Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме:
Рабочая программа окр.мир УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс умк "Планета знаний"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

                                                  1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ

                                                  2. урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ

                                                  3. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

                                                  4. урок комплексного использования знаний – УКИЗ

                                                  5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ

                                                  6. комбинированный урок – КУ

                                                  7. урок практической работы – УПР

                                                  8. урок экскурсия – УЭ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (68ч.)

Тема урока

К-во ч.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть – 16ч.

Наш край– 22 ч.

1.

Что такое пагода.

(с.3-9)

1

КУ

Предсказание погоды, Ученые древности. Что такое наука метеорология.

Знать, что погоду характеризует температура воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки.

Уметь вспоминать, что такое атмосфера.

Приводить примеры трех состоянии воды в природе.

Измерять температуру воздуха.

Отмечать температуру воздуха, состояние неба, осадки в дневнике наблюдений.

Рассказывать, как образуются облака.

Называть виды осадков. Используя схему, рассказывать, как образуется град.

Объяснять круговорот воды в природе.

Текущий,

фронтальный устный опрос.

Практическая работа

Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды.

Проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.

Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки.

Объяснять, как погода зависит от ветра.

Предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.

Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт.

Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют  поверхность суши.

Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений.

Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования.

Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.

✶✶✶

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов.

Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку.

Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности.

Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.

Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв

2.

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.

(с.9-14)

1

УОСЗ

Флюгер.

Иметь представление о грозных явлениях природы (вихрь, смерч, гроза, молния, метель, гололед).

Уметь рассказывать, как образуется ветер.

 Давать названия ветрам. Объяснять, какое влияние оказывает ветер на погоду.

Определять силу ветра (сильный, умеренный, слабый).

Называть прибор, который помогает человеку создавать искусственный ветер. Рассказывать о правилах безопасности во время грозы на природу. Использовать справочную литературу.

Текущий,

фронтальный устный опрос

3.

Предсказание погоды.

 (с.14-17)

1

УПОКЗ

Предсказание погоды.

Знать, как люди предсказывают погоду. Уметь анализировать народные приметы. Проверять народные приметы.

Составлять сборник народных примет.

Рассказывать о самолете-лаборатории, метеорологической станции, запуске радиозонда, метеорологическом спутнике.

Сочинять рассказ об управлении погодой.

Фронтальный и индивидуальный опрос

4.

Наша местность на плане и карте.

(с.18-20)

1

УКИЗ

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Знать, что такое горизонт; что называют ориентированием.

Уметь называть основные и промежуточные стороны горизонта.

 Пользоваться географической картой.

Читать план местности. Рассказывать, как устроен компас. Рассматривать чертеж и определять направление, в котором нужно идти.

Подсчитывать длину пути.

 Изображать свой путь от дома до школы.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа в парах

5.

План местности.

 (с.21-25)

1

УЗЗВУ

Масштаб.

Знать, что план и карта — это изображение участка земной поверхности сверху условными знаками; отличия карты от плана (на карте изображают большие участки земной поверхности; на плане дается более подробное изображение местности). Уметь пользоваться планом местности. Составлять план школьного участка. Рассмотреть условные знаки на плане.

Придумывать условные знаки и чертить план Волшебного города.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа в парах

6.

Географическая карта.

(с.25-29)

1

УПР

История создания карт. География и картография.

Уметь находить на карте параллели и меридианы. Определять вид карты (географическая, историческая).

 Читать карту, используя условные знаки. Пользоваться дополнительной литературой

Практическая работа

7.

Равнины.

 (с.30-33)

1

УКИЗ

Форма  поверхности: равнина (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Знать основные формы поверхности суши — равнины; как на карте обозначают равнины. Уметь рассказывать, что называют равнинами.

Рассказывать, как образуются овраги. Называть части холмов (подошва, склон, вершина).

Определять признаки оврага и балки. Объяснять, какой вред могут приносить людям овраги, если с ними не вести борьбу.

Текущий,

фронтальный устный опрос

8.

Горы.

(с.33-36)

1

УЗЗВУ

Вулкан. Кратер вулкана. Кратер вулкана. Магма. Лава.

Знать основные формы поверхности суши — горы; как на карте обозначают горы.

Уметь сравнивать горы и холмы.

Анализировать формы поверхности суши родного края. Рассказывать о частях горы, о горных хребтах, о долинах, ущельях, перевалах, тоннелях; о вулканах.

 Находить по карте расположение вулкана Ключевская сопка.

Иметь представление о строении вулкана.

Текущий,

фронтальный устный опрос. Наблюдение

9.

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

(с.36-41)

1

УПР

Сталагмиты. Сталактиты. Эоловый город.

Знать, что такое горные породы; что речная долина — это понижение на поверхности суши, по дну которого течет река; что пещера — пустоты в толще земли.

Иметь представление об образовании сталактитов, сталагмитов в пещере. Уметь приводить примеры горных пород. Называть горные породы, которые встречаются в родном крае.

Проводить опыты с гранитом.

Объяснять, как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Анализировать фотографии равнинной и горной реки.

Рассказывать об образовании барханов.

Практическая работа

10.

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

(с.41-45)

1

УКИЗ

Находки в кургане.

Знать, как деятельность человека изменяет поверхность суши.

Уметь сравнивать результаты воздействия воды и ветра на поверхность суши с результатами воздействия на нее деятельности людей.

Объяснять, почему воздействие человека на земную поверхность теперь значительно сильнее, чем в прошлом.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Наблюдение

Называть искусственные части рельефа (курганы, валы, рвы, насыпи, карьеры, отвалы).

11.

Богатства недр.

(с.45-49)

1

УКИЗ

Поваренная соль.

Знать понятие «полезные ископаемые».

Уметь называть полезные ископаемые; различать виды полезных ископаемых (горючие полезные ископаемые, железные руды, цветные руды, апатиты и калийная соль); называть полезные ископаемые родного края; сравнивать свойства нефти и природного газа.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Наблюдение

12.

Разнообразие почв.

(с.50-52)

1

УОСЗ

Почва, ее значение для жизни.

Знать, что такое почва; как образуется почва. Иметь представление о науке агрономия.

Уметь называть виды почв (подзолистые, серые лесные торфяно-болотные, засоленные почвы); рассказывать о значении почвы для жизни природы; объяснять, почему почву надо

Текущий,

фронтальный устный опрос

13.

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

(с.53-58)

1

КУ

Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе.

Знать, что такое экология; как живая природа связана с неживой природой; что природное сообщество — это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду. Уметь приводить примеры взаимосвязей в живой природе; устанавливать связи между организмами в природном сообществе; рассказывать, что такое цепь питания; вставлять в цепи питания недостающие звенья; составлять схему круговорота веществ в природе.

 Иметь представление об экологической пирамиде; о круговороте веществ в природе; о трех группах организмов (растения-производители, животные-потребители, бактерии-разрушители).

Фронтальный и индивидуальный опрос

Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах.

Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ.

Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.

Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.

Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.

Характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.

Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.

✶✶✶

Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе;

моделировать цепи питания.

Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности.

14.

Экскурсия на луг.

1

УЭ

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Безопасное поведение на дорогах, на лугу.

Знать правила поведения во время экскурсии. Уметь проводить наблюдения за растениями и животными луга; определять условия жизни на лугу (освещенность, температуру, влажность воздуха и почвы); называть признаки луга; рассказывать о растениях и животных луга родного края; определять, как человек влияёт на луг; указывать экологические связи на лугу; проводить природоохранные мероприятия.

Наблюдение

15.

Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека.

(с.59-64)

1

УОСЗ

Животные луга: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных.

Иметь представление о защитной окраске животных (покровительственной, подражающей окраске). Уметь называть растения и животных луга; определять, как они приспособились к условиям жизни; с помощью рисунка приводить примеры связей, которые сложились между обитателями луга; составлять цепи питания из 3-4 звеньев; приводить примеры покровительственной, подражающей окраски; рассказывать о значении луга в природе и в жизни человека.

Фронтальный и индивидуальный опрос

16.

Экскурсия в смешанный лес.

1

УЭ

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Безопасное поведение (на дорогах, в лесу).

Знать правила поведения во время экскурсии. Уметь определять условия жизни на лугу (освещенность, температуру, влажность воздуха и почвы); называть признаки смешанного леса; рассказывать о растениях и животных смешанного леса родного края; указывать экологические связи в смешанном лесу; проводить природоохранные мероприятия.

Наблюдение

2 четверть – 16ч.

17.

Какие растения растут в лесу. Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека.

(с.64-73)

1

УОСЗ

Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Знать признаки хвойного, лиственного и смешанного лесов, почему в лесу может обитать много разных животных.

Уметь называть растения лесов; сравнивать условия жизни в сосновом, еловом и лиственном лесах; приводить примеры влияния деревьев на другие растения леса; называть растения леса родного края; определять вид леса родного края, ; рассказывать, как растения и животные леса приспособлены к условиям жизни в лесу и как они связаны друг с другом,  о значении леса в природе и жизни человека; приводить примеры растений верхнего и нижнего ярусов; сравнивать условия жизни в лесу и условия жизни на лугу.

Составлять характерные для леса цепи питания из 3-4 звеньев; придумывать запрещающие и разрешающие знаки для отдыха в лесу.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Наблюдение

18.

Экскурсия к водоёму.

1

УЭ

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Безопасное поведение (на дорогах, на водоеме).

Знать правила поведения во время экскурсии; виды водоемов; названия водоемов родного края. Уметь определять условия жизни на лугу (освещенность, температуру, влажность воздуха и почвы); называть признаки водоема; рассказывать о растениях и животных водоема родного края; указывать экологические связи в водоеме; проводить природоохранные мероприятия.

Наблюдение

19.

Водоём.

 (с.74-80)

1

УЗЗВУ

Растения водоема: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения родного края. Животные водоема: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения.

Знать растения и животных водоема.

 Уметь рассказывать об условиях жизни в водоеме; называть растения, растущие в прибрежной части пресного водоема, и растения на поверхности воды; с помощью рисунка приводить примеры связей животных водоема с растениями и друг с другом; составлять характерные для водоема цепи питания из 3—4 звеньев; рассказывать о значении водоемов в природе и жизни человека; называть растения и животных водоемов родного края.

Фронтальный и индивидуальный опрос

20.

Искусственные сообщества. Поле. Животные-обитатели полей.

(с. 81-87)

1

УКИЗ

Растения поля: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы, дикорастущие и культурные растения родного края. Животные поля: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения.

Знать, какие растения называются культурными; что такое растениеводство.

Уметь называть отрасли растениеводства; приводить примеры овощных культур, зерновых культур, технических культур; рассказывать, какой вред культурным растениям наносят сорняки; составлять цепи питания, характерные для картофельного и капустного поля из 3—4 звеньев; рассказывать о том, как животные поля связаны с растениями.

Фронтальный и индивидуальный опрос

21.

Сад. Проверочная работа по теме «Наш край»

(с.88-93)

1

УПОКЗ

Растения сада: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения родного края. Животные сада: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения.

Знать признаки сада. Уметь приводить примеры плодовых и ягодных культур сада; рассказывать, какие животные обитают в садах; приводить примеры связей животных сада с растениями и друг с другом; составлять цепи питания, характерные для сада; называть 2—3 причины, из-за которых может произойти нарушение экологического равновесия в саду; определять, как садоводство в родном крае связано с его природными условиями; готовить сообщение о работе садоводов родного края.

Фронтальный устный опрос.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

22.

Проектная деятельность

«Изучай природу своего края».

1

УОСЗ

Малая конференция, выставка, афиша, творческие работы.

Уметь: подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу.

Практическая работа

Наша Родина на планете земля – 13 ч.

23.

Какую форму имеет Земля.

(с.96-100)

1

УКИЗ

Как человек познает природу.

Знать, что Земля имеет шарообразную форму. Уметь доказывать, что Земля имеет шарообразную форму; рассказывать, как древние народы в разных странах представляли себе форму Земли; объяснять, почему нужно беречь нашу планету.

Текущий,

фронтальный опрос

Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.

Объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.).

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды.

Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте.

Показывать на карте основные природные зоны России.

Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.

Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.

Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.

Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.

Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее.

✶✶✶

Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях.

Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.

Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности.

Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России.

24.

Карта полушарий.

(с.100-105)

1

УОСЗ

Земля -  планета. Материки и океаны.

Знать, что такое глобус; как обозначают на глобусе сушу и воду; как называют большие участки суши, окруженные со всех сторон водой.
Уметь называть и показывать на карте полушарий материки; находить на карте столицу нашей Родины; находить и показывать на карте океаны; работать с контурной картой.

Работа в парах

25.

Движение Земли.

(с.106-109)

1

КУ

Тепловые пояса Земли.

Знать, чем звезда отличается от планеты; какая звезда расположена ближе всего к. нам.

Уметь объяснять, почему происходит смена дня и ночи; рассказывать, в результате чего происходит смена времен года; проводить опыты; используя рисунок, определять, в каких тепловых поясах лежат материки.
Иметь представление о тепловых поясах (жаркий пояс, холодный пояс, умеренный пояс).

Наблюдение. Практическая работа

26.

 В пустынях Африки.

(с.110-113)

1

УОСЗ

Растительный и животный мир пустыни.

Уметь рассказывать о природных условиях Сахары; приводить примеры растений и животных Сахары; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями пустыни; рассказывать о занятиях населения Сахары; показывать на карте пустыни Африки.

Текущий,

фронтальный опрос

27.

Экваториальные леса Южной Америки.

(с.114-117)

1

УОСЗ

Растительный и животный мир экваториальных лесов Южной Америки.

Уметь рассказывать о природных условиях экваториальных лесов Южной Америки; приводить примеры растений и животных экваториальных лесов Южной Америки; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Экваториальных лесов Южной Америки; рассказывать  о занятиях населения экваториальных лесов Южной Америки; показывать на карте экваториальные леса Южной Америки.

Текущий,

фронтальный опрос

28.

Антарктида. Австралия. Евразия.

(с. 117-123)

1

УОСЗ

Растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии.

Уметь рассказывать о природных условиях Антарктиды, Австралии, Евразии; приводить примеры растений и животных Антарктиды, Австралии, Евразии; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Антарктиды, Австралии, Евразии; рассказывать о занятиях населения Антарктиды, Австралии, Евразии; показывать на карте растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии.

Текущий,

фронтальный опрос

29.

Карта России.

(с.123-128)

1

УПР

Растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии.

Уметь выполнять практическую работу на карте России; находить и показывать на карте меридианы и параллели; показывать сухопутные границы России на западе и на юге; находить реки; подписывать названия рек на контурной карте; определять, в каком направлении течет Волга и куда она впадает; в каком направлении течет Обь и где она берет свое начало; обозначать на контурной карте горы, города; находить на карте озеро Байкал.

Практическая работа

30.

Зона арктических пустынь.

(с.129-134)

1

УИПЗЗ

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь. Лишайники.

Знать, что природные зоны — это территории со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг.
Уметь рассказывать об условиях жизни в зоне арктических пустынь; называть растения и животных зоны арктических пустынь; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в арктической пустыне; приводить примеры связей животных арктических пустынь с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей арктических пустынь из З—4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны арктических пустынь. Иметь представление о лишайниках; как питаются лишайники; о том, какое значение имеют лишайники в природе.

Беседа по вопросам

31.

Тундра.

(с.134-139)

1

УИПЗЗ

Растительный и животный мир тундры.

Знать природную зону—тундру.

Уметь рассказывать о природных условиях жизни в тундре; называть растения и животных тундры; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в тундре; приводить примеры связей животных тундры с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей тундры из 3—4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны тундры.

Текущий,

фронтальный опрос

32.

Зона лесов.

(с.139-145)

1

УЗЗВУ

Растительный и животный мир зоны лесов.

Знать природную зону лесов.

Уметь рассказывать о природных условиях жизни в зоне лесов; называть растения и животных зоны лесов; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в зоне лесов; приводить примеры связей животных зоны лесов с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей зоны лесов из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны лесов.

Текущий,

фронтальный опрос. Работа в парах

3 четверть – 20ч.

33.

Степи.

(с.145-150)

1

УИПЗЗ

Растительный и животный мир степей.

Знать природную зону лесов.

Уметь рассказывать о природных условиях жизни в степи; называть растения и животных степи; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в степи; приводить примеры связей животных степи с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей степи из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны степей, описывать условия жизни в пустыне.

Текущий,

фронтальный опрос. Работа в парах

34.

Экологические проблемы России. Международ.

сотрудничество по охране природы. Практическая работа №2.

(с.150-155)

1

УПОКЗ

Природные богатства. Что такое окружающий мир.

Уметь называть экологические проблемы родного края; предлагать свои способы решения экологических проблем: называть международные организации по охране природы.

Фронтальный устный опрос.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий»

35.

Проектная деятельность «Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины».

1

УОСЗ

Малая конференция, творческие работы.

Уметь: подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу.

Практическая работа

Наши верные помощники – 1 ч.

36.

История на карте. Исторические источники.

(с. 3-11)

1

УИПЗЗ

Летописи. Былины. Письмо на бересте.

Знать условные обозначения на исторической карте, понятие «исторические источники».

Уметь придумывать название карты; читать карту,  разбирать условные обозначения; отвечать на вопросы по исторической карте.

Иметь представление о летописях, былинах, письме на бересте.

Уметь рассказывать, что относится к вещественным, письменным и устным источникам.

Текущий,

фронтальный опрос

Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты.

Различать вещественные, письменные, устные исторические источники.

✶✶✶

Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.  Извлекать информацию из любых исторических источников (письменных, устных, вещественных).  Строить  логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников.

Находить дополнительную информацию  в словарях, энциклопедиях, справочниках.

Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь).

Составлять летопись своей семьи.

Древняя Русь – 5 ч.

Древнерусское государство – 3 ч.

Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь).

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны.

Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты 

✶✶✶

Находить исторические сведения в литературных произведениях. Сравнивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка  (рабочая тетрадь)

Составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев. Наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. Выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры.

Работать со словарем в конце учебника. Искать информацию в дополнительных источниках, готовить на  ее основе сообщения.

37.

Первые русские князья.

(с.12-16)

1

УИПЗЗ

Вооружение славянских воинов.

Знать имена первых русских князей (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга); Киев - столица древнерусского государства.

Уметь рассказывать о жизнедеятельности первых русских князей. Иметь представление о вооружении славянских народов.

Текущий,

фронтальный опрос

38.

Князь Владимир. Крещение Руси.

(с.17-21)

1

УЗЗВУ

Верование древних славян. Какую религию приняла Русь.

Уметь рассказывать, как князь Владимир укрепил свое государство; называть сказки, в которых действуют персонажи языческой веры древних славян; подготовить сообщение
о Рождестве.

Фронтальный устный опрос. Беседа по вопросам

39.

Культура Древней Руси.

(с.21-24)

1

УОСЗ

Памятники архитектуры.

Знать, кто создал славянскую азбуку.

Уметь рассказывать, что является нашим культурным наследием; описывать, как выглядела древнерусская книга.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Монгольское завоевание – 2ч.

40.

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

(с.25-29)

1

УИПЗЗ

Евпатий Коловрат. Ледовое побоище. Война со шведами. Татаро-монгольское иго.

Знать дату нашествия татаро-монгол на Русь (1237 год).

Иметь представление об истории татаромонгольского нашествия на Русь, битве со шведами на берегу Невы, битве на Чудском озере; о русском богатыре Евпатии Коловрате.

Уметь подготовить сообщение о монголо-татарском нашествии на Русь; рассказывать о битве на Чудском озере.

Беседа по вопросам

41.

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

(с. 30-33)

1

УИПЗЗ

Сергий Радонежский.

Знать историю Куликовской битвы. Уметь рассказывать о ходе битвы по исторической карте; описывать Кремль при Дмитрий донском; объяснять, почему хан Мамай напал на Русь; рассказывать о значении победы русского войска на Куликовом поле.

Иметь представление о деятельности монаха Сергия Радонежского.

Текущий,

фронтальный опрос

Московское царство – 6 ч.

Московское государство – 2 ч.

Московское царство – 6 ч.

Московское государство – 2ч.

42.

Первый русский царь. Преобразования

в государстве.

(с. 34—40)

1

УИПЗЗ

Иван Грозный.

Знать первого русского царя; в каком веке правил царь Иван IV.

Уметь рассказывать, какие новшества появились на Руси во время правления Ивана Грозного; описывать по рисунку, как выглядели стрельцы, чем они были вооружены; готовить рассказ о Московских приказах; называть первые печатные книги; сравнивать первые печатные книги и рукописные; находить в дополнительной литературе предание о строителях собора Василия Блаженного.

Текущий,

фронтальный опрос

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий  (рабочая тетрадь). Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  делать обобщение  и выводы. 

✶✶✶        

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь). Составлять вопросы по теме.

Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения. Моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия).

Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения.

Оценивать результаты своей деятельности.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать.

43.

Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках.

(с.41-44)

1

УЗЗВУ

Домострой.

Знать отличия крестьянской избы от боярского дома.

Уметь объяснить, что значит топить печь «по-черному»; описывать русский монастырь; составлять по рисункам сюжетные рассказы (один день в доме крестьянина, один день в доме боярина).

Иметь представление о книге «домострой».

Фронтальный и индивидуальный опрос

Россия XVII в. – 4 ч.

44.

Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский.

(с.44-47)

1

УИПЗЗ

Казанский собор в Москве.

Знать, почему события ХVII века называют Смутным временем. Уметь объяснять смысл слов на памятнике Минину и Пожарскому; используя картину А. Кившенко «Воззвание Минина к нижегородцам», составить небольшой сюжетный рассказ; объяснять название нового праздника — день народного единства 4 ноября.

Иметь представление об истории создания Казанского собора в Москве.

Текущий,

фронтальный опрос

45.

Русское государство при первых Романовых

(с. 47—50)

1

УИПЗЗ

Домашняя жизнь царя.

Уметь рассказывать, что нового появилось в русском государстве в ХVII веке; называть, какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу своего господина; объяснять выражение «отложить дело в долгий ящик»; описывать, как выглядела улица ХУII века, как были одеты горожане; называть улицы в Москве, которые носят названия ремесел; объяснять, кто такие «крепостные крестьяне»; используя текст и рисунки урока, составлять небольшие рассказы (один день из жизни царя, путешествие иностранного купца по Москве ХVII века).

Текущий,

фронтальный опрос

46.

Расширение границ России в XVII веке.

Практическая работа №1.

(с.51-55)

1

УПОКЗ

 В.Поярков, С.

Дежнев, Е.Хабаров.

 Знать, что участников экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток называли землепроходцами.

Иметь представление об экспедиции В.Д.Пояркова, С.И.Дежнева, Е.П.Хабарова.

Уметь отвечать на вопросы, используя исторические карты; находить дополнительный материал по теме; проследить по карте путь В.Пояркова, С.Дежнева, Е.Хабарова.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

47.

Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси».

1

УОСЗ

Малая конференция, выставка, афиша, творческие работы.

Уметь: подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу.

Практическая работа

Российская империя – 8 ч.

Эпоха преобразований – 1 ч.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  делать обобщение  и выводы. 

✶✶✶

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Вспоминать известные факты, связывать их с изученными.

Знакомиться с краеведческими материалами, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края.

Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох. Сравнивать одежду разных эпох. Связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города XIX века), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.

Оценивать результаты своей деятельности. Участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов.

48.

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования

в культуре, науке, быту

(с.58—65)

1

УИПЗЗ

Петр I.

Знать, каким царем был Петр I.

Иметь представление о рекрутской повинности; о потешных войсках.

Уметь описывать, какие изменения произошли в царствование Петра 1; объяснять, для чего царь проводил в стране перепись населения; используя портрет Петра и текст, составлять характеристику личности русского царя; находить в энциклопедии дополнительный материал о реформах Петра 1; готовить небольшое сообщение.

Текущий,

фронтальный опрос

Век Екатерины – 2 ч.

49.

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II

(с.66—69)

1

УИПЗЗ

Дворянская усадьба.

Знать, что такое барщина, оброк.

Уметь рассказывать об А. Суворове, Ф. Ушакове; находить в энциклопедии дополнительные материалы о полководцах; объяснять, почему «Наука побеждать» А. Суворова остается современной и в наши дни; сравнивать дворянскую усадьбу ХУIII века с домом дворянина ХVI века; составлять рассказ «Один день в дворянский усадьбе».

Текущий,

фронтальный опрос

50.

Образование и наука

в XVIII веке

(с. 69—73)

1

УОСЗ

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Иметь представление, в каком году был открыт Московский университет. Уметь объяснять, почему университет носит имя М. В. Ломоносова; находить в энциклопедии дополнительные сведения о жизни М, В. Ломоносова; рассказывать, чему учили смолянок; описывать изобретения И, Кулибина; готовить сообщение по теме; давать толкование словам «дружба», «добродетельный человек».

Фронтальный и индивидуальный опрос

XIX век: победы и открытия – 5 ч.

51.

Война 1812 года.

(с.73-76)

1

УИПЗЗ

Русская армия. Музей-панорама "Бородинская битва".

Уметь объяснять, почему войну 1812 года называют Отечественной; рассказывать, кто возглавил русскую армию во время войны 1812 горда; читать стихотворение М. Ю. Лермонтова; находить в энциклопедии дополнительный материал о М. И. Кутузове; описывать, как был вооружен русский дружинник.

Беседа по вопросам

52.

Отмена крепостного права.

(с.77-79)

1

УИПЗЗ

Воспитание юного императора.

Уметь объяснять, почему Александра II называли царем-освободителем; рассказывать, как изменилась жизнь в России после отмены крепостного права; рассказывать о музеях родного края; рассказывать, что нового появилось в воспитании и образовании Александра II.

Иметь представление, кто такие меценаты.

Фронтальный и индивидуальный опрос

4 четверть – 16ч.

53.

Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века.

(с.80-88)

1

УОСЗ

Изобретения П.Н.Яблочникова. Хирург Н.И.

Пирогов. Ученый К.А.Тимирязев.

Знать, кто из русских путешественников исследовал город Владивосток, в каком веке были основаны Москва и Петербург.

Иметь представление о научных открытиях К. А. Тимирязева, хирурга Н. И. Пирогова, изобретениях П. Н. .Яблочкова.

Уметь находить дополнительные сведения об изобретении фотографии  и кинематографе; рассказывать о значении изобретений; доказывать значение растений в природе; сравнивать современный транспорт и конку; рассказывать, какие новые детали появились в женском костюме; описывать, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в ХIХ веке; вспоминать, что ели наши предки в ХIХ веке.

Фронтальный и индивидуальный опрос

 

54.

Культура XIX века. Практическая работа №2.

(с.88-95)

1

УПОКЗ

Книгоиздатель И.Д.Сытин.

Знать фамилии писателей и поэтов начала ХIХ века произведения А. С. Пушкина.

Уметь находить в энциклопедии дополнительные сведения о поэтах, писателях начала ХIХ века; рассказывать о поэте В. А. Жуковском; объяснять, почему Н. М. Карамзина современники называли «последним русским летописцем»; описывать картины художников начала ХIХ века; готовить сообщение о картинах на историческую тему, о портретах известных людей; объяснять, в чем заключается «великая сила музыки».

Иметь представление о том, что М. Глинка является создателем русской национальной оперы.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий»

55.

Проектная деятельность «Город и горожане XIX века».

1

УОСЗ

Малая конференция, выставка, афиша, творческие работы.

Уметь: подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу.

Практическая работа

Российское государство – 13 ч.

Россия в начале XX века – 5 ч.

Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение  и выводы.

Обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу.

✶✶✶

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века (об участии  в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах).

Определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.

Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую так и географическую.

Собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий.

56.

Революция в России.

(с.98-103)

1

УИПЗЗ

Сестры милосердия.

Знать, кто был последним русским императором; когда началась  Первая мировая война; как стала называться наша страна после Октября 1917 года. Уметь работать с лентой времени; рассказывать, какие события произошли в начале ХХ века в Российской империи; находить в дополнительной литературе материал о деятельности Красного Креста.

Работа в парах

57.

Россия в годы Светской власти.

(с.103-107)

1

УЗЗВУ

Пионерская организация.

Знать, как стало называться наше государство после 1922 года.

Уметь сравнивать герб СССР с гербом РСФСР; находить на карте крупные предприятия, построенные в 20—30 годах; рассказывать, зачем нужно было бороться с неграмотностью.

Иметь представление о пионерской организации.

Текущий,

фронтальный опрос. Наблюдение

58.

Великая Отечественная война.

(с.107-113)

1

УКИЗ

Великая Отечественная война.

Знать, когда началась Великая Отечественная война.

Уметь показывать на карте направления главных ударов противника; называть российские города, которые одними из первых подверглись нападению со стороны фашистской Германии; готовить сообщение о том, кто первым принял па себя удар фашистов.

Текущий,

фронтальный опрос

59.

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

(с.113-118)

1

УОСЗ

Орден А. Невского, орден Л. Суворова, орден М. Кутузова.

Уметь объяснять значение слова «эвакуация»; рассказывать о военных годах родного края; находить и пересказывать произведения о Великой Отечественной войне; объяснять, почему война советского народа с фашисткой Германией называется «Отечественной»; называть города-герои; называть памятники родного края, посвященные победе в войне.
Иметь представление о наградах Великой Отечественной войны (орден «Победа», орден Отечественной войны, орден А. Невского, орден л. Суворова, орден М. Кутузова).

Беседа по вопросам

60.

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века

(с.118—123)

1

УЗЗВУ

Изобретение лазера.

Уметь рассказывать о научных достижениях ХХ века; находить в дополнительной литературе информацию об использовании лазера в медицине, в средствах связи; рассказывать, почему так быстро было восстановлено разрушенное хозяйство; описывать, как жили люди в городе и деревне после войны.

Иметь представление об открытии атомной энергии в мирных целях.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Современная Россия – 8 ч.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.

61.

По северным городам России.

(с.124-126)

1

УЗЗВУ

 Каргопольская игрушка.

Уметь рассказывать, чем знамениты города Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Каргополь.

Фронтальный и индивидуальный опрос

62.

По городам Центральной России.

(с.126-129)

1

УЗЗВУ

Уметь рассказывать, чем знамениты города Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань.

Фронтальный и индивидуальный опрос

63.

Города Урала и Сибири.

(с.130-136)

1

УЗЗВУ

Уметь рассказывать, чем знамениты города Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа, Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Фронтальный и индивидуальный опрос

64.

Дальний Восток. Южные города России.

(с.136-141)

1

УЗЗВУ

 Уметь рассказывать, чем знамениты города Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Дербент.

Фронтальный и индивидуальный опрос

65.

Повторительно-обощающий урок. Проверочная работа №3.

(с.148--151)

1

УПОКЗ

Проверить полученные знания по теме «Российское государство».

Уметь применять полученные знания в разных ситуациях.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий»

66.

Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека.

(с.141-149)

1

УКИЗ

Международные организации  ООН и ЮНЕСКО.

Знать, что изучает наука экология.

Уметь рассказывать о национальной одежде разных народов; объяснять выражение "экологическое равновесие"; обсуждать экологические проблемы; готовить сообщение на тему "Растения и животные, занесенные в Красную книгу".

Текущий,

фронтальный опрос

67.

Проектная деятельность «По местам боевой славы»

1

УОСЗ

Малая конференция, выставка, афиша, творческие работы.

Уметь: подбирать материал к проекту, продумывать этапы деятельности, оформлять свою работу.

Практическая работа

68.

Повторительно-обощающий урок.

(с.152-154)

1

УПОКЗ

Проверить полученные знания за год.

Закрепить и повторить полученные знания и умения в целом по курсу.

Уметь применять полученные знания в разных ситуациях.

Итоговый контроль. Летнее задание


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Окружающий мир 2 класс

УМК «Планета Знаний»

1. Роль и место дисциплины

Изучение окружающего мира имеет особое зна чение в развитии младшего школьника.   Значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Приобретенные им зна ния  не обходимы для применения в жизни.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых  классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена  на основе примерной программы по окружающему миру, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

4. Цели и задачи

Изучение окружающего мира направлено на достижение цели – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  1. систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  2. развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  3. формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  4. формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  5. знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  6. социализация ребенка;
  7. воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  8. воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

5. Специфика  программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их ре шения. В организации учебно-воспитательного процесса важ ную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

      Содержание программы по окружающему миру позво ляет шире использовать дифференцированный подход к уча щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус пешное продвижение в развитии познавательных процессов.

6. Основные содержательные линии курса

  1. «Наш край»
  2. «Наша Родина на планете Земля»
  3. «Наши верные помощники»
  4. «Древняя Русь»
  5. «Московское царство»
  6. «Российская империя»
  7. «Российское государство»

7. Структура программы

Наш край

Что такое погода. Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. Предсказание погоды.

Наша местность на плане и карте. План местности. Географическая карта. Равнины. Горы. Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

Богатства недр. Разнообразие почв. Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

Экскурсия на луг. Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека. Экскурсия в смешанный лес.

Какие растения растут в лесу. Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека. Экскурсия к водоёму.

Водоём. Искусственные сообщества. Поле. Животные-обитатели полей. Сад. Проверочная работа по теме «Наш край». Проектная деятельность  «Изучай природу своего края».

Наша Родина на планете Земля

Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. Движение Земли. В пустынях Африки. Экваториальные леса Южной Америки. Антарктида. Австралия. Евразия. Карта России. Зона арктических пустынь. Тундра. Зона лесов. Степи. Экологические проблемы России. Международное

сотрудничество по охране природы.  Проектная деятельность «Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины».

Наши верные помощники

История на карте. Исторические источники.

Древняя Русь

Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Московское царство

Первый русский царь. Преобразования в государстве. Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках.

Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский. Русское государство при первых Романовых. Расширение границ России в XVII веке. Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси».

Российская империя

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту.

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. Образование и наука в XVIII веке.

Война 1812 года. Отмена крепостного права. Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века. Культура XIX века. Проектная деятельность «Город и горожане XIX века».

Российское государство

Революция в России. Россия в годы Светской власти. Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. По северным городам России. По городам Центральной России. Города Урала и Сибири. Дальний Восток. Южные города России. Повторительно-обобщающий урок. Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека. Проектная деятельность «По местам боевой славы». Повторительно-обобщающий урок.

8. Требования к результатам

Личностные результаты: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; способность к самооценке; осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину; знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; способность к самооценке; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями; знания основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

Метапредметные результаты: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;

Предметные результаты:

      Учащиеся научатся:

  1. проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
  2. давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
  3. различать план местности и географическую карту;
  4. читать план с помощью условных знаков;
  5. различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
  6. показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
  7. приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
  8. объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
  9. характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
  10. устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  11. рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
  12. объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
  13. выполнять правила поведения в природе;
  14. различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
  15. различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
  16. описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
  17. описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
  18. называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории;
  19. соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
  20. находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
  21. рассказывать о ключевых событиях истории государства;
  22. рассказывать об основных событиях истории своего края.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра, урок-экскурсия.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

 Для контроля знаний  и умений используются: фронтальный опрос; индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение); письменная проверка знаний; работа с приборами, моделями; итоговый теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

11. Объем и сроки изучения

На изучение окружающего мира отво дится 2 часа в неделю, всего – 68 часов:

           I четверть – 16ч.

IIчетверть – 16ч.

IIIчетверть –20ч.

IVчетверть –16ч.


Предварительный просмотр:

Список литературы

(методическая, пособия для учащихся, учебники)

1)Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир 4 класс, Москва 2012г.

2) Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1

 к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир» 2 класс, Москва 2012г.

3)Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Рабочая тетрадь  №2

к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир» 2 класс, Москва 2012г.

Методические пособия для учителя.

  1. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова. Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки.
  2. Журнал «Начальная школа».
  3. Газета «Первое сентября», «Начальная школа».
  4. Наглядные пособия. Плакаты.
  5. Мультимедийные пособия.
  6. «Игровые технологии обучения в начальной школе», Е.В.Калмыкова.
  7. «Нестандартные уроки и творческие задания», Н.Б.Троицкий.


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности  учащихся

Наш край - 22 ч.

Что такое погода.

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.

Предсказание погоды.

Наша местность на плане и карте.

План местности.

Географическая карта.

Равнины.

Горы.

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

Богатства недр.

Разнообразие почв.

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

Экскурсия на луг.

Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека.

Экскурсия в смешанный лес.

Какие растения растут в лесу. Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека.

Экскурсия к водоёму.

Водоём.

Искусственные сообщества. Поле. Животные-обитатели полей.

Сад. Проверочная работа по теме «Наш край».

Проектная деятельность

«Изучай природу своего края».

Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях). Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности  2-3 названия), их использование человеком. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях). Растения луга, леса, водоёма, поля, сада: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение). Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме). Животные луга, леса, водоёма, поля, сада: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы-звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды. Проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.               Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки, как погода зависит от ветра, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют  поверхность суши.            Предсказывать погоду, используя местные признаки.           Доказывать значение научных предсказаний погоды, необходимость бережного использования полезных ископаемых. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц, формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги),  значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений, основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.           Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов.

Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку.

Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы.

Составлять описание местности.

Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.

Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв.

Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах.

Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ.

Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.

Объяснять отличие искусственных сообществ от природных.

Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.

Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества,  использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ, особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.

Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе;

моделировать цепи питания.

Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности.

Наша Родина на планете Земля – 13 ч.

Какую форму имеет Земля.

Карта полушарий.

Движение Земли.

В пустынях Африки. Экваториальные леса Южной Америки.

Антарктида. Австралия. Евразия.

Карта России.

Зона арктических пустынь.

Тундра.

Зона лесов.

Степи.

Экологические проблемы России. Международное

сотрудничество по охране природы.

Проектная деятельность «Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины».

Как человек познает природу. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Земля -  планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Растительный и животный мир пустыни, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды, Австралии, Евразии, арктических пустынь, тундры, зоны лесов. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы.

Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.

Объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды.

Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.), основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте.

Показывать на карте основные природные зоны России.

Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.

Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.

Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.

Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.

Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее.

Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях.

Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.

Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности.

Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах.

Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России.

Наши верные помощники – 1ч.

История на карте. Исторические источники.

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты.

Различать вещественные, письменные, устные исторические источники.

Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.  

Извлекать информацию из любых исторических источников (письменных, устных, вещественных).  Строить  логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников.

Находить дополнительную информацию  в словарях, энциклопедиях, справочниках.

Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Составлять летопись своей семьи.

Древняя Русь – 5 ч.

Первые русские князья.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Культура Древней Руси.

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

Куликовская битва.Дмитрий Донской.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Что такое окружающий мир. Как человек познает общество. Письменность на Руси. Православный храм.

Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь).

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны.

Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты 

Находить исторические сведения в литературных произведениях.

Сравнивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка  (рабочая тетрадь)

Составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев. Наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. 

Выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры.

Работать со словарем в конце учебника. 

Искать информацию в дополнительных источниках, готовить на  ее основе сообщения.

Московское царство – 6 ч.

Первый русский царь. Преобразования

в государстве.

Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках.

Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский.

Русское государство при первых Романовых.

Расширение границ России в XVII веке.

Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси».

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий  (рабочая тетрадь). Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  делать обобщение  и выводы.        

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Составлять вопросы по теме.

Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения.

Моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия).

Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий.

Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения.

Оценивать результаты своей деятельности.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать.

Российская империя – 8 ч.

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования

в культуре, науке, быту.

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

Образование и наука в XVIII веке.

Война 1812 года.

Отмена крепостного права.

Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века.

Культура XIX века.

Проектная деятельность «Город и горожане XIX века».

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. «Человек — существо социальное», член общества.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, век по дате, устанавливать хронологию событий.

 Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  делать обобщение  и выводы.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Вспоминать известные факты, связывать их с изученными.

Знакомиться с краеведческими материалами, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края.

Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох.

Сравнивать одежду разных эпох.

Связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города XIX века), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.

Оценивать результаты своей деятельности. Участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов.

Российское государство –  13 ч.

Революция в России.

Россия в годы Светской власти.

Великая Отечественная война.

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.

По северным городам России.

По городам Центральной России.

Города Урала и Сибири.

Дальний Восток. Южные города России.

Повторительно-обощающий урок.

Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека.

Проектная деятельность «По местам боевой славы».

Повторительно-обощающий урок.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Родной город (село), регион (область, республика, край). Название, основные достопримечательности. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Города России (2—3): название, достопримечательности, расположение на карте. Страны-соседи России: название, расположение на карте, традиции, достопримечательности. Россия на карте. Человек — член общества. Россия — наша Родина. Государственная символика России.  Государственные праздники.

Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации.

Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, век по дате, устанавливать хронологию событий.

Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.

Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение  и выводы.

Обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу. Составлять рассказ по иллюстрации,

извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.

Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века (об участии  в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах).

Определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.

Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую так и географическую.

Собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий.

Выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.


Предварительный просмотр:

Требования к результатам

Окружающий мир 4 класс

УМК «Планета Знаний»

   ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  2. способность к самооценке;
  3. осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину;
  4. знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  5. способность к самооценке;
  6. осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
  7. знания основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  8. понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
  9. чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  10. понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  2. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  3. осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  4. находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  5. понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  6. использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
  7. осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  8. проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  9. устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  10. обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
  11. выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  12. устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  13. сравнивать исторические события, делать обобщения;
  14. сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;

 ПРЕДМЕТНЫЕ:  

Учащиеся научатся:

  1. проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
  2. давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
  3. различать план местности и географическую карту;
  4. читать план с помощью условных знаков;
  5. различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
  6. показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
  7. приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
  8. объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
  9. характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
  10. устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  11. рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
  12. объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
  13. выполнять правила поведения в природе;
  14. различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
  15. различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
  16. описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
  17. описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
  18. называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории;
  19. соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
  20. находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
  21. рассказывать о ключевых событиях истории государства;
  22. рассказывать об основных событиях истории своего края.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

Рабочая программа по математике по УМК"Планета знаний" 2 класс

Программа по УМК Планета знаний для 2 класса...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний

рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с...

Программы УМК Планета знаний

В данном материале даны пояснительные записки по рабочим программам, знания на конец учебного года и универсальные учебн...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета знаний"

"Окружающий мир" (3 класс) УМК "Планета знаний"  (Пояснительная записка, основное содержание программы, требования ...

рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, "Планета знаний"

Рабочая программа поокружающему миру, 2 класс, "Планета знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, УМК "Планета знаний""

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, "Планета знаний"...