Рабочая программа по "Окружающему миру", 4класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Мартынова Елена Владимировна

Рабочая программа , 4класс, Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

     «Согласовано»                                                                                                                                                                                           «Утверждаю»

Протокол МО № _____ от ________                                                                                                                                                         Директор школы                                      .                                                                                                                                                                                                                      Т.А.Морозова

Рабочая программа учителя начальной школы

Мартыновой

Елены Владимировны

 ( высшая квалификационная категория, педагогический стаж- 24 года)

по учебному курсу «Окружающий мир»

4 класс (VII вид)

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная  записка

          Рабочая программа по природоведению для  учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида, составленная в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования РФ по курсу «Окружающий мир» и авторской программы

по окружающему миру автора  А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2009год), утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии

с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

          Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2012 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение курса природоведения в 4 классе составит 67 часов.

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1. А.А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс (1,2 части) (Москва, «Просвещение», 2009-11 год)  

2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 4 класс (1,2 части)  (Москва, «Просвещение», 2011 год)

3.А.А. Плешаков. Тетрадь для учащихся  «Окружающий мир. Проверим себя» 4 класс (Москва, «Вита-Пресс», 2011год)

4.А.А. Плешаков. Тетрадь для учащихся  «Окружающий мир. Тесты» 4 класс (Москва, «Просвещение», 2011 год)

5.О.Г.Муковкина. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Природоведение» 4 класс (Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002г.)

6.О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс (Москва, «ВАКО», 2006 год)

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)

            В классе 15 учащихся. Из них 2 девочки и 14 мальчиков. У 6 учащихся полные семьи, у 3 - неполные семьи – детей воспитывают мамы; 1 ребенок опекаемый, 2 многодетные семьи,  у одного - мать – одиночка, трое – воспитанники детского дома №6. Большинство детей не имеют хронических заболеваний. У 3 детей инвалидность. Большинство  детей наблюдается у логопеда. В целом класс успешно завершил программу 3 класса. У ребят класса  сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса «Окружающий мир» 4 класс и не требует корректировки в содержании. При планировании следует подбирать задания по развитию навыков коммуникации, развитию грамотно построенной речи, кругозора, наблюдательности, обогащению словаря, развитию познавательных процессов, выработке произвольного внимания, памяти, как наиболее проблемных для класса. Особое внимание при планировании следует уделять социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, соблюдение правил здорового образа жизни.

         

                Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Курс «Окружающий мир»  помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения  к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.                                                     

         Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

              В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество» (10 ч.), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (11 ч.), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

 Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (11 ч.) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории» (6 ч.), «Страницы истории Отечества» (20 ч.), 

«Современная Россия» (10 ч.) - формируют у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

      Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

      Задачи:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине  и к Родине.
  2. Формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  3. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира, осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

      Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Природоведение»:

Образовательные задачи:

                    Земля и человечество (10часов).

  1. Формировать у учащихся единый целостно окрашенный образ мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, всего живого.
  2. Систематизировать и расширить представление детей о предметах и явлениях природы; общественной жизни.
  3. Формировать целостное представление об окружающем мире и о месте в нем человека.
  4. Познакомить с основной государственной символикой Российской Федерации.
  5. Познакомить детей с астрономией как наукой, сформировать представление о Вселенной, о размере и природе Солнца, с планетами Солнечной системы, смене времени суток, времен года.
  6. Дать представление о звездах, познакомить с созвездиями.
  7. Познакомить с географией как наукой, дать представление о глобусе и географической карте, научить и закрепить умение работать с картой и глобусом, сформировать представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
  8. Познакомить с историей как наукой, с обозначением дат исторических событий, сформировать умение работать с исторической картой.
  9. Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей; познакомить с Международной Красной книгой.

                Природа России (11 часов).

  1. Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах, познакомить с ними на территории России.
  2. Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, познакомить с их местом нахождения.
  3. Сформировать у учащихся представление о природных зонах, познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязи в природе), значением природной зоны для человека, её использованием.
  4. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их, работать с географической картой.
  5. Познакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека, с охранной деятельностью людей, сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

             Родной край- часть большой страны (11 часов).

  1. Сформировать представление учащихся о родном крае, о его поверхности и водоёмах.
  1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах, познакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраны.
  2. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природно-охранной деятельностью человека.
  3. Сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  4. Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
  5. Сформировать представление учащихся о жизни пресных водоёмов, познакомить с растительным и живым миром водоёма, с ролью человека.
  6. Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства.
  7. Сформировать представление учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.
  8. Сформировать представление учащихся о животноводстве, познакомить учащихся с отраслями животноводства.

                Страницы Всемирной истории (6 часов).

  1. Дать учащимся представление о жизни первобытных людей; ознакомить с древним Египтом, Грецией и Римом, формировать представление о Средневековье
  2. Ознакомить учащихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.

        3.        Ознакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми 20 века.
                           
Страницы истории Отечества (20 часов).

  1. Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, о Древней Руси и русских князьях, о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.
  2. Сформировать у учащихся представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде, Москве времени Ивана III, о военном деле, о возрождении Руси.
  3. Ознакомить с героическими страницами истории Отечества, сформировать у учащихся представление о подвигах защитников Руси.
  4. Сформировать у учащихся представление о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.
  5. Сформировать у учащихся представление о времени правления Петра I, его реформах; о жизни в России во времена правления Екатерины Великой.

      6.     Сформировать у учащихся представление о войне 1812 года.

7.     Сформировать у учащихся представления о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени.

8.    Сформировать у учащихся представления о важнейших событиях в России в начале 20 века: 20-30 годы, ВО война, послевоенная жизнь, освоение Космоса.

                   

                       Современная Россия (10часов).

  1. Дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека.
  2. Формировать представление о Конвенции о правах ребенка, её главной идее.
  3. Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе, о государственных символах.
  4. Сформировать представление о праздниках в России, различиях и особенностях.
  5. Дать учащимся представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями.

Коррекционно – развивающие задачи:

      1. Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать, делать выводы; развивать любознательность, умение наблюдать.

      2.Создать условия для развития и расширения  кругозора, словарного запаса, познавательного интереса     внимания, памяти, мышления, речи.

      3.Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, планировать и контролировать свою деятельность; осуществлять самопроверку и самоконтроль, самостоятельно работать.

Воспитательные задачи:

 1.Воспитывать любовь и интерес к истории, к Отечеству, к героическому прошлому нашей Родины, гордость за наших соотечественников, патриотизм; воспитывать интерес к живописи.

        2.Создать условия для воспитания чувства  уважения к окружающему миру, убеждения о личной ответственности каждого человека за состояние     природной среды.

       3. Создать условия для воспитания усидчивости, работоспособности, терпеливости и усердия.

       4. Создать условия для воспитания положительных черт личности, чувства товарищества и коллективизма, гуманности, творческой социально-активной личности, бережного отношения к богатствам природы и общества.

           

            Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета «Окружающий мир» продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

                Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

  1. организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
  2. проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
  3. проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
  4. обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
  5. экскурсии и учебные прогулки,
  6. встречи с людьми различных профессий,
  7. организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

     

           Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

       Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания

учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

         Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек – природа – общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

   

Перечень обязательных практических, и других видов работ

Практические работы:

1. Знакомство с картой звёздного неба.

2. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте.

3. Знакомство и историческими картами.

4. Поиск и показ изучаемых географических объектов на физической карте.

5. Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

6. Рассматривание экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

7.Знакомство с картой края.

8. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств.

9.Рассматривание экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа- определителя.

10. Знакомство с культурными растениями края.

11. Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Экскурсии:

  1. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание.
  2.  Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание.
  3. Знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание.
  4. Знакомство с историческими достопримечательностями родного города.

Выполнение практической части:

1 триместр

2 триместр

3 триместр

За год

Практические работы

6

5

-

5

Экскурсии

-

3

1

4

Контрольные работы

1

1

1

3

Планируемые результаты:

Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:

  1. вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
  2. задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
  3. проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
  4. рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
  5. делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
  6. составлять высказывания из трех-пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
  7. усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
  8. получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  9. познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно- следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  10. заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  11. различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  12. используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  13. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  14. сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  15. проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  16. использовать естественно- научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  17. использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  18. использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  19. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  20. определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Система оценки достижений учащихся.

В каждом триместре проводятся контрольные работы; в конце каждой темы проводятся тесты по изучению результативности обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать:

  1. способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);
  2. названия океанов, материков;
  3. название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  4. государственную символику России;
  5. государственные праздники России;
  6. основные природные зоны, уметь дать им характеристику;
  7. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  8. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  9. правила сохранения и укрепления здоровья;
  10. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

  1. определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
  2. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  3. объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
  5. проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  6. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  7. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  8. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  9. показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  10. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  11. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Список литературы:

1. Рекомендуемый детям для самостоятельного изучения предмета

  1. Е.ВСаплина. Символы моей страны. (Москва, «Дрофа», 2007г.)
  2. И.И.Шангина. Русские традиционные праздники. (С-Пб, «Искусство- С-Пб», 1997г.)
  3. Ян Лари. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
  4. Рассказы детских писателей о животных.

2. Литература, которой пользовались при составлении Рабочей программы

  1. Шевченко. Программа для ОУ (коррекционно- развивающее обучение) (М., «Школьная пресса», 2004г)
  2. Сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2011г.)
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (М., «Школьная пресса», 2004г)

      4.   О.Г.Муковкина. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Природоведение» 4 класс (Волгоград,«Учитель-АСТ», 2002г.)

      5.   О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс (Москва, «ВАКО», 2006 год)

Календарно - тематическое  планирование:

1 триместр (24ч.)

Земля  и  человечество (11 ч.)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур.

по теме

Тема урока

Дом.

задание

Характеристика деятельности учащихся

05.09

1

1

Введение.

Государственная символика России.

рисунки

фото

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с физической картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей, обществе, в котором живём; работать с толковым словарём, использовать дополнительную литературу; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Рассказывать о  своей семье, стране; составлять экологический прогноз; обсуждать необходимость бережного отношения к природе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

07.09

2

2

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Практическая работа № 1.

с.4-8

12.09

3

3

Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года.

с.9-15

14.09

4

4

Звёздное небо – великая книга природы.

с.16-21

19.09

5

5

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая работа № 2.

с.22-29

21.09

6

6

Пояса Земли.  

с.30-34

26.09

7

7

Мир глазами историка

с.35-41

28.09

8

8

Когда и где? История- путешествие в глубь времен. Карта- помощница. Практическая работа № 3.

с.42-46

03.10

9

9

Прошлое и настоящее глазами эколога.

с.47-53

05.10

10

10

Сокровища Земли под охраной человечества.

с.54-62

10.10

11

11

Обобщающий урок по теме «Земля  и  человечество».

рисунок

Природа России (12ч.)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур. по теме

Тема урока

Дом.

задание

    Характеристика деятельности учащихся

12.10

12

1

Равнины и горы России.

с.64-71

Устанавливать взаимосвязь в природе; составлять цепи питания; экологические пирамиды; 

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки.

Высказывать по темам урока свои предположения;  формулировать правила поведения в природе; 

Использовать дополнительную литературу; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий или рисунков; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

17.10

13

2

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа №4.

с.72-77

19.10

14

3

Зона Арктических пустынь.

с.78-86

24.10

15

4

Тундра.

с.87-97

26.10

16

5

Леса России.

с.98-105

31.10

17

6

Лес и человек.

с.106-113

02.11

18

7

Зона Степей.

с.114-122

14.11

19

8

Пустыни.

с.122-131

16.11

20

9

У Чёрного моря.

 Практическая работа № 5.

с.132-140

21.11

21

10

Экологическое равновесие.

с.141-142, доклад

23.11

22

11

Обобщающий урок по теме «Природа России». Практическая работа № 6.

кроссворд

28.11

23

12

Контрольная работа № 1.

-

30.11

24

1

Родной край- часть большой страны 12 ч

Наш край.                                                      с.143-146

                                                                                      II триместр (22 часа)

Родной край- часть большой страны (12 ч.)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур.

по теме

Тема урока

Дом.

задание                                      


   Характеристика деятельности учащихся

05.12

1

2

Поверхность нашего края.

Практическая работа № 7.

с.147-153

составлять и рассказывать правила друзей природы; работать в парах, группе: наблюдать за жизнью грибов и рассказывать о своих наблюдениях; использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; понимать и рассказывать о великом круговороте жизни на Земле;

Знать свой родной край, его географическое положение, его  растительную среду, подземные богатства, разнообразие  животного мира.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обосновывать необходимость защищать и укреплять свой организм, использовать информацию учебника о болезнях и умение их предупреждать;

практическая работа № наблюдать и анализировать внешнее строение кожи человека; моделировать ситуации оказания экстренной помощи;

практическая работа № наблюдать и анализировать содержание питательных веществ в различных продуктах;

объяснять назначение органов чувств, дыхания и кровообращения; пр. работа № измерять пульс на кисти руки; формулировать основные правила гигиены; составлять режим дня школьника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

07.12

2

3

Водоёмы нашего края.

с.154-158

12.12

3

4

Наши подземные богатства.

Практическая работа № 8.

с.159-170

14.12

4

5

Земля-кормилица.

с.171-175

19.12

5

6

Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Экскурсия №1.

с.175-182

21.12

6

7

Жизнь луга. Экскурсия №2.

Луг – природное сообщество.

с.182-190

26.12

7

8

Жизнь пресного водоёма.

Экскурсия №3.

с.191-200

28.12

8

9

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 9.

с.201-207

09.01

9

10

Незаметные защитники урожая.

Практическая работа № 10.

с.208-213

11.01

10

11

Животноводство в нашем крае.

с.214-222

доклад

16.01

11

12

Обобщающий урок по теме «Родной край- часть большой страны».

сочинение

Страницы всемирной истории (6 ч.)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур.

по теме

Тема урока

Дом.

задание                                      

Характеристика деятельности учащихся

18.01

12

1

Начало истории человечества.

с.4-7

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать историю Древнего мира, историю средних веков, выдающихся людей нового времени.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

экскурсия № формулировать основные правила дорожного движения и правила поведения пешехода, безопасная дорога в школу; 

практическая работа № наблюдать и анализировать устройство и работу бытового фильтра

23.01

13

2

Мир древности: далёкий и близкий.

с.8-14

25.01

14

3

Средние века: время рыцарей и замков.

с.15-21

30.01

15

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

с.22-27

01.02

16

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

с.28-32

доклад

06.02

17

6

Обобщающий урок по теме «Страницы всемирной истории».

Практическая работа № 11.

кроссворд

                                                                       

Страницы истории Отечества  (21 ч.)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур.

по теме

Тема урока

Дом.

задание                                      


Характеристика деятельности учащихся

08.02

18

1

Жизнь древних славян.

с.34-39

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать необходимость изучать историю; обосновывать необходимость бережного отношения к историческим событиям нашей страны;

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.  

13.02

19

2

Во времена Древней Руси.

с.40-45

15.02

20

3

Страна городов.

с.46-54

20.02

21

4

Контрольная работа № 2.

-

27.02

22

5

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

с.55-58

III триместр (21час)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур.

по теме

Тема урока

Дом.

задание                                      

Характеристика деятельности учащихся

06.03

1

6

Трудные времена на Русской земле.

с.59-64


Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.




Формулировать выводы в соответствии с заданием; выполнять тестовые задания учебника; 

практическая работа № наблюдать и анализировать образцы современных российских монет; 

работать в паре, группе; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила поведения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

13.03

2

7

Русь расправляет крылья.

с.65-69

13.03

3

8

Куликовская битва.

с.70-74

15.03

4

9

Иван III.

с.75-81

20.03

5

10

Мастера печатных дел.

с.82-86

22.03

6

11

Патриоты России.

с.87-93

03.04

7

12

Пётр Великий. Экскурсия №4.

с.94-100

05.04

8

13

Михаил Васильевич Ломоносов.

с.101-104

10.04

9

14

Екатерина Великая.

с.105-111

12.04

10

15

Страна, открывшая путь в космос.

с.147-152

17.04

11

16

Отечественная война 1812 года.

с.112-121

19.04

12

17

Страницы истории ХIХ века.

с.122-126

24.04

13

18

Россия вступает в ХХ век.

с.127-135

26.04

14

19

Страницы истории 20-30-х годов.

с.136-139

03.05

15

20

Великая война и Великая Победа.  доклад

с.140-146

08.05

16

21

Обобщающий урок по теме «Страницы истории Отечества».

с.150 зад.3

подгот. к к/р

Современная Россия (5ч.)

Дата

№ ур.

в трим.

№ ур.

по теме

Тема урока

Дом.

задание                                      

Характеристика деятельности учащихся

10.05

17

1

Контрольная работа №3.

-

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о городах России;  

Работать со взрослыми: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся;

Знать государственные праздники, Основной закон России, государственную символику России, основной закон России и права человека;

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации практич.  работа №14  работать с физической картой Мира, находить и показывать изучаемые географические объекты; актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей, обществе, в котором живём; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

15.05

18

2

Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую заботу и помощь.

с.154-163

17.05

19

3

Мы - граждане России. Славные символы России.

с.164-174

22.05

20

4

Такие разные праздники.

с.175-179

24.05

21

5

Путешествие по России.

с.180-205



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"

рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний

В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочие программы по предметам 4класс Школа России

Рабочие программы по предметам 4класс Школа России...

Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро

Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...

Рабочая программа кружка « Чемпион » 4класс

Рабочая программа кружка  "Чемпион"  для 4 класса соствлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 68 часов  (2 часа в неделю)...