Урок по "Окружающему миру", 4класс, "Зона лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мухина Ирина Анатольевна

Каждый ученик должен знать  правильную картину мира, который его окружает. Очень часто на уроках по "Окружающему миру я использую ИКТ, позволяющие  ярко и красочно  продемонстрировать тему урока. Ведь лучше один раз увидеть. Предлагаю конспект урока и презентацию к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

    «Мир вокруг нас», 4 класс.

Урок  с использованием ИКТ

        ( для студентов НПК)

Тема: «Природные зоны России. Зона лесов».

15.12.09.

Учитель начальных классов: Мухина Ирина Анатольевна

МОУ  СОШ № 16,

Г. Ногинск

- 1-

Мультимедийная презентация.

«Природные зоны России. Зона лесов».

1 слайд: Нашу страну часто называют великой  лесной державой. И это действительно так, зона лесов занимает большую часть территории России. Поэтому наше путешествие будет связано во многом с природой нашего родного края, но также позволит нам расширить кругозор наших знаний, узнать много нового и интересного.

2 слайд: Каковы же цели нашего путешествия – урока?

3 слайд: Но мы не можем отправиться в новое путешествие, не приведя в систему знания, которые мы получили из предыдущих уроков.

4 слайд: Царство льда и снега – так называют Арктику за её суровый климат. Это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются лишь мхи и лишайники. (Чтение доклада учащегося о белом медведе.)

5 слайд: Тундра – территория вечной мерзлоты, природная зона, в которой растительностью являются карликовые кустарнички и деревья, мхи, лишайники и травы. Да и животные тоже низкорослые, что помогает им легче приспособить к суровым климатическим условиям.

6 слайд: Ну вот мы и  готовы снова отправиться в путешествие.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

                                                         

                                                 - 2 -

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

7 слайд: Подготовка – работа  с вопросами.

8 слайд: Вывод – схема.

9 слайд: В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста  и развития  растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундровой. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.

 

10 слайд: Тайга – это хвойный лес. Это высокие деревья с мощными корнями. Листья у них хвоинки. Работа с иллюстрацией учебника на стр.99. Демонстрация гербария.

11 слайд: Многообразие животного мира: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, бурундуки, полевки, глухари, кедровки.

 Для животных нет границ, они живут по всей лесной зоне. Одни на зиму ложатся в спячку, другие делают запасы, третьи ведут активный образ жизни. Работа с иллюстрацией на стр.100 - 102.

Рысь – хищник, семейства кошачьих, имеет пятнистый окрас, некрупное животное. По бокам головы развиты баки, на ушах – кисточки. Прекрасно лазает по деревьям, затаившись, тихо подкрадывается к своей добыче.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прекрасно лазает по деревьям, хорошо плавает.

12 слайд: К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут лиственные. Зима в таком

                                                            - 3 -

лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

13 слайд: Работа с гербарием.

 

14 слайд: Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период объединяются в группы.

Заяц – беляк- на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные. Это осторожные животные.

15 слайд: Ещё южнее раскинулись  широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. Работа с иллюстрацией учебника на стр.103.

16 слайд: О животном мире леса можно говорить бесконечно! В лесной зоне для живых организмов более благоприятные условия, чем в тундре. Поэтому животный мир здесь гораздо богаче и разнообразнее.

17 слайд: И, безусловно, все живые организмы связаны между собой пищевыми сетями, которые состоят из многочисленных цепей питания. ( Работа со схемами: дополни цепи питания, используя иллюстрацию на стр.100 – 101).

18 слайд: Леса – наше богатство. О том,  какую роль они играют в жизни человека, мы поговорим на следующем уроке.

19 слайд: Леса – это жизнь. Это легкие нашей планеты. Ученые доказали, что именно хвойные леса являются главным поставщиком кислорода на Земле.

20, 21 слайд: Подводим итог урока ( работа с вопросами на слайдах)

22 слайд: Найди ошибку (лишнее слово)

23 слайд: Домашнее задание.

24 слайд: Вывод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зона лесов.

Слайд 2

Познакомиться с географическим положением зоны лесов Продолжать совершенствовать умение работать с атласом и картой Познакомиться с фауной и флорой зоны лесов

Слайд 3

По каким природным зонам мы путешествовали на предыдущих уроках? Что вы узнали интересного об этих зонах? Каковы особенности природы этих зон? Каковы особенности обитателей? Значение каждой из природной зон для человека?

Слайд 7

1.Где находится зона лесов относительно зоны тундры? 2. В каком тепловом поясе она лежит? 3. На какие части делится зона лесов? Сравните их площади.

Слайд 8

Леса Тайга Смешан- ный лес Широколиственный лес

Слайд 10

Тайга – это хвойный лес. Здесь растут: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна(кедр).

Слайд 13

Наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи ( преобладание пород мелколиственных деревьев).

Слайд 15

Теплолюбивые деревья с широкими листьями: дуб, липа, клён, граб, бук, ясень, вяз.

Слайд 17

1. Растения – заяц – беляк - рысь 2. Растения - мышь – полевка – лиса 3. Кедр – кедровка – сокол 4. Растения – лось – волк 5.Кедр – бурундук - соболь 6.Дуб – кабан - волк 7. Растения – косуля - медведь

Слайд 19

Лесные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который необходим всем живым организмам.

Слайд 20

Зона лесов состоит из : а) 5 частей б) 3 частей в) 2 частей 2. Самую большую территорию занимают леса: а) смешанные б) широколиственные в)хвойные 3.Зона лесов расположена так: а)зона тундры, зона лесов; б)зона арктических пустынь, зона лесов; в)зона лесов, зона тундры.

Слайд 21

4.В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б)дубы, сосны, ели; в) березы, липы, лиственницы. 5.Лесным исполином называют: а) благородного оленя; б) медведя; в) лося.

Слайд 22

Какое слово лишнее: 1.Пихта, кедр, дуб, сосна, лиственница. 2.Береза, ольха, рябина, пихта. 3.Липа, дуб, клён, бук. 4. Рысь, медведь, песец, волк, кабан. 5.Дятел, сова, тупик, синица.

Слайд 23

Учебник: стр.98 – 104 прочитать и подготовить ответы на вопросы. Атлас: стр. 18 – 19 (растения и животные лесной полосы), отрабатывать умение работать с картой.

Слайд 24

Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит , обогреет, Накормит русский лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов. 4 класс

Презентация «Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов». 4 класс...

Презентация к уроку Окружающего мира "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Слайды с описанием того, как следует себя вести в лесу и почему....

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Урок окружающего мира "ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе....

Тест по окружающему миру по теме "Леса России"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Леса России". Программа "Школа России" 4 класс....

Технологическая карта урока по Окружающему миру «Пресмыкающиеся – обитатели леса. Насекомые леса.» (2 класс, УМК Начальная Школа XXI века)

Цель урока: формирование знаний и представления о классе пресмыкающихся, насекомых и их местах обитания.Задачи урока: Дидактические:1) ознакомить учащихся с пресмыкающимися;2) уметь различать и о...