Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Бухарева Елена Хайруковна

 

 Тема проекта: Когда мои друзья со мной!

    Время: 3 часа

     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу

 

Задачи проекта:

-сформировать умение кратко формулировать задачу проекта 

-формировать навыки межличностной коммуникации:

способность работать в группе;

-формировать умения аргументировать свою точку зрения;

-формировать понимание необходимости выполнения правил  школьной

жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_druzhbe.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                        Учитель: Бухарева Е.Х.

                                      МОУ  ‒ СОШ с. Звонаревка

                                                                                                                                                     Марксовского района

                                                                                                                                                    Саратовской  области

Конспект урока. Окружающий мир, 2 класс,

(УМК« Начальная школа ХХ I века).

 Тема проекта: Когда мои друзья со мной!

    Время: 3 часа

     Цель проекта: Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу

 

Задачи проекта:

-сформировать умение кратко формулировать задачу проекта  

-формировать навыки межличностной коммуникации:

способность работать в группе;

-формировать умения аргументировать свою точку зрения;

-формировать понимание необходимости выполнения правил  школьной

жизни.

Тема первого урока:

Запуск проекта. Анализ первоначальных идей.

Учебно – воспитательная задача:

  1. Сформировать умение кратко формулировать задачу проекта.
  2. Развивать умение находить нужный материал (разучивание песни «Когда мои друзья со мной», изготовление цветов из бумаги)
  3. Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми

Тема второго урока: умеешь ли ты дружить?

Проработка выбранной идеи.

Учебно – воспитательная задача:

  1. Сформировать умение самостоятельно находить в словарях нужные слова.
  2. Закрепить умение по планированию своей деятельности.
  3. Развивать самостоятельность при выполнении проекта (самостоятельно находят пословицы о дружбе)

Тема третьего урока: О дружбе.

Защита проекта.

Учебно – воспитательная задача:

  1. Учиться слышать и слушать своего товарища
  2. Составить памятку  «Законы дружбы».    
  3. Знать и уметь объяснить пословицы о дружбе.  
  4.  Понять различие значений слов   «друг»,  «приятель»,  «товарищ».
  5. Воспитывать у учащихся ответственность, организованность. Способствовать сплочению детского коллектива.

Планируемые результаты:               

     1.Уметь составлять памятки.    

     2.Знать и уметь объяснить пословицы.  

     3.Научиться понимать различие значений слов   «друг»,  «приятель»,  «товарищ».

     4. Научиться оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу

 Основные понятия: друг, товарищ, приятель

 Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, музыка

 Ресурсы:

основные: учебник, тетрадь

‒ дополнительные: словарь Ожегова, картина с изображением домика, цветы нарисованные детьми, презентация к уроку, компьютер, проектор

 Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

 Подготовительная работа:

  1. Приготовить пословицы
  2. Нарисовать цветы
  3. Приготовить мячик для игры

Технологическая карта урока

 

этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

На доске написано: «Друг—это тот, кто…»  

Подготовка класса к работе.

Ребята по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они называют своими друзьями,  

передавая из рук в руки любой предмет (мячик).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться  с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляется уровень знаний.

На доске записаны слова  «друг», приятель»,  «товарищ».  

Учитель. Чем отличаются слова друг от друга?  

 

Учитель: (показывает   «Словарь русского языка» С.И.Ожегова,  

просит открыть и прочесть слова на странице __ в словаре С.И.Ожегова учащихся каждой группы)  

Работа над пословицами.  

Какие пословицы о дружбе вы приготовили?  

       

 Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности.          

(ответы детей)  

ДРУГ -1).тот, кто связан с кем-то дружбой;  

             2).сторонник, защитник кого или чего-нибудь;  

             3).обращение к близкому человеку.      

ПРИЯТЕЛЬ - близкий, знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.

ТОВАРИЩ - человек близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни.  

Учитель: Ребята, а что такое дружба?  

 ( ответы детей)    

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.    

 (дети называют)  

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  

Один за всех и все за одного.  

Друг за друга держаться - ничего не бояться.  

Друга иметь - себя не жалеть.  

Друга ищи, а найдёшь - береги.  

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.  

Недруг поддакивает, а друг спорит.  

Новых друзей наживай, а старых не забывай.  

Уметь  проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

  1. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Как сделать так, чтобы было много друзей?  

‒ Да, нужны правила дружбы.  

 ‒ Сегодня мы построим свой дом, в котором у нас будут свои правила. А для этого надо выполнить задания, они будут трудными. Но с помощью дружбы, мы их с вами должны преодолеть. Нужно набрать хорошую команду, чтобы до конца построить наш дом. Стены и крыша дома у нас готовы, а основы, т.е. фундамента нет, на чем будет стоять наш дом.

5. Работа с текстом на 85 странице учебника.  

     М. Танич  «Когда мои друзья со мной».

Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т. д.

Уметь слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Работать будем в группах.  

 (На  этом уроке ученики распределены в группы следующим образом:    

               I группа- дети с активной жизненной позицией, с широким кругозором.  

               II группа - дети средней активности, уравновешенные, немногословные.  

               III группа - дети неактивные, с небольшим словарным запасом).  

I группа. (Ученики получают цветы, заранее сделаны на уроке технологии из бумаги)  

Учитель: Возьмите по одному цветку, на нём напишите по одному самому главному, на ваш взгляд, правилу дружбы.    

  - Зачитайте свои правила и обсудите каждое.  

   Из отдельных правил составьте памятку  «Законы дружбы».    

     

II группа. Вам, ребята,  нужно набрать команду из сказочных героев, умеющих дружить и  рассказать, почему выбраны именно они.  

   Докажите, почему вы взяли в путешествие этих героев рассказов и сказок. Какие черты характера вам понравились?    

III группа - Вам, ребята, даю досье (характеристика, описание характера, привычек) на каждого члена будущего экипажа. Прочтите и подумайте, нужен ли он в трудном путешествии.    

   

           

                   

Мальвина, Карлсон, Буратино, Чипполино, крокодил  Гена, пудель Артемон, Карабас Барабас, Чебурашка, Малыш, Нильсон, Вини - Пух, Пятачок, дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик, обитатели  «Теремка», Шапокляк, Малыш - Плохиш и др.    

    (выбирают настоящего товарища)

Интересно рассказывает секретные истории  своих друзей.    

Радуется успеху своего товарища.  

Очень строгий. Не умеет прощать обиды.  

Умеет хранить чужие секреты.  

Любит посмеяться над неудачей друга.  

Умеет извиниться, если неправ.

Много друзей. Часто их меняет.

В дружбе честный и искренний. Всегда говорит правду.  

Грубый, невыдержанный. Часто обзывается.  

Мало друзей, но они одни и те же.  

Никогда не спорит, соглашается  во всём.  

Очень чуткий, внимательный.  

Никогда не поможет товарищу.    

Не бросит в беде друга.  

Не делится ни чем с друзьями.  

Не жадничает.  

Не сплетничает о своих друзьях.  

О достоинствах друга рассказывает с радостью.  

     

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

Самоопределение

(Личностные УУД)

  1. Первичное закрепление

Анализ работы каждой группы.

Прочтите слова, что получилось у вас? (обращение к 1 группе)

Ребята, а каких героев вы выбрали? Что у вас получилось?

Из карточек III группы (это очень важно!) составляют памятку  «Законы дружбы».  

Мы с вами применили все  правила и посмотрите, дом у нас готов. А как вы думаете, что послужит основой фундамента?

Правильно «Дружба» (переворачиваю на доске лист на котором написано слово «Дружба»

А, что мы будем делать с нашими цветами?

Оформим нашу поляну дружбы.

Дети читают написанные пословицы на цветочках, объясняют свой ответ.

Дети называют героев и рассказывают о них.

Радуется успеху своего товарища.  

Умеет хранить чужие секреты.

Умеет извиниться, если неправ.

В дружбе честный и искренний. Всегда говорит правду.

Мало друзей, но они одни и те же.  

Никогда не спорит, соглашается  во всём.  

Очень чуткий, внимательный.  

Не бросит в беде друга.  

Не жадничает.  

Не сплетничает о своих друзьях.  

О достоинствах друга рассказывает с радостью.  

Ответы детей

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Познавательные УУД)

Управление поведения партнера, оценка действия партнера

(Коммуникативные УУД)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Чтение правил дружбы на стр. 87 учебника (Окружающий мир. Н. Ф. Виноградова).  

Давайте сейчас прочтем правила дружбы на стр.87 учебника. Согласитесь ли вы с такими правилами дружбы?

Самостоятельная работа.

Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.

Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.

Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

  1. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

‒ Расскажите, как вам работалось?  

‒ Кто выполнял правила сотрудничества?    

‒ Помогут ли вам в жизни правила дружбы?  

Домашнее задание: Инсценирование рассказа В. Осеевой  «Кто наказал его?»    

  ‒ Найдите рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?» и приготовьте его к следующему уроку.

         

     

 

Оценки за урок:              

И завершим наш урок маленьким четырёхстишьем, которое мы сложили на предыдущем занятии.

    

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Ответы детей

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.    

‒ Кто наказал его? ‒ спросила соседка.  

          ‒ Он сам наказал себя, ‒ ответила мама.

     

 Мы открыли вам секреты.

 Как нам дружбу сохранить

 Выполняйте все советы,

 И легко вам будет жить!

Рефлексия

(Коммуникативные УУД)

Смыслообразование

(Личностные УУД)

 

                                                                         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...