Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
    Живые участники круговорота веществ

    Урок по окружающему миру УМК Школа 2100

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zhivye_uchastniki2.doc112.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Живые участники

    круговорота веществ в природе

    Конспект урока

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе,  связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.

    Задачи:         

    1. Предметно-информационные:

    – актуализация знаний, позволяющая актуализировать знания, позволяющие ребенку различать  участников круговорота  веществ;

    -    ознакомление детей с понятием  "круговорот веществ";

    2. Деятельностно - коммуникативные:

    -  установление взаимосвязи между участниками круговорота;

    -  развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;

    - развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке;

    3. Ценностно-ориентационные:

    - формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе.

    Планируемые достижения учащихся:

    - первоначальные представления о круговороте веществ  в природе;

    -  умение различать участников круговорота  веществ и их место и роль человека в экологической  цепи.

    Виды контроля: наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.

    Способ оценивания: оценочные развернутые суждения учителя т.к. идет процесс изучения нового материала.

    Способ рефлексии на качество первичного представления о круговороте веществ:

    составление  схемы круговорота по разрозненным элементам.

    Основной метод используемый на уроке: частично-поисковый.

    Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги- растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители

    Ход урока

    Этап ы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ

     Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный  вопрос: что же нужно для благоприятного существования всех объектов живой природы,  продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе

    Итак, какое у вас настроение: зеленый цвет- вы ждете от урока новых знаний; желтый- послушаю,   А красный – вас ничего не интересует

    Давайте прогуляемся по лесу.

    Показ видео-слайдов с изображением леса под музыку

    Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.

    Миша: Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.

    Здравствуй, вольная природа

    Ты - великая страна!

    Удивительным народом

    Та страна населена.

    Вопрос классу

    - Что мы относим к живой природе?

    - Назвать признаки живой природы

    Растения, птицы, звери,насекомые

    Вывод:

    Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома

    Где живет каждый живой организм? (в своей экосистеме)

    - Посмотрите на экран, здесь записаны слова. Прочитайте их.

    ЛУГ

    БОЛОТО

    ОЗЕРО

    - Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)

    - Экосистема - что это такое? ( Экологическая система. Эко - природа, система - порядок. Природное сообщество. Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" поддерживают круговорот веществ.)

    - Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах? ( Со временем на месте озера образуется болото.  Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.

    Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот  веществ в болоте также не замкнут.)

    - Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут.)

    - А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)

    На доске постепенно появляется схема:

    Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.

    - (а лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)

    - Какова роль растений леса?                           (являются производителями)

    Подготовил проект уч-ся …Лес – это …

    1.  дом для растений, животных, грибов;
    2. защитник воздуха, водоёмов и почв;
    3. место для отдыха человека;
    4. источник ягод, грибов, лекарственных растений;
    5. источник древесины.

               Давайте совершим прогулку по лесу…

    Вопрос классу

    Фронтальная работа

     - Почему животные не могут жить без  растений, а растения не могут жить без животных  

    Ответы детей

     

    2. Открытие нового.

    Фронтальная работа

    Беседа

    Фронтальная работа

    III. Проведение опыта.

    - С вашей точки зрения,  что является причиной всех происходящих процессов в природе.

    Учитель обобщает ответы

    - Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества

    Слайд 3, щелчок

    -  Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества

    Слайд 3, щелчок

    - Какой процесс возникает  под действием солнца?. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ

    Что такое фотосинтез расскажет ученица…

      В конце 19 века в газетах появились статьи о том, что человечество в скором будущем ожидает гибель. Как утверждал один английский ученый, вскоре на  Земле закончится кислород. Но выдающийся российский  ботаник, профессор Московского университета Климент Аркадьевич Тимирязев доказал, что этого никогда не произойдет. Как он это сделал?

    Ученики: Мы знаем, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, и пока существуют  растения, кислород не закончится.

    А можно ли увидеть углекислый газ? Давайте проведем опыт.

    У каждого ученика кусочек мела и пробирка с уксусом.

    Учитель: Опустите в пробирку с уксусом кусок мела и понаблюдайте, что происходит.

    Ученики:  Появились пузырьки. Это выделяется углекислый газ.

    Учитель: А где в жизни вы встречали углекислый газ?

    Учитель: А что еще  производят растения?

    Ученики: Растения производят органические вещества.

                                                             

    Слайд 3, щелчок

    - Дайте новое название растениям.

    Происходит за счет  превращения энергии

    Являются     пищей для животных.  

    Растения производители.

     Посмотрим на обитателей леса

     

     (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)

    Вывод совместный

    Растения – пища для животных.

    Назовите растительноядных животных

    Растительноядные животные – пища для … хищников.

    назвать

    Проблемный      

         вопрос

    - Какой объект природы не назвали?

    - Какой группе потребителей мы его отнесем?

    Человека

    Групповая работа

    Слайд  

    Обсуждение

    Вывод: человек – растительноядный объект

    Вопрос классу

    - Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал?

    Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны.

    Докажите, что все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны.

    Можно составить цепь питания

    Практическая работа

     составить цепи питания объектов живой природы

     Кто составит самую длинную цепь питания? (Соревнование групп.)

    Вывешиваем на доску

    - Ель, дуб, берёза, кедр - это: (растения-производители).

    - Белка, куница, лось, волк - это: (животные-потребители).

     ЦЕПЬ НЕЗАМКНУТА ПОКА, ОТЧЕГО СКАЖИТЕ?

    В НЕЙ КОГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ, НЕТ В НЕЙ …

     (разрушителей)

    Аншлаги на доску

    Вопрос классу

    - Что может произойти в природе в данной ситуации?

    - Для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме необходимы разрушители

        Кого из разрушителей знаете                                      

    Слайд 14

    микробы               щелчок,

    бактерии,              щелчок

    грибы.                  щелчок

    черви

    почвенные клещи, многоножки

    Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы.

    Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми

    Аншлаг  

    Что такое почва расскажет уч-ся и покажет свой проект

    Заключитель     ная беседа

    - При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву.

    - Кто участвует в круговороте веществ  в природе?

    - Может ли прекратиться этот процесс?

    Расставьте стрелки, кто из участников круговорота что получает.

    - Живые организмы.

    Нет, он бесконечен.

    Вопрос классу

    Фронтальная  

         работа

    Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ)

    - Какой закон работает в данном процессе?

    – Что объединяет “кормильцев”, “едоков” и “мусорщиков”?

    (Они – живые участники круговорота веществ.)

    – Сформулируйте тему урока.

    Тема “Живые участники круговорота веществ”.

    Итак, тема нашего урока …..

    Живые участники круговорота веществ в природе

    Слайд 15

    -Закон сохранения веществ

    -Живые участники круговорота веществ в природе

    Вывод

     В чём заключается роль каждой группы живых организмов?

    Вывод. Растения – производители, они дают пищу и кислород. Животные – потребители, они поглощают кислород, выделяют углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в минеральные питательные вещества для растений. Живые организмы разных “профессий” не могут жить друг без друга.

            

    Домашнее задание:

    1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере?

    2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе.

    3 уровень: Возможен ли круговорот веществ  в организме человека?

    Закрепление

    Домашнее задание:

    Подумать: возможен ли круговорот веществ  в организме человека?

    Итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес - устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)

    - А если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)

    - Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да, все они участники круговорота)

    - А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.

    Лист самооценки _________________________

    Работа на уроке

    Оценка ученика

    Оценка учителя

    1. Помогал выполнять задания в группе

     

     

    2. Внимательно слушал учителя, одноклассн.

     

     

    3. Активно работал на уроке

     

     

    Дополни текст. Вставь пропущенное слово. Работают коллективно.

            

    1. Не сбивай ногой даже несъедобные ……………………….. .

        Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении растительных остатков, срастаются с …………….. деревьев и помогают им в питании.

    2. Не лови и не уноси домой ……………….. .

    3. Не разоряй …………… .

    4. Самый страшный враг леса …………………… .

        После ……………. Лес будет медленно вымирать.

        Не уходите из леса, не затушив …………………. .

    5. Берегите ……………. !

    Показ видео

     «Мир не прост»

    Чтение стих.

    Используемая литература:

    1.Программа по окружающему миру А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. Москва, ООО «Баласс», 2010 г

    2. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Москва, издательский дом «Современная педагогика»,

    2004 г        

    3. Учебник  «Наша планета Земля», 3 класс, А.А.Вахрушев, 2010 год

    4. Журнал «Начальная школа: плюс до и после»№4, 2009 год

    5. Рабочая тетрадь А.А Вахрушев, 2010 год


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Живые участники круговорота веществ

    Урок по окружающему миру даёт полный обзор круговорота веществ в природе, яркую характеристику цепи питания растений и ж...

    урок русского языка в 4 классе "Глагол"

    Форма урока: урок - путешествие по Родине, с применением ИКТ. Дан проект самооанализа урока....

    урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное"

    Урок русского языка в 4 классе Склонение имен прилагательных в единственном числе. Морское путешествие. Презентация....

    Открытый урок по математике в третьем классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

    Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Умножение двузначного числа на однозначное" с применением тех...

    Открытое занятие по электробезопасности.

          ЭлектробезопасностьКласс разделен на три зоны: детство, настоящее время и будущее.В ...

    Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"

     Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умени...

    Сценарий праздника "Светлое Рождество"

      Раскрыт смысл праздника "Рождество христово" и значение его в жизни человека.В разработке воспитывается &nbs...

    Экологическая игра

    Экологическая игра разработана для внеурочной деятельности учащихся 2-3 класса...

    Занятие для школы будущего первоклассника

    Занятие знакомит учащихся со школой, друг с другом...

    Презентация. Формирование УУД на уроках технологии.

    Данный материал знакомит с проблемой формирования УУД у младших школьниаов на уроках технологии. В качестве примера расс...