Интеллектуальная игра по экологии "Экологическая азбука"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Гозбенко Елена Андреевна

 

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальных классов школы, преимущественно для 4 классов. Мероприятие проводится в рамках тематической недели по окружающему миру и экологии. Данная методическая разработка стала победителем в городском экологическом конкурсе "Эко-ин" в номинации "Методические материалы" К разработке прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelektualnaya_igra_po_ekologii.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методической разработки

Гозбенко Елена Андреевна

                                                                  учитель начальных классов

Муниципального  бюджетного образовательного

учреждения  муниципального образования

 «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №24

с углублённым изучением предметов

художественно- эстетического направления»

Название: Интеллектуальная игра «Экологическая азбука»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальных классов школы, преимущественно для 4 классов. Мероприятие проводится в рамках тематической недели по окружающему миру и экологии.

Учебные предметы: окружающий мир, экология.

Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, экскурсиях, из прочитанной литературы при подготовке к данной тематической неделе.

Форма учебной работы: внеклассная. 

Полное описание разработки:

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета  на другой. Повышается эрудиция как участников, так и зрителей.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов интеллектуальной игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация - интеллектуальная игра «Экологическая азбука», вопросы игры с ответами для ведущего, призы, дипломы за I, II, III места.

Организация работы

Организация подготовки к игре:

  1. Необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов, вопросы для зрителей.
  2. Внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию.
  3. Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков (по 2 ученика от класса).
  4. Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы,  жюри - 4  человека для подсчета баллов игроков (ими могут быть учителя старшей школы естественно-географического цикла либо классные руководители 4-х классов), 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.

Цели игры: 

обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.

Задачи игры: 

1)Образовательные:

 – сформировать у учащихся знаний по  экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

2) Воспитательные:

-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем

-воспитание культуры общения;

-воспитание культуры правильного поведения в природе;

3) Развивающие:

-развитие мышления,

-памяти, внимательности;

-развитие познавательного интереса.

Ход игры

1. Начало игры.

Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру  «Экологическая азбука».

Цель игры – обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Игра проходит среди учащихся 4-х классов. Победители будут награждены дипломами и призами.

Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.

-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).

Правила игры.

В ходе игры участник выбирает раздел  (это «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает  5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.

Жюри будет считать баллы, подводить  промежуточные итоги игры и в конце назовёт победителей интеллектуальной игры «Экологическая азбука».

В ходе отборочных туров в каждом классе были отобраны 2 знатока экологии. Давайте поприветствуем их!

И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.

Начинаем игру! 

Первый вопрос зрителям.

Что такое экология?

Правильный ответ:

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.

Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.

 Вопросы раздела «Экология твоего дома»

  1. Назовите главные источники очищения воздуха в доме.

Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

  1. Как человек может помочь сохранить окружающую  среду, не выходя из дома?

Правильный ответ:

  1. Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).
  2. Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую.
  3. Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.
  1. Дайте советы,  как сохранить экологически чистую  атмосферу в квартире, дома.

Правильный ответ:

  1. делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;
  2.  избежать использование паласов и ковров;
  3.  не курить в квартире, дома;
  4. определить запретные зоны для домашних животных;
  5. книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;
  6. проветривать помещение каждый день.
  1. Назовите бытовой прибор, который  оказывает большой вред здоровью  человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире?  Как предотвратить этот вред?

Правильный ответ:

       Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.

Вопросы раздела «Экология нашего города»

  1. «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Архангельске.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

Правильный ответ:

  1. Строительство мусороперерабатывающего предприятия.
  2. Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.
  3. Приобщение населения к сортировке мусора.
  1. Количество выбросов в атмосферу предприятиями Архангельска, загрязняющих веществ, превышают нормы.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

  1. К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как   можно избежать данную проблему?

 Правильный ответ:

 установить современные фильтры отчистки  воды.

  1.  Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

  1. Переход на экологический вид топлива.
  2. Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

Вопросы раздела «Экология леса»

Вопрос для зрителей:

Объясните выражение «Лес- фильтр»

Правильный ответ:

Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды.  От них погибают болезнетворные микробы.

Лес — это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая травинка   выделяет кислород.

В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.

  1.  Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?

Правильный ответ:

Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

  1. Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?

Правильный ответ:

Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

  1. Почему нельзя топтать мухоморы?

Правильный ответ:

Красный  мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов на зиму грибы.  Мухоморы  считаются у белок лекарством от многих болезней. Мухоморы  также лечат и растения. 

  1. К чему приведёт  разорение муравейников?

Правильный ответ:

Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.

Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.

Вопросы раздела «Птицы - экологи»

  1. Почему птиц можно называть экологами?

Правильный ответ:

  1. Распространяют семена растений.
  2. Ограничивают рост  растений.
  3. Уничтожают вредных насекомых.
  4. Санитары леса.
  5. Опылители растений.
  6. Уничтожают вредителей сельского хозяйства.
  1. Угадайте птицу.

Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц  уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ: Сова

  1. Угадайте птицу.

Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.

Правильный ответ: Дятел

  1. Какую экологическую роль  в природе играет  воробей?

Правильный ответ:

Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.

Вопросы раздела «Растения - экологи»

  1. Какую роль в экологии играют папоротники?

Правильный ответ:

Папоротники — растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на кисти рук.

  1. Назовите роль сосны в природе.

Правильный ответ:

Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески.  Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

  1.      В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?
  1. Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей.
  2. Они выделяют в атмосферу кислород.
  3. Являются основной пищей для многих морских животных.  
  4. В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту

  1. К чему приведёт  вымирание  растений на планете Земля?

Правильный ответ:

Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

Вопросы раздела «Красная книга»

  1. Что такое Красная книга?

 Правильный ответ:

Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения  о редких и находящихся под угрозой исчезновения  животных, растений и других организмов.

  1. Что символизирует красный цвет книги?  

Правильный ответ:

Это сигнал опасности, тревоги.

  1. Эти виды  животных встречаются в достаточном количестве для выживания,

но их численность очень быстро  сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.

Правильный ответ: Морж.

  1. Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Архангельской области?

Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в Красную книгу Архангельской области.

Вопросы раздела «Чёрная книга природы»

  1. Что такое Чёрная книга природы?

Правильный ответ:

В этой книге описываются  животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования  цивилизованного  человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

  1. Назовите вымершее животное.

Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их  скорейшему вымиранию.

 

Правильный ответ: Мамонты

  1. Назовите вымершее животное.

Эти  последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке - еще раньше. Причины вымирания этих  опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и прессинг со стороны человека.

  1. Назовите вымершую птицу.

Огромная (ростом около 1 м, вес - 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.

Правильный ответ: Орнимегалоникс

Вопросы раздела «Заповедные зоны»

Вопрос для зрителей:

  1. Для чего создаются заповедники, заказники?

Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы. 

  1. Расскажите о животном и растительном мире Пинежского заповедника.

Правильный ответ:

Животный мир типично таежный.

Из млекопитающих обитают в Пинежском заповедника белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.

В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь.

На реке Сотке обитает оляпка (обитатель горных водоемов), по ее скалистым берегам гнездятся вороны и канюки. В среднем течении реки Сотки и в ее притоках расположены нерестилища семги, сига и хариуса, обычны щука, окунь, гольян.

Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных - травяная лягушка.

Вопросы для зрителей:

-Расскажите о растительном мире Пинежского заповедника.

- Какие растения, растущие в Пинежском заповеднике, занесены в Красную книгу

  1. Расскажите  о Водлозерском национальном парке.

Правильный ответ:

  1. На территории Парка сохранён крупнейший в Европе массив коренных лесов европейской тайги. Господствуют темнохвойные ельники и светлые сосняки, встречаются гигантские сибирские лиственницы.
  1. Леса населены многочисленными таежными обитателями – есть бурый медведь, рысь, росомаха, куница, барсук, выдра лисица, лось и северный олень.
  2.  Особую ценность представляет крупная гнездовая группировка редких хищных птиц: орлана - белохвоста, скопы, беркута.
  3. Бассейн оз. Водлозеро и р.  Илекса – это ключевая орнитологическая территория России.
  1. Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники  и другие  заповедные зоны. В чём их уникальность?

3. Подведение итогов.

Слово жюри.

Вот они – победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

III место присуждается _________________(класс, Ф.И. ученика). Вручение приза, диплома за III место.

II место занимает_______________________ (класс, Ф.И. ученика). Вручение приза, диплома за II место.

И I место честно заслужил ________________ (класс, Ф.И. ученика). Вручение приза, диплома за I место.

Поздравляем!

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно.

Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?

Удалось нам её решить?

Что повторили в ходе игры?

Используемая литература:

  1. Васильева Т.В. Формы экологического образования в школе -Архангельск: Издательство Поморского университета, 1994г. 74с.
  2. Волокитина О. Ф. Методические рекомендации по проведению праздника «День птиц». Архангельск, 1998г. – 123с.
  3. Ермолин В. Б. Охраняемые природные территории Европейского Севера России. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2001.- 83с..: ил.
  4. Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям./  Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. – Волгоград: Издательство  «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.
  5.  Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.- 16с.
  6. Мальханова Л.П., Миронова Е.А.. Путешествие с волшебницей природой - Архангельск, 1997г. – 146с.
  7. Федотова А.М.  Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.

Интернет-ресурсы:

1)http://pics.livejournal.com/confessionlove/pic/00004sdq 

2)http://www.studsupport.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=957:2011-10-16-20-21-55&catid=61:doklad&Itemid=307 

3)http://img.rl0.ru/4390135822d1623b5c1acec15601493d/200x200/wciom.ru/uploads/pics/EHkologija2.jpg 

4)http://www.dvinaland.ru/ecology/index.php 

5) baza.farpost.ru 

6) http://festival.1september.ru/articles/501592 

7)http://en.gravatar.com/avatar/b3a40686d5e6

8)http://images2.cafemom.com/images/user/gallery/post_25425_1180710120_med.jpg?imageId=827377 

9)http://school.xvatit.com/images/thumb/a/a0/Priroda5_28_5.jpg/120px 

10) Priroda5_28_5.jpg 

11) lib.pomorsu.ru 

12) http://trendclub.ru/blogs/contest_october/1297 

13) www.radikal.ru 

14) http://s55.radikal.ru/i147/0901/2a/8845f040f095x.jpg 

Примечание:

Интеллектуальная игра «Экологическая азбука» может использоваться самостоятельно учащимися при обобщении и повторении знаний по экологии. В данном случае для начала работы необходимо кликом мышки нажать на раздел игры, в результате выйдет страничка данного раздела, и затем нажать на номер вопроса (1, 2, 3 или 4), в результате чего появится данный вопрос. Ученик отвечает на вопрос, и нажатием на слайд – может проверить свой ответ с правильным.  Для того чтобы вернуться на страничку раздела, кликнуть мышкой на круг с вопросом два раза,  чтобы вернуться на главную страницу, нужно нажать на треугольник с солнышком два раза.

Гозбенко Елена Андреевна

                                                                  учитель начальных классов

Муниципального  бюджетного образовательного

учреждения  муниципального образования

 «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №24

с углублённым изучением предметов

художественно- эстетического направления»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Интеллектуальная игра "Дорожная азбука"

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен  и что  многие  люди  имеют  шансы  на...

Интеллектуальная игра "Азбука безопасности"

Интеллектуальная игра "Азбука безопасности"...

Интеллектуальная игра "Литературная азбука"

Интеллектуальная игра "Литературная азбука"для 1 класса. Участвуют команды по 6 человек.Цель игры: угадать все буквы....