассказы В. Драгунского «Что я люблю» и «Что любит Мишка»;

-готовим подробный и краткий пересказ;

-на уроке русского языка пишем обучающее изложение по тексту В. Драгунского «Что я люблю» на основе зрительного восприятия текста.

Последовательность работы над изложением (алгоритм у каждого ученика в учебнике):

-Прочитай текст изложения.

-Что ты думаешь о Дениске? Какой он?

-Какую основную мысль развивает автор? Найди предложение, в котором она заключена.

-Почему рассказ написан от первого лица?

-Сколько абзацев в тексте? О чём это говорит?

-Перечитай каждый абзац и озаглавь его. Запиши заголовки. Получится план.

-Обрати внимание, как много в этом тексте предложений с однородными членами. Почему, Посмотри, как расставлены запятые.

-Найди и выпиши слова, которые трудны для правописания.

-Перескажи с опорой на план.

-Напиши изложение.

-Самопроверка.

г) На уроке русского языка пишем сочинение на тему «Что я люблю».

Этапы работы:

I этап- домашняя работа:

  1. Перечитай рассказ В.Драгунского «Что любит Мишка», чтобы не повторить Мишкиных ошибок.
  2. Определи замысел своего сочинения: что самое главное ты хочешь сказать другим людям о себе. (Вот В.Драгунский хотел о Дениске сказать очень важную вещь: он ещё маленький, а любит так много: целый мир!»

II этап: урок развития речи, сочинение:

1.Сообщение темы.

2.Подумай, о чём ты расскажешь сначала, о чём потом.

3.Запиши на черновике рабочий план. Названия пунктов могут быть любыми: длинными или короткими. Учти, что план должен помогать в работе.

4.Напиши сочинение на черновике (не забывай про план и самую важную мысль).

5.Прочитай своё сочинение и постарайся оценить себя: удалось ли передать замысел, сказал ли ты всё, что хотел, не забыл ли выделить абзацы.

6. Проверь знаки препинания, орфограммы, пользуйся способами правки текста, с которыми познакомился на риторике.

7. Перепиши сочинение в тетрадь.

(Варианты сочинений в приложении).

  1. Самыми сложными для учащихся начальных классов являются сочинения по картине.

Работа не ограничивается уроком или серией уроков, она планомерно проводится на уроках русского языка, чтения, риторики все 4 года обучения и включает следующие виды упражнений:

-составление (по тексту) группы контекстуальных синонимов (чтобы в дальнейшем избежать неоправданного повтора слов в сочинении);

-подбор синонимов, выражающих оттенки значения;

-выбор из литературных текстов сравнений, эпитетов, образных выражений;

-подбор слов по заданным микро группам;

-различные виды словарной работы (см. вышеперечисленные);

-составление в тетради по чтению словаря настроений;

  1. словесное рисование;
  2. сочинения-миниатюры;
  3. прогнозирование возможного продолжения текста;
  4. работа над деформированными текстами;
  5. написание сочинения на основе модели ( текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование);
  6. знакомство с видами плана ( картинный, цитатный, развёрнутый);
  7. обучение пересказу (подробному, краткому, выборочному).

План работы над сочинением по картине:

1.Подготовка к беседе, знакомство с художником.

2.Зрительное восприятие картины.

  1. Придумывание названия.
  2. Сообщение авторского названия. Сравнивание названий.
  3. Беседа по содержанию:
  1. определение по названию и зрительному восприятию темы картины;
  2. выделение и характеристика отдельных элементов, способствующих созданию образа (запись на доске).
  3. анализ цветовой гаммы и чувств, возникающих под её воздействием (заметки в черновиках);

6.Выявление основных микро тем (обобщение беседы по содержанию).

7.Составление плана (коллективно).

8.Коллективное составление устного текста.

9.Определение типа текста, работа над языковыми средствами.

10. Орфографическая подготовка.

11. Письменная работа.

12.Самопроверка.

На следующем уроке русского языка проводим работу над ошибками, которая включает:

-анализ ошибок, примеры (без фамилии автора);

-примеры лучших текстов ( или лучших вступлений, заключений, образных выражений и т. д.);

-редактирование текста;

-индивидуальная работа в ходе редактирования.

(Варианты сочинений в приложении).

6.Результативность.

 Целью представленных видов работы является развитие речи учащихся, что необходимо для активизации учебно-познавательной деятельности на всех без исключения уроках. В процессе работы мы с детьми ставим и близлежащие цели (усвоить тему, сделать работу интересной, получить хорошую отметку), и далеко идущие (работа в 5 классе, самосовершенствование, развитие речи, ориентирование на будущую профессию). Многие учащиеся привыкают со всей ответственностью относиться к урокам. Словари, энциклопедии, дополнительную литературу по теме дети приносят и используют на уроках чтения, риторики, окружающего мира, русского языка, кубановедения. На уроках мы работаем со схемами, моделями, составляем и используем алгоритмы ответа. В основе работы лежит деятельностный метод. Очень удобно, что программа предусматривает дополнительные материалы к урокам: «Дидактические материалы по русскому языку», «Тетрадь по чтению», «Самостоятельные и контрольные работы» по математике, русскому языку, окружающему миру. Многообразие и достаточное количество заданий позволяет использовать дидактические материалы, как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний учащихся.

 Мне во многом нравятся результаты, с которыми мы приходим к концу 4-го класса: дети хорошо справляются с контрольными работами, принимают активное участие в жизни класса и школы .

 Во время прохождения аттестации учащиеся показали следующие результаты по математике:

  1. успеваемость – 90,5%;
  2. качество – 85,7%.

По русскому языку:

  1. успеваемость – 95,2%;
  2. качество – 66%.

При написании краевой контрольной работы по математике от 18.05.06 г. уже другие 4-е классы показали успеваемость и качество 100%.

Учащиеся являются постоянными участниками конкурсов чтецов (грамоты), активно участвуют в жизни класса и школы (грамота). Материалы учебников подобраны таким образом, что побуждают ребенка не к репродуктивной деятельности, а к творческой. Предлагаемый программой материал усваивается осознанно, с опорой на теоретические основы, что благоприятно сказывается при переходе учащихся в пятый класс. Адаптационный период проходит без стрессов.

 В представленных далее таблицах и диаграммах наглядно показаны

проценты  обученности и качества  по двум выпускам, обучающимся по программе

«Школа-2100». В графах, отражающих количество учащихся, представлен состав учащихся, который не изменялся в течение всего наблюдаемого периода.

класс

учебный год.

количество учащихся

обученность

качество

4кл

2001-2002

19

57

57

5кл

2002-2003

19

57

63

6кл

2003-2004

19

54

58

7кл

2004-2005

19

56

58

класс

учебный год

количество учащихся

обученность

качество

3 кл.

2004-2005

18

61

67

4 кл.

2005-2006

18

61

67

5 кл.

2006-2007

18

60

72

Библиографический список.

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. Книга для чтения в 4 классе. /Москва,

Баласс, 2004.

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа.

/Москва, «Просвещение», 2000.

3.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,, Пронина О.В. Русский язык. Школьный учебник из серии

«Свободный ум»./Москва, Баласс, 2004.

4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Обучение грамоте. Программа. /Москва,

«Просвещение», 2000.

5.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Программа. /Москва,

«Просвещение», 2000.

6.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя. /В.В. Волина.-

Москва, «Просвещение», 1991-368 с.

7.Волина В.В. Учимся, играя. Сборник веселых сказок, пословиц, поговорок,

загадок и упражнений. /В.В.Волина. Москва, «Новая школа». 1994-448с.

8.Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах.

Пособие для учителя. /В.И.Воробьева, С.К.Тивикова.-Тула:ООО «Издательство

«Родничок», М,:ООО «Издательство «Астель»:ООО «Издательство «Аст», 2002.-224с./

(Библиотека учителя),

9.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. /Канакина В.П.-

М.: Просвещение, 1991.-112с.- (Творческая лаборатория учителя. Начальная школа).

10.Тихомирова Е.М. Работа по картинам русских художников. /Тихомирова Е.М.-

Начальная школа: развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы.-М. Издательство

«Первое сентября», 2004.-200с. (Я иду на урок).

11. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по

развитию речи младших школьников в условиях использования фольклорного

материала. /Н.И.Политова. - журнал «Начальная школа: плюс-минус», №4, 2002.-48с.


Приложения:

1.Речевые разминки.

2.Использование фольклорного материала.

3.Словарная работа на уроке.

4.Использование рисунков.

5.Работа над сочинением.



По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Тема самообразования Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

 Учитель: Рахимова Фарзана ФаритовнаОбразование- среднее специальноеТобольское  педагогическое училищеОбщий ст...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации познавательной деятельности

           Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявлен...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации познавательной деятельности

           Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявлен...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на ...

Приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях в С(к)ОУ 8 вида.

Использование приемов для активизации познавательной деятельности у учащихся С(к)ОУ 8 вида....

Обобщение опыта по теме "Развитие связной речи и формирование личности с опорой на индивидуальные особенности слабослышащих учащихся"

Данный опыт отражает формы, методы и приёмы обучения по грамматике слабослышащих учащихся....

Поощрение как фактор активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников

В данной публикации  говорится о том, что возрастные и психологические  особенности младшего школьного возраст...