Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о при­роде, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир77.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

Пояснительная записка

 к рабочей программе по окружающему миру

2 класс

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о при роде, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  1. систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  2. формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаи модействии;
  3. знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  4. социализация ребенка;
  5. развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
    обобщение и др.);
  6. воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  7. формирование самостоятельной познавательной деятельности;

— воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содер жания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ве дущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой сис темы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных зна ний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвове дения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодейст вуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в кур се элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Чело век в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о че ловеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной дейст вительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь. сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноцен ного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет со здания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различ ной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития. а не самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эсте тического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных зада ний на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установле ние причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии уча ствовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для раз вития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной состав ляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о дости жениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного от ношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спира-левидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рас сматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспе чивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через вы деление инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для допол нительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творче ских и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон).

Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержа ния учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивиду альные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром исполь зуются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение ко торых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то от дельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окру жающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипоте зы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происхо дящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование ор ганизуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, расте ниями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выпол нения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последователь ность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в кол лективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд за даний предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выпол няя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход, от игровой деятельности, ведущей в дошко льном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предме та «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формиро вания у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности до ля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего исполь зуется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать зна ния детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами приро ды. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучае мых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руковод ствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с не доступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок во 2 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу ка ждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Планета знаний», который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (под общей ре дакцией И. А. Петровой).

Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 2 кл. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2012.

Количество часов в год - 68. Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в        I четверти - 18.

Количество часов во        II четверти - 14.

Количество часов в        III четверти - 20.

Количество часов в        IV четверти - 16.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать:

  1. о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  2. строение и назначение термометра;
  3. назначение справочной литературы;
  4. названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
  5. название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
  6. Луна - спутник Земли;
  7. глобус - модель Земли;
  8. названия материков и океанов;
  9. об источниках звука;
  10. о вреде шума;
  11. правила безопасного обращения с электроприборами;
    — о значении камня в жизни человека;
  12. условия жизни растений и животных;

-        характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небо склоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);

  1. о значении совместного труда в обществе;
  2. о значении бюджета;
  3. правила поведения в общественных местах.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры приборов и инструментов;
  2. пользоваться термометром;
  3. различать тела природы и изделия;
  4. приводить примеры тел и веществ;
  5. приводить примеры источников энергии;
  6. приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
  7. приводить примеры животных суши и водоемов (3—4 примера);
  8. различать времена года по характерным признакам;
  9. правильно вести себя дома, на улице, в гостях.

Учащиеся могут знать:

  1. имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);
  2. о путешествии как способе познания мира;
  3. о великих географических открытиях;
  4. названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
  5. об использовании электрической энергии в жизни человека;
  6. о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  7. о значении окружающей среды;
  8. о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
  9. некоторые взаимосвязи в живой природе;
  10. о влиянии деятельности человека на живую природу.

Учащиеся могут уметь:

  1. приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
  2. проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
  3. определять время по часам;
  4. приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.

2 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Ра бочие тетради № 1, № 2. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учеб нику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.


Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний                                         

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ уроков

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля

УУД

Дата планируемая.

Дата фактическая.

1

2

4

5

6

7

8

I четверть (18 часов)

1

О науке. Что такое наука.

УИПЗЗ

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу.

Иметь представление , что такое наука.

 Уметь понимать и объяснять назначение окружающих предметов; сравнивать древнюю и современную науки; объяснять, что такое наука; рассказывать, что наука дает человеку.

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом.

Рассказывать о значении науки в жизни лю дей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.

2.

О науке. Науки бывают разные.

УИПЗЗ

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы.

Иметь представления о науках: география, биология, психология, астрономия, история, экономика.

Уметь называть вид науки; пользоваться справочником; рассказывать, что изучают ученые различных наук.

Задания по группам.

Рассказывать о значении науки в жизни лю дей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул над телами живой и неживой природы.

3.

О науке. Ученые России. Человек – изобретатель.

УИПЗЗ

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу.

Знать имена, фамилии известных ученых России.

Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, К. Циолковского, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела че ловека; записывать результаты измерения тем пературы воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приво дить примеры различных видов искусства; ха рактеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам.

4.

Экскурсия в лес.

Урок экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Знать правила поведения в природе; отличительные признаки леса.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (уметь договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуж дать свои наблюдения.

Оценивать свою наблюдательность и наблюда тельность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и сво бодную тему.

5.

Экскурсия к водоему.

Урок экскурсия

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Знать отличительные признаки водоема.

Уметь выполнять простейшие опыты и наблюдения, фиксировать их и делать выводы.

Фронтальный опрос.

Наблюдать за объектами и явлениями приро ды; фиксировать результаты наблюдений; рас сказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

6

Как ученые изучают мир.

УИПЗЗ

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Знать понятие «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты.

Фронтальный опрос

Пользоваться схемами и рисунками для полу чения информации.

7.

Как ученые изучают мир.

УИПЗЗ

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу и общество, самого себя.

Знать, что можно изучать с помощью опытов, а что с помощью наблюдений.

Уметь рассказывать, чем опыт отличается от наблюдения; проводить простейшие опыты по плану.

Фронтальный опрос

Пользоваться специализированными издания ми справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможнос тях их использования.

8.

Умей видеть.

УКИЗ

Наблюдение в природе, сравнение наблюдаемых объектов.

Уметь наблюдать за явлениями природы; рассказывать об интересном явлении; внимательно читать текст и получать из него информацию; анализировать рисунок и находить в нем ошибки в изображении живой природы.

Текст. Самостоятельная работа.

Составлять собственный словарь с объяснени ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятель ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятель ность по выбору)

9

Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность.

УКИЗ

Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды; времени по часам), создание несложных моделей.

Знать правила заполнения дневника наблюдения.  

Уметь наблюдать в разное время года за природой, трудом людей и погодой; заполнять дневник наблюдений в рабочей тетради; рассказывать о свойствах предметов окружающего мира; находить отличия в паре рисунков.

Индивидуальный опрос. Работа в парах.

Составлять  и заполнять дневник наблюдения.

10

Приборы и инструменты.

УИПЗЗ

Создание несложных моделей.

Знать понятие «исследование», «приборы», « инструменты». Уметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий; рассказывать, как используются приборы и инструменты; выбирать прибор для изучения поверхности Луны, проводить простейшие наблюдения  и исследования с помощью ручной лупы.

Работа в парах.

Самостоятельно проводить простейшие опыты.

11

Измерение температуры.

УИПЗЗ

Измерение температуры.

Знать, как устроен термометр; правила использования ртутного термометра.

Уметь называть части термометра; определять температуру с помощью термометра; сравнивать различные термометры (для измерения температуры воздуха, измерение температуры вод; измерение температуры тела человека); составлять прогноз погоды, используя слова «температура воздуха»;выполнять практическую работу с измерением температуры теплой и холодной воды.

Фронтальный опрос

Готовить устные сообщения о прогнозе погоды. Проводить наблюдения за погодой.

12.

Измерение времени.

УИПЗЗ

Измерение температуры. Годовое движение Земли. Високосный год.

Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы»понятие «сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках.

Уметь называть части часов (минутная стрелка, часовая стрелка, циферблат); определять время по часам; пользоваться часами.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Составлять собственный словарь с объяснени ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятель ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Пользоваться часами и рассказывать о строении часов.

13.

Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека.

УИПЗЗ

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Знать понятие «библиотека», «информация», «словарь», «энциклопедия».

Уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; рассказывать о прочитанных книгах; составлять свой справочник; составлять рассказ на тему «Библиотека будущего».

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Пользоваться специализированными издания ми справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможнос тях их использования.

14.

Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы.

УЗЗВУ

Как люди познают мир. Опыты с природными объектами, простейшие измерения  (температуры воздуха, воды, времени по часам), создание несложных моделей.

Знать понятия «символы», «знаки»; где изображаются символы.

 Уметь объяснять рисунки-пиктограммы; проверять свою работу по справочнику; объяснять, что изображают дорожные знаки; придумывать свои знаки- символы для обозначения наук.

Работа в парах, оформление опытов в тетради.

Составлять собственный словарь с объяснени ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятель ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятель ность по выбору)

15.

Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир».

УОСЗ

Как люди познают мир.

Знать понятие «искусство».

Уметь называть профессии людей в области искусства; рассматривать репродукции; называть известных художников; составлять рассказ на заданную тему; отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

Составлять собственный словарь с объяснени ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятель ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятель ность по выбору)

16

Что такое космос.

УИПЗЗ

Форма и размеры Земли.

Знать, что такое космос; понятия «звезда», «Солнце».

Уметь объяснять, что такое звезда; сравнивать звезды; проводить наблюдения за звездами вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Фронтальный опрос

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очерта ния на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

17

Что такое космос.

УОСЗ

Земля- планета.

Знать. Как отыскать Полярную звезду на ночном небе.

Иметь представление о созвездиях.

Уметь находить на ночном небе созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы, Полярную звезду; находить на рисунке созвездия, называть их.

Фронтальный опрос

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам по чти одинаковой величины.

18

Солнечная система. Планеты.

УИПЗЗ

Планеты Солнечной системы. Планеты Земной группы.

Знать понятие «планета», «орбита», «Солнечная система».

 Уметь называть все планеты Солнечной системы; определять размеры планет по рисунку; рассматривать и сравнивать изображение на рисунке планеты Солнечной системы; сравнивать планеты и звезду Солнце.

Самостоятельная работа.

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстра ции, рисунки-схемы; рассказывать об ис следовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, получен ную из дополнительных источников.

ІІ четверть  - 14 часов.

19

Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы.

УИПЗЗ

Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая Медведица и малая Медведица.

Иметь представление о небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах.

Уметь называть отличительные признаки небесных тел (астероидов, комет, метеоритов); пользоваться справочником; сравнивать небесные тела.

Оформление заданий в таблицах, устный опрос.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, о метеоритах, астероидах, кометах.

20

Голубая планета Земля.

УИПЗЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Знать название нашей планеты.

Уметь объяснять, почему  нашу планету называют «голубой»; определять и называть планеты Солнечной системы, которые являются соседями планеты Земля; пользоваться справочником; сравнивать планеты Солнечной системы по размеру.

Устный опрос.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

21

Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля.

УОСЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Знать понятия «строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора».

Уметь рассказывать о том, как представляли Землю; по рисунку-схеме рассказывать о строении Земли; сравнивать строение Земли с вареным яйцом; выполнять книжку- самоделку «Солнечная система».

Самостоятельная работа.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

22

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.

УОСЗ

Наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей.

Знать признаки осени.

 Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать)

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приво дить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похоло дания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

23

Спутник Земли - Луна.

УИПЗЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Знать понятие «спутник Земли».

Уметь сравнивать по размеру Солнце и Луну; пользоваться справочной литературой; называть отличительные признаки Луны; сочинить рассказ «Полет на Луну».

Устный опрос.

Объяснять, почему происходит смена дня и но чи на Земле; выполнять опыт, демонстрирую щий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объ яснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

24

Исследование космоса.

УИПЗЗ

Как человек познает природу, общество, самого себя.

Знать, кто был первым космонавтом.

Иметь представление о космических исследованиях.

Уметь пользоваться справочной литературой; отвечать на вопросы; называть космонавтов; рассказывать, с чего начиналась космическая эра.

Фронтальный опрос

Придумывать истории на тему «Полёт на Лу ну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических рабо тах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению зна ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за даний» и заданий проверочных работ.

25

Что такое глобус.

УОСЗ

Глобус. Океаны и материки.

Знать понятия «глобус», «океаны», «материки».

Уметь называть известные модели; находить на глобусе материки и океаны, используя условное обозначение – цвет; выполнять практическую работу по плану, используя глобус; находить на глобусе столицу России- Москву, родной город.

Практическая работа.

Участвовать в совместных практических рабо тах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению зна ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за даний» и заданий проверочных работ. Моделировать  положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, исполь зуя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

26

Что такое глобус. Почему день сменяет ночь.

УИПЗЗ

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли.

Знать глобус- модель Земли; что ось Земли- воображаемая линия.

Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса; экватор; объяснять по рисунку смену дня и ночи; выполнять простейшие  опыты по алгоритму; использовать книгу как источник информации.

Практическая работа.

Участвовать в совместных практических рабо тах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению зна ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за даний» и заданий проверочных работ. Моделировать  положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звёздах, исполь зуя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

27

Как изучали земной шар. Путешествия.

УКИЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Знать понятие «география».

Уметь работать со справочной литературой; сравнивать путешествия древних и современных людей; «совершать путешествие» по глобусу из Мурманска во Владивосток.

Дидактическая игра.

Самостоятельно проводить наблюдения за звёздами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Влади восток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

28

Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов.

УКИЗ

Как человек познает природу, общество, самого себя.

Иметь представление о знаменитых путешественниках (А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен).

Уметь объяснять в чем заключалась ошибка Колумбаикитин, Х. е о знаменитых путешественниках (А. утешествияой литературой; называть связи между сезонными изменениями в неживой и; Называть  достижения знаменитых путешественников; показывать на глобусе, как пролегал путь Колумба; объяснять символы викингов.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

Оценивать свои достижения по усвоению зна ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за даний» и заданий проверочных работ. Находить дополнительную информацию о кос мосе, исследованиях космоса, используя раз личные источники информации (с помощью взрослых), планировать своё участие в проект ной деятельности

29

Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов.

УОСЗ

Как человек познает природу, общество, самого себя.

Иметь представление  об исследовании глубин морей и океанов.

Уметь рассказывать о первых приспособлениях для изучения подводного мира;; сравнивать батискаф и батисферу; называть морских обитателей.

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

Оценивать свои достижения по усвоению зна ний, выполняя задания рубрики «Мозаика за даний» и заданий проверочных работ. Находить дополнительную информацию о подводном мире.

30

Тела и вещества.

УИПЗЗ

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.

Знать понятия «тела природы», «изделия».

Уметь называть неживые и живые тела природы; различать и называть тела природы и изделия; проводить примеры тел природы и изделий человека.

Устный опрос.

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; срав нивать и классифицировать тела и вещества.

31

Тела и вещества. Что такое вещество.

УИПЗЗ

Состояние веществ: твердое, жидкое, газообразное.

Знать, что такое вещество; состояние  веществ (жидкое, твердое, газообразное).

Уметь объяснять , чем вещество отличается от тела; проводить примеры веществ  в твердом, жидком и газообразном состояниях; определять, из чего изготовлены изделия, изображенные на рисунке; определять, какие изделия состоят из одного вещества( какие из двух и более веществ); пользоваться справочной литературой; приводить примеры тел, которые состоят из одного и того же вещества.

Устный опрос.

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; срав нивать и классифицировать тела и вещества.

32

Об энергии.

УИПЗЗ

Безопасное поведение на дорогах, водоемах, при пожаре.

Знать понятие «энергия»; что все тела обладают энергией; значение солнечной энергии, электрической энергии.

Уметь называть источники энергии; рассказывать , как используется различное топливо; рассказывать о значении солнечной энергии; рассказывать, как человек использует электрическую энергию; называть правила поведения при утечке газа и правила работы с электроприборами; проводить простейшие опыты.

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энер гии (газовыми плитами, электрическими при борами и т.п.).

ІІІ четверть – 20 часов.

33

Об энергии. От костра до котла.

УИПЗЗ

Безопасное поведение на дорогах, водоемах, при пожаре.

Иметь представление о развитии энергии  «от костра до котла».

Уметь сравнивать кирпичные и «водяные» печки (современные батареи); сравнивать горючий газ и каменный уголь как топливо.

Устный опрос. Работа в парах.

Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энер гии (газовыми плитами, электрическими при борами и т.п.).

34

Свет и цвет.

УИПЗЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Знать источники света; что свет распространяется по прямой.

Уметь рассматривать рисунок-схему и называть источники света; проводить простейшие опыты по плану. Фиксировать результат и делать выводы; делить источники света на природные и созданные человеком; приводить примеры прозрачных и непрозрачных предметов; получать тени животных

Устный опрос. Работа в парах.

Приводить примеры природных и искусствен ных источников света, прозрачных и непроз рачных предметов; объяснять причину образо вания тени от предметов.

35

Свет и цвет. Зеркала.

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Знать устройство зеркал; что в  зеркале правая и левая стороны меняются местами.

Уметь сравнивать портрет и отражение человека в зеркале; читать зашифрованные записи с помощью зеркала; рассказывать, в каких приборах используются свойства зеркал.

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра.

Приводить примеры природных и искусствен ных источников света, прозрачных и непроз рачных предметов; объяснять причину образо вания тени от предметов.

36

Свет и цвет. Цвета радуги.

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Знать цвета радуги.

Иметь представление о составе солнечного и электрического цвета.

Уметь называть цвета радуги по порядку; смешивать основные краски (желтой, красной, синей) для получения зеленого, фиолетового, оранжевого цвета.

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра.

Приводить примеры природных и искусствен ных источников света, прозрачных и непроз рачных предметов; объяснять причину образо вания тени от предметов.

37

Свет и цвет.

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Уметь проводить простейшие наблюдения и опыты; пользоваться справочной литературой; называть цвета радуги по порядку; смешивать основные краски (желтой, красной, синей) для получения зеленого, фиолетового, оранжевого цвета.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Приводить примеры природных и искусствен ных источников света, прозрачных и непроз рачных предметов; объяснять причину образо вания тени от предметов.

38

В мире звука. О звуке.

УИПЗЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Знать понятие «звуки»; что мир наполнен разнообразными звуками; что громко кричать опасно.

Иметь представление о том, что громко кричать опасно.

Уметь проводить простейшие опыты по плану; сравнивать различные звуки; определять источники звука; воспроизводить заданные звуки.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Объяснять причину возникновения звука. Объ яснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

39

В мире звука. Веревочный телефон.

УИПЗЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Уметь изготавливать веревочный телефон; применять на практике веревочный телефон; проводить простейшие опыты.

Изготовление верёвочного телефона. Практическая работа.

Объяснять причину возникновения звука. Объ яснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Изготавливать верёвочный телефон.

40

В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке.

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. Личная гигиена.

Знать, что шум вредит здоровью.

Уметь выполнять правила, чтобы избежать  шума; сравнивать понятия «музыка» и «шум»; называть музыкальные произведения и музыкальные инструменты.

Работа в парах.

Объяснять причину вреда шума для здоровья человека. Рассказывать о музыкальных инструментах и произведениях.

41

В мире камня. Коллекция камней.

УИПЗЗ

Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Знать понятие «коллекция»; природные камни (кремень, яшма, гранит, каменный уголь, мел, каменная соль , пемза, янтарь, песок, глина) и искусственные камни (фарфор, стекло, керамика, кирпич, бетон).

Иметь представление о производстве стекла, фарфора, кирпича, бетона.

Уметь производить примеры использования природных и искусственных камней из коллекции; называть съедобный камень коллекции.

Фронтальный опрос.

Приводить примеры горных пород и рассказы вать об их использовании.

42

В мире камня. Коллекция камней.

УКИЗ

Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Знать область применения природных и искусственных камней.

Уметь работать со справочной литературой; рассказывать, что делают из фарфора, керамики; проводить простейшие опыты; сравнивать пемзу с губкой.

Творческая работа цветными материалами (рисунок на тему «Нам не нужна война»)

Приводить примеры горных пород и рассказы вать об их использовании.

43

В мире камня. Камни- самоцветы.

УКИЗ

Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Знать название камней- самоцветов из коллекции (рубин, изумруд. Топаз, алмаз, сапфир).

Уметь объяснять значение слова «драгоценный»; работать со справочной литературой; рассказывать о работе мастеров- ювелиров.

Индивидуальный опрос.

Приводить примеры горных пород и рассказы вать об их использовании.

44

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.

УОСЗ

Наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей.

Знать признаки зимы.

 Уметь обобщать наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать)

Устный опрос.

Характеризовать зиму, выделяя существен ные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Приводить примеры влияния изме нений условий жизни на живые существа, ис пользуя текст учебника.

45

В мире живой природы. На опушке. Иван – чай.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Луг», «Опушка». Взаимосвязь растений и животных.

Знать, что называют окружающей средой; растительный и животный мир лесной опушки.

Уметь находить ответы в тексте учебника; называть условия, необходимые для жизни растений  и животных; называть растения; определять, к какой группе относятся данные растения; называть животных – обитателей лесной опушки; объяснять название растений; устанавливать причинно- следственные связи между растениями и насекомыми.

Самостоятельная работа.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые призна ки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, тене выносливый, влаголюбивый, засухоустойчи вый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объ ясняя их необходимость и выполнять их; уча ствовать в коллективных мероприятиях по ох ране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, рас пределять обязанности при подготовке экспе римента и его проведении.

46

В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки.

УИПЗЗ

Животные: разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных.

Знать роль насекомых в природе; отличия бабочек от жуков.

Уметь определять пользу ( или вред), которые приносят насекомые природе; называть и узнавать бабочек (крапивница. павлиный глаз, перламутровка); сравнивать бабочек; объяснять, почему нельзя ловить бабочек; называть и узнавать жуков (майский жук, божья коровка, бронзовка); сравнивать внешний вид жуков; узнавать о жизни бабочек и жуков из книг и рассказов взрослых.

Работа в парах.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые призна ки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, тене выносливый, влаголюбивый, засухоустойчи вый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объ ясняя их необходимость и выполнять их; уча ствовать в коллективных мероприятиях по ох ране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, рас пределять обязанности при подготовке экспе римента и его проведении.

47

В мире живой природы. В березовой роще.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Берёзовая роща». Взаимосвязь растений и животных.

Знать и уметь объяснять  термины «светолюбивое», «тенелюбивое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое»; растительный и животный мир березовой рощи.

Уметь описывать березу; объяснять , почему в березовом лесу растут такие же травянистые растения, как и на опушке; описывать окружающую среду иволги; сравнивать веточки крушины и орешника (по форме, окраске, на ощупь); определять приспособления крота для жизни на земле.

Устный опрос, работа в парах.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые призна ки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, тене выносливый, влаголюбивый, засухоустойчи вый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объ ясняя их необходимость и выполнять их; уча ствовать в коллективных мероприятиях по ох ране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, рас пределять обязанности при подготовке экспе римента и его проведении.

48

В мире живой природы. В низине.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Низина». Взаимосвязь растений и животных.

Знать растительный и животный мир в низине; правила безопасного поведения при встрече со змеями.

Уметь находить в тексте учебника объяснение терминов; описывать редкое растение- купальницу; отличать ужа от гадюки; пользоваться справочной литературой

Беседа по вопросам.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые призна ки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, тене выносливый, влаголюбивый, засухоустойчи вый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объ ясняя их необходимость и выполнять их; уча ствовать в коллективных мероприятиях по ох ране природы.

49

В мире живой природы. В ельнике.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Ельник». Взаимосвязь растений и животных.

Знать растительный и животный мир елового леса.

Уметь узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы; сравнивать окружающую среду кислицы и колокольчика, растущего на опушке леса; сравнивать птиц, живущих в еловом лесу; устанавливать связи между растениями и животными елового леса.

Беседа по статье.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе.

Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависи мость температуры воздуха от расстояния до ис точника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов и воздуха). Экспериментировать с различными предмета ми (телами и веществами), сравнивать и обоб щать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые резуль таты в таблице.

50

В мире живой природы. Лиственница.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество родного края.

Знать хвойные деревья; отличительные признаки лиственницы.

Уметь описывать лиственницу; доказывать, что лиственница -светолюбивое растение; сравнивать ветки ели и лиственницы (по размеру, цвету, расположению хвои); сравнивать шишки хвойных деревьев.

Беседа по вопросам.

Использовать справочник для получения но вых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятель ности: находить информацию, используя до полнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), уча ствовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

51

В мире живой природы. У лесного озера.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Лесное озеро». Взаимосвязь растений и животных.

Знать растительный и животный мир лесного озера.

Уметь рассказывать о растениях и животных лесного озера; определять , как растения и животные приспособлены к жизни в воде; сравнивать окружающую среду жука- плавунца и водомерки; называть рыб; определять водоплавающих птиц по их лапам; сравнивать клювы птиц.

Работа по группам. Работа в парах.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе.

Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависи мость температуры воздуха от расстояния до ис точника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов и воздуха). Экспериментировать с различными предмета ми (телами и веществами), сравнивать и обоб щать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые резуль таты в таблице.

52

В мире живой природы. Лягушка.

УИПЗЗ

Животные: разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных

Знать признаки земноводных.

Уметь называть  приспособления лягушки к жизни в воде и на суше; сравнивать лягушку и жабу; описывать окружающую среду лягушки.

Фронтальный опрос.

Использовать справочник для получения но вых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятель ности: находить информацию, используя до полнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), уча ствовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

.

ІV четверть – 16 часов.

53

В мире живой природы. В сосновом лесу.

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Сосновый лес». Взаимосвязь растений и животных.

Знать растительный и животный мир соснового леса.

Уметь описывать сосну; сравнивать условия жизни в сосновом и еловом лесу; сравнивать внешний вид сосны, выросшей в лесу, и сосны, выросшей на опушке леса; выполнять простейшие практические задания по плану.

Практическая работа.

Выбирать форму участия в проектной деятель ности: находить информацию, используя до полнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), уча ствовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

54

Берегите лес!

УОСЗ

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе. Взаимосвязь растений и животных.

Знать правила поведения в лесу; значение леса в жизни человека.

Уметь определять правильные и неправильные поступки детей в лесу; называть и выполнять правила поведения в лесу; участвовать в охране лесов.

Устный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий»

Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе.

Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависи мость температуры воздуха от расстояния до ис точника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов и воздуха). Экспериментировать с различными предмета ми (телами и веществами), сравнивать и обоб щать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые резуль таты в таблице.

Использовать справочник для получения но вых сведений.

55

Человек в обществе.

УИПЗЗ

Человек- существо социальное, член общества.

Знать понятие «общество».

Уметь доказывать, что человек- часть общества, что человек- часть природы; сравнивать поведение маленького ребенка и детеныша какого- нибудь животного; называть права и обязанности человека перед обществом.

Устный опрос.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обще стве и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать,  как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных тради циях.

56

Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.

УИПЗЗ

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление  о строении и основных функциях организма человека.

Иметь представление о жизни людей в первобытном обществе.

Уметь пользоваться справочной литературой; сравнивать оружие и орудия труда древних и современных людей.

Самостоятельная работа.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обще стве и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать,  как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных тради циях. Рассказывать о жизни людей в первобытном обществе.

57

Труд в жизни человека.

УИПЗЗ

Школа, учебный труд. Труд в жизни человека.

Знать значение труда в жизни человека.

Уметь приводить примеры современных профессий; пользоваться справочной литературой; объяснять значение пословиц и поговорок о труде.

Работа в парах и по группам.

Рассказывать о значении труда в жизни человека. Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

58

Семья.

УИПЗЗ

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Знать понятие «семья».

Уметь рассказывать о своей семье, как отдыхает семья, как заботятся друг о друге в семье; определять опасности при Ирах во дворе.

Фронтальный опрос.

Готовить рассказ о своей семье и семейных традициях.

59

Семья. Отец и сыновья.

УИПЗЗ

Младший школьник и семья. Хозяйство семьи.

Знать значение семьи в жизни человека .

Уметь объяснять пословицы и поговорки о семье; анализировать и отвечать на вопросы по тексту Л. Толстого «Отец и сыновья»; приводить примеры дружной семьи.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос.

Объяснять значение семьи в жизни человека, пословицы и поговорки о семье.

60

Бюджет семьи. О деньгах.

УИПЗЗ

Младший школьник и семья. Хозяйство семьи.

Знать, почему рубль называют рублем.

Иметь представление об истории развития денег.

Уметь называть самую большую и самую маленькую монеты (банкноты) по рисунку; рассматривать изображения на монетах и банкнотах.

Практическая работа.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распре деления доходов в семье.

61

Бюджет семьи.

УКИЗ

Младший школьник и семья. Хозяйство семьи.

Знать понятие «бюджет»; из чего складываются доходы семьи.

Уметь объяснять термины «доходы», «стипендия», используя словари; рассказывать. Как распорядились деньгами сказочные герои, анализировать их поступки.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распре деления доходов в семье.

62

Будем вежливы. Кого называют вежливыми.

УИПЗЗ

Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Знать понятие «этикет».

Уметь рассказывать о правилах поведения на улице, в транспорте, в школе и дома; находить ответы в тексте учебника; анализировать поведение и поступки людей; работать со справочной литературой; выполнять правила поведения в гостях.

Работа в группах.

Приводить примеры культуры общения во вза имоотношениях людей. Выполнять некоторые правила этикета.

63

Будем вежливы. Книжка, которой двести лет.

УИПЗЗ

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Уметь анализировать поведение и поступки людей; работать со справочной литературой.

Фронтальный опрос.

Приводить примеры культуры общения во вза имоотношениях людей. Выполнять некоторые правила этикета; прояв лять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Выполнять   правила   поведения   на   улице,   в транспорте, в школе и дома. Оценивать  своё   поведение   по  отношению   к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

64

Будем вежливы. Разговор по телефону.

УИПЗЗ

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Знать правила при разговоре по телефону.

Уметь правильно разговаривать по телефону; разыгрывать сценки «Разговор по телефону».

Тест.

Выполнять некоторые правила этикета. Сообщить правила при разговоре по телефону.

65

Будем вежливы. Как подарить подарки.

УИПЗЗ

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Знать, как дарить подарки.

Уметь рассказывать правила принятия подарка; разыгрывать сценки «Принятие подарка»; выполнять правила поведения в гостях.

Беседа по вопросам. Фронтальный опрос.

Выполнять правила поведения в гостях. Рассказывать о правилах дарения и получения подарка.

66

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей.

УОСЗ

Наблюдения за весенними изменениями в природе и труде людей.

Знать признаки весны.

 Уметь обобщать наблюдения за весенними  изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать)

Беседа по вопросам.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную при чину весеннего потепления и увеличения продол жительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обоб щать наблюдаемые явления, делать выводы.

67

О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе.

УИПЗЗ

Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Уметь объяснять пословицы и поговорки о дружбе; анализировать поступки детей; работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию.

Беседа по вопросам.

Самостоятельно находить информацию в спра вочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятель ности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

68

О друзьях- товарищах. О привычках. Как избавиться от плохих привычек.

УОСЗ

Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Знать понятие «привычки».

Уметь выделять полезные и вредные привычки; анализировать поступки детей; работать с оглавлением  справочниками учебника; анализировать полученную информацию.

Дидактическая игра. Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме«Мозаика заданий»

Самостоятельно находить информацию в спра вочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятель ности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

69

Резервный урок.

Путешествие в город Экоград.

Урок-игра.

Правила поведения в природе.

Знать правила безопасного поведения в природе.

Конкурсы, игры, тесты.

. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятель ности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Рассказывать правила безопасного поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класс Тематический пла...

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Планета знаний

Программа по УМК "Планета знаний" скорректирована для классов 4 вида....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класс Тематический пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

РП ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...