Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
    конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

    Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    les_prirodnoe_soobshchestvo.docx25.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:

    «Лес – природное сообщество.

    Жизнь леса»

    4 класс

    Учитель Ширяева Е.П.

    Цели: - сформировать представления учащихся о лесе, как природном    

                   сообществе; ознакомить с многообразием лесных обитателей,                  

                   ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество»,      

                   «ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами                                                                                                      

                    природного сообщества леса;

                - развивать познавательную активность детей, умение использовать в    

                  работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

                  мысли;

                - воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Вводная беседа

    - Ребята, отгадай те загадку.

    (Слайд№1

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Грибами, ягодами одаривает,

    Осенью умирает.

    Весной  опять оживает.

    Иллюстрация леса.)

    - Лес.

    - Что же такое лес?

    (Дети отвечают.)

    - Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

    (Читает сильный ученик)

       «Один художник решил нарисовать лес.

    - Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

         Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

    - Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

       Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

    - А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

    - Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

       Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

    - Нарисуй жабу и ящерицу!

        согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

       было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

    - Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

    (Ученик читает текст.)

    - Итак, что же такое лес?

    - Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших  глаз.

    - Лес называют природным сообществом.

    III. Сообщение темы и цели

    - Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

    (Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

    - На какое слово оно похоже?

    - На слово «общество».

    - Как образовано слово «сообщество»?

    помощью приставки со-.

    - Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».

    (Слайд № 2

    «Лес – природное сообщество»)

    IV. Знакомство с новым материалом

    - Хочу пригласить вас сегодня в лес.

    В добрый лес, могучий лес,

    Полный сказок и чудес.

    Если внимательны будете, дети,

    Тайны чудесные откроете эти.

    Лес не только для нашей забавы.

         В нём – деревья, ягоды и травы.

         Птицы, звери.

         И прочие твари.

         Учёные тоже работают тут,

          Лес они сообществом зовут.

    - Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный.  Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

    Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

     (Дети записывают)

    Фронтальная работа 

    - Как вы сами думаете, что же это такое?

    (Дети высказываются)

    - Какой ярус самый высокий?

    - Деревья.

    - Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

    - В лесу много деревьев, вы их все знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Мы читаем загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

    (Каждый ребенок получает листок с заготовками кроссвордов)

         (Слайд №3-10

    1. Клейкие почки, зелёные листочки,

    с белой корой расту под горой.   (Берёза)

    2. Светофор моего цветка берёт

    Пчёлка самый вкусный мёд.  (Липа)

    3. Что за дерево стоит –

    Ветра нет, а лист дрожит?  (Осина)

    4. Летом с него снег –

    Просто смех!

    Снег по городу летает,

    Почему же он не тает?   (Тополь)

    5. Зимой и летом одним цветом.  (Ель)

    6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

    Очень прямо я расту в высоту.   (Сосна)

    7. Есть у родственницы ёлки

    Неколючие иголки,

    Но в отличие от ёлки

    Опадают те иголки.   (Лиственница)

    8. В сенокос – горька,

    А в мороз – сладка.

    Что за ягодка?    (Рябина))

    - Какое получили ключевое слово?

    - Растение.

    - Какие изученные словарные слова встретились вам?

    - Береза, осина, рябина, растения.

    - Есть и вторая часть кроссворда, но мы к ней вернемся позже.  Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?

    - Кустарники.

    (Дети делают запись в тетради под цифрой 2)

    - Названия представителей этого яруса зашифровано на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь.

    (Слайд №11

    1

    КА

    2

    СК

    3

    НА

    4

    ШИ

    5

    Т

    6

    ЛЕ

    7

    РЕ

    8

    БЕ

    9

    ЛИ

    10

    К

    11

    ЩИ

    12

    РУ

    Ключи:

    1. 6-11-3;
    2. 1-9-3;
    3. 8-7-2-6-5;
    4. 10-12-4-3;)

    (Дети работают самостоятельно)

    - Давайте проверим, правильно ли вы записали название кустарников.

    (Параллельно с ответами детей демонстрируются иллюстрации кустарников, названных учениками.

    ( Слайд №12-13

    Иллюстрации кустарников: лещины, калины, бересклет, крушина)

    - Постарайтесь запомнить полученные названия. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находиться ниже кустарников?

    - Травы.

    (Дети делают запись в тетради под цифрой 3)

    - Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

    (Слайд № 14

    Иллюстрации черники, брусники .)

    - Переходим ко второй части кроссворда.

    (Дети разгадывают загадки. )

    (Слайд №15-18.

    9. Синенький звонок висит,

    Никогда он не звенит. (Колокольчик)

    10. На припёке у пеньков

    Много тонких стебельков,

    Каждый тонкий стебелёк

    Держит алый огонёк. (Земляника)

    11. Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых.

    Меня увидишь за версту,

    Зовусь я …    (Подосиновик)

    12. Беленькие горошки

    На зелёной ножке.   (Ландыш) )

    - Какая фраза получилась?

    - Растения леса.

    - Еще раз внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите,  все ли верно? Нет ли какой - то не точности?

    - Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

    - Почему так назвали этот гриб?

    - Чаще всего он растет рядом с осинами.

    - Какие еще грибы вы знаете?

    (Слайд №19

    Иллюстрации грибов)

    (Дети отвечают)

    Работа с учебником

    - Давайте прочитаем о грибах в учебнике на с. 179.

    (Дети читают текст статьи)

         Работа в тетрадях

    с. 57 №7

    Фронтальная работа 

    - Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте ещё раз вспомним их.

    (Дети называют правила сбора грибов.)

    - Все ли ярусы мы рассмотрели?

    - Остался ещё один ярус.

    - Самый нижний ярус – мхи и лишайники(сфагнум, кукушкин лён)

    (Слайд №20

    Иллюстрации мхов, лишайников)

    - Запишите в тетрадь под цифрой  4:мхи, лишайники. Где они растут?

    -На земле, на корнях деревьев.

     Физкультминутка

    (Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды)

    - Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек…

      …Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?

    - А сейчас, чтобы чувствовать себя ещё лучше, давайте сделаем зарядку для глаз.

    -Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

    - Да. Это почва.

    - А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

    - Четыре.

    - Перечислите их.

    - Деревья, кустарники, травы, мхи.

    (Слайд №21

       «Ярусы леса»

         -деревья;

         -кустарники;

         -травы;

         -мхи, лишайники)

    - Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?

    (Дети отвечают)

    - Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

    - Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

    - Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

     животные питаются растениями.

    - Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

    - С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

    - Давайте назовём представителей каждого класса царства животных.

    (Слайд №22

    Иллюстрации представителей каждого класса.)

    - Звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.

    - Как животные приспособились к жизни в лесу?

    - Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мёд, им и питаются.

    - Белка живёт на сосне, питается семенами из шишек сосны.

    - Заяц питается растительностью, живёт под кустами.

    - Волк живёт в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.

    - Почему лес называют природным сообществом?

    - Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

    Самостоятельная работа

    - Мы уже сказали, что в природе все взаимосвязано. Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере  цепей питания.

    (Слайд №23

    шишки   -        белка     -   ястреб

    трава       -     олень      -    волк

    - Составьте в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе.

    (Дети пишут в тетрадях.)

    - Теперь обменяйтесь тетрадями и обсудите полученные варианты.

    - Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

    - Нет, не должен. В лесу всё идет по законам природы.

    - Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

    -В природе не существует полезных или вредных животных.

    - Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

    - Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

    Работа в тетрадях

    с. 57 № 6

    V. Итог урока

     Мы любим лес в любое время года,

    Мы слышим речек медленную речь…

    Всё это называется природа,

     Давайте же всегда её беречь!

    В лугах ромашки солнечного цвета,

    Такие, что светлей на свете жить..

    Природой называется всё это,

    Давайте же с природою дружить!

    Летят, звеня, дождинки с небосвода,

    Клубится на заре тумана дым…

    Всё это называется природа,

    Давайте же сердца ей отдадим! )

    (Подготовленный ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Это называется природа»)

    -Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?

    -Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

    - Чему вы научились на уроке?

    -Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .

    -Почему лес называют природным сообществом?

    - Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

    - Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

    VI. Домашнее задание

    - Дома  прочитайте материал на с. 175-181, составьте пищевые цепочки леса. Желающие могут придумать и написать свои правила поведения на природе.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

     Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитате...

    4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

    Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соо...

    Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на эко...

    Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

    Лес - это целый мир. Данный материал представляет собой разработку урока окружающего мира по данной теме....

    Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

    Данный материал представляет собой подробный конспект урока по окружающему миру по заданной теме....

    Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.

     Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе  Л.В.Занкова. Работа на уроке на...

    План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

    Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью гр...

    Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

      Задачи урока: Обучающая:   познакомить учащихся с разнообразием живых  организмов луга, с ролью ...