урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Зеленская Людмила Викторовна

 

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина.

Окружающий мир (3 кл.)

Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Тема урока: «Как люди мечтали летать»

Задачи урока:

  • формировать представление детей о космосе;
  • о том, как люди стали осваивать космическое пространство;
  • систематизировать знания детей о планете Земля, географические сведения о ней;
  • воспитывать любовь к героям-космонавтам, желание быть похожими на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir__Kak_lyudi_mechtali__letat.rar2.73 МБ

Предварительный просмотр:

         

Урок по окружающему миру по теме "Как люди мечтали летать»

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина.

Окружающий мир (3 кл.)

Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Тема урока: «Как люди мечтали летать»

Задачи:

  1. формировать представление детей о космосе;
  2. о том, как люди стали осваивать космическое пространство;
  3. систематизировать знания детей о планете Земля, географические сведения о ней;
  4. воспитывать любовь к героям-космонавтам, желание быть похожими на них.

Оборудование: таблица «Космос», глобус, фотографии космонавтов, рисунки ракет, спутников, воздушный шарик, плакаты, , слайды, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. эмоциональный настрой;
  2. целевая установка;

– Сегодня у нас на уроке присутствует гости, но будем работать как обычно, не волнуйтесь. Урок мы начнем с проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний

– Расскажите об открытиях, которые изменили жизнь каждого человека. О веретене, прялке и ткацком станке мы уже говорили. Продолжите рассказ о первых изобретениях человека. (Ответы учащихся)

III. Переход к изучению новой темы

– Сегодня вы узнаете еще об одном из главных изобретений человека, о том, как люди стали осваивать космическое пространство. Тема урока так и звучит: «Как человек научился летать». Слайд1

– А где происходили все эти открытия, о которых вы рассказывали? ( На планете Земля). Слайд2

Вы, конечно, знаете свой адрес. И можете сказать, в каком доме, на какой улице вы живете, где находится наше село, наша страна. А где живет Земля? Где она находится? Давайте определим адрес Земли. А чтобы вам было легче, начнем с района. Давайте посмотрим на Солнечную систему.  СЛАЙД№3
Почему она называется Солнечной? Сколько планет вращается вокруг Солнца и какие? (Ответы учащихся).

Значит, Земля – планета Солнечной системы. (район – Солнечная система).

Все планеты вращаются вокруг Солнца по своей дороге-орбите-кругу, кольцу (улица Кольцевая 3).

А где находится Солнечная система? (В Галактике – звездной системе). Ночью на небе можно увидеть звезды. Это и есть звездные города Галактики.Слайд 4

 А звездные города Галактики находятся во Вселенной. Это и есть Космос.

Давайте повторим адрес Земли, ее местонахождение.Слайд 5

– Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, какой они ее представляли? Слайд 6-12

Ответы учащихся:

– Жители Индии думали, что Земля лежит на спинах трех слонов, стоящих на громадной черепахе, которая плавает по океану.

– Древние греки представляли Землю как слегка выпуклый диск, напоминающий щит воина.

– В Древней Руси были убеждены, что Земля – это огромный сундук, а небо – стеклянный колпак, на котором укреплены звезды.

IV. Изучение новой темы.

1) Рассказ учителя.

– С давних времен загадочный мир звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. А еще говорят, что человек стал человеком тогда, когда посмотрел на небо и захотел полететь к звездам. Наверное, это и правда, ведь человек всегда шел за своей мечтой. Не умея еще воплотить свои мечты в жизнь наши предки придумывали сказки о коврах-самолетах. Приглядываясь к природе, человек стал наблюдать, как летают птицы, как устроены их крылья. Некоторые умельцы копировали крылья птиц, приделывали их к рукам и так пытались летать по воздуху. Эти попытки заканчивались трагически – люди разбивались и калечились. В те далекие времена еще не настало время для самолетов, разум человека не мог придумать летательную машину.

2) Рассматривание рисунка в учебнике (стр. 136) «Первые летательные аппараты». Чтение и обсуждение текста учебника о развитии авиации. Слайд 13-16

3) Рассказ учителя. Слайд 17

– В 1885 году русский морской офицер Можайский придумал проект летательного аппарата. У него были все основные части, как у современного самолета: корпус, крылья, хвост, шасси. Вот только двигатель был паровой. Как прошли испытания? Аэроплан разбегается, приподнимается над землей, пробует взлететь. Один бок аэроплана начинает крениться, крыло задевает землю и ломается. Испытания заканчиваются неудачей, поэтому работы над самолетом Можайского запрещаются. Но остановить творчество человека уже невозможно.

4) Чтение рубрики в учебнике «Этот удивительный мир» (стр. 137-138)

5) Выполнение задания 59 в рабочей тетради №1 стр. 26

 Очень часто название самолету давалось по фамилии конструктора, который его создал.

Догадайтесь по названию самолета, кто его создал. Соедините линией фамилию конструктора с названием самолета, им созданного.

Андрей Николаевич Туполев

          

По-2

Николай Николаевич Поликарпов

 

Ту-134

Александр Сергеевич Яковлев

 

Ил-86

Сергей Владимирович Ильюшин

 

Як-40

6) Рассказ учителя.

 Итак, люди строили самолеты и летали в воздушной оболочке Земли (атмосфере), но они не останавливались на достигнутом, их манил Космос. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

 Слайд 18

7) Знакомство с таблицей «Развитие космонавтики» - Слайд 19

  1. 4 октября 1957 год – начало космической эры. Был запущен 1-й искусственный Спутник Земли (Пс-1).
  2. 3 ноября 1957 год – запущен 2-й искусственный спутник. В его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.
  3. 15 мая 1958 год – запущен 3-й спутник.
  4. 2 января 1959 год – запущен искусственный спутник «Луна-1». Он прошел около Луны и стал 1-ым искусственным спутником Луны.
  5. 12 сентября 1959 год – «Луна 2», автоматическая станция достигла Луны, впервые была проложена трасса Земля-Луна.
  6. 4 октября 1959 год – «Луна 3» сфотографировала обратную сторону Луны.
  7. 20 августа 1960 год – запущен космический корабль. На борту находятся собаки Стрелка и Белка.
  8. 12 февраля 1961 год – запущены «Венера 1», космический аппарат, а затем и «Марс».
  9. 12 апреля 1961 год – день полета 1-го в мире космонавта, гражданина России.

Кто это? Слайд 20

Поэтому день 12 апреля стал большим всенародным праздником – Днем космонавтики, в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

– Легко ли стать космонавтом? Каким он должен быть? Каждый ли может им стать?

Физминутка для будущих космонавтов

9) Чтение сообщения ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.

 Полет длился 108 минут. Давайте перенесемся на 48 лет назад. Слайд21

 По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: Включить приемник

« Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич».

10) Опыт с воздушным шариком.

 А вы знаете, как ракета поднимается в воздух?

Перед полетом баки ракеты заполняют горючим. По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в газ. Газ вырывается в узкое отверстие на днище ракеты – сопло – струя газа летит вниз, ракета вверх. (незавязанный надутый шарик отпустить)

– Почему шарик улетел? (воздух вырвался из шарика и отбросил его от себя)

Ракету можно заставить лететь в любую сторону, нужно только управлять струёй газов. Эту работу выполняют рули.

11) Слушание отрывка из стенограммы переговоров Ю. Гагарина с Землей. Слайд 22

« Чувство невесомости интересно. Все плавает. (радостно) Плавает все! Красота. Интересно. (Гагарин поет песню «о далеком курносом детстве) Внимание, вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звезды, ах как проходят звезды! Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звездочку, она так проходит слева направо. Ушла звездочка, уходит, уходит … Самочувствие отличное. Чувство невесомости благоприятно влияет, никаких таких не вызывает явлений. А сейчас через иллюминатор «Взор» проходит Солнце. Немножко резковат его свет. Вот Солнце уходи из зеркал. Небо, небо черное, черное небо, но звезд на небе не видно…»

На этом сообщение обрывается. В 10 часов 55 минут по московскому времени Юрий Гагарин совершил приземление. Слайд 23


Послание Ю. А. Гагарина своим потомкам, написанное собственноручно.

12) Работа с газетой «Правда» (от 30 марта 1968 года)  Слайд24

В  газете опубликовано стихотворение Алексея Суркова «Памяти сокола». (чтение стихотворения) Слайд 25

Безгласный, он застыл
на смертном ложе,
Свершив по жизни путь
недолгий свой.
А сердце и не хочет и
не может
Смириться с этой вестью
роковой.
Я вспоминаю в этот день
печальный,
Как сказку воплотивши
наяву,
Счастливый, гордый
встречей триумфальной,
Вернулся он из Космоса
в Москву.
Изведать радость взлета
в Космос снова
Лелеял он в своей душе
мечту.

        

И, смелый сокол к подвигу
готовый,
Он жадно устремилс
я в высоту.
И смерть … Удар
безжалостный и грубый…
Но не затмит горючая слеза
Свечение улыбки белозубой
И озорные, дерзкие глаза.
И навсегда останется нетленной
Среди племен, живущих на Земле,
Любовь к тому, кто на
простор Вселенной
Ушел с Земли на первом
корабле.

– Посмертно Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Ю. А. Гагарин у Кремлевской стены в Москве.

V. Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда «Планета»         Слайд 26-27

Кличка одной из собак, которая совершила полет вокруг Земли в 1960 году.

  1. Первый космонавт мира.
  2. Летчик космического корабля.
  3. Аппарат, с помощью которого и мы можем наблюдать за работой космонавтов.
  4. Летательный аппарат.
  5. Первый четвероногий путешественник в космосе.

– После старта Ю. Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете «Салют» была даже настоящая баня».

VI. Итог урока. Рефлексия Слайд 28-34

 Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что интересного и важного было сегодня на уроке?

–  

Домашнее задание: по выбору

  1. стр. 136-139 учебника.
  2. чтение отдельных глав книги В. Гагарина «Мой брат Юрий»


АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОЛИКАРПОВ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЯКОВЛЕВ

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬЮШИН

        

           ПО-2        

           

            ТУ-134

         ИЛ-86

          ЯК-40


1. Вступительная беседа.
Здравствуйте дорогие ребята! Кто догадается чему будет посвящен наш праздник? Может быть кто-то скажет, какой праздник отмечается 12 апреля? (Ответ детей: День космонавтики)
Правильно, День космонавтики.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.
Глаза создали «локаторщики».
Уши – «радио конструкторы».
Руки – «специалисты по автоматике».

В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ картины с изображением Юрия Гагарина) 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте. Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным.
Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, представляете ребята, в космос можно слетать, как в туристический поход сходить может любой гражданин, заплатив за пролет достаточное количество денег.

2. Путешествие по неизведанным планетам.
Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в этот поход. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично!

а) Неизведанная планета.
Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? (Ж-ж-ж-ж). Летим, Летим!
Прилетели! Заглушили все свои моторы!
Вот мы с вами попали на первую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. Давайте придумаем ей название. (Дети придумывают название планете). Здесь живут Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они не понимают ни русского ни английского языка. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научится с ними здороваться.
Я попрошу выйти ко мне 5 человек. (Выходят на середину зала). Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы! Полетели на следующую планету? (Дети соглашаются).

б) Планета «Альфацентавра».
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
Это планета, ребята, «Альфацентавра». Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.
Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте.
Загадки
1.Чудо – птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд.
(Ракета)

2.Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу.
(Вертолет)

3.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился …
(Парашют)

4.У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут
(Месяц)

5.Синенькая шуба
Покрыла весь мир
(Небо)

6.Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)

Вертунчик: Молодцы! Отгадали все - все мои загадки!


в) Планета «Звездалия».
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
Эта планета, ребята, «Звездалия». На этой планете очень много звезд и звезды на это планете так и падают. (Из рук руководителя праздника падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

Игра «Кто быстрее соберет звезды»


Мне нужны 5 человек. (выходят 5 человек). Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем сколько звезд вы насобирали. (Руководитель подходит к каждому ребенку и у каждого пересчитывает собранные звезды). Победителя (тот у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда, нарисованная на бумаге). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. (Дети рассаживаются на свои места).


г) Планета «Луна».
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
На этот раз, ребята, мы попали на Луну. Луна, ребята, - это спутник Земли. (Показ атласа с изображением Луны). Раз мы прилетели на Луну, то мы все – Лунатики.

Эстафета «Воздушный шарик»
Из зала выбирается 12 человек. В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием. Победителям вручается почетная звезда.

д) Планета «Сказочная»
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
Вот мы с вами попали на планету «Сказочную». (Вносится в зал сказочный сундук). Посмотрите, ребята, сундук какой! Давайте откроем и посмотрим, что это за сказочный сундук. (Открывают сундук)
Игра.
«Отгадай, из какой это сказки».
Из сказочного сундука достается предмет, который был использован в любой из сказок
1. Что это за фрукт в моих руках? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко?(«Белоснежка и 7 гномов»)
2. А сейчас что у меня в руках? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек»)
3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) В какой сказке она встречается? («Дюймовочка»)
4. А это что такое? (Яйцо) В какой сказке оно использовалось? («Курочка – Ряба»)
5. А сейчас что у меня в руках? (Горошина) В какой сказке она встречается? («Принцесса на горошине»)
6. Что это за обувь в моих руках? (Это сапог) В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах»)

е) Планета Земля.
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Планету Земля. Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых.
А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Игра «Летит»

Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает.
и тд.

Молодцы! Вы знаете что летает а что не летает.

3. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: Какой бывает транспорт. 2 класс (УМК "Школа России")

Урок окружающего мира во 2 классе, на котором систематизируются и расширяются знания детей о разнообразии и видах транспорта....

Презентация к уроку окружающего мира "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Презентация создана в PowerPoint, сопровождает все этапы урока....

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Урок окружающего мира . Тема " Учимся быть самостоятельными". 1 класс. УМК " Школа 2100"

Урок окружающего мира по теме " Учимся быть самостоятельными". 1 класс УМК " Школа 2100"...


 

Комментарии

Зеленская Людмила Викторовна

Выпускник школы должен обладать практико–ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.