Урок окружающего мира(обществознание) 4 класс, ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок истории в 4  классе.

Учитель Молдалиева Елена Юрьевна.

Тема: «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».

Цели и задачи урока:

1 линия развития (овладения картиной мира)

·       Научить отличать эпоху Средних веков от других эпох

·       Учить находить в современной жизни явления, открытия, движения, сохранившиеся со времен Средних веков

2 линия развития (чувственно-эмоциональное отношение к миру)

·       Учить объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Средневековья.

ХОД УРОКА.

1 Орг.момент. Самооценка урока( слайд 2)

2. Актуализация

-Что такое историческая эпоха? ( слайд 3)

 (Большой отрезок времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга).( слайд 3)(Работа с лентой времени)

-Назовите их.

- Расскажите, все, что вы знаете,  пользуясь следующей схемой.

( слайд 4) ( слайд 4)

-Назовите мораль общества Первобытного мира. ( слайд 5)(Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считается только человек своего рода и племени)( слайд 5)

- Назовите мораль общества Древнего мира. ( слайд 5)(Настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры).( слайд 5)

3. Постановка проблемы.

 

- Скажите, что вы можете сказать о человеке, про которого говорят, что у него средние способности, учится средне, достижения не выше среднего?

Слово «средний» употребляется в значении «посредственный». Так можно  сказать  о ком-то, кто не сделал ничего особого, выдающегося.

(«СРЕДНИЙ= посредственный, без особенностей»)( слайд 6)

-А какое значение у этого же слова во фразах «В середине леса находилась полянка», «Попал в яблочко - в самую середку» «Среда промеж вторника и четверга»

-Здесь слово «средний» употребляется в значении «По середине», «В центре»

(СРЕДНИЙ= посередине, в центре)( слайд 6)

 

- Что вы заметили?  (У слова «средний» много значений)

 

- Посмотрите на ленту времени, назовите следующую после Древнего мира, историческую эпоху. (Средние века)  

-Какой вопрос вам хочется задать?

--Какое значение слова «средние» используются в названии эпохи?

( слайд 7)

 

--Средние века –это середина истории или эпоха без особенностей, мало интересная?( слайд 7)

 

-Давайте сформулируем вопрос  или  проблему урока: « Что означает название Средние века»( слайд 8)

 

« Что означает название Средние века»

                                                       ?    

Средние века находились посередине, в центре всемирной истории

 

Средние века были не интересны, без особых достижений

                                    ( слайд 8)

 

 

( слайд 8)                                                      ( слайд 8)

 

 

4. Поиск решения проблемы

-Проверим свои предположения

1.Цивилизация средневековья

-Прочитаем  с.60 -61 в учебнике и подчеркнем, всё то, новое, чего не было в предыдущих эпохах. Сделайте вывод

- Вернемся к нашему проблемному вопросу. Какая версия не подтверждается? Поставим( -)                                                      ( слайд 9)

-Следующий этап поиска решения нашей проблемы мы поработаем в группах, где проведем исследования: (Но прежде чем начать работу в группах, необходимо вспомнить алгоритм работы в группах)

-Рассмотрите карты мира эпохи Средних веков на с.62-63 и сравните ее с картой эпохи древнего мира.

1.Какие цивилизации продолжили свое существование в эпоху Средних веков?  (исчезли цивилизации Древнего Египта, междуречья)                                                      ( слайд 10)

2.Как изменились территории цивилизованного мира?( слайд 10)

3 Чем занимались люди  в эпоху Средних веков?( слайд 10)

4.С чем связаны названия многих средневековых цивилизаций?  (Роль религии)( слайд 10)

5. Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Средних веков)( слайд 10)

картинки( слайд 11-20)

 

-Можем ли мы сказать, что эпоха средневековья –  посредственная, неинтересная, без особенностей? Вернемся к нашему вопросу. (-)( слайд 21)

Вывод: Многое, чем мы пользуемся сейчас, пришло к нам из эпохи Средних веков.

-Давайте вернемся к ленте времени. Сколько всего эпох выделено учеными -5.

- На каком месте находится эпоха Средних веков? ( третья по счету, посередине). Это же факт?

- Так какая версия подтверждается этим фактом? (+)    ( слайд 22)

Так давайте же сформулируем точную тему урока.

«Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем»( слайд 23)

Что бы вы хотели узнать по этой теме. Задайте вопросы.

5. Выражение решения проблемы.

 

-Теперь, поработав в парах, вы попытаетесь заполнить таблицу, которая, поможет нам в дальнейшей работе.

 

Средние века

Жизнь и быт людей

 Города, поселки, религия

Основные занятия

Земледелие, скотоводство, торговля, воины, священники

Технические достижения

Порох, бумага, компас

Передача информации

Письменность

 ( слайд 24)

 

Средние века

Попробуем изобразить графически, все то, о чем мы сегодня говорили на уроке.

 

письменность

Земледелие, скотоводство, воины, священники

Порох, бумага, компас,карта

религия

 

 

 

 

 

 

 


- Как вы думаете, какова мораль эпохи Средних веков? (это и будет проблемным вопросом на следующий урок)

6.Итог урока.

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Что означает название  «Средние века»)

- Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным.

- Оценим себя, по критериям самооценки, определенной в начале урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100

Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100...

Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"

Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")Тема: "Память о прошлом", 3 классЦель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник";  ...