Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме:
    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК "Рфчальная школа 21 века"

    Содержит пояснительную записку, система оценивания достижений обучающихся, инструментарий для оценивания результатов, учебно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса, основные требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabochaya_programma__po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx82.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы для 2 класса Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калининой. Окружающий мир / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2008 г. и     предназначена для обучения окружающему миру учащихся начальной школы 8-9 лет общеобразовательного учреждения.

    Данный курс построен на общей научно-методической основе реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника. Его содержание включает сведения из разных областей действительности и готовит младших школьников  к изучению географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Предмет «окружающий мир» построен из интегрированных курсов. В программу включены темы из программы «Основы здорового образа жизни». Учебный процесс строится таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил к расчленённому (предметно-дифференцированному) изучению предмета. Одной из важнейших идей предмета является обеспечение перспективности в его изучении (установление преемственных связей как внутри начальной школы, так и возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы).

    Значимость предмета «окружающий мир» также определяется тем, что данный учебный предмет вносит вклад в экологическое воспитание школьников и воспитания бережного отношения к собственному здоровью. Формирование у ребёнка элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

    Важнейшими целями обучения окружающему миру являются:

    1. приобщение детей к социальному опыту и культуре,
    2. воспитание правильного взаимодействия с природной и социальной средой,
    3. формирование знаний о природе, человеке и обществе, социальное развитие школьника, воспитание высших нравственных чувств,
    4. формирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции, общей культуры.

    В связи с этим основные задачи, стоящие перед учителем во втором классе определяются следующим образом:

    1. расширяется содержания ознакомления с природой и обществом, уточняется понятие «окружающий мир», развивается умение школьников различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия, сделанные человеком».
    2. продолжается работа по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнению правил гигиены и физической культуры,
    3. расширяются краеведческие знания, формируется понятие «родной край»,
    4. обогащается понятие «культура поведения», «культура взаимоотношений, расширяются знаний о сферах применения правил поведения в природной и социальной среде.

    Целями и задачами обучения основам здорового образа жизни являются:

    1. формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно;
    2. формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;
    3. формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;
    4. получений знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
    5. формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;
    6. формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

    Данная программа реализуется в течение одного учебного года. На изучение

    окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов в год, на изучение основ здорового образа жизни  -  34 часа интегрировано.

    Курс 2 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.

    В основе построения курса лежат следующие принципы:

    1. Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
    2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения, предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

    Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

    1. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям  о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
    2. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
    3. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
    4. Краеведческий    принцип  обязывает      учителя   при    изучении   природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

    На уроках окружающего мира во втором классе учитель использует следующие методы обучения: наблюдение, опыт и эксперимент, упражнение, решение проблемных ситуаций, словесный, метод беседы, игровые методы. Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 45 минут (2 урока  в неделю).

    Межпредметные связи «окружающий мир» имеет с литературой (дети имеют возможность сравнить научное описание изучаемых явлений и предметов с их поэтическим и прозаическим описанием в литературных произведениях, что дает им возможность многогранного анализа данных объектов, не выделяя в них только лишь научное объяснение), математикой (школьники учатся построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира). В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира во 2  классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.

    Предполагаемые результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся 2 класса» и содержат три компонента: называть (приводить примеры), различать (соотносить), решать задачи в учебных и бытовых ситуациях.

    Система оценки достижений учащихся. Во втором  классе  вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.

    Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов,        ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.

    Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

    Итоговый контроль  проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

    Со второго класса учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.

    Устный опрос  -  это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.

    Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.

    Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как разноуровневые задания.

    Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.

    Инструментарий для оценивания результатов.

    С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что еди ница как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть прирав нена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно». При оценке контрольных работ используется отметка в виде дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы (нет ошибок), а знаменатель — о некоторых допущенных промахах, недостатках, погрешностях в работе, которые не влияют на ее результат. Это — общее впечатление от работы. Сущность этой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная в дневник, а в журнал заносится только отметка числителя. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

    «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше ния; к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не бо лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

    «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

    «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, наруше ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Система условных сокращений:

    К – комбинированный урок

    КР – контрольный урок

    Э – экскурсия

    З – закрепление знаний и умений

    У – учебник

    РТ – рабочая тетрадь

    Учебно-тематическое

    планирование учебного материала

    на              учебный год.

    Предмет:    окружающий мир     

    Класс:         2

    Учитель:    

    Количество часов:  всего         68

                                        в неделю   2   

    Планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта, учебного плана школы и расписания уроков, по варианту  программы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинина Окружающий мир / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»  века», рекомендованной министерством образования и науки РФ.  /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., «Вентана-Граф», 2008 г. и по варианту программу «Основы здорового образа жизни». Региональная образовательная программа: 2 – е изд., перераб. И доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008 г.

    Программа: соответствует БУПу 2004 г.

    Учебник:

    1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  – 3-е изд., дораб.– М.: Вентана-Граф, 2008.

    Дополнительная литература: 

    1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. - 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009 .-  (Начальная школа XXI века).


    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе.

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы

    содержания

    Вид

    контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    I четверть – 17 часов.

    Что тебя окружает – 2 часа.

    1

    Что такое окружающий мир.

    ОЗОЖ: Забота и ответственность.

    1

    К

    Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Обсуждение вопроса: «Что значит быть заботливым и ответственным»?

    Обсуждение историй.

    Текущий,

    фронт.,

    индивид опросы

    У.- с. 6-7,12.

    Р.Т. – с 7 № 5-7.

    2

    Что изучает история?

    1

    К

    Сравнение понятий «настоящее», «прошлое», «будущее». Обсуждение текста учебника.

    Текущий,

    фронт.,

    индивид опросы

    У. – с 10-11.

    Р.Т. – с. 12  

    № 16.                                  

    Кто ты такой – 12 часов.

    3

    Человек – живой организм.

    ОЗОЖ: Забота и ответственность.

    1

    К

    Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Разыгрывание ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Мы ждём вас в гости».

    Текущий

    У – с. 17 - з.

    Р.Т. – с. 15-16

    № 1-3

    4

    Наши помощники – органы чувств.

    1

    К

    Повторение пройденного: как человек воспринимает окружающий мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Текущий

    У. – с. 19, 23 (П),

    с. 22 – з.,

    с. 23 – з.

    5

    Что такое здоровье.

    ОЗОЖ: Проявление заботы в окружающем мире.

    1

    К

    Сравнение понятий «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня.

    Беседа по теме. Сюжетно-ролевая игра «Планета заболела», «Река заболела» и др.

    Текущий

    У – с. 24 – П,

    РТ – с. 20 № 17, задание

    6

    Чтобы не уставать…

    1

    К

    Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место». «Правильная поза». Выполнение заданий  в тетради.

    Текущий

    У – с. 33, 36, 37

    РТ – с. 21 упр19

    7

    Физическая культура.

    ОЗОЖ: Проявление заботы в моей школе.

    1

    И

    Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    У. – с. 38-39.

    Р.Т. – с. 23 № 22

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы содержания

    Вид контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    8

    Урок-игра. Спортзал.

    1

    И

    Текущий,

    практическая работа.

    У. – с. 42

    9

    Закаляться может каждый.

    ОЗОЖ: Развитие познавательной сферы

    1

    К

    Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки: придумать весёлую историю про мальчика, который не любит физкультуру.

    Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, сравнения.

    Текущий

    У. – с. 43 (П),

    с.44 – рассказ по рисунку.

    10

    Здоровье и питание. 

    1

    К

    Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы? Работа с рисунком-схемой в учебнике.

    Текущий

    У – с. 45, 49

    11

    Умеешь ли ты есть…

    ОЗОЖ: Развитие познавательной сферы

    1

    К

    Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника.

    Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, сравнения.

    Дидактическая игра

    У – с. 53  - П,

    РТ – с. 27

    12

    Здоровье и осторожность.

    1

    К

    Обсуждение вопросов: Как определить, что заболел? Когда и как нужно проявлять осторожность?

    Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, сравнения.

    Текущий

    У – с. 57,

    РТ – с. 27 № 31

    13

    Здоровье и осторожность.

    ОЗОЖ: Развитие познавательной сферы

    1

    К

    Текущий

    У – с. 59,

    РТ – с. 28 № 33

    14

    Можно ли изменить себя?

    1

    К

    Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение: «почемучка – это хорошо?»

    Тематический

    У – с. 60-62 «советы».

    Кто живёт рядом с тобой – 6 часов.

    15

    Что такое семья?

    ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.

    1

    К

    Обсуждение вопроса «Что такое семья». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий соображалки и смешинки.

    Развитие навыков воображения и распознавания эмоций.

    Творческая работа (рисунок)

    У – с. 64, РТ – с. 30 – № 1.

    16

    Кто занимается домашним хозяйством?

    1

    К

    Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд»? Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник».

    Анкетирование

    У- с. 70-73, с.72 – придумать историю

    п/п

    Дата

    провед.

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы

    содержания

    Вид

    контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    17

    Чем семья занимается в свободное время.

    ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.

    1

    К

    Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Формирование способности к осознанию отрицательных черт характера.

    Текущий

    У – с. 73-75

    РТ – с. 33 - задание

    I четверть – факт __ часов

    II четверть – 14 часов.

    18

    Твои друзья взрослые и сверстники

    1

    К

    Обсуждение понятия «правила поведения». Работа  с рубрикой «Путешествие в прошлое». Составление рассказов про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость». Выполнение заданий в тетради.

    Текущий

    У – с. 78 – задан,

    РТ – с. 38 № 6.

    19

    Твои друзья взрослые и сверстники.

    ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.

    1

    К

    Формирование способности к отображению положительных черт характера.

    Текущий

    РТ – с. 41-42  - задание

    20

    Правила культурного поведения в театре.

    1

    К

    Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре». Разыгрывание сценок «В театре». Выполнение заданий в тетради».

    У – с. 79-83,

    С. 83 – вопрос 2

    Что тебя окружает – 2 часа.

    21

    О дружбе. 

    ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.

    1

    К

    Работа с текстом учебника. Составление памятки «Правила дружбы».

    Формирование способности к отображению положительных и отрицательных черт характера.

    Творческая работа

    У – с. 87 – П, РТ- с. 46

    22

    О дружбе.

    1

    К

    Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чём я говорю».

    Творческая работа

    У – с. 88,

    РТ – с. 49 № 15.

    Россия – твоя Родина – 19 часов.

    23

    Родина – что же это такое?

    ОЗОЖ: Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.

    1

    К

    Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой картинная галерея.

    Актуализация представлений детей о душе, добре и зле. Подготовка к выполнению проекта.

    Текущий

    У – с. 90-91 – П.,

    РТ – с. 50 № 3

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы содержания

    Вид контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    24

    Родной край – частица Родины.

    1

    Э

    Экскурсия по родному городу.

    Текущий

    25

    Из истории нашей Родины.

    ОЗОЖ: Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.

    1

    К

    Беседа на тему «Славянское поселение».

    Развитие представления о возможности проявлять доброе отношение к другому.

    Подготовка к выполнению проекта.

    Текущий

    У – с. 100-102,

    26

    Из истории нашей Родины.

    1

    К

    Подготовка к выполнению прокета.

    Текущий

    У – с. 104-105

    РТ – с. 53 № 12

    27

     Первые русские князья.

    1

    К

    Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Подготовка к выполнению проекта.

    Текущий

    У – с. 107-111

    28

    Зачем человек трудится. 

    ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.

    1

    К

    Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради.

    Знакомство с правилами безопасного поведения.

    Текущий,

    РТ – с.  52 № 9,10

    29

    Из истории нашей Родины.    

    1

    К

    Беседа о занятиях славян. Сравнение орудий труда разных времён (по рисункам). Выполнение заданий в тетради.

    Текущий

    РТ – с. 55 № 17,

    30

    Защита проектов «Из истории нашей Родины».

    1

    К

    Защита исследовательского проекта «Из истории нашей Родины».

    Текущий

    РТ – с. 57 № 22

    31

    Хлеб – главное богатство России. Защита проектов «Хлеб – всему голова». ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.

    1

    К

    Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассказы учащихся о хлебе и хлеборобах. Знакомство с правилами безопасного поведения.

    Текущий

    У – с. 103-104

    II четверть – факт __ часов

    III четверть – 21 час.

    32

    Как работают в пекарне.

    1

    Э

    Экскурсия на хлебозавод.

    Пр. работа

    У – с. 121

    33

    Все профессии важны.

    1

    К

    Беседа «профессии наших родителей».

    Текущий

    РТ – с. 54, № 14

    34

    О труде фермера и экономиста. 

    ОЗОЖ: Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.

    1

    К

    Обсуждение текстов учебника.

    Развитие представления о возможности проявлять доброе отношение к другому.

    Текущий

    У – с. 122,123, РТ – с. 53 № 13

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы

    содержания

    Вид

    контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    35

    О компьютерах и программистах. ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.

    1

    Э

    Посещение компьютерного класса школы. Возможности компьютера.

    Знакомство с правилами безопасного поведения при работе с компьютером.

    Практическая работа

    У – с. 124-125,

    РТ – с. 53 № 11

    36

    Знаменитые города России.

    1

    К

    Текущий

    У–с. 94-96, 98-99, 128, РТ –с.57 № 24

    +

    37

    Города России. Москва- столица России.

    ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.

    1

    К

    Беседа с использованием иллюстраций «Москва – столица России». Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали в Москву». Выполнение заданий в тетради.

    Текущий.

    У – с. 133-136

    +

    38

    Путешествие в Санкт – Петербург.

    1

    К

    Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт-Петербурга». Рассказ  учителя «Дом на мойке» (с использованием иллюстраций).

    Текущий.

    У – с. 136-142

    +

    39

    Древние города.

    1

    К

    Урок – путешествие по древним городам России («Золотое кольцо России»). Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Текущий.

    У – с. 142-146,

    с. 146 – задание.

    +

    40

    Мы – граждане России.

    ОЗОЖ: Ответственность за жестокое поведение.

    1

    К

    Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея».

    Текущий.

    У – с. 147-149,

    РТ – с. 60 № 27.

    41

    Народы России.

    1

    К

    Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий в тетради.

    Текущий

    У – с. 150-153,

    РТ – с. 60 № 28.

    Мы – жители Земли – 17 часов.

    42

    Первое знакомство со звёздами.

    ОЗОЖ: Правила поведения в школе и на улице.

    1

    К

    Обсуждение вопросов, что входит в солнечную систему, чем земля отличается от других планет. Сравнение рисунков: «планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради.

    Текущий

    У – с. 6-11,

    РТ – с. 3 № 3

    +

    43

    Солнце – звезда.

    1

    К

    Определение понятия «солнца» как источник тепла, света, энергии.

    Текущий

    У – с. 12-17,

    РТ – с. 6 № 7

    44

    Царство живой природы. Грибы. Защита проектов «Грибы – часть живой природы».

    1

    К

    Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Выполнение заданий  в тетради.

    Текущий

    У – с. 18-19, 22-25

    РТ – с. 7-8 № 3, №4

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы содержания

    Вид контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    45

    Животное – живое существо.

    ОЗОЖ: Правила поведения в школе и на улице.

    1

    К

    Работа с рисунком схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради.

    Правила поведения и их практическая реализация.

    Текущий

    У – с. 26-27,

    РТ – с. 10-11

    46

    Как животные защищаются и питаются.

    1

    К

    Творческая работа

     У – с. 34-41,

    РТ – с. 13 № 13

    47

    Растение – живое существо.

    ОЗОЖ: Что такое труд.

    1

    К

    Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение».

    Текущий, творческая работа.

    У – с. 42-48,

    48

    Какие бывают растения.

    ОЗОЖ: Что такое труд

    1

    К

    Рассматривание частей растений, зарисовка. Анализ текста учебника. Выполнение заданий в тетради

    Текущий

    РТ – с. 14 № 16

    49

    Лес и его обитатели.

    ОЗОЖ: Труд в моей семье.

    1

    К

    Экскурсия в лесопарк.

    Текущий

    У – с. 50-59,

    РТ – с. 18 № 4

    50

    Человек и лес. Лесная аптека.

    ОЗОЖ: Труд в моей семье.

    1

    К

    Рассматривание рисунка коллажа в учебнике. Обсуждение вопроса» Как человек использует лес?». Решение задачи-лабиринта. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Беседа о грибах.

    Текущий

    У – с. 60-62, 69

    51

    Животные леса.

    1

    К

    Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Текущий

     У – с. 70-74,

    РТ – с. 19 № 8

    52

    Голоса леса.

    ОЗОЖ: Что я больше всего люблю делать.

    1

    К

    Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц. Рассказы по рисункам: птицы леса.

    Текущий.

    У – с. 75-81,

    РТ – с. 22 № 14

    +

    III четверть – факт __ часов

    IV четверть – 16 часов.

    53

    Подземные жители.

    1

    К

    Беседа о кроте. Чтение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Воображаемая ситуация  «В некотором царстве, в лесном государстве».                                                                                                                                      

    Текущий

    У – с. 81-86, РТ – с. 21 - задание

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы содержания

    Вид контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    54

    Вода.

    ОЗОЖ: Что я больше всего люблю делать.

    1

    К

    Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы  в учебнике в учебнике. Беседа на тему: «Какие бывают водоёмы». «Работа с рубрикой «Картинная  галерея».

    Текущий

    У – с. 88-91,

    РТ – с. 29 № 7

    55

    Обитатели водоёмов.

    Земноводные

    1

    К

    Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо», рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Выполнение задания в рабочей тетради.

    Текущий

    У – с. 92-99,

    РТ – с. 29 - задание

    56

    Река – пресная вода. 

    1

    К

    Вода – источник жизни на Земле

    Текущий

    У – с. 99-102, РТ – с. 30  - задание

    57

    Растения рек и озёр.

    ОЗОЖ: Вредные привычки.

    1

    К

    Работа с иллюстрациями и текстом учебника.

    Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

    Текущий

    У – с. 107-109,

    РТ – с. 33 № 15.1

    58

    Животные болот.

    1

    К

    Работа с использованием иллюстративного материала. Рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов», выполнение заданий в рабочей тетради.

    Текущий

    У – с. 109-116,

    РТ – с. 33 № 15

    +

    Жизнь луга. Поля. Сада – 10 часов.

    59

    Жизнь луга. Его обитатели и растения.

    ОЗОЖ: Вредные для здоровья вещества.

    1

    К

    Экскурсия на луг.

    У – с. 117-123,

    РТ – с. 37 № 6, 8.

    +

    60

    Животные луга.

    1

    К

    Рассматривание и описание животных луга (по рисункам). Сравнение насекомых с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь».

    Текущий.

    У – с. 124-131,

    РТ – с. 36 № 3

    +

    61

    Какие бывают поля. Поле и его обитатели. Растения поля.

    ОЗОЖ: Вредные для здоровья вещества.

    1

    К

    Беседа с использованием иллюстративного материала  «Какие бывают поля». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Выполнение заданий  в рабочей тетради. Беседа о культурах поля. Работа с рубриками «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое». Выполнение заданий  в рабочей тетради.

    Текущий.

    У – с. 132-140,

    РТ – с. 39 № 3

    +

    п/п

    Дата

    провед

    урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Тип

    урока

    Элементы содержания

    Вид контроля

    Дом.

    задание

    Использо

    вание

    ИКТ

    Кор

    ректи

    ровка

    62

    Жизнь сада. Животные сада.

    1

    К

    Беседа о плодовых деревьях. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с иллюстрациями и текстом учебника.

    Текущий.

    У – с. 142-146,

    РТ – с. 42 № 4

    63

    Природа и человек (продолжение).

    ОЗОЖ: Здоровье и благополучие.

    1

    К

    Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

    Развитие представления о благополучии здоровья.

    Текущий

    Творческая работа

    У – с. 149-154, РТ – с. 45 № 8

    64

    Итоговый урок

    1

    КР

    Тестирование

    65

    Проверь себя сам.

    ОЗОЖ: Здоровье и благополучие.

    1

    З

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Развитие представления о благополучии здоровья.

    Текущий

    РТ – с. 45 № 3

    66

    Повторение.

    ОЗОЖ: Здоровая кожа.

    1

    З

    Развитие представления о здоровой коже.

    67

    Повторение. 

    ОЗОЖ: Здоровая кожа

    1

    З

    Формирование ответственного отношения к своей коже.

    68

    Повторение.

    1

    З

    IVчетверть – факт ____ час

    Итого  - 68 часов

    Итого - факт ____ час


    Содержание тем учебного курса.

    Введение. Что нас окружает (2 ч)

    Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

    Кто ты такой (10ч)

    Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даст человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

    Наши помощники - органы чувств.

    Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

    Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

    ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

    Кто живет рядом с тобой (11ч).

    Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

    Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, па природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья - одноклассники.

    Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

    Россия — твоя Родина (20 ч).

    Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

    Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

    Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

    Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция -  главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России  (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне  - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V- 1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

    Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо»  России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

    Мы — жители Земли (25 ч).

    Что входит в солнечную «семью» - Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

    Царства природы. Животное и растение — живые существа.

    Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года,

    Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды; нар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

    Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

    Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на нолях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

    Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодородные и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

    Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

    Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная»  книга Земли.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

    Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

    Практические работы.  Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса, обучающихся по данной программе.

    К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

    называть (приводить примеры):

    1. правила здорового и безопасного образа жизни;    
    2. правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
    3. основные права граждан России и нрава ребенка;  
    4. основные древние города Руси и России (не менее 3-4);                                        

    различать (соотносить):

    1. прошлое  - настоящее - будущее;
    2. год - век (столетие);
    3. предметы неживой и живой природы, изделия;
    4. представителей растительного и животного мира и места их обитания;
    5. этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.

    решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    1. соотносить событие с датой его происхождения;
    2. характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
    3. описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
    4. устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
    5. составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
    6. составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
    7. проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.

    Перечень учебно-методического обеспечения.

    Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

    Методические и учебные пособия.

    Учебники:

    1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в  2 частях Ч. 1 – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008.- 160 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).
    2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в  2 частях Ч. 2 – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008.- 160 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

    Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования         (2004 г).  Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

    Рабочие тетради:

    1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова . - 3-е изд., испр. – М.: Вентана - Граф, 2009.- 64 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
    2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова  - 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009.- 48 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Наличие методических пособий для учителя:

    1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 176с.

        Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных    

       стандартов начального общего образования.

    1. Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  2 класс  / Под  ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- (Начальная школа XXI века).
    1. Окружающий мир . 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт – сост. О.А. Исакова.  – 2-е изд., перераб. и испр. - Волгоград: Учитель,2008.- 143 с. 
    2. Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «окружающий мир в произведениях живописи». – М.: Вентана – Граф, 2006. – 80 с.
    3. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля подготовки выпускников начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.: ил. (Начальная школа: результаты обучения).

    Список литературы (основной и дополнительной).

    Литература, использованная при подготовке программы:

    книга, меньше трёх авторов:

    1. Е.В. Губанова. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 88с.
    2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в  2 частях Ч. 1 – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008.- 160 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).
    3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в  2 частях Ч. 2 – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2008.- 160 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).
    4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова . - 3-е изд., испр. – М.: Вентана - Граф, 2009.- 64 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).
    5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова  - 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009.- 48 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).
    6. Окружающий мир . 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт – сост. О.А. Исакова.  – 2-е изд., перераб. и испр. - Волгоград: Учитель,2008.- 143 с. 
    7. Т.Н. Бровкина. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная программа «Начальная школа  XXI века» / авт.-сост. Т.Н. Бровкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.
    8. Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «окружающий мир в произведениях живописи». – М.: Вентана – Граф, 2006. – 80 с.
    9. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля подготовки выпускников начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.: ил. (Начальная школа: результаты обучения).

    книга, под редакцией

    1.  Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.-176 с.
    2.  Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  2 класс  /Под  ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- ( Начальная школа XXI века).

    книга, авторов больше трёх:

    1.  Программа Основы здорового образа жизни Ч. 2 Методические рекомендации для начальных классов общеобразовательных школ / М.М. Орлова, О.П. Аккузина, М.В. Лысогорская, Т.В. Кобзева, М.А. Павлова, М.Ю. Михайлина и др.- Саратов: Научная книга, 2000. – 68 с.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса система «Начальная школа 21 века»

    Рабочая программапо окружающему мирудля 2 класса  система «Начальная школа 21 века» ...

    Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф. Виноградовой.

          Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой...

    Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века

    В программе содержится тематическое планирование, пояснительная записка, содержание программы, система оценки  дост...

    Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

    Рабочая программма по окружающему миру в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"

    Рабочая программа по окружающему миру   для 2 класса составлена по ФГОС...

    Рабочая программа с УУД по окружающему миру в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа с УУД по литературному чтению в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" на 2-12-2013 учебный год...

    Рабочая программа по окружающему миру. Программа:"Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по окружающему миру с УУД.1 класс....

    Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой.

     Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой содержит пояс...