Главные вкладки

    Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему:
    "Русские народные игрушки" презентация

    Коноплёва Галина Алексеевна

    Данный ЭОР составлен  к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    russkie_narodnye_igrushki.pptx698.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    ПЕРЕОДЕЛИ В РУССКИЙ
    КОСтюм
    , заморская пришелица прижилась
    у нас на диво быстро.
    Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл
    голову Переодели в русский
    косалый
    платочек, свесилась из-под него
    толстая коса. Так и хотелось назвать куклу
    русским именем. Дуняша?
    Маняша
    ?
    Матрёша
    ?


    вя́тская игрушка
    ,
    ки́ровская игрушка
    — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе
    Дымково
    близ г. Вятка (ныне на территории г.
    Кирова
    ).
    Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником
    Свистунья
    («свистопляска»), к которому женское население слободы
    Дымково
    лепило глиняные свистульки в виде коней,
    баранов
    , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
    Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
     
    Владимирская игрушка XIX век


    Три главных образа – это женщина, конек и птица. Любимый цвет – красный. Обязательный элемент росписи – Солнце. Владимирская игрушка XIX век.
     
     
    Ростом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку,
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка
    За века
    филимоновская
    игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали
    филимоновскую
    игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых,
    филимоновские
    девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов
    Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках
    ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
    ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА


    Или балясы.
    Ящечный
    стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров
    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТОГРАФИЙ:
    Русская матрешка, 2005, №3 с.17.
    Мурзилка
    .
    Из истории матрешки// Семья – 2001. №14 с.17.
    Русская матрешка//
    Митняжская
    Т.Б.

    Народные художественные промыслы: учеб. пособие – М;. Высшая школа, 1980 г.  с.129.
    http://www.rustoys.ru/zakroma/
    fedoseevskaya
    _toy.ht...

     
    http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1168.htm


    http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_591.htm
    http://ru.wikipedia.org/wiki/
    Филимоновская
    _
    игрушка
    ...
    sinsam.kirsoft.com.ru
    www.rustoys.ru

    http://www.treeland.ru/article/eko/needlework/bogo
     

     
    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
    АВТОР:
    УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
    К
    оноплёва
    Г А
    МОУ СОШ с
    Сторожевка

    Лысково

    один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья
    лысковских
    игрушечников
    Ягненковых
    . В
    лысковской
    игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.
    Русский
    художественный промысел
    , сформировавшийся в
    Одоевском районе

    Тульской области
    . Своё название получил от деревни
    Филимоново
    , где жили в
    1960-х
    годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
    Промысел игрушки возник в середине
    XIX века
    в среде местных
    гончаров
    . Благодаря отличным по качеству
    белым глинам
    в районе
    Одоева
    с
    XVI века
    производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
    Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
    В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка –
    Фукуруму
    .
    Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане с черным петухом в руках

    На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок.
    Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.
    Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
    семеновская матрёшка
    История
    богородской
    игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее
    Аука
    . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни
    Богородское
    и занялись “игрушечным” ремеслом.
    А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная
    богородская
    игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
    Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже,
    японцем - сердитым на вид,
    узкоглазым
    стариком.
    В большой деревне
    Федосеево
    , расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько
    умелы
    , что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.
    Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села
    Богородское
    .
    полховско
    -
    майдановская
    матрёшка
    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
    РУССКАЯ МАТРЁШКА
    У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира

    Дуйте в дудки, бейте в ложки!
    В гости к нам пришли матрёшки!
    Ложки деревянные,
    Матрёшечки
    румяные
    сергиево-посадская
    матрёшка
    ФЕДОСЕЕВСКАЯ ИГРУШКА
    БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА