Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК "Школа России" "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ариф Татьяна Михайловна

Урок по УМК "Школа России". Тема "Лес и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру, проведённого

 в 4 «В» классе Ариф Т.М.

Тема:  «Лес и человек»

Цель урока:  

            1.Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи урока:

Образовательная.

             1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

     2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающая.

             1.Развивать монологическую речь учащихся.

             2.Развивать память.

             3.Развивать логическое мышление.

             4.Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательная.

            1.Воспитывать уважение и любовь к природе.

            2. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва 2007 год; рабочая тетрадь к учебнику; карточки со стихотворением; рисунки животных и растений, занесённых в Красную книгу; рисунки растений лесной зоны; доклады о животных и растениях, занесенных в Красную книгу; наборы листьев; аудиозапись песни «Лесной марш»Ю.Чичкова, презентация.

ХОД     УРОКА

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей у рока.

-Послушайте песню Чичкова «Лесной марш»

-О чем поется в этой песне?

-А кто должен сберегать лес?

-Тема нашего урока- «Лес и человек»

3.Проверка знаний.

а)Фронтальная работа

-перед тем, как перейти к изучению нового материала, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

-Дайте подробное описание местоположения зоны

 лесов и расскажите о природных условиях, которые

 там сложились.

-Какие части составляют лесную зону?

б)Блиц-турнир «Я знаю лес»

Дальнейшую работу выполним письменно.

-Перед вами листочки. Я задаю вопрос, вы отвечаете

 только одним словом.

Какой лес мы называем тайгой?

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны, тем самым, помогая сосне размножаться?

Узнай дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

Какой лес образуют хвойные и лиственные деревья?

Какие леса образуют теплолюбивые деревья с широкими крупными листьями?

Найди лишнее дерево, которое не относится к широколиственным лесам: дуб, липа, клен, вяз, лиственница.

-Хорошо.

-На парте есть карточки с листьями  и плодами различных деревьев. Покажи лист клёна, плод сосны, плод ели, лист дуба.

-Какие леса образуют эти деревья?

-Поменялись листочками. За каждый правильный ответ ставим плюс.

-Поднимите руки у кого все плюсы. Молодцы.

-У кого пять плюсов?

-У кого три и менее?

4.Изучение нового материала.

а)-Послушайте

стихотворение

 Русский лес.   С.Никулина.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

-О чем говорится в этом стих-е?

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Прочитайте еще раз про себя.

Так чем же является лес для человека?

-А почему лес аптека?

-Что ещё человек находит в лесу?

А как лес может обогреть человека?

-Значит лес для человека источник топлива.

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Какой вывод можно сделать?

-А что ждет человека в лесу. Найдите в стихотворении.

-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

-Чем для них является лес?

-Для кого ещё лес является домом?

-Значит, лес-это еще и дом для растений и животных.

б) Работа по учебнику.

Стр.106-107.

-Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей»

-Какие роли выполняет лес?

Чем является лес для воздуха?

-Чему еще лес является защитником?

-Скажите, так какую ещё роль играет лес?

-Как лес защищает водоёмы?

-Как лес защищает почвы?

-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас

получилась схема.

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

-Послушайте еще одно стихотворение и подумайте о какой

экологической проблеме идет речь?

Н.Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько здесь было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал и в лес убежал.

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

-Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектар леса. Это участок длиной 2км и шириной 100м. А сколько это за 10 мин., за час, за год?

Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

-Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

Многие из животных занесены в Красную книгу.

-Послушаем доклад об одном из таких животных.

(утка-мандаринка)

- Послушайте рассказ. Подумайте о какой экологической проблеме идет речь?

-Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца. Когда же девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету

 яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берешь с собой мусор? –сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

-Стыдно перед соловушкой, -тихо ответила Лида.

-Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

- О какой проблеме идет речь?

- К сожалению люди очень часто не обдумывают свои поступки. Послушайте стихотворение В. Шефнера.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

-А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.

-Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес?

5.Работа в рабочей тетради.

Стр.35 №1.

Прочитай задание. Что нужно сделать?

Стр.35 №3

Прочитай. Что нужно сделать?

6.Закрепление.

-Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?

-С какими экологическими проблемами мы познакомились?

-Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?

7.Домашнее задание.

Стр. 106-113 знать, тетрадь стр.36 №4.

8.Подведение итогов. Оценки.

Предполагаемые

ответы

учащихся

о лесе и о березках, которые надо сберечь

человек

Тайга, смешанные леса, широколиственные леса

хвойный

Кедровка

сосна

смешанный

широколиственные

лиственница

смешанные

        

О лесе

Об отношениях между человеком и лесом

Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь

В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист

пищу, воду

Дрова, а дрова это деревья

шкафы, парты….

карандаш, линейка, тетрадь

Лес источник древесины.

Нас ждут в лесу рябина

живут

домом

животных…

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии

защитник

водоемам и почвам

защитник воздуха, водоёмов, почв

О вырубке леса

очень сильно распространенно браконьерство-

незаконная охота

Свалка

человек не потушил костер, произошел пожар

Не оставляй в лесу мусор.

Не забудь погасить костер.

Вырубленные леса- восстанавливать

Строгая охота.

Осна-

щение

Аудио-

запись

Методические

рекомендации

Звучит песня Чичкова «Лесной марш»

Письменно работают на листочках

Картинки на доске

Взаимопроверка

2 уч. наизусть

Карточки постепенно на доске

Читает ученик

карточка

1ученик наизусть читает стих

Карточка

карточка

1ученик докладывает

1ученик рассказывает

Карточка

2ученика читают стих

Карточка

На доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"

Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Что умеет компьютер?"...

Урок по окружающему миру (2 класс,УМК "Школа России") на тему "Пожар!"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по теме "Пожар!" (2 класс). На уроке дети  вспомнят правила противопожарной безопасности, составят памятку "Как вести себя во время пожара" и т.д. Использ...

Урок по окружающему миру (3 класс, УМК "Школа России"),по теме "Путешествие по планете"

Презентация к уроку по теме "Путешествие по планете" поможет учителю построить урок в форме путешествия и позволит ученикам в увлекательной форме познакомиться с нашей планетой....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Урок – исследование. Тема: Про кошек и собак.Цель: Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение. Активизи...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...