Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
    План-конспект урока окружающий мир (4 класс) по теме "Жизнь леса"

    Набережных Елена Анатольевна

    План-конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_okr._mir_4_klass.doc149 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа № 8»

    План-конспект урока

    окружающего мира

    (4 класс)

                                                                                       

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                        Набережных Е. А.

    г. Старый Оскол

    Тема   «Жизнь леса»

    Цели: сформировать у обучающихся представления о лесе, как природном сообществе;  

                познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и

                микроорганизмами, ролью грибов;

                развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее      

                полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, работать в группах.

    Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер.

    Ход урока

    1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса»

    2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

    - Почему люди называют землю «кормилицей»?

    - Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)

    - Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

    3. Работа по теме урока.

    На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны. - Какие леса вы знаете? (Хвойные, смешанные, широколиственные.)

    Лес

    Здравствуй, лес,

    дремучий лес,

    полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвою

    ночью темной, грозовою,

    что нам шепчешь  на заре

    весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи:

    Ты же видишь, мы свои.

    (С. Погореловский)

    - Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком.  (На доске: лучик)

    - Послушайте сказку. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

    - Ах, какое сегодня чудесное утро! Посмотрел вниз и увидел лес. - А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он и стал гулять по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. В следующее мгновение он очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

    - Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням, - подумал Солнечный Лучик.

    Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

    - Почему же в лесу есть такие ступени? Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос. Это был старый мудрый Ворон.

    - Я отвечу на твой вопрос. В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. Так все растения в лесу образуют ярусы.

    - Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

    - Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

          Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

    - Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.

    4. Работа в группах.   (Разделить класс на 3 группы)

    Пользуясь учебниками, обсудить и составить список животных леса:

    1. Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)
    2. Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)
    3. Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)

    Составьте цепи питания.

    (После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы).

    5. Физкультминутка.

    Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

    - Можно ходить по траве.

    - Можно ломать деревья.

    - Можно отдыхать в лесу.

    - Можно жечь костры.

    - Можно слушать птиц.

    - Можно громко говорить, кричать в лесу.

    6. Продолжение изучения новой темы.

    Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

    Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

    Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

    - Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

    И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят.   (Грибы.)

                             

    - Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

    7. Работа по учебнику.

     - Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

    1) Как грибы связаны с лесными растениями?

    2) Как грибы связаны с животными леса?

    3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

    Прочитайте на с. 180 «О лесной подстилке и микробах»

    - Из чего образуется лесная подстилка?

    - Какая польза от нее для почвы? Для животных?

    8. Подведение итогов урока.

    - Почему лес называют природным сообществом?

    Выставление оценок.

    9. Домашнее задание.

    Способствуют     разложению растительных остатков

    Питаются и лечатся животные

    Помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями

    Питаются и лечатся животные

    Грибы


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

    Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соо...

    Конспект урока Жизнь леса

    Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"...

    конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

    Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

    Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

     Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитате...

    конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

    Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

    Конспект урока по предметной области"Окружающий мир" "Жизнь древних славян"

    В конспекте урока четко выделены все этапы технологии - педагогические мастерские. Будет полезно для молодых учителей....

    Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока "Экосистема леса"

    Дать понятие разнообразия леса,рассказать о многообразии растительного мира....

    Открытый урок окружающего мира в1-2 классах по теме "Жизнь леса"

    План -конспект урока окружающего мира на чувашском языке....

    Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

      Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальна...