План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Снигур Надежда Владимировна

урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном произведении древности - "Слово о полку Игореве". Древнейшее городище под названием Римов был уничтожен кочевниками.  Город Рыльск с X века стал известен как город ремесленников. Жилище, занятия восточных славян, одежда, верования тесно связаны с природой, которая их окружала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Снигур Надежда Владимировна, учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 5

г. Курчатов Курской области

УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А.

                         Урок окружающего мира в 4 классе по теме:

                                      «Жизнь древних славян».

Цели: Сформировать у учащихся представления о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте, учиться исследовательской деятельности, работе в группе. Воспитывать чувство гордости за своих предков.

Оборудование: Физическая карта России, карта расселения древних славян, карта Курской области. Мультимедийная установка, проигрыватель, учебники, тетради, листочки с тестами, текстами для исследования, карточки с терминами, которые надо запомнить.

Девиз: «Клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»

                                               ХОД  УРОКА

            Работа учителя

   Работа учащихся

1. Орг. момент. Звучит музыка, на фоне которой произносится девиз урока.

Дети слушают, настраиваются на урок.

2. Повторение изученного.

- Мы только что познакомились со «Страницами всемирной истории». Этот раздел помог вам получить представление о временных отрезках, на которые ученые разделяют историю человечества. Назовите их по порядку.

- Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую, увидели, какой сложный путь развития прошел человек прежде. Чем стать таким, как сейчас.

Тетрадь с. 12

- Первобытная история – самая длинная эпоха в истории человечества.

- История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий, о тех далеких временах рассказывают замечательные постройки.

- История средних веков – время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания.

- История Нового времени – это время выдающихся географических открытий. В 19 веке были сделаны величайшие технологические изобретения. Железные дороги, быстроходные пароходы, телеграф связали между собой страны и континенты.

- История Новейшего времени – время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.

3. Актуализация знаний.

- О далеких исторических событиях мы узнаем из исторических источников. Что это такое?

- Важнейшим источником изучения русской истории 9 – 16 веков являются летописи – записи происходивших событий, составленные  по годам.

- Сегодня мы начинаем изучение большого сложного, но очень интересного раздела. Как он называется?

- А что мы называем Отечеством?

- Давайте подумаем над значением слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Предки. Современники. Потомки. Кого мы так называем?

-Точнее представить значение слова «предки»  поможет клубочек. Нить – это лента времени, узелок – определенный человек. Это – я, это – моя мама, это – моя бабушка, это – прабабушка, это прапрабабушка, а дальше?

- Почему не удается размотать весь клубочек?

- Историческим источником может быть любой остаток старины – кусочки жилища и одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, книги, рукописи, устные предания, древние пословицы, поговорки и даже отдельные слова.

- Страницы истории Отечества.

- Страну, в которой мы родились и гражданами которой являемся.

- Предки, это люди, которые жили до нас, перед нами.

- Современники живут с нами в одно время.

- Потомки – потом, после нас.

Дети пробуют.

- Назовем одним словом - предки

4. Постановка цели.

- Посмотрите на вопросы: Кто? Какие? Где? Как? Чем? Что бы вы хотели узнать о своих предках?

- Сегодня мы будем исследователями.

- Кто это?

- Я буду выступать в роли консультанта. В каждой группе есть помощник, который будет контролировать ход выполнения заданий, работа будет идти по плану.

У каждой группы свой объект для исследования.

 -По ходу урока будем заполнять словарик, записывая туда новые слова. Приступаем.

- Кто такие наши предки?

-Какие они были?

- Где жили?

- Как жили?

- Чем занимались?

- Те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-то.

5. Самостоятельная работа.

- Первая группа отвечает на вопрос «Кто такие наши предки?»

- Вторая группа расскажет о том, какие они были.

- Третья группа расскажет, где они жили.

- Четвертая группа исследует вопрос: «Как они жили?»

- Пятая узнает, чем занимались наши предки.

-По ходу урока будем заполнять словарик, записывая туда новые слова.

Дети исследуют предложенный им материал.

6. Кто такие наши предки? Слайд

- Полторы тысячи лет тому назад, в 5 веке нашей эры, славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Наши предки восточные славяне заселили в 6 веке большую часть Восточно-Европейской равнины по берегам рек Днепр, Волга, Ока, Западная Двина.                     Слайд

- Нашими предками были славяне. Великий русский ученый М.В.Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т.е. «прославившиеся своими подвигами» и название славяне происходит от слова «Славящиеся».

- Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Один из византийцев, живший в 6 веке писал, что они очень высокого роста и огромной силы: цвет кожи у них не очень белый или золотистый, но и не совсем черный. Это не плохие и совсем не злобные люди. Маврикий добавлял к этой характеристике славян их гостеприимство, радушие, проявляемое к иноземцам, и свободолюбие.

7. Как жили наши предки?

- Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом и на своих местах. Во главе стоял родовой стерейшина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет - вече теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось все мужское население – народное ополчение.

- Какие же племена были у восточных славян? Давайте исследуем исторический источник – отрывок из рукописи Нестора-летописца, подчеркните названия племен.

- По разным историческим источникам насчитывалось от 12 до 15 племен.

- А на что еще вы обратили внимание?

- А вот что я нашла еще: «Северяне и северская земля являлись основной частью Древней Руси. О племенном союзе северян упоминает одно их самых значительных произведений Киевской Руси – «Повесть временных лет». Первоначально северская земля тяготела к Черниговскому княжеству. Затем Северское княжество становится самостоятельным. На его территории были такие известные города, как Рыльск, Курск. А ведь это города нашей области.

- Наши предки жили все вместе племенами – поодиночке они бы погибли. Управляли племенами вожди. Семьи у славян большие, несколько родов составляли племя, несколько поселений – общину. Каждое племя занимало свою территорию.

Северяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что жили они на больших полянах – местах, где лес был таким густым, а другие древлянами, потому, что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что «дрягва» - это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в двину по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя прозвались своим именем словенами и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ…

- На реке Сейм поселились северяне. Это наша речка, выходит мы – потомки северян.

8. Работа по карте. Где жили славяне?

- Посмотрите на легенду карты и как были расселены эти племена. Нанесите на контурную карту в тетради расположение восточных славян. Путем наложения карты природных зон, определите, какой это был край.

- Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и скажите, почему именно на этих территориях остановились славяне.

- Теперь мы знаем место проживания восточных славян, определили названия их племен. Вернемся к вопросу, как же устраивали свое жилье славяне?

- Восточные славяне занимали большую территорию от Балтийского до Черного моря. Селились по берегам рек Дунай, Днепр, Дон, Волга, Западная Двина.

- Зона лесов и степей. Леса, болота, реки.

- Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озерах, на болотах куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с  могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной.

Только предки наших предков появлялись тут весной.

То ль в ладьях они приплыли, то ль верхами, то ль пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели все кругом

И решили: места много, есть что есть и есть, что пить!

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

9. Жилище древних славян. Слайд

Слайд

- Как ни просто устроено жилье, а в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

- Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол.

- Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в случае нападения можно было скрыться от врагов.

- Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные с стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.

- Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

10. Занятия древних славян.

- Занятия древних славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах или около водоемов определила главные виды их деятельности. Чем же они занимались?                         Слайды

- В те времена Курск лежал на скрещении важных в то время торговых путей, шедших по Тускари, Снове, Десне, Сейму и Днепру. О роли нашего города, как торгового центра красноречиво говорят неоднократные находки в его окрестностях монет разных стран.

- Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготавливали верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

- А еще славяне занимались бортничеством. Прослушайте запись.

( рассказ о собирательстве меда )

- Что же такое бортничество?

- Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей?

- Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основным занятием наших предков стали скотоводство и земледелие.

- Земля северян лежала к востоку от среднего Поднепровья по рекам Сулла, Десна и Сейм в лесостепной зоне с мягким климатом и плодородными почвами. Поэтому Курский край, особенно в его западной части, был земледельческим. Это подтверждают обнаруженные здесь археологами зерна хлебных злаков, а также зернотерки и другой подобный инвентарь.

- Как называли хлеб славяне?

- Какие пословицы вы знаете?

- Пословиц очень много. Все они учат бережному отношению к хлебу.

- Обратившись к славянскому словарю с его названием месяцев, которым, разумеется, пользовались и северяне, мы видим, что он четко делит год по разновидностям именно сельскохозяйственных работ.

- А как назывались дни недели и почему так? На эти вопросы  ответ вы поищете к следующему уроку.

- С появлением сохи с железным наконечником труд земледельца стал более производительным. Сначала делали все сами. Постепенно занятия людей разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась. Кто-то охотился, кто-то шил одежду, кто-то рыбачил. Излишками своего труда можно было обмениваться. Так произошло отделение ремесла от земледелия. Возникают города – центры ремесла.

- Какие же ремесла появились у славян?

                                            Слайд.

- Перед вами выставка предметов быта славян (горшок, прялка, посуда и т. д.) Обратите внимание на одежду славян. Как вы думаете, из чего делали ткань?

- Правильно. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали и обрабатывали лен, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой. Красили ткани отварами коры. Корней, листьев растений. Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Считалось, что вышивка оберегала от злых духов.

- Игра. «Собери рубашку». Перед вами части разрезанных рубашек. Соберите из них мужскую и женскую рубашку.

- Так чем же занимались славяне?

Перед вами тесты. Заполните их.

- Проверим.    Слайд

- Славяне селились по берегам водоемов. Поэтому основным их занятием было рыболовство. Реки были кормилицами. В них водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже сплетенные неводы – сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки из ивовых прутьев.

- Служили реки для славян и незаменимыми дорогами Летом плыли по рекам долбленки – лодки, выдолбленные из дерева. А зимой реки превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы.

- Жизнь в лесах определила еще одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц.  Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с рукоятками и пращи (это кожаный ремень для метания камней). При помощи силков ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Силки это специальные ловушки из прутьев или веревок.

- Женщины и дети занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

- Борть это «дуплистое дерево», в котором селился пчелиный рой.

- Нет.

- Иногда с охоты могли принести маленьких детенышей, например, поросят. Их кормили, за ними ухаживали. Вот вам и мясо дома. Так появился домашний скот. Наши предки разводили свиней, коров, коз, лошадей, домашнюю птицу.

- Но самым главным становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землей, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо, выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овес, рожь, бобы, горох. На огороде выращивали репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук.

- Хлеб славяне н6азывали жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.

- Хлеб – всему голова.

-Не пролил семи потов – вот хлеб и не готов.

- Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

- Баловством хлеб не добудешь.

- Сечень – месяц, когда деревья секут, сухой – когда они сохнут, березол – когда эти деревья сжигают, травень, серпень говорят сами за себя, вресень – от  время молотить и т.д.

- Кузнечное, гончарное, кожевенное, строительство.

- Из растений.

-Девочки собирают женскую рубашку, а мальчики мужскую.

- Определи по ключевым словам занятия славян.

1. Соха, цеп, палка, серп, коса, борона, поле, овес, рожь, ячмень, просо, амбар, сусек, пахарь_______

2. Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина, медведь, куница, белка, бобр __________________________

3. Сом, осетр, судак, Щука, налим, карп, бредень, сети, невод, верша____

4. Дикие пчелы, борть, мед, бортник, чурбан _______________________

5. Малина, туесок, земляника,  грибы, шишки, корзина, желуди, черника, зверобой, подорожник, орехи _____

6. Козы, овцы, коровы, лошади, пастбище, пастух________________

11.Вывод. Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем сейчас. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер все казалось славянам одушевленным.

12. Физминутка.

 - Славяне жили в суровых условиях и все делали сообща. Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Я думаю, это и будет размер полученной от урока теплоты.

Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой.

 Выполняют физминутку.

13.Во что верили славяне. Слайд

-  Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, которые повелевали этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы. Об этом вы прочитаете в учебниках дома, поищете в интернете и расскажете нам на следующем уроке.

14. Куряне на страже земли русской.                           Слайд

- В те далекие времена  в ходе постоянных княжеских междуусобиц  курянам приходилось обороняться от кочевников. Для кочевых соседей Киевского древнерусского  государства война служила одним из основных источников существования. Из года в год многотысячные орды конных степняков шли на Русь захватить скот, другое имущество, пленить мужчин, женщин, детей и уйти восвояси. Курская земля первая встречала недоброго степного гостя. Оповещала Русь об опасности, зажигая сигнальные огни на цепочках сторожевых курганов. Задерживали врага, давая соотечественникам возможность собрать силы для отпора, укрыться из сел и деревень под защиту укрепленных городов либо бежать в лесные, недоступные для врагов чащи. И недаром славились на Руси воины-куряне, закаленные в постоянных схватках. Героизм курян воспет в гениальном произведении древности – «Слово о полку Игореве»

- Древнейшим городом нашего края считается Рыльск. Он возник еще в первом тысячелетии до нашей эры. С X века этот город получает известность в качестве не только крепости, но и центра торговли и ремесла. Археологи обнаружили здесь следы металлообработки (ключи, замки, кольца, топоры), оружейного дела (щиты, кинжалы, копья, стрелы), гончарного производства и ткачества (глиняная посуда, остатки холста, шерстяных тканей). Во время раскопок в междуречье Псла и Сейма, в 25 км от Курска, были обнаружены следы древнего городища под названием Римов, который был уничтожен кочевниками. Видимо, город был взят врагами в кольцо, что лишило жителей возможности спастись бегством. О гибели Римова говорится также  в «Слове о полку Игореве»:

- Итак, Куряне были первыми, кто встречал врагов, давая возможность собрать силы для отпора и укрыться мирным жителям от врагов.

 -  …А мои куряне –

    Ратники бывалые

    Под трубами повиты,

    Под шеломами всхолены,

    Концом копья вскормлены,

    Пути их ведомы,

    Овраги им знаемы,

    Луки у них натянуты,

    Колчаны отворены,

   Сабли изострены,

    Сами скачут,

   Будто серы волки по полю,

   Князю славы ища,

   Чести себе…

…Но вот зло – князья мне не подмога:

   Худо времена обернулись.

   Вот у Римова кричат под саблями половецкими…

15. Закрепление.

- А сейчас давайте подведем итоги.

Кто же такие славяне, как они выглядели, как жили, чем занимались?

 Тест.                     Слайды

  1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян

б) западных славян

в) южных славян

2.      2. Славяне жили:                                  

  а) в пустыне

  б) по берегам рек и озер, в лесу и лесостепной зоне

  в) в горах

3. Древние славяне жили:

  а) в одиночку

  б) семьями

  в) племенами

4. Свои дома славяне строили:

  а) из камня

  б) кирпича

  в) столбов деревьев

5. Славяне носили одежду из:

  а) льна и шерсти

  б) хлопка

  в) шелка

6. Что такое бортничество?

  а) изготовление бочек из дерева

  б) выдалбливание лодок

  в) собирание меда диких пчел

7. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

  а) ружье

  б) лук со стрелами

  в) саблю

8. Древние славяне были:

  а) язычниками

  б) христианами

  в) мусульманами

16. Рефлексия.

 -Какую тему мы сегодня исследовали?

- Что вас особенно удивило?

- Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух». Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом. Это наша история.

На следующих уроках мы продолжим знакомство со «Страницами истории Отечества»

- Жизнь древних славян.

- Куряне – потомки славян и т.д.

- О, Русь!

 Тебе хвала,

 В веках ты видела немало.

 Когда б ты говорить могла,

 Ты многое бы рассказала!

17 Домашнее задание.

 - Учебник стр.34 -39, тетрадь стр. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию  наблюдательности, умения анали...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию  наблюдательности, умения анали...

Конспект+ презентация к уроку окружающего мира «Откуда в наш дом приходит электричество?» (Программа «Школа России»)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Откуда в наш дом приходит электричество?»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать представления о том, как электричество выраб...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Куда текут реки?"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Куда текут реки?"...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...


 

Комментарии

Агапова Лидия Федоровна

Мне нравится Ваш урок, буду использовать Вашу игру"Собери рубашку",тест о занятиях славян, физминутку. хорошее использование краеведческого материала.Девиз хороший! кто автор?