Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
    Урок по окружающему миру по программе "Школа 2100"

    Шестерова Надежда Васильевна

    Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Экосистема луга"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ekosistema_luga.doc47.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Экосистема луга»

    Цель: 

    1. Дать представление об экосистеме луга.

    2. Повторить понятия: «экосистема», сообщество, цепи питания.

    З. Развивать умения анализировать, обобщать.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

    Ход урока:

    1. Актуализация к учебной деятельности.

    1. Кто пришел к  нам на урок? (Лена u Миша)
    2. Вспомните, что вы открыли с этими героями на прошлом уроке? (Экосистему болота)
    3. С чего начнем наш урок? (с повторения)
    4. Что мы называем экосистемой? (Экосистема - единство живой u неживой природы, в котором сообщества живых организмов разных «профессией» поддерживают круговорот веществ)
    5. Что такое сообщества? (Все обитающие в экосистеме живые организмы разных «профессuu»)
    6. Кто входит в сообщества болота?
    7. Какие «профессии» вы знаете? (Проuзводuтелu, потребители, разрушители, кормильцы, едоки, мусорщики)
    8. Назовите производителей кормильцев болота? (Багульник, клюква, голубика, морошка)
    9. Назовите потребителей едоков болота? (лось, журавль, лягушка, бекас, куропатка)
    10. А что вы можете сказать о разрушителях? (Как u в озере в болоте круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нем накапливается торф)
    1. Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха все время сыро. К тому же там нет кислорода для дыхания, а сфагнум убивает микроорганизмы, поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф.
    1. Что же происходит со временем? (со временем слой торфа становится все толще, а болото суше. Тогда оно начинает зарастать травой).
    1. Пройдет много лет и здесь могут появиться луговые цветы: лютики, ромашки, колокольчики, щавель.
    1. 2. Фиксация затруднения
    1. А сейчас я вам предложу новое задание, которое заставит вас задуматься.
    1. Что такое луг?
    2. Какие растения растут на лугу?
    3. Какие животные питаются травянистыми растениями?
    4. Вы уверены, что правильно назвали? (нет)

    З. Выявление причины затруднения

    •         Почему? (Мы еще не изучали экосистему луга)

    1.    Мы с вами столкнулись с затруднением. Какая цель нашего урока? (Познакомиться с экосистемой луга)
    2.    Тема? (Экосистема луга)

    4. Проблемное объяснение нового знания

    Давайте поближе познакомимся с растениями лугового сообщества. Среди луговых производителей прежде всего нужно отметить злаки. Это травянистые растения, с полым стеблем - соломинкой и невзрачными мелкими цветами. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернища или даже кочки из сплетенных корней. Во время суровой зимы именно в дернине переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки. Многие животные луга любят питаться этими растениями. Поэтому злаки выработали приспособление против гибели: их листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый. Злаки - самые многочисленные растения лугов. Но цветки их невзрачны и опыляются ветром. Красоту лугу придает яркий ковер из разноцветья. Разноцветные лепестки цветков привлекают насекомых - опылителей. Шмели, пчелы и бабочки снуют между ними в поисках сладкого нектара. При этом они переносят пыльцу с одного растения на другое, опыляя цветы. На месте цветков образуются плоды и семена. Они распространяются по лугу, чтобы на следующий год прорасти и дать жизнь новым растениям. Множество потребителей привлекает на луга обильная пища.                 

    5. Первичное закрепление

    Посмотрите на рисунок и скажите: кто за кем охотится? Кто из едоков ест растения, а кто поедает других животных.

    Доклад детей: ласка, мыши.

    Ласка

    Этот маленький зверек известен всем своей кровожадностью и дерзкими грабежами. Самое интересное, что такой отвагой природа наделила столь крохотное существо. Тело ласки, вытянутое в длину, всего 16-18 см, мордочка острая и усатая, украшенная огненными глазами. Мех у неё сверху рыжевато-бурый, а внизу совершенно белый. На кого только она не нападает. Мыши, кролики, кроты, галки, змеи, лягушки, различные насекомые - попадают ей в пищу. Словом - это настоящий разбойники, нападающие на первого встречного.

    Мышь

    Мыши по внешнему виду гораздо симпатичнее крыс. Но вред они, однако, приносят не меньше. Полевая мышь распространена на огромной территории. Это самая неловкая из всех мышей, зато самая добродушная. Питаются они хлебными зернами, насекомыми, червями. Они не только быстро бегают, но и умеют лазить по стеблям растений. Самое интересное, что эта мышь строит гнезда, наподобие птичьих, ловко свивая их из прутиков.

    Недолга жизнь у травянистых растений, василек и пастушья сумка осенью погибают, а весной всходят семена. Лопух живет два года. Первый год он накапливает в корне питательные вещества.

    Это позволяет ему на второй год вырасти высоким и дать много семян.

    У злаков и многих других растений корневища, луковицы, клубни - живут много лет. И каждую весну дают начало новым побегам. А вот нежные листья и стебли трав беззащитны перед зимними морозами и каждый год отмирают.

    1. Что же происходит со старыми, мертвыми остатками растений? (мусорщики, обитающие в почве; разрушают органические вещества мертвых растений и превращают их в простые вещества, которые снова могут быть использованы новыми поколениями растений. Благодаря разрушителями поддерживается высокое плодородие луговых почв). 
    1. 6. Самостоятельная работа
    2. 7. Включение в систему знаний
    1. Жизнь экосистемы устроена очень мудро: здесь есть все, что нужно для обитания, нет ничего лишнего. Люди уничтожают леса, луга, истребляют животных, страшно засоряют природу различными отходами, отравляют водоемы, воздух ... Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!  
    2. А останемся ли мы? (наверное, нет ведь мы с вами являемся живыми организмами - частью экосистемы. Человек не должен нарушать природное равновесие) Поэтому ответственность за наведение порядка на нашей Планете зависит от нас, а чтобы знать как сохранить все то, чем одаривает нас Матушка природа - надо знать как это все устроено.
    1. 8. Рефлексия
    1. Что нового вы узнали на уроке?
    2. Кто входит в луговое сообщество?
    3. Почему луговые почвы плодородны?
    4. Вы ответили на вопросы, на которые не смогли ответить в начале урока?
    5. Оцените свою работу?