Методическая разработка по теме:
Технологическая карта урока

Хлямина Сажида Жакслыковна

ФГОС: Технологическая карта урока

Скачать:

Предварительный просмотр:

Современный урок и технологическая карта.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  8. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  2. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  3. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
  4. планировать УРОК с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.

Урок по новым стандартам?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

1. С чего надо начать подготовку к уроку?

  1. четко определить и сформулировать для себя его тему
  2. определить место темы в учебном курсе
  3. определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно
  4. обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Зачем урок вообще нужен?

Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?

а) Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

  1. узнавание нового материала
  2. воспроизведение
  3. применение знаний в новой ситуации
  4. применение знаний в незнакомой ситуации
  5. творческий подход к знаниям.

в) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

  1. задания, подводящие ученика к воспроизведению материала
  2. задания, способствующие осмыслению материала учеником
  3. задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке,

Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать:

  1. что контролировать
  2. как контролировать
  3. как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Что такое конспект урока?

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки - вот что такое конспект. К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость.

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Некоторые учителя обсуждают – а нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

Рекомендации по составлению плана-конспекта урока

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и планы (конспекты) уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.

ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.

ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.

ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто  представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога):

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

ХОД УРОКА - основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел конспекта, по усмотрению педагога, может быть  представлен в виде таблицы:

№ этапа

Работа учителя, ссылки

Работа ученика, ссылки

В перечень этапов, входят соответствующие типологии урока.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

Слово «ссылки» в таблице означает, что свое изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и  других литературных источников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту плана-конспекта там, где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои планы-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках[1,3].

Подпись УЧИТЕЛЯ: в конце конспекта Вы ставите свою фамилию и расписываетесь. Без этого неясно, кто по этому конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

Чем отличается конспект урока от технологической карты урока?

Примеры?

Практическая работа по теме?


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока ________________________________________________________________________________________

Цели для ученика


1.

2.

3.

Цели для учителя


Образовательные


Развивающие



Воспитательные



Тип урока



Форма урока



Опорные понятия, термины



Новые понятия






Формы контроля




Домашнее задание



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

























Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока____________________________________

Тема урока ________________________________________________________________________________________

Цели урока:



Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

























Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и оформлению урока с использованием IT-технологий

Пикалова Л.Р.-  ст. преподаватель кафедры информатики ФМФ, специалист отдела учебно-методического сопровождения деятельности Центра новых образовательных технологий ТГПУ

 e-mail: pikalova@tspu.edu.ru

Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных приложений, или построенный на основе мультимедийной технологии. 

Медиа - это совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации. Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

        При построении медиаурока необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к нему с точки зрения интенсификации учебного процесса и развития личности обучаемого.

  1. Дидактический уровень
  1. Научность содержания – предъявление программными средствами научно-достоверных сведений.
  2. Доступность – представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям.
  3. Адаптивность – приспосабливаемость к индивидуальным особенностям обучаемых, которая поддерживается различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему и содержанию и, как правило, технологически реализуется через гипертекст.
  4. Систематичность и последовательность обучения – необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.
  5. Наглядные методы содержания и деятельности. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
  6. Визуализация учебной информации: объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике развития за счет технологических возможностей современных средств мультимедиа.
  7. Прочность результатов усвоения обучения - обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала.
  8. Использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников и т.п.).

  1. Эргономический уровень
  1. Соответствие эстетического оформления функциональному назначению.
  2. Соответствие цветовой гаммы эргономическим требованиям, комфортность для глаз, так как нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.
  3. Оптимальное  распределение информации на экране, четкость изображения, эффективность считывания изображения.
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различных типов мышления, закономерностей восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности. Следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
  5. Выбор оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности (имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с переутомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость).
  6. Легкость доступа к информации – наличие иерархического меню.
  7. Наличие возможности подсказки, комментария.
  8. Интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации.

  1. Уровень интерактивности
  1. Наличие разнообразных средств ведения диалога.
  2. Наличие различных уровней сложности при изложении учебного материала.
  3. Возможность выбора варианта содержания учебного материала.
  4. Возможность ввода и обработки реально протекающих процессов.
  5. Возможность модификации программы, данных, информации.
  6. Прием и выдача вариантов ответа.
  7. Наличие возможности анализа ошибок, их коррекция.
  8. Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности.
  9. Совместное использование других средств обучения.
  10.  Содействие развитию сотрудничества между учащимися.

  1. Технический уровень
  1. Оптимальность объема требуемой памяти, корректность автоматической установки, ее доступность для пользователя-непрофессионала.
  2. Возможность повтора требуемых кадров программы.
  3. Возможность отмены ввода данных.
  4. Качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами.
  5. Оптимальность организации интерактивной работы .
  6. Возможность подключения периферийного оборудования для распечатки информации, изображенной на экране, результатов обработки информации.

Сегодня медиаурок невозможен без интернет-технологий, которые могут рассматриваться как ещё один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

        

МОДЕЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ МЕДИАУРОКА

Общие требования:

Автор: Ф.И.О.

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта):

Аннотация к уроку (занятию) не более 10 строк:

Предмет (название курса, кружка, секции и т. д.):

Класс (возрастная группа детей):

Тема урока (занятия):

Цель урока (занятия):

Задачи урока (занятия):

Учебно-методическое обеспечение (указать авторов учебников, учебно-методических комплексов)

Время реализации урока (занятия):

Авторский медиапродукт:

1. указать среду, редактор, в котором выполнен продукт

2. вид мадиапродукта:

  1. наглядная презентация учебного материала,
  2. электронный справочник,
  3. электронный лабораторный практикум,
  4. компьютерная тестирующая система,
  5. электронное пособие,
  6. электронный учебник.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия (например, ресурсы сети Интернет или CD–диски …).

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Ход урока:

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Технические требования к оформлению материалов урока

Требования к текстовым файлам  

-Формат страницы: А4, все поля (снизу, сверху, слева, справа) не менее 1,5 см.

-Шрифт «Times New Roman», только 14-й кегль. Междустрочный интервал - одинарный.

-Заголовки и подзаголовки должны быть отделены от последующего и предыдущего текста пустыми строками.

-Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние  индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.

-В таблицах следует использовать только один стиль границ - сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе WORD).

-Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).

-Если в тексте имеются гиперссылки, их необходимо оформить как обычный текст, выделив синим цветом.

-Список литературы (если в нем есть необходимость) следует разместить в конце документа. Пункты нумеруются с 1. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках [1].

        Дидактический материал (авторское медиаприложение к уроку) не должен превышать 10 Мб.

Как разместить авторские материалы

        Сценарий урока; файл- «сценарий» архивируется и размещается в личной зоне участника Фестиваля (личный кабинет). Авторское медиаприложение к уроку; файл- «медиаприложение» архивируется и затем размещается в личной зоне; если медиаприложение представляет из себя продукт, состоящий из нескольких файлов, то все файлы копируются в отдельную папку-«медиаприложения», папка архивируется и размещается в личной зоне.

        Инструкция «Как работать в личном кабинете участника Фестиваля» находиться в разделе «Документы» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=872 на сайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru/.

Как оформить список литературы и  Интернет-ресурсов

        В списке литературы приводятся справочники, энциклопедии, издания общего характера, монографии, научно-популярные книги, статьи периодических изданий (газеты, журналы, авторефераты, информационные листки научных институтов и организаций и т.д.), публикации материалов научных конференций.

        Список литературы дается в алфавитном порядке. Сначала идет фамилия автора и его инициалы, затем — название работы, место ее издания и дата издания. Сокращать место издания можно только для Москвы как «М» и для Санкт-Петербурга - «Спб», остальные города пишутся полностью.

Примеры сокращенного написания выходных данных:

  1. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). М.: Наука, 1988.
  2. Петров А.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М.: ИВИ РАН, 2006.
  3. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Моск. Рабочий, 1991.
  4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. - М.: Большая рос. энцикл., 1996. 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
  5. От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес, в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount films. М.: Премьер-видеофильм, 2002. 1 вк. Фильм вышел на экраны в 1999 г.
  6. Гладков Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. М.: Экстрафон, 2002. 1 мк.

Пример полного написания выходных данных:

        Федосюк Ю.А. Москва  в кольце Садовых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Моск. рабочий, 1991. - 496 с.: ил.

        В соответствии с ГОСТом при составлении списка литературы  допускается опускание тире, которое используется в полном библиографическом описании. Полное библиографическое описание предполагает наличие точки и тире между областями — заглавия, издания, выходными данными — так как показано выше.

        Важно соблюдать единый стиль: либо указывать полные выходные данные для всех книг в списке литературы, либо везде давать сокращенное написание выходных данных.

        Список литературы должен начинаться с работ отечественных авторов и только после указываются зарубежные.

        Иногда встречаются источники, в которых отсутствует указание на место или год составления документа. В этом случае, по правилам ГОСТа вместо обозначения «без места» следует, в квадратных скобках, указать [б.м.], а «без издателя» [б.и.], указание «и другие» обозначается [и др.]. Не допускается сокращение имени автора, заглавия, заглавия серии и подсерии документа.

        Важно! При оформлении  Интернет-ресурсов необходимо указать полное название пути до информации.

Пример1. Скрягин Л. Морской флот. [www документ] — URL: http://www.ka-50.ru/lib_art.php?

Если документ в Интернете обновлялся, указывается: «(н/д / ГОД)», где ГОД — дата доступа к документу. Пример 2.  Скрягин Л. (н.д./2006) Морской флот. [www документ] — URL: http://www.ka-50.ru/lib_art.php?

Примеры оформления сценария медиаурока и авторского мультимедийного продукта находятся на странице педагогической лаборатории «Как организовать медиаурок» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=948&ur2=1089 на сайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru .

Список использованной литературы:

  1. Борисова Н.П. Проектирование медиаурока. Методическое рекомендации. [www документ] — URL http://medianet.yartel.ru/rc/images/stories/docs/proektirovanie%20media.doc
  2. Общие правила оформления библиографического списка и ссылок. Оформление реферата : метод. указания. – М. : МИФИ, 2007. – 25 с.
  3. Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
  4. Репинецкий С,А,, Соколов И.А. Реферат и научная работа в школе: государственный стандарт, педагогический опыт, методические рекомендации. Москва-Самара: Изд. СамНЦ РАН, 2008.-51 с.

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен з...

Технологическая карта урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основ...

Технологическая карта урока

Таблица этапов урока и видов деятельности учителя и учеников...

Технологическая карта урока

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧ...

Технологическая карта урока

ФГОС. 1 класс. Образец создания технологической карты по видам уроков....

Технологическая карта и ктп урока фк

План-конспект и ктп  по ФГОС...

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока...

Технологическая карта урока

 Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку по теме «Однокоренные слова» (2 класс. УМК: «Школа Росси...

Технологическая карта урока

 Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку по теме «Однокоренные слова» (2 класс. УМК: «Школа Росси...

Технологическая карта урока

Урок математики в 1 классе по теме: "Прибавление чисел 7,8,9". Программа "Школа России"...