Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Веретенникова Ирина Павловна

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, стартовая презентация учителя, рабочая презентация, дополнительный материал)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Два гроша – куча хороша. (->)
Горе – деньги, а вдвое – без денег. (->)
Без копейки рубль щербатый. (->)
Деньги не пахнут. (->)
Его копейка нищему руку прожжет. (->)
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин. (->)
Денег много, да разума мало. (->)
Всюду вхож, как медный грош. (->)
Дела на полтину, а магарычей на рубль. (->)
Говорят, хорош, а дела ни на грош. (->)
Деньги не грибы – можно и зимой найти. (->)
Без денег торговать, как без соли хлебать. (->)
Денег нет, зато сами золото. (->)
Были денежки – любили Сеню денежки, а не стало денежек – забыли Сеню девушки. (->)
Восьми гривен до рубля не хватает. (->)
Дай вору целковых гору – воровать не перестанет. (->)
Без хозяина деньги – черепки. (->)
Денег палата, да ума-то маловато. (->)
Больше денег – больше хлопот. (->)
Алтын серебра не ломит ребра. (->)



Предварительный просмотр:

        Палитра моих знаний

(анкета измерения уровня знаний на разных этапах выполнения проекта)

Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: нарисуй кружок.

Не знаю ничего - красный цвет

Осведомлен, слышал - жёлтый цвет

Знаю правильный и  точный ответ - зелёный цвет

№  п/п

Вопросы

До начала проекта

После выполнения проекта

1.

 Чем люди в древности расплачивались за товар?

2.

 Что такое товаро-деньги?

3.

 Какие пословицы и поговорки о деньгах существуют у разных народов?

4.

 Что скрывают тайны старинных названий?

5.

 Как называли людей, которые коллекционируют деньги?

6..

 Что изображают и рисуют на монатах?

7.

 Какими деньгами в мире пользуются чаще других?

8.

 Что такое электронные деньги?

9.

 Как называется лицевая часть монеты?

10.

 Как называется обратная часть монеты?

11.

 Как называется ребро монеты?

12.

 Как называют людей, которые совершают разные операции с деньгами?

13.

 Сколько видов денег существует?

14.

 Для чего нужны деньги?



Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №1 г.Горбатов Павловского района Нижегородской области

                        

Номинация:  Проект урока по окружающему миру

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  3

Тема:  Что такое деньги.

Программа: Окружающий мир («Мир вокруг нас») А.А.Плешаков («Школа России»)

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Горбатов Павловского района

Нижегородской области

Веретенникова Ирина Павловна, 1 категория.

Стаж работы 20 лет

г. Павлово 2012

                        

Аннотация.

Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в  группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными,  ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. 
Тема урока «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.

Структура проекта.

Ценности, положенные в структуру урока: 

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

 - уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

 - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

 3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

 

 

Актуальность проектирования.

   Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни.  Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.  Урок  способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения  урока учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Урок  позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников; грамотно сформировать материальные потребности учеников; сделать школьную жизнь ребят интересней; развить практический опыт работы с компьютером, поиском информации; сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах; научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

 - государственную символику России; денежный механизм; нумизматику. основные функции денег; что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей

 уметь:

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  - удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.

 - показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег; рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.

  1. Цели учеников / Результаты обучения:
    Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров».
  2. Развивающий аспект - развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета.
  3. Учебный аспект – знакомство с базовыми экономическими понятиями по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, получение опыта принятия решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.
  4. Воспитательный аспект – воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:

 идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

 проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

 проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

 2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:

 воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;

 выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

 применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

 удерживать цель деятельности до получения её результата;

 планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

 2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

 анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия

1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:

 различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)  

 выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

 анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

 воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

 2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:

 сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

 выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

 классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

 приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

 3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

 высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

 выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

  преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:

 воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

 2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

 оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

 Место урока в разделе школьной программы.

Фрагмент тематического планирования:

Раздел 5 Чему учит экономика.

  1. Для чего нужна экономика.           1ч.
  2. Три кита экономики                        1ч.
  3. Полезные ископаемые.                    1ч.
  4. Растениеводство                               1ч.
  5. Животноводство                              1ч.
  6. Какая бывает промышленность     1ч.
  7. Что такое деньги                            1ч.
  8. Государственный бюджет               1ч
  9. Семейный бюджет                           1ч.
  10. Экономика и экология                    1ч.

 

ЦЕЛЬ УРОКА:   

формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления. 

 ЗАДАЧИ:

1.Познакомить с историей развития денег,  с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег.

2.Выявить  причины возникновения денег.

3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;

4.Воспитывать бережливость. 

 В ходе урока учащиеся: 
Актуализируют: 
- представления об особенностях товарно-денежных отношений; 
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей; 
- представления о денежных единицах разных стран; 
- представления о функциях денег в жизни человека. 
Приобретают: 
- представления о том, что такое деньги; 
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара; 
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения; 
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»; 
- представления о самых первых денежных средствах на Руси. 
Закрепляют: 
- навыки работы в группе,фронтально и индивидуально; 
- умения работать с различными источниками информации (текстовой,  ИКТ, наглядной); 
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать; 
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

 Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. компьютер; нетбуки.
  2. мультимедийный проектор;
  3. учебник для 3 класса " Окружающий мир" часть 2;
  4. рабочая тетрадь " Окружающий мир".

Раздаточный материал:

  1. монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка;
  2.  образцы старинных денег, современных денег.

Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint  

9. Этапы урока и их продолжительность.

1.Организационный момент. 1 мин.

2 Актуализация знаний 1 мин.

3. Целеполагание и мотивация.2 мин.

4. Открытие нового знания. 22 мин. (физмин.)

5. Презентация продуктов проекта 15 мин.

6. Рефлексия. 2 мин.

7. Итог урока 2 мин.

10. Проект урока с теоретическим обоснованием.  

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Оргмомент

 Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.

Регулятивные (формирование целевых установок)

 Личностные (отношение к учебной деятельности)

Актуализация знаний

 Показ стартовой презентации учителя  

 Личностные (отношение к учебной деятельности)

  Регулятивные (формирование целевых установок)

Познавательные ( умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность)

Целеполагание и мотивация

 Заполнение карты « Палитра моих знаний»

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

   

«Открытие» нового знания

  Дети делятся на группы, получают конверты с дальнейшей инструкцией и начинают работать.

       Задания для группы «Историки» (работа с нетбуками)

  1.   Изучить презентацию.
  2. Подготовить сообщение по теме.

       Задания для группы «Знатоки языка» (книги из библиотеки)

  1. Найти пословицы и постараться объяснить их смысл.

Задания для группы «Нумизматы»:

  1. Работа с учебником «Окружающий мир» А.А.Плешакова с.69-70 Практическая работа

 

Задания для группы: «Художники»:

  1. Рассмотреть купюры. Выяснить, что изображают на купюрах  и нарисовать свои деньги.

  Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

  Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

Физкульт-

минутка  

 Упражнения на релаксацию

 

 

 

 

Открытие «нового знания»

 

 Продолжение работы над темой. Консультация учителя.

   Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

  Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

 

Презентация продуктов проекта

 Отчёт групп.

1.»Историки»

  1. «Знатоки языка»

Два гроша – куча хороша.
Горе – деньги, а вдвое – без денег.
Без копейки рубль щербатый.
Деньги не пахнут.
Его копейка нищему руку прожжет.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Денег много, да разума мало.
Всюду вхож, как медный грош.
Дела на полтину, а магарычей на рубль.
Говорят, хорош, а дела ни на грош.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Денег нет, зато сами золото.
Были денежки – любили Сеню денежки, а не стало денежек – забыли Сеню девушки.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Дай вору целковых гору – воровать не перестанет.
Без хозяина деньги – черепки.
Денег палата, да ума-то маловато.
Больше денег – больше хлопот.
Алтын серебра не ломит ребра.

  1. «Нумизматы»

Проводят практическую работу, объясняют тему.

  1. «Художники»  представляют результаты своего труда

Коммуникативные (участие в учебном диалоге)

Личностные ( отношение к учебной деятельности)

Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности)

 

Рефлексия

 Назовите ещё раз тему нашего урока.

Так что же такое деньги?

Заполнение таблицы «Палитра моих знаний»

Регулятивные ( формирование контрольно-оценочной деятельности)

Подведение итогов

Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на доске:

На уроке я вспомнил…

На уроке я узнал…

На уроке я научился

Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности)

Коммуникативные (умение участвовать в учебном диалоге)

Личностные (отношение к учебной деятельности) 

Домашнее задание

С.68-70 прочитать, выполнить задания в рабочей тетради «Окружающий мир» часть 2

 

Личностные (отношение к учебной деятельности)

Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно-оценочной деятельности)

                                          Самоанализ урока  

Урок окружающего мира в 3 классе по теме « Что такое деньги» (программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» «Школа России») является уроком ознакомления с новым материалом.

При планировании урока были учтены уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности слабоуспевающих учеников. Для организации  работы на уроке важно владеть информацией о познавательном потенциале ученика. Эти сведения складывались из ежедневных наблюдений за детьми специально организованных методик. Руководствуясь этим, мы разделились  на группы.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по окружающему миру в 3 класса начальной школы, ФГОС  второго поколения.

 Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала  ИКТ, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.  

Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова "потому что", "поэтому".

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Цели в течение урока были достигнуты.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания. Урок можно назвать развивающим. Основной путь развивающего обучения -включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения

 Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

       

Литература.

  1.  Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 3 класс». М.: «ВАКО», 2004, 320 С. – (В помощь школьному учителю)
  2. Дифференцированный подход к младшим школьникам в процессе обучения: сб. ст.\ [отв. Ред. Н.Н.Деменева ); НИРО. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.-199с.
  3. Методические рекомендации по выполнению проекта урока./

Составители сборника О.В.Медведева и др.; Информационно-диагностический кабинет управления образования, Павлово, 2008

  1. Хоритонова Л.А. «Проблемные ситуации на уроках природоведения»/журнал «Начальная школа» №4, 1998год, с.57

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру "Кто такие звери?"

Проект подготовлен с применением технологии проблемного обучения....

Проект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы"

Предмет: окружающий мирКласс:1Название темы: Кто такие рыбы?Цель:  познакомить с признаками и разнообразием рыб. Задачи:1.     Изучить внешнее строение  и отличитель...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...

Проект урока по окружающему миру. Тема : "Разнообразие животного мира" 2 класс "Школа России"

Урок построен , используя технологию критического мышления...

Что такое Родина? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе в соответствии с ФГОС с использованием заданий образовательной платформы учи.ру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Кто такие звери", 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о зверях как животных: строение тела, особенности вскармливания потомстваПланируемые результатыПредметные: Знать: признаки зверей: стро...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...