Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Умк "Гармония", рабочая программа по окружающему миру , 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Titul._list.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon 1..doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon 2..doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/Титкова Н.Ю./

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_________/ Хитрова Л.А./

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №60»

__________/Тотфалушина Л.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кукуевой Ларисы Ивановны, высшей категории

      по  окружающему миру во  2-А классе.

                                                                                                  Рассмотрено на заседании                      

                                                                                                           падагогического совета

                                                                                                  Протокол №__  от

                                                                                                  «___»   ___________2011г.

                                   2011 – 2012



Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы О. Т. Поглазовой по предмету окружающий мир (УМК «Гармония») из расчета 2 часа в неделю. Данный курс является интегративным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Цели и задачи данного курса:

  1. продолжение разностороннего развития личности ребенка
  2. последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания
  3. воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в приводе, в быту, в обществе.

Содержание курса интегрирует естественно - научные, гуманитарные и утилитарные знания о природе, человеке и обществе.

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего  мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование) и специфические методы познания (наблюдение, эксперимент). Используются различные виды организации учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, с таблицами и схемами, лабораторным оборудованием и с различными моделями.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради: Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 2 класс, 1, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2006 год и методические рекомендации к учебнику-тетради: Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 2 класс, 1, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2005 год

Региональный компонент реализуется путем включения в содержание уроков сведений о природе и истории Донского края на основании рекомендаций методистов начального образования РО ИПК и ПРО. Также включен материал из программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса.

II. ОСНОВНЫЕ  БЛОКИ  ИЗУЧАЕМОГО  МАТЕРИАЛА

Красота и разнообразие неживой природы (24 ч)

Отличительные признаки живого (все живое растет, раз вивается, размножается, дышит, питается, умирает). Прояв ление признаков живого у растений, грибов. Растения, гри бы, животные — живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвез дия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью.

Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солн ца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведе ниях народного творчества.

Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состо ят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разно образие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в про изведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и от валы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возмож ность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Ис точники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водо падов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Береж ное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготов ление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).

Человек — часть живой природы (6 ч)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Пра вила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.

Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку со хранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте чело веческого тела.

В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мыс ли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.

Ты член семьи и общества (12 ч)

Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько по колений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие род ственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанно стей в семье. Твои обязанности в семье.

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Ро дина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязан ности и права гражданина России. Государственные праздники.

Москва — столица России, ее административный, про мышленный и культурный центр. Самые большие города Рос сии. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.

Человек — творец (13 ч)

Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мас тера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городс кой и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопри мечательности твоего города (самые красивые и самые зна-менитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сде лать город краше. Важность озеленения городов.

Человек — изобретатель транспортных средств. Что че ловек подсмотрел у природы, изобретая различные транспор тные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транс портом. Каким должен быть транспорт будущего.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользова ния осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современ ных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали робо тов. Основные занятия людей в городской и сельской мест ности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: состав ление родословной; составление карточки-определителя «Ка кой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликли ники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников заг рязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.

Экскурсии: к достопримечательностям города.

Красота и симметрия в окружающем мире (10 ч)

Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. При меры симметрии строения растений, тела животных и чело века. Использование симметрии в творениях людей.

Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симмет ричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнамен тов; выявление симметричных узоров на предметах домашне го обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях.

Экскурсии: по городу, в парк.

Основы безопасности жизнедеятельности (распределяется в течение учебного года)

Окружающая среда (взаимодействие человека с окружающей средой; какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни; номера телефонов экстренного вызова).

Современное жилище (особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека; виды опасных и вредных факторов современного жилища; как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой).

Огонь – друг или враг (отчего может возникнуть пожар, чем он опасен; противопожарные меры и действия при пожаре.

Природа (экстремальная ситуация для человека в природной среде – жара, холод, ветер, снег, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление; съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы; пожар в лесу; водная переправа; простейшие способы ориентирования).

Водоемы (меры безопасности в осеннее и зимнее время, при пользовании волной переправой; способы самоспасения, помощь терпящим бедствие; основные подручные спасательные средства).

Домашние животные (меры безопасности при обращении и уходе за ними).

Основные правила поведения  учащихся на улице и дороге.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 2 класса обучающиеся должны: знать:

понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; рав нина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, го сударство, столица, конституция, права,  обязанности, город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; пра вила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья;

уметь: объяснять, какие объекты окружающего мира от носятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов; чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;

приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достоприме чательности родного города (поселка);

вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах;

осознать: значение Солнца, воды для всего живого на Зем ле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;

человек красив своими душевными качествами, поведе нием, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к ок ружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все про фессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять ее;

Россия — многонациональное государство, где все наро ды равны между собой, и надо уважительно относиться к куль туре, обычаям, языку других народов; край, где они живут — их малая родина, которую надо беречь и любить; что в горо дах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

Уровень требований стандарта

В результате изучения окружающего мира ученик должен

Знать \ понимать:

  1. название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  5. правила сохранения и укрепления здоровья;
  6. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

Уметь:

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. приводить примеры представителей разных групп растений и животных ( 2-3 представителя из изученных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  4. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  5. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  6. ухода за растениями и животными;
  7. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  8. оценки воздействия человека на природу; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  9. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

V. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования Росси «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089).
  3. Региональный компонент стандарта общего образования (разрабатывается).
  4. Программа по окружающему миру О. Т. Поглазовой Сборник программ к УМК «Гармония», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2003 г.
  5. О. Т. Поглазова «Окружающий мир», учебник для 2 класса в 2-х частях, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2006 г.
  6. О.Т. Поглазова «Методические рекомендации к учебнику-тетради по окружающему миру», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2005 г.
  7. Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. «Природа и история родного края». Учебное пособие для учащихся начальной школы, изд-во «Баро пресс»,2005 г.


Предварительный просмотр:

                                                  Тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Примечание

1

Что нас окружает.

Уч. С.3-5; тест №1, с.3-7

2

Свойства живых существ.

Уч. с.3-7,

Т. с. 3-6, №1-6

3

Человек – часть живой природы.

Уч.с.8-11

Т.с.8-9. №7-9

4

Человек – разумное существо.

Уч.с.12-19

Т.с.10-11, №10-12

5

Профессии людей.

Уч.с. 20-23,

Т.с. 12-13, №13-16

6

Здоровье человека. Значение природы для  здоровья.

Уч. с.24-27,

 Т.с.14-15, №17-22

7

Органы чувств и сохранение их здоровья.

Уч. с.28-35,

Т.с.16-17,№23-26

8

Чистота – залог здоровья.

Уч.с.36-39,

Т.с. 17, №27-28

9

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения.

Уч.с.40-46,

Т.с.18-19,№29-32

10

Кто и как изучает природу.

Уч.с.47-51,

Т.с.20,№1,тест №3

11

Природные тела и явления.

Уч. с. 52-55,

Т.с.20, №2-3, тест №4

12

Разнообразие облаков.

Уч.с.56-59,

Т.с.21, №4-5

13

Гроза. Безопасное поведение во время грозы.

Уч.с. 60-63

Т.с. 22-23, №6-8, работа №4

14

Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Уч.с. 64 – 67

Т.с. 24, № 9-11

15

Солнце и жизнь.

Уч. с.. 68-71

Т.с.24, №12-15

16

Земля – планета.

Уч.с.72 - 77

17

Форма и движение Земли.

Уч.с. 78 – 81

Т.с.26, №16

18

Луна – естественный спутник Земли

Уч.с. 82-85

Т.с.27, №18-19

19

Исследования Луны. Человек на Луне.

Уч.с. 86 – 89

Т.с.26№17,с.27№20

20

Звезды и созвездия

Уч.с.90-95

Т.с. 28, № 21-22

21

Планеты, движущиеся вокруг Солнца

Уч.с. 96-99

Т.с.29, №23

22

Кометы, метеориты, метеоры.

Уч.с.100-103

Т.с. 29 №24, форзац

23

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок.

Тест №5, с.21-23, работа №5,с.24-25

24

Поверхность Земли. Материки и океаны.

Уч.с. 104-109

Т.с.34-35, №32

25

Плоские и холмистые равнины.

Уч.с.110-115

Т.с.30, №25-26

26

Овраги и борьба с ними.

27

Горы, их разнообразие.

Уч.с.116-119

Т.с.31, № 27-28

28

Горы и люди

Уч.с.120-125

Т.с.31, №29, с.32 №30, с.36 №33

29

Безопасное поведение в горах.

30

Экскурсия. Формы суши родного края.

Т.с.33 №31,

с.36 № 35

31

Земля и ее поверхность. Обобщающий урок.

Уч.с. 104-125

Тест №6, работа 6

32

Вода на Земле. Океаны и моря

Уч.с.3-7

Т.с.3 №1, с.4 № 2,3

33

Значение моря для жизни людей.

34

Река и ее части.

Уч.с. 8-13

Т.с. 5 № 4-5, с.6 №6-7, с. 7 №8-9

35

Значение рек для людей.

36

Озера, пруды, болота

Уч.с. 14-19

Т.с. 8 №10-13, 15

37

Байкал – жемчужина России.

38

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов.

Уч.с. 20-26

Т.с.13 №19

39

Экскурсия. Водоемы родного края.

Т.с.10 № 10, 14, 16-18

40

Разнообразие водоемов. Обобщающий урок.

Тест 7

41

Человек – общественное существо. Формы общения.

Уч.с. 28-33

Т.с. 14 №1, 3

42

Уроки вежливости.

Уч.с. 34-37

43

Физическая и духовная красота человека.

Уч.с. 38-41

Т.с. 14 №2, 4-6

44

Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции.

Уч. с. 42-47

45

Друзья, их значение в жизни людей

Уч.с. 48-51

Тест №8

46

Семья. Родственники .

Уч.с. 52-57

Т.с. 16 №7-10

47

Семейные заботы и традиции.

Уч.с. 58-63

Т.с. 17-19 №11-16

48

Родословная семьи.

Уч.с. 64-66

Т.с.20, тест 9

49

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство.

Уч.с. 67-71

50

Российская Федерация, ее государственные символы.

Уч.с. 72-75

Т.с.21 №1, 2 форзац

51

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники.

Уч.с. 76-79

Т.с. 21 №2-3

Тест №10

52

Москва – столица России.

Уч.с. 80-85

Т.с. 22 № 4-5

53

Российские города. Крупнейшие города – миллионеры, города – герои.

Уч.с. 86 – 89

Т.с. 24 №7-8

54

Родной город, его достопримечательности.

Т.с. 23 №6-7, тест 8

55

Горожане и селяне. Проблемы современного города.

Уч.с. 90-97

Т.с. 25 № 8-9

56

Проблемы современного города.

Уч.с. 94-97

Т.с. 27 №10

57

Виды транспорта.

58

Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта.

Уч.с. 98-103,

Т.с. 28-31 №11-18

Работа 9

59

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог.

Уч.с. 104-106

Т.с.31 №19

Т.с.34 № 21

60

Старинные и современные предметы одежды и быта.

Уч.с. 107-109

Т.с. 34 №22-23

61

Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Уч.с. 110-115

Т.с. 32 № 20, тест 11

62

Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи.

Уч.с. 117-119

Т.с.36 №24, работа 10

63

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Урок презентации проектных работ.

64

Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия.

Т.с.37-38 № 25-26

65

Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире.

Уч.с. 120-121

Т.с. 39-41 (все)

66

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии.

Т.с. 42 (все)

67

Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент переноса и его повторяемость.

Уч.с. 122

Т.с. 42 № 37-39

С.44 № 44

68

Виды симметрии в изделиях людей.

Уч.с. 123-125

Т.с. 45-46 (все)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...