Компетентностная задача по истории "За что Минину и Пожарскому поставили памятник"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Хохлова Ольга Дмитриевна

Задача построена на основе научно – популярного текста с использованием конструктора задач Л.С.Илюшина. В ходе решения задачи представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- чтение адаптированного текста;

- поиск информации в разных частях текста;

- ориентировка  на карте;

- ориентировка в важнейших для страны событиях и фактах, оценка  их влияния  на будущее страны.

Данная задача направлена на формирование  системы универсальных учебных действий.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnaya_zadacha_istoriya.docx188.46 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностная задача

Автор-составитель:  Хохлова Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 8 г. Томска.

Задача построена на основе научно – популярного текста. В ходе решения задачи представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- чтение адаптированного текста;

- поиск информации в разных частях текста;

- ориентировка  на карте;

- ориентировка в важнейших для страны событиях и фактах, оценка  их влияния  на будущее страны.

Данная задача направлена на формирование  системы следующих общеучебных действий:      

Личностные   УУД:  

- формирование внутренней позиции, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.     

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебной ситуации;

- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Оценочные ОУУНы:

- объяснять свои оценки, точку зрения, позиции;

- осуществлять взаимооценку деятельности.

Интеллектуальные ОУУНы:

- отбирать необходимый материал для решения учебной задачи;

- самостоятельно предполагать, какая информация необходима для решения учебной задачи;

- строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;

- сравнивать, группировать факты, явления;

- делать выводы на основе обобщения знаний.

Организационные ОУУНы:

- планировать свою деятельность при решении учебной задачи;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.

Задачу можно использовать на уроках окружающего мира.

Форма организации урока: групповая, парная  или индивидуальная работа. Предпочтительно организация групповой  или парной работы, что позволит более эффективно  формировать коммуникационные ОУУНы.

За что Минину и Пожарскому поставили памятник?

Польский  король Сигизмунд III, пользуясь безвластием и разрухой в соседнем государстве и воспользовавшись предложением некоторых бояр поставить на царство в Москве польского королевича Владислава, решил присоединить русские земли  к Речи Посполитой. Но 15- летнего сына он не отпустил в Россию. В сентябре 1609 началась осада Смоленска. В ночь с 20 на 21 сентября Москву занял польско–литовский гарнизон со Станиславом Жолкевским во главе. Воевода Сапега разорял Тверскую, Ярославскую и Владимирскую земли.

                Только некоторым русским городам удавалось отбиваться от иноземцев и самозванцев, был среди них и Нижний Новгород. Нижегородский купец Кузьма Минин на городском сходе призвал  собрать ополчение  и выгнать из Москвы поляков. Со слезами на глазах он обратился к ним: «Братья, постоим за Русскую землю! Ополчимся поголовно: отдадим все наше имущество, если нужно, заложим жен и детей, но выкупим отечество!» Минин сам продал все свое имущество. Его примеру последовали  и другие. На собранные деньги было организовано войско. Его возглавил князь Дмитрий Пожарский, Кузьме Минину доверили распоряжаться общей казной. Постепенно к нижегородцам присоединились и другие города. Все больше русских земель освобождалось от иноземцев.

В начале 1612 года был создан «Совет всея земли», который до созыва Земского собора  заменял правительство.

В августе 1612 года ополченцы подошли к Москве. После трехдневных ожесточенных боев с войсками гетмана Ходкевича ополченцы заняли весь город, кроме Кремля. Особенно отличился Минин, возглавлявший отборный отряд из трехсот человек. В Кремле же заперся польский воевода Струсь с частью войска. После долгой осады измученные голодом поляки сдались.  Со слезами на глазах москвичи и ополченцы славили Минина и Пожарского как избавителей России.  Хотя бои с поляками еще продолжались, но столица была освобождена. Вскоре там собрался Земский собор, который избрал на царство Михаила Романова. Смутное время закончилось.

В 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому.

Ознакомление.

  1. Прочитайте самостоятельно текст.  

3. Составьте список действующих лиц и событий, укажите даты, о которых говорится в тексте.

4. Расположите события в определённом порядке, соотнесите действующих лиц и события.

Понимание.

8. Почему польский король решил присоединить русские земли к  Речи Посполитой?

    Почему польские войска с легкостью захватили многие русские города?

    Почему жителям русских городов пришлось собрать ополчение?

Применение.        

15. Изобразите на карте движение польских войск, русского ополчения.

18.  Сравните  и обоснуйте   положение русских городов до организации ополчения и после его

       создания.  

Анализ.

24. Составьте характеристики Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского с точки зрения их      

       отношения к защите Отечества.

      Для чего был создан «Совет всея земли»?

Синтез.

34. Предположите возможный вариант развития событий в стране, если бы не было создано  

      народное ополчение.

35. Изложите в форме аргументов свое понимание  того, почему москвичи и ополченцы со

      слезами   на глазах славили Минина и Пожарского.

31. Как бы ты поступил на месте К. Минина и Д.Пожарского? Аргументируй свою точку зрения.

Оценка.

38.  Оцените значимость действий и поступка Минина и Пожарского для России. Почему им был

       поставлен памятник в Москве?

Подумай, о чем ты хотел бы узнать подробнее. Предложи свою работу с этой темой.

Приложения.

1. Памятник Минину и Пожарскому

И. П. Мартос

Памятник Минину и Пожарскому, 1818

бронза, литьё. Высота: 8,8 м

Красная площадь

Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Маковский К. Е. «Воззвание Минина»

XVII век

Московское Государство (1598—1682)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательные люди земли Нижегородской. Минин и Пожарский.

Материал для классного часа о Минине и Пожарском. Интересная викторина по этому материалу....

Классный час "Ополчение Минина и Пожарского"

Презентация к классному часу "Ополчение Минина и Пожарского"...

Классный час "400 лет ополчению Минина и Пожарского"

Данная презентация была  составлена для классного часа, посвящённого теме "Ополчению Минина и Пожарского - 400 лет".  Конечно, она представлена в несколько изменённом виде, так так существую...

Минин и Пожарский: их славные дела

Презентация на тему "Минин и Пожарский; их славные дела"....

Конспект внеклассного материала "Ополчение Минина и Пожарского"

Данный материал можно использовать при проведении классного часа в начальных классах ко Дню народного единства....

Достопримечательности: Памятник Минину и Пожарскому

В работе рассказвается о истории создания памятника Минину и Пожарскому. Презентация может быть использована на уроках окружающего мира начальной школы в любом УМК или при подготовке к празднику "День...