Главные вкладки

    Презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс) по теме:
    Животные-паразиты(презентация)

    Животные-паразиты, причины заражения и меры профилактики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    parazity.ppt714 КБ
    otkrytyy_urok_pm_3_kl.doc141.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Открытый урок по познанию мира.3 классТема: Животные-паразитыСоставитель: Вагабова Надежда Александровна Под крышей голубой огромнойСолнышко рыжее живёт,А ночью среди звёздных тучекТанцует звёздный хоровод.И лес живёт под синим небом,И дождь, и грозы, и цветы,И яблоньки в саду зелёном,Твоя семья живёт и ты.Большой, огромный этот дом,В нём столько птиц, цветов, народов.А называется наш дом-Природа. НЕБО
    РАСТЕНИЯ
    ДЕРЕВЬЯ
    ЖИВОТНЫЕ
    ВОЗДУХ
    ЗВЕЗДЫ
    ПТИЦЫ
    ЗЕМЛЯ
    СОЛНЦЕ
    КАМНИ
    РЫБЫ
    ВОДА
    НАСЕКОМЫЕ
    Природа ЧЕЛОВЕК
    РАСТЕНИЯ
    ЖИВОТНЫЕ
    ЖИВАЯ ПРИРОДА млекопитающие
    рыбы
    пресмыкающиеся
    насекомые
    земноводные
    птицы
    ЧЕРВИ
    животные ПАРАЗИТЫ (от греч. parasitos - нахлебник, тунеядец), организмы, питающиеся за счет других организмов (называемых хозяевами) и большей частью наносящие им вред. Тема: Животные- паразиты. Бычий цепеньДо 15 метров, состоит из члеников
    Вид
    Боли в животе, запор, истощение, слабость, аллергия
    Симптомы
    Хорошо прожаривать мясо
    В кишечнике
    Мясо животных
    Меры профилактики
    Среда обитания
    Пути заражения
    Гигиена, пить только кипяченую воду
    В тонком кишечнике
    Немытые овощи и фрукты, вода, грязные руки
    Плохой аппетит, боли в животе, тошнота, рвота, жидкий стул
    Аскаридыот 1-40 см
    Меры профилактики
    Среда обитания
    Пути заражения
    Симптомы
    Вид
    Личная и общая гигиена
    В тонком кишечнике
    Грязные руки, предметы быта
    Зуд в области заднего прохода, нервозность, утомляемость, слабость
    ОстрицыОт 3-12 мм
    Меры профилактики
    Среда обитания
    Пути заражения
    Симптомы
    Вид
    Личная и общая гигиена
    В тонком кишечнике
    Грязные руки, предметы быта
    Зуд в области заднего прохода, нервозность, утомляемость, слабость
    ОстрицыОт 3-12 мм
    Гигиена, пить только кипяченую воду
    В тонком кишечнике
    Немытые овощи и фрукты, вода, грязные руки
    Плохой аппетит, боли в животе, тошнота, рвота, жидкий стул
    Аскаридыот 1-40 см
    Хорошо прожаривать мясо
    В кишечнике
    Мясо животных
    Боли в животе, запор, истощение, слабость, аллергия
    Бычий цепеньДо 15 метров, состоит из члеников
    Вид
    Симптомы
    Меры профилактики
    Среда обитания
    Пути заражения
    Ключ БВБВ Домашнее задание Страница 94-96.Составить загадку-описание о любом из паразитов.Составить диаграмму Венна.Подготовить сообщение о любом другом паразите.

    Предварительный просмотр:

            

            

    ТЕМА: «Животные-паразиты».

    ЦЕЛИ:

    1. Формировать понятия о животном мире, познакомить с понятиями : животные-паразиты;
    2.  Зная особенности паразитических червей, выработать меры борьбы с ними. Выяснить черты приспособленности паразитических червей к среде обитания, показать значение этих животных в природе и для человека, научиться определять предложенное животное и давать характеристику процессов его жизнедеятельности
    3. Способствовать развитию мыслительных операций : умению сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между понятиями;
    4. Воспитывать культуру при работе в группах, воспитание чувства ответственности за состояние  своего здоровья.

    ХОД:

    1. Организационный момент. Мотивационный этап.
    1. Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения, подумайте, о чём оно:

    Под крышей голубой огромной

    Солнышко рыжее живёт,

    А ночью среди звёздных тучек

    Танцует звёздный хоровод.

    И лес живёт под синим небом,

    И дождь, и грозы, и цветы,

    И яблоньки в саду зелёном,

    Твоя семья живёт и ты.

    Большой, огромный этот дом,

    В нём столько птиц, цветов, народов.

    А называется наш дом-

    Природа.

    -О чём стихотворение?

    -Что вы представляете, когда слышите слово «ПРИРОДА»?

    (выброс на доску):

                      природа

    небо   растения   воздух   деревья   звёзды

    животные   птицы   Земля   камни   Солнце  

    рыбы   вода   насекомые

    -Что называется природой?

    -Хотите узнать сегодня на уроке много нового о природе?

    1. Что относится к живой природе?

    (выброс на доску)

    человек   растения  животные

    1. С какими группами живой природы мы уже знакомы?
    2. Над каким разделом мы работаем ?
    3. Какие группы животных вы уже знаете?
    4. Какое из этих животных «лишнее»?
    5. Что вы можете сказать о среде обитания червей?
    6. Сформулируйте тему. Поставьте перед собой цели.

    1. Обсудите в группах, как понимаете смысл слова ПАРАЗИТ?

    -Прочитайте, формулировку  этого понятия из толкового словаря.

    -Как по-вашему, пользу или вред они приносят человеку и другим животным?

    -Какие цели поставим на урок?

    ТЕМА, ЦЕЛИ.

    1. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.

    1. В течении 2 минут, запишите всё, что знаете о глистах(в группах)

    -Кто расскажет?

    2. У каждой группы свои поддтемы.

    -Сначала в парах изучаете свой материал, потом рассказываете в группе.

    ФИЗМИНУТКА.

         Жук.

    На лужайке, на ромашке (взмахи руками)

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу – жу – жу, жу – жу – жу,(приседают)

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь, (покачиваются и встают)

    Низко – низко наклоняюсь. (наклоны вперёд)

    3. Приглашаются представители каждой группы, рассказывают свой материал, остальные заполняют таблицу.

    Слайд№8. « Бычий цепень»

    (видео 1 мин.)

    Слайд№9. «Аскариды».

    (видео 1 мин.)

    Слайд№10. «Острицы»

    (видео 1 мин.)

    Слайд№11.

    4. Оцените свою работу.(как заполнили таблицы).

    5. В группах подписать схемы заражения глистами.

    (вывешивают схему на доске, дети проверяют, дополняют).

     6.  Контроль.

                      ТЕСТ.

    1. Бычий цепень:

    А) небольшой круглый червь, длиной до 40 см;

    Б)  плоский ленточный червь; состоит из члеников, достигает длины 10 м;

    В) небольшой круглый червь от 3 до 12 мм.

    1. Пути заражения аскаридами:

     А) мясо животных;

    Б) грязные руки и предметы быта;

    В) вода, пища, грязные руки.

    3.  Пути заражения острицами:

    А) мясо животных;

    Б) грязные руки и предметы быта;

    В) вода, пища, грязные руки.

        4. Меры профилактики заражения аскаридами:

         А) личная гигиена и гигиена быта;

         Б) хорошо прожаривать мясо;

         В) хорошо мыть овощи и фрукты, чистые руки.

        -Проверьте работу по ключу. 

    -У кого нет ошибок, поставьте оценку «5» в оценочный лист.

    - У кого 1 ошибка – «4».

    - У кого 2 ошибки – «3».

    - Поднимите руку, кто получил «5», «4». Кто не справился? Что можно посоветовать?

    1. РЕФЛЕКСИЯ.

    -Что нового взяли для себя?

    -Возьмите оценочный лист. Если у вас за все задания стоят пятёрки, то в итоговой ставим себе – «5».

    - Если есть 1 «4», тоже – «5».

    -Если все четвёрки, ставим 4.

    -Поднимитесь все, кто получил оценку «5», «4», «3».

    - Что можете посоветовать тем, кто не справился?

         - Что бы хотели узнать на следующем уроке?

        Д/З.

    1. Страница 94-96.
    2. Составить загадку-описание о любом из паразитов.
    3. Составить диаграмму Венна.
    4. Подготовить сообщение о любом другом паразите.

    Слайд№1

    -О природе.

    (фронтальный опрос)

    Слайд№2

     Окружающий нас мир, всё, что не создано руками человека.

    Живая и неживая природа.

    Слайд№3

    Дышит, питается, растёт, размножается, погибает.(фронтальный опрос)

    Слайд№4

    Слайд№5

     (работа в группах),

    Слайд№6

    Слайд№7

    В группах

    Работа в парах, группах.

    Выступление подготовленных детей.

    Слайд№8

    (видео 1 мин.)

    Слайд№9. «Аскариды».

    (видео 1 мин.)

    Слайд№10. «Острицы»

    (видео 1 мин.)

    Работа в группе. На схеме подписать пути заражения глистами.

    Индивидуальная работа.(взаимопроверка)

    Слайд№12.

    Слайд№13.

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Оценочный лист

    Фамилия , имя

    Задание №1

    Задание №2

    Задание №3

    Итоговая оценка

    Знал

    Узнал

    Знал

    Узнал

                      ТЕСТ.

    1. Бычий цепень:

    А) небольшой круглый червь, длиной до 40 см;

    Б)  плоский ленточный червь; состоит из члеников, достигает длины 10 м;

    В) небольшой круглый червь от 3 до 12 мм.

    1. Пути заражения аскаридами:

     А) мясо животных;

    Б) грязные руки и предметы быта;

    В) вода, пища, грязные руки.

    3.  Пути заражения острицами:

    А) мясо животных;

    Б) грязные руки и предметы быта;

    В) вода, пища, грязные руки.

        4. Меры профилактики заражения аскаридами:

         А) личная гигиена и гигиена быта;

         Б) хорошо прожаривать мясо;

         В) хорошо мыть овощи и фрукты, чистые руки.

                      ТЕСТ.

    1. Бычий цепень:

    А) небольшой круглый червь, длиной до 40 см;

    Б)  плоский ленточный червь; состоит из члеников, достигает длины 10 м;

    В) небольшой круглый червь от 3 до 12 мм.

    1. Пути заражения аскаридами:

     А) мясо животных;

    Б) грязные руки и предметы быта;

    В) вода, пища, грязные руки.

    3.  Пути заражения острицами:

    А) мясо животных;

    Б) грязные руки и предметы быта;

    В) вода, пища, грязные руки.

        4. Меры профилактики заражения аскаридами:

         А) личная гигиена и гигиена быта;

         Б) хорошо прожаривать мясо;

         В) хорошо мыть овощи и фрукты, чистые руки.


                             Исследования .

    Цель: выявить меры профилактики заражения глистами.

                                   План исследования.

    1. Прочитайте текст.
    2. Выделите внешний вид данного вида глистов.
    3. Выясните среду обитания данного вида глистов.
    4. Каковы пути заражения данным видом паразита.
    5. Какие пути заражения глистами?
    6. Сделайте вывод: как предотвратить заражение?

    Вид

    Симптомы заражения

    Пути заражения

    Среда обитания

    Меры профилактики

    Вывод: _________________________________________________________




    Материал для исследования.

    Аскариды.

    Аскариды – это– круглые черви, которые являются крупными и наиболее распространенными гельминтами (т.е. червями-паразитами) у человека. Их длина может достигать от 1 см до 45 см.          Аскариды – черви-паразиты, поражающие органы желудочно-кишечного тракта. Взрослые  особи которых могут обитать только в человеческом кишечнике, питаясь его содержимым.

    Тело аскариды – гладкое и безволосое. Этот червь имеет вокруг рта 3 губы-лепестка, расположенные подобно листьям клевера.

            Симптомами аскаридоза могут быть воспаление кишечника, дисбактериоз, частые аллергии и сыпи и даже бронхиальная астма, плохой аппетит, боли в животе, тошнота, рвота, жидкий стул.

    Аскариды  имеют способность мигрировать в организме носителя, повреждая его внутренние органы. Они могут заползти в органы дыхательной системы, вызвав тем самым удушье.

    Причины и пути заражения аскаридозом

            Аскаридоз связан с отсутствием должных санитарных условий, плохой личной гигиеной. Заражение вызывается употреблением в пищу плохо вымытых овощей, фруктов или напитков, загрязненных яйцами аскарид. Попавшие в кишечник человека яйца червей высвобождают личинок,  которые, в свою очередь, проникают в лимфатические и кровеносные сосуды, переносятся в печень, сердце и легкие.Из легких личинки выходят через дыхательные пути в полость рта, где вновь заглатываются и, в итоге, оказываются в тонком кишечнике, где продолжают развиваться во взрослых мужских и женских особей.

    Самка аскариды может производить яйца в течение года в количестве около 200 тысяч в день. Часть яиц оплодотворяется и попадает с фекалиями в почву, где спустя 2 недели приобретает способность к заражению. Примечательно, что яйца аскарид могут сохраняться жизнеспособными в почве в течение 10 лет и более,

            Такие часто соседствующие с нами создания как мухи, тараканы, грызуны могут переносить яйца на любые вещи и поверхности, с которыми соприкасаются.

    Материал для исследования.

                                            Острицы.

            Острицы - мелкие глисты длиной от 3 мм до 12 мм, белесоватого цвета, паразитирующие в нижних отделах тонкого и толстого кишечника. Длительность жизни острицы составляет до 1,5 месяцев.

             Для откладывания яиц острицы спускаются к анальному проходу, поэтому остриц можно увидеть в кале. Выходя наружу для откладывания яиц, острицы вызывают характерный зуд, который является основным симптомом остриц.

            Яйца  острицы созревают уже через 4-6 часов, поэтому заражение может происходить от больного глистами человека. Расчесывая зудящее место, яйца глистов-остриц попадают на руки и потом обратно в кишечник, вызывая повторное заражение острицами. Благодаря короткому циклу созревания личинок, а так же сильному зудом в области заднего прохода, острицами наиболее часто болеют дети.

            Отложившие яйца самки остриц чаще всего погибают, и их можно найти в горшке ребенка.

            Заражение человека происходит при проглатывании яиц остриц с продуктами питания, при заносе их в рот или в нос вместе с пылью.

            Симптомы заражения: при подготовке ко сну возникает зуд в области заднего прохода, нервозность, утомляемость, слабость.

    Материал для исследования.

    Бычий цепень.

            Бычий цепень (всех цепней часто называют солитерами) имеет длину 4—15 м. тело состоит более чем из 1000 члеников. Толщина конечных члеников 5-7 мм. Каждый зрелый членик содержит 175 тысяч яиц. Ежедневно зараженный человек выделяет 5 миллионов яиц.  Зрелые членики могут самостоятельно двигаться.

                    При заболевании часто наблюдаются падение веса, тошнота, рвота, понижение аппетита, неустойчивый стул, аллергическая реакция, раздражительность, головокружение, бессонница, у детей — задержка развития.

            Самостоятельный выход наблюдается обычно ночью, во время сна больного. Яйца с калом зараженного человека попадают в воду, далее обсеменяют почву и все, что на ней произрастает, и закономерно попадают в организм крупного рогатого скота, свиней, медведей, барсуков, северных оленей и других промежуточных хозяев. Здесь паразит инкапсулируется в их мышечных тканях в виде так называемых цистицерков. Таким образом, любой из нас легко заражается, съев какое-либо мясное блюдо, или изделие из зараженного материала. Но заражение свиным цепнем может произойти и при простом загрязнении рук яйцами, в которых уже сидят готовые зародыши. Человек  заражается при употреблении в пищу недостаточно прожаренного или проваренного мяса крупного рогатого скота, в котором находились личинки. Хозяйки нередко заражаются, пробуя сырой фарш.

            Цепень бычий - это гигантские твари, заполняющие тонкий кишечник по всей длине. При попытках избавиться от паразита, он сбрасывает стробилы с яйцами, практически лишаясь тела, но его головка, как заноза, почти всегда остается на месте. И от шейки (зона роста) начиняется восстановление паразита до первоначального состояния!

    План ответа у доски:

    1. Мы прочли и исследовали _____________________________________________________________
    2. Выяснили, что ________________________________________________




    Сделали вывод: _________________________________________________


    _______________________________________________________________

    План ответа у доски:

    1. Мы прочли и исследовали _____________________________________________________________
    2. Выяснили, что ________________________________________________




    Сделали вывод: _________________________________________________


    _______________________________________________________________

    План ответа у доски:

    1. Мы прочли и исследовали _____________________________________________________________
    2. Выяснили, что ________________________________________________




    Сделали вывод: _________________________________________________


    _______________________________________________________________