Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Демченко Елена Сергеевна

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Водоемы нашего края».

Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: глобус, карта области (края, республики), схема реки, карточки со словами, компьютер, мультимедийный экран.

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!     Слайд 1.

Вопросы к кроссворду:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

2. Место, где река берет свое начало.

З. Нижняя часть горы, холма.

4. Есть, у оврага, холма, горы.

5. Самое теплое море России.

6. Форма поверхности.

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...

(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток, З. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: ВОДОЕМЫ).

На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края».

- Ребята, откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.

II.  Проверка знаний и умений

1. Фронтальная работа.

Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.   Слайд 3

2. Рассказ учащегося.

(Рассказ учащегося о поверхности Краснодарского края сопровождается рисунками детей, выполненными самостоятельно дома).

Выставка рисунков на доске. Краткие комментарии авторов работ.

- Какой рисунок вам понравился больше всего и почему?

-Что вы узнали из дополнительной литературы об оврагах?

- Расскажите, какие рассказы вы приготовили о пещерах нашего края?

(Ответы детей.)

З. Работа по карточкам.          Слайд 4

Соедините стрелками предложение со словом, подходящим по смыслу:

- Горы, созданные руками человека из отходов - пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.                     Терриконы

- Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.       Балка

- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.                Холм.

- Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров.          Гора.

- Углубление с крутыми осыпающимися склонами.      Овраг

III. Работа над новой темой

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я - река и океан.             Слайд  5

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

(Вода.)

Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего.

Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) Какая вода в водоемах нашего края?

Где вода соленая? (В морях и океанах.)

Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)               Слайд 6

Давайте  разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

Запишем в тетрадях такую таблицу:                                           Слайд 7

Водоемы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?                            Слайд 8

- Назовите естественные водоемы.             Слайд 9

- Перечислите искусственные водоемы нашего края. Слайд 10

Ответы детей дополняются рассказом учителя.

- На берегу какой реки расположен наш город?                Слайд 11

-Рассказ учителя              Слайд 12

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?

(Устье.)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

Слайд 13

- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 вашего учебника.

Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы.

IV. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

V. Работа по теме

1. Продолжение изучения новой темы.

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)              Слайд 14-15

- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики).    Слайд 16-17-18

-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике нас. 155, 5-й абзац и нас. 156.

-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

Слайд  19 - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

2. Работа в рабочей тетради.

-Посмотрите на экран и найдите названия рек.   Слайд  20

-Проверим себя.      Слайд  21

- Запишите в тетради водоемы нашего края.

VI. Закрепление изученного

-Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

Давайте вместе попытаемся составить памятку «Правила поведения у водоёмов».

Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в парах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.   Слайд  22    Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Слайд  23    Задание «Подумай!» на с.156.

- Какое значение в природе имеют водоемы?

VII. Подведение итогов урока

Слайд  24-25

  - Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

 Выставление оценок.

Домашнее задание

Сочини легенду, которая бы объясняла название Чёрного моря.

Стр.154 по плану опиши любой водоём нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Животноводство в нашем крае"

Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...

Урок-города "Люди нашего края"

Урок поможет детям закрепить знания о родном городе и познакомить с "Почетными гражданами города Кемерово"...

Презентация к уроку ОМ "Поверхность нашего края"

Для использования при подготовке к уроку...

Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России

В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме....

Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи фор...

конспект урока "Животноводство в нашем крае"

конспект урока "Животноводство в нашем крае"...

Тема урока: Водные богатства нашего края

Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,расширить и углубить природоведческие знания учащихсяЗадачи урока:Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края....


 

Комментарии