Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
    Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне

    Утина Светлана Владимировна

    Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме

    « Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне» 1 класс

    Цели урока:

    -дать представление о том, как изменяется жизнь диких животных с приходом весны, показать связь этих изменений с изменениями в неживой природе и мире растений;

    -познакомить учащихся с художественными текстами описательного характера, их особенностями;

    -формировать умение грамотно пользоваться книгой: учить находить в тексте рисующие слова, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

    -воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

    -вырабатывать внимание и наблюдательность, умение слышать и слушать товарищей.

    Оборудование

    1. Рисунки детей с изображениями птиц.

    2. Магнитофон. Кассета с записью мелодии из передачи «В мире животных».

    3. Мультимедийный проектор. Диск CD-R с презентацией

             

                                        ХОД УРОКА

    I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

    (Звучит музыка из передачи «В мире животных».)

    Учитель.

    - Добрый день, дорогие участники и гости передачи   « Диалоги о природе»! Мы рады видеть вас у  нас в студии. Вместе со мной сегодня передачу будет вести Денис Писцов. Слайд 3

    ( Входит Денис)

    - Светлана Владимировна, вы сегодня хорошо выглядите!

    -Спасибо, Денис. Весна! И тема нашей  передачи тоже связана с этим временем года : « Весенние изменения в природе»  

    Ведущий ( Денис).  Разрешите представить наших  участников: эксперты орнитологи .  краеведы, художники.

     Учитель.  Наблюдения за изменениями  в природе ведут и наши специальные корреспонденты. С ними мы выйдем на связь чуть позже.

    Зазвенели ручьи,

    Прилетели грачи,        

    В дом свой, улей, пчела

    Первый мёд принесла.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?

    (Весной.)

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

     Учитель. Ребята, как изменилась погода с приходом весны?

    ( Ярче светит солнце, на небе меньше облаков выше стала температура воздуха)

    Давайте прочитаем , как описывают наступление весны русские поэты и писатели.

    1.Чтение рассказа И.С. Соколова- Микитова « Весна–красна» и стихотворения А.К. Толстого « Вот уж снег последний в поле тает»

    Учитель. О  каких весенних приметах рассказывают авторы?

    ( Солнце светит ярче и жарче)

    -А что общего в описании весны у этих авторов? ( Таяние снега) Прочитайте.

    Дети:  У Толстого А. К.: «Вот уж снег последний в поле тает»

    У Соколова-Микитова И.С. « На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля»

     Учитель. Какой текст вам больше понравился?

    2 Чтение стихотворения учащимися. Поиск слов, рисующих приметы весны. Анализ текста и сопоставление его с картиной А.А. Мухина

    « Последний снег».

     Учитель. Прочитайте  стихотворение. Какие слова рисуют весеннюю картину?  Слайд 4

    А теперь давайте сравним текст стихотворения и картину А. Мухина. Можно ли этой картиной проиллюстрировать текст?

    ( Я думаю ,что да. Толстой говорит о последнем снеге. И картина называется «Последний снег»)  Слайд 5

    - А как Толстой описывает землю? ( Он говорит, что « теплый пар восходит от земли». Земля теплая, потому что, когда снег тает, земля становится влажной, а солнышко ее пригревает, и влага испаряется.)

    - Ребята, а теперь посмотрите на картину, как художник изобразил на ней теплую землю. Он взял мягкие пастельные тона и нарисовал почву, покрытую прошлогодней травой, сквозь которую пробивается нежная зелень. Вся картина наполнена светом и теплом.

    - А теперь снова обратитесь к тексту. Что же вы еще увидели в тексте?

     ( Первый весенний цветок. Он синий похож на кувшинчик. Слайд 6

    В небе тянется клин журавлей. Они курлычут-зовут друг друга. Они радуются весне, приветствуют родные места) Слайд 7

    - А теперь прочитайте  второе четверостишие. Что вы видите?

    ( Я вижу « юный лес»,« в зеленый дым одетый»)

    - А почему он юный и что за зеленый дым? Слайд 8

    - Посмотрите на картину Мухина. Как художник изобразил деревья?

     (На них еще нет листьев, но это уже не зимние деревья: набухают и лопаются почки, на некоторых деревьях появляются пуховки и сережки. Художник изобразил это явление в природе нежными мазками, и лес, словно прозрачной зеленой дымкой окутан.)

    - А каким чувством  проникнуто стихотворение? Из каких слов вы это узнаете?

    ( Радостным. Об этом говорится в последних строках)

    - Как вы думаете, с каким настроением А. Мухин создавал картину? Нравится ему весна?

    - Верно. И художник, и поэт передают в своих картинах радостное настроение, они любуются природой.

    Учитель. Сейчас мы вынуждены прерваться к нам на связь вышел специальный корреспондент. Слайд 9

    Кор-т: Ребята, я сейчас нахожусь в березовой аллее у школы, все здесь наполнено дыханием весны. У меня к вам вопрос: « А какие изменения  происходят в жизни деревьев весной?

    (Набухают и лопаются почки, на некоторых деревьях появляются пуховки и сережки) Слайд 10

    3 Изучение изменений в живой природе

    Ведущий (Денис) Ребята, а какие загадки, пословицы и поговорки о весне вы знаете?

    Весна днем красна (т. е. не сплошь).

    Весна красна, на все пошла.

    Весна красная, а лето страдное.

     Как не злись метелица, всё весной повевает.

    Вода с гор потекла – весну принесла.

    Готовь сани с весны, а колёса с осени.

    Весною день упустишь, годом не вернешь. Слайд 11

     Ведущий ( Денис). А я знаю вот какую поговорку: « Прилетел скворец , и зиме конец». Слайд 12

    Учитель.  Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной из теплых стран?

    ( Перелетные)

    - А почему птицы осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются?

    На этот вопрос я попрошу ответить наших экспертов орнитологов.

       Выступление детей

     ( С наступлением холодов птицам не хватает еды, и, чтобы не умереть от голода, они улетают в теплые края, а с наступлением весны земля оттаивает, появляется много насекомых и другой пищи. Птицы возвращаются)

    Расскажите, где строят гнезда перелетные птицы?  Слайд 13

    Какие важные изменения происходят весной в жизни птиц?

    Почему именно весной птицы выводят птенцов?

    ( Тепло и много корма)

                                               Физминутка

     В традициях разных народов много обычаев связано с птицами.

    Об этом мы попросим рассказать наших краеведов.

    ( Выступление детей)

    ПТИЧКА

    В чужбине свято наблюдаю

    Родной обычай старины:

    На волю птичку выпускаю

    При светлом празднике весны.        А.С. Пушкин

    Краевед:  На Руси было принято выпускать на волю  птиц, пойманных осенью. В старые времена отопление было печное, и часто  были случаи отравления угарным газом. Птицы быстро реагируют на угарный газ и оповещают своих хозяев об опасности. Весной печи переставали топить и птиц выпускали.

    Девушек и женщин на Руси называли «лебедушками», « павами» сравнивая их с красивыми величавыми птицами.

    Учитель. У нас опять прямое включение. Слайд 14

    Корреспондент: Ребята, угадайте, кого я встретила в лесу?

    Пушистый хвост торчит с верхушки,

    Что за странная зверушка?

    Щёлкает орехи мелко,

    Ну, конечно, это ...

    (Белка.) Слайд 15

    Вопрос

     Какие изменения происходят весной в жизни животных?

    Учитель:  Какие животные меняют окраску? Слайд 16

    ( Зайцы и белки меняют окраску)

    Учитель : Какие пробуждаются от зимней спячки?

    ( Медведи, ежи, еноты) Слайд 17

    Дети: Весной у всех животных появляется потомство.

    4.Подведение итогов Слайд 18

    Учитель: К сожалению, наша передача подходит к концу. Давайте подведем итоги.

    - Какие изменения происходят весной в неживой природе? Чем вызваны эти изменения?

    -Какие произведения о весне прочитали?

    - Какие изменения происходят весной в живой природе?

    - Почему весной запрещена охота на зверей и птиц?

    - Почему у большинства зверей именно весной появляются детёныши?

    (С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.)

    5.Домашнее задание

     На этом наша передача закончена. Ждем ваши рисунки с изображением диких животных и их детенышей, также рассказы о них.   Слайд 19