Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Во что верили славяне. Масленица" УМК " Начальная школа XXI век"
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Ежова Наталья Александровна

Современный урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Во что верили славяне. Масленица". УМК "Начальная школа XXI век". Урок был дан на муниципальном Мастер-классе в гимназии № 87  города Саратова в 2010 году. Урок был разработан учителем высшей категории  Ежовой Н.А. и получил высокую оценку коллег. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_master-klass.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальный Мастер – класс в гимназии №87  города Саратова   (10 марта 2011г.)

     Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Во что верили славяне. Масленица».

    Провела: учитель высшей категории,  МОУ «СОШ № 34 с углубленным   изучением художественно – эстетических предметов»,

     Заводского района, города Саратова     Ежова Наталья Александровна

 1.Дидактическое обоснование:

Окружающий мир в 3 классе, «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова.  УМК «Начальная школа XXI века».

Тема урока: «Во что верили славяне. Масленица».

Дидактическая цель: приобщить младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков.

Тип урока: открытия новых знаний

Задачи урока: формировать представление у учащихся о том, как была организована жизнь наших далёких предков;

развивать наглядно – образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности;

воспитывать уважительное отношение к истории своего народа, положительную мотивацию к учению.

Методы обучения: репродуктивный метод.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность

Средства обучения: учебная презентация

2.Технологическая карта занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Настрой на работу.

Предлагает объяснить смысл пословицы:

«Даже горстка зёрен хранит свою историю».

Подготовка класса к работе.

Объясняют смысл пословицы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Проверяет знание славянских божеств и духов. Учебная презентация.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отгадывают названия славянских божеств и духов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию.

Загадка о Масленице.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

«Как праздновали на Руси Масленицу».

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Логические – формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

Предлагает поучаствовать в мини – проекте «Что такое масленица?»

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) Распределение ролей в группах для выполнения заданий.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Индивидуальная помощь при выполнении сложных заданий.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Осуществляют помощь при выполнении коллективных заданий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует помощь в показе результатов проектной деятельности.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Презентация выполненных работ по мини – проекту.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

Вопрос: Что тебя удивило или о чём бы ты хотел ещё узнать?

Предлагает выбрать цветовую оценку своего восприятия урока.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

3.Приложение:

Мини – проект: «Что такое Масленица».

1 группа: «Поисковая»

Цели: с помощью разных источников информации (интернет, энциклопедии, журналы, книги)  найти ответ на вопрос: Что такое Масленица, и какие атрибуты этого праздника существуют?

2группа: «Информационная»

Цели: собрать пословицы о Масленице и объяснить их значение.

3группа: «Деятельностная»

Цели: изготовить их предложенного материала весеннее Солнышко и выучить весеннюю закличку.

4группа: «Трудовая»

Цели: по эталону собрать символ праздника – куклу Масленицу и рассказать, какие ритуалы связаны с ней.

Каждой группе предлагается «карточка – помощница»  поэтапного выполнения заданий:

1группа: «Поисковая»

1.Распределитесь в группе, кто и где  ищет информацию.

2.Запомните ответ на вопрос: Что такое Масленица?

3.Найдите информацию об атрибутах (главных вещах) Масленицы: о блинах (символ, что обозначает); о веселье (проводы зимы).

4.Раскажите выразительно и интересно.

Желаю удачи!

2 группа: «Информационная»

1.Дружно соберите пословицы по цвету.

2.Попробуйте друг другу объяснить их значение.

3.Выберите более точное значение.

4.Прикрепите пословицы на доске.

5. Приготовьтесь выразительно и интересно их объяснить.

Желаю удачи!

3 группа: «Деятельностная»

1.Распределитесь: кто будет обводить тарелочку и вырезать круг, кто изготовит лучики (6-7 штук).

2.Другие ребята в это время учат весеннюю закличку.

3.Приготовьте ответ на вопрос: Для чего кричали весенние заклички?

Желаю удачи!

4 группа: «Трудовая»

1.Рассмотрите, как изготовлена кукла Масленица.

2.По образцу изготовьте свою куклу.

3.Приготовьтесь ответить на вопрос: Какие древние славянские ритуалы связаны с ней?

Желаю удачи!

4.Сценарий урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Во что верили славяне. Масленица».

1.- Здравствуйте, ребята. Доброе утро, уважаемые коллеги.

Чтобы наш урок начать предлагаю поиграть:

(Тем, кто хочет больше знать – нужно руку поднимать!)

Кто пришёл сюда скучать и ребятам всем мешать?

……………

(Рада, здесь лентяев - нет, замечательный ответ)

Кто ребята много знает и всегда всем помогает?

………….

(Молодцы, приятно знать, что готовы помогать!)

Покажите мне рукой у кого настрой плохой?

………….

(Очень рада нет таких, ну и нам не нужно их!)

Кто мне станет помогать: громко, чётко отвечать?

……..

( Поработаем мы дружно!  Потрудиться всем нам нужно! )

2.- Ребята, в начале нашего необычного урока я предлагаю вам объяснить смысл слов:

«Даже горстка зёрен хранит свою историю».

(ответы детей)

- Верно, у  каждого предмета есть своя история, а у каждого человека  она очень богатая, ведь наши предки жили на земле давным – давно.

Из своего прошлого необходимо взять все самое светлое, сохранить  ра-дость и ра-зум. Ведь даже само название нашей страны раньше читалось как “Ра-сея” – сияние божественного света.

     До принятия христианства наши предки верили в существование  богов природы.

   -Родившиеся тогда суеверия долгое время влияли на жизнь людей, отражались в сказках, легендах, преданиях, праздниках. 

- Давайте вспомним, как называлась эта вера?

Славяне в дохристианский период не обладали религией, единой для всех племен. Однако их представления о природе, окружающем мире, властвующих в нем стихиях очень близки друг другу. Это позволяет говорить о существовании у древних славян особой народной веры, т. е. ЯЗЫЧЕСТВА. 

Что означает “язычество”? Я “зычу естество”, то есть: “я озвучиваю природу”. Слово-то, какое хорошее.

-В чем сила язычества? 

Жить с природой в единстве, не пытаться ее поработить.

3.- Давайте сейчас попробуем угадать  богов и духов древних славян .(презентация)

1…Податель благ земных, бог солнечного света!

Твой щит сияет так, как будто всюду – лето.

Славянской стороной ты первым правил встарь,

Ты первым учредил закон и календарь.

Четвёркою коней ведома  колесница,

И гривы их горят, и жезл твой лучится.

Дающий бог, даруй же вечный день,

Где чем теплее свет, тем благодатней тень!          (Даждьбог)

Даждьбог (Дажьбог) – бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки и плохие.

2…Он клубится, гремит в небесах

И повсюду грозит непогодой –

Бог неистовый рыжебородый

В брызгах молний на тёмных кудрях.

Чтоб творился лишь  праведный суд

В мире стихнувшем, как  на ладони, -

Вороные и белые кони

В колеснице его несут!         ( Перун)

Бог громовик Перун. Он тёмные тучи, что грозят солнышко спрятать, стрелами – молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать.

3… Лишь ею нить судьбы прядётся

Людских тревог, надежд и слёз,

Покуда солнце не коснётся

Её распущенных волос.

О, Макошь вечно молодая –

Богиня – вечная моя !

Спешит вода твоя живая

Досыта напоить поля!         (Мать – Сыра Земля)

Мать-Сыра Земля в представлении славян была живым, мыслящим существом. Её считали матерью и кормилицей всего живого, живущего на Земле. Земля дарует богатство тем, кто почтительно к ней относится.

4…Заботливый ворчливый хлопотун,

Незримая душа родного дома,

Ты – ночью половицами скрипун,

Ты – за стеной шуршащая солома.

Ты – хоть волшебный, но домашний, свой,

В избе хранитель мира и уюта:

Дух предков наших, добрый, дорогой.

Косматое, хозяйственное чудо.         (Домовой)

Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся и у каждой славянской избы. Звали его Домовой.

Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый.

Если домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут.

Когда семья переходила в другой дом, домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.

5…По его одежде слева вечно катится вода…

Довести его до гнева не пытайтесь никогда!

С позволения его мелет мельница муку.

Места нет в воде такого, где б он не был на веку:

И в колодцах он ютится, и по  омутам живёт, -

И вкусна его водица, и прохладна круглый год.     (Водяной)

Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой , и с длинными зелёными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда – то утонуло, становилось его добычей.

Женат Водяной на Русалке.

6…То он всех деревьев выше,

То он ниже всех кустов,

То он дальше, то он ближе –

Мчится вихрем без следов:

Вот глаза его зелёным

В чаще светятся лесной,

Вот он духом окрылённым

Всюду носится весной. . .      (Леший)

А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река.

А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нёс ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.

4.- Многие праздники, которые и сейчас отмечает русский народ, родились, когда славяне верили в языческих богов.

О каком же из них  идёт речь в стихотворении?

Что за праздник к нам идёт раннею весною?

Сколько радостей несёт он всегда с собою!

Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает.

Дома аромат блинов праздничный чудесный,

На блины друзей зовём, будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдёт Сырная седмица,

А за ней – Великий пост, время, чтоб молиться.

Широкая Масленица!     Честная масленица!

Сахарные твои уста!     Сладкая твоя речь!

5. Предлагаю вам ребята окунуться в эпоху того далёкого времени и узнать об этом весёлом празднике побольше.

Узнать и нам рассказать!

Поучаствуйте в «Мини – проекте» Весёлая Масленица!

1 группа: «Поисковая»

Будет из источников информации из книг и энциклопедий узнавать : Что такое масленица? Какие существуют атрибуты (главные вещи) этого праздника?

2 группа: «Информационная»

Соберёт 2 пословицы, относящиеся к этому празднику, и нам их объяснит.

3 группа: «Деятельностная»

Изготовит из предложенного материала Солнышко и выучит закличку весеннюю.

4 группа: «Трудовая»

Соберёт по эталону символ праздника – куклу Масленицу и расскажет, какие древние славянские ритуалы связаны с ней.

Через небольшое количество времени группы представят плоды своей работы нам всем.

(Играет весёлая музыка, я предлагаю помощь детям).

6.Продукт деятельности:

1группа: (читают) Что такое Масленица? Главные атрибуты: блины, кукла Масленица.

2группа:пословицы

«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».

Не всегда в праздниках и отдыхе время нужно проводить, нужно и о делах и душе подумать.

«Блинцы, блинчики, блины – как  колёса у весны».  А ещё говорили: «Зиму провожаем, на блинах в весну въезжаем». Масленичная неделя приходится на конец зимы, начало весны.

3 группа: Вешают Солнышко на Доске и кричат закличку.

4 группа:  Показывают Масленицу и рассказывают о ритуале сжигания куклы.

Мы очень хорошо потрудились!  

Какое открытие вы для себя сделали?

Что вас заинтересовало и о чём вы хотели бы ещё узнать?

7. Рефлексия.

Кружочки на столы: Выберите красный кружок, если вам на уроке было весело; жёлтый – если скучно ; зелёный – если интересно.   (Сложить в стаканчик)

Если останется время: игра «Курочки» и петушки».

- За урок всем спасибо!    Приглашаю попробовать наши блинчики.    (музыка)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Конспект урока окружающего мира "От кого зависит твой режим дня?" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о термине «режим дня» и его значении в жизни; формирование знаний об условиях жизни, влияющих на здоровье; формирование знаний о полезных при...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».

Урок окружающего мира 3 класспо теме: «Заглянем в крестьянскую избу»(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века»....


 

Комментарии

Бурдонова Светлана Викторовна

Наталья Александровна! Большое спасибо за презентацию к уроку "Масленица". С удовольствием используем Ваш опыт на своих уроках. Бурдонова С.В.