Главные вкладки

    Творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме:
    ПОВЕДЕНИЕ И ПИТАНИЕ УЛИТКИ АХАТИНЫ

    Давыдова Екатерина Николаевна

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    Средняя образовательная школа № 3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учебно-исследовательская работа

     

    ПОВЕДЕНИЕ И ПИТАНИЕ УЛИТКИ АХАТИНЫ

     

     

     

     

     

     

     

                                                            Выполнил:

                                                            Капустинских Егор Викторович

                                                            ученик 2 «А» класса

                                       Учитель: Давыдова Е.Н.

                                                         МАОУ  «СОШ с УИОП № 3»

     

                                                           

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Березники 2011  г.

    Оглавление

     

     

    I.

    Введение

    стр. 3

    II.

    Основная часть

    стр.4

     

    Кто такие улитки

    стр.4

     

    Глазки на стебельках

    стр.5

     

    Одноногие пришельцы

    стр.6

     

    Ненасытные обжоры

    стр.7

     

    Мой дом – моя крепость

    стр.8

    III.

    Заключение

    стр.9

     

    Список используемых источников информации

    стр.10

     

    Приложение 1

    стр.11

     

     

     


     

    I. Введение

     

    Актуальность темы

             Домашнее животное занимает очень важное место в жизни каждого из нас. Здорово, когда тебя дома ожидают лохматые, гладкошерстные, ушастые, хвостатые и прочие четвероногие зверушки.       В последнее время все чаще в городских квартирах можно встретить  не обычных домашних питомцев, таких как кошки и собаки, а экзотических животных. В зоомагазинах продаются ящерицы игуаны, огромные мадагаскарские тараканы.

             Мне всегда хотелось иметь в доме какое-нибудь редкое животное. Когда на станции юных натуралистов я увидел африканскую улитку Ахатина, мне сразу же захотелось с ней познакомиться. До этого я ничего не знал об этих животных и даже не подозревал, что улиток можно держать дома.

             Я решил как можно больше узнать о жизни этих моллюсков в природе, поведении и содержании их в домашних условиях.

    Я попросил на станции юных натуралистов молодую улитку для наблюдения за ней в домашних условиях. Когда я начал собирать материал про этих улиток, я столкнулся с тем, что сведения о них можно найти в большом количестве лишь в Интернете, а в книгах наоборот понемногу.

    Цель  исследования: изучить поведение и питание улитки ахатина в домашних условиях.

    Задачи  исследования:

    1. Прочитать литературу с целью получения информации по теме.
    2. Выяснить, как ведет себя улитка при испуге.
    3. Выяснить среднюю скорость передвижения улитки.
    4. Выяснить, какой корм предпочитает улитка.
    5. Выступить перед одноклассниками с презентацией своего исследования.

    Методы исследования:

    1. Анализ литературы, интернет-ресурсов и других источников информации.
    2. Наблюдение за улиткой.

    Объект исследования: африканская улитка Ахатина.

    Практическая значимость: знакомясь с жизнью африканских улиток ахатина, мы изучаем жизнь брюхоногих моллюсков в природе. Ведь многие дети, и даже взрослые, совсем немного знают о них. Информация, собранная в данном исследовании, может быть использована как учителем, так и учениками на уроках окружающего мира.

    II. Основная часть

     

    Кто такие улитки

     

    Когда я стал читать об улитках, то узнал, что ученые называют улиток моллюсками. На земле живет множество различных моллюсков. Они различаются по размерам, по форме раковин, и по тому, что они любят есть. Среди них есть и красивые, и так себе, и просто противные, полезные и вредные, безобидные и смертельно опасные, а многие, между прочим, даже вкусные! Также я узнал, что моллюски – это очень древние животные и что их огромное количество делится на семь классов.

    Обо всех моллюсках в моей работе невозможно рассказать. Я познакомлю вас с тремя классами моллюсков: двустворчатые, головоногие и брюхоногие.

     

    Двустворчатые моллюски. Раковина двустворчатых моллюсков состоит из двух одинаковых створок. Головы у них нет. Я узнал, что двустворчатых моллюсков, таких как мидии, устрицы и гребешки, употребляют в пищу. Мясо морского гребешка очень питательно. Из раковины моллюска делают пепельницы, пуговицы, украшения.

     

    Головоногие моллюски давным-давно привлекали внимание мореплавателей и рыбаков, путешественников и ученых. Про этих необычных животных рассказывали правдивые и выдуманные истории. У них необычное строение тела, способы движения, образ жизни. К классу головоногих принадлежит разные виды животных. Среди них кальмары, осьминоги, каракатицы.

     

    Брюхоногие моллюски – это всем хорошо знакомые улитки и их многочисленная родня. Они ползают по суше, таская тяжелый груз – свой собственный «домик». У Брюхоногих раковина из цельного куска и прикрывает спину улитки. Улитка может прятаться в нее, когда ей страшно или когда ей грозит опасность, полностью втягивая свое тело.

     

    Меня заинтересовали Брюхоногие моллюски. Я захотел больше о них узнать и  хочу рассказать о брюхоногом моллюске – африканской улитке Ахатина. «Африканской» ахатину прозвали, потому что из Восточной Африки ахатина начала свое путешествие по миру. В Россию и другие страны ее завезли как экзотическое животное.

     

     

     

     

     


     

    Глазки на стебельках

     

    Улитка, улитка, высуни рога!

    Дам тебе, улитка, пирога!

    Такой стишок-закличку обычно говорят, увидев улитку. К сожалению, улитка не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей. Не может по двум причинам, во-первых, она не любит пирогов, а во вторых у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках – очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что «сидит» на шее. А улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны. И еще у нее есть нижние стебельки. Это у улитки обонятельные и осязательные органы. Она ими ощупывает поверхность и узнает окружающий мир. Я наблюдал за улиткой и понял, что при опасности она втягивает свои  глазки и прячется в свой домик раковину. Я решил узнать: за сколько секунд  она прячется в свою раковину при опасности  и выползает обратно.

    Опыт № 1. «Как ведет себя улитка  при испуге».

    Описание работы:

    Я достал улитку ахатина и положил ее на стол. Когда  она полностью  вышла из раковины, я дотронулся до ее головы пальчиком и включил секундомер. Улитка тут же начала сворачиваться. Когда она перестала прятаться, я выключил секундомер и записал результат. Затем я включил секундомер и стал замерять, через какое время улитка полностью покажется. Когда я увидел, что улитка высунула все четыре стебелька, я выключил секундомер. Повторил опыт 3 раза.

    Цель: выяснить, за сколько секунд улитка прячется в свой домик и выползает обратно.

    Материалы: секундомер, блокнот, карандаш.

     

     

    Опыт    

    Прячется в раковину после испуга (сек.)

    Выползает полностью из раковины (сек.)

    1.

    40

    33

    2.

    31

    26

    3.

    21

    44

    Средний результат

    36

    34

     

    Вывод: в среднем улитка прячется в свою раковину за 36 секунд, а выползает полностью из раковины за 34 секунды.

     

    Одноногие пришельцы

     

     Улитка ахатина – брюхоногий моллюск, его «брюшко» одновременно является ногой. У моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Во время передвижения улитка выделяет слизь. Когда я наблюдал за ней, я видел слизистые дорожки на поверхности банки, где улитка сидела. Я узнал, что слизь – это такая смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, водитель обязательно наливает в специальный бачок масло – смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы  предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу – от повреждений. Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.

    Мне всегда казалось, что улитки очень медлительные. Я решил проверить, так ли это.

    Опыт № 2. «Скорость улитки».

    Описание работы:

    Я положил на стол линейку. Вдоль линейки я натер стол кусочком яблока, получилась дорожка. Взял улитку и поставил ее на отметку «0 см» на линейке и включил секундомер. Когда мордочка улитки достигла отметки «20 см», я выключил секундомер и записал результат. Повторил опыт 3 раза.

    Цель: выяснить, за сколько секунд (минут) улитка проползет 20 см.

    Материалы: секундомер, блокнот, карандаш, линейка.

     

     

    Опыт

    Время, за которое улитка проползает 20 см.

    1.

    14 мин. 39 сек.

    2.

    12 мин. 50 сек.

    3.

    15 мин. 5 сек.

    Средний результат

    14 мин.13 сек.

     

    Вывод:  я выяснил, что в среднем улитка проползает 20 сантиметров за 14 минут 13 секунд. Ну и медлительные же они существа!

     

     

     

     

    Ненасытные обжоры

     

    Улитка Ахатина питается растительной пищей. В природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников.

    Когда я собирал материал по этой улитке, я узнал, что в США она считается национальным бедствием. В одном из штатов эти улитки так размножились, что съели практически все, что попалось им на пути – кору на деревьях, посевы и даже штукатурку на домах. Людям, разводившим ахатин в США, грозит тюремный срок.

     А в домашних условиях улитка обожает кушать морковку, листья салата, огурец, листья одуванчика. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки нет зубов. Улитка скребет пищу с помощью  специального устройства – терки. Терка, которая перетирает пищу, находится прямо на языке.

    Ахатину невозможно перекормить – улитка сама перестает есть, когда насытится. Я узнал, что молодую ахатину нужно кормить один раз в день, а взрослую – раз в неделю. После того, как улитка наестся, нужно убрать остатки еды, чтобы они не начали гнить. И еще улитке обязательно надо давать  измельченную яичную скорлупу для укрепления панциря.

    Я давал улитке разнообразную пищу: морковку, листья одуванчика, листья салата, кусочки яблока, кусочки груши, капусту. Я решил узнать, что любит улитка кушать больше всего.

    Опыт № 3.  «Питание улитки».

    Описание работы:

    В течение семи дней я предлагал улитке разный корм: морковь, кусочки яблока, листья одуванчика и кусочки колбасы. Затем я наблюдал, какой корм в первую очередь станет есть улитка. Отмечал это в таблице.

    Цель: выяснить, какую еду любит улитка.

    Материалы:  блокнот, карандаш,  кусочки яблока, морковь, листья одуванчика, кусочки колбасы.

     

    дата

    морковь

    яблоко

    листья одуванчика

    колбаса

    15.05.2011

    +

    +

     

     

    16.05.2011

    +

     

    +

     

    17.05.2011

    +

    +

     

     

    18.05.2011

    +

     

    +

     

    19.05.2011

    +

    +

    +

     

    20.05.2011

    +

    +

     

     

    21.05.2011

    +

     

     

     

    Количество плюсов

    7

    4

    3

    0

    Вывод: улитка предпочитает есть морковь.

    Мой дом – моя крепость

     

    Раковина защищает улитку от непрошенных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Но в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка – вместе с раковиной. Раковина твердая. Раковина – это опора и защита улитки. Внутри человека прячутся кости – много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они – беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей.

    Один раз моя улитка долго не выглядывала из своего домика и даже покрылась пленкой. Мы подумали, что она погибла. Но на станции юных натуралистов сказали, что ее нужно подержать в воде и она раскроется. Так я и сделал. Я налил в ковшик воды, положил туда ахатину. И, о чудо, она проснулась, раскрылась и высунула свои стебельки-глазки. Потом я прочитал, что при похолодании улитка прячется в свою раковину и плотно закупоривает вход пленкой-мембраной. Значит, ей было холодно и она легла спать.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    III. Заключение

     

    В процессе наблюдения за этой необычной улиткой, я понял, что она – умное существо. Она отличает «своих» людей от «чужих».  Ахатины – прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, просты в обращении, ухаживании, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают аллергии. Ко мне приходят друзья, мы вместе разглядываем улитку. Все очень удивляются, что такое необычное существо живет у меня дома. 

    Собрав и прочитав материал, я узнал много интересного о внешнем строении брюхоногих моллюсков на примере улитки ахатины: о их органах зрения, о брюхе – ноге, о раковине улитки и о её питании.

    В ходе моей опытнической работы я выяснил что:

    1. Улитка прячется в свой домик в случае опасности  за 36 секунд, а выползает оттуда за 34 секунды. Улитка выползает на 2 сек. быстрее. Разница небольшая, поэтому можно сделать вывод, что улитка прячется и выползает из раковины за одно и то же время. 
    2. Улитка проползает 20 сантиметров за 14 минут 13 секунд, а человек за 14 минут проходит больше 1 километра. Получается, что улитка очень медленное животное.
    3. Улитка больше всего любит есть морковку.

     

    Таким образом, цель моего исследования достигнута, я узнал некоторые особенности поведения и питания улитки ахатины.

     

    Кроме того, одним из итогов моей работы стало создание презентации по данной теме. Я провел презентацию данной исследовательской работы во 2 «А» классе МОУ СОШ № 3.

     

    Работая над темой исследовательской работы, я понял, что многое из жизни ахатин мне еще неизвестно. Мне стало интересно, как размножаются африканские улитки ахатины, и я захотел попробовать их размножить в неволе.

     

             И в заключении, я хочу выразить благодарность моей маме, которая помогала мне с расчетами в опытах и объясняла мне то, что непонятно.


     

    Список использованных источников информации

     

    1. Животные. Моя первая детская энциклопедия в вопросах и ответах, Москва, АСТ Астрель, 2008.
    2. Животные Прикамья, «Книжный мир, Пермь, 2001 г.
    3. Книга для чтения по зоологии, Москва, Просвещение, 1986 г.
    4. Р.Буруковский «О чем поют ракушки». Калининградское кн. Издательство, 1977 г.
    5. Жили-были ахатины. Ж. «Юный натуралист», 5-2010
    6. Как я подружился с улитками. Ж. «Свирелька», 7-2010.
    7. Сайт «АХАТИН.РФ. Клуб любителей Африканских улиток»  http://www.ahatin.ru/
    8. Сайт «Питомник ахатин» http://pitomnikahatin.ucoz.ru/index/vidy_akhatin_i_arkhakhatin/0-4
    9. Сайт «Зооклуб мегаэнциклопедия о животных» http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml
    10. Сайт «Ахатины и не только»  http://ulitka.my1.ru
    11. Сайт «Любимчики.ру сайт о домашних животных»  http://lubim4iki.ru/content/view/266/34/
    12. Сайт «ВикипедиЯ» http://ru.wikipedia.org
    13. Сайт «Зоопортал» http://www.zooportal.org/

     

     

     

     

     

     

     

     


     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Поведение и питание улитки ахатины
    Учебно-исследовательская работа
    Выполнил: Капустинских Егорученик 2 «А» класса
    г. Березники 2011
    Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 3
    Введение
    Мне всегда хотелось иметь редкое животное. Когда на станции юннатов я увидел африканскую улитку Ахатина, мне сразу же захотелось с ней познакомиться. До этого я ничего не знал об этих животных и даже не подозревал, что улиток можно держать дома.
    Цель и задачи исследования
    Цель: изучить поведение и питание улитки ахатина в домашних условиях.Задачи исследования:Прочитать литературу с целью получения информации по теме.Выяснить, как ведет себя улитка при испуге. Выяснить среднюю скорость передвижения улитки.Выяснить, какой корм предпочитает улитка.Выступить перед одноклассниками с презентацией своего исследования.
    Кто такие улитки
    Улитками называют брюхоногих моллюсков. Моллюски – это древние животные и они делятся на 7 классов. Три самых известных класса моллюсков: двустворчатые, головоногие,брюхоногие.
    Глазки на стебельках
    У улитки есть 2 пары стебельков:верхние – глаза,нижние – осязательные, обонятельные органы.
    Опыт № 1. «Как ведет себя улитка при испуге»
    Цель: выяснить, за сколько секунд улитка прячется в свой домик и выползает обратно.Материалы: секундомер, блокнот, карандаш.Вывод: в среднем улитка прячется в свою раковину за 36 секунд, а выползает полностью из раковины за 34 секунды.
    Одноногие пришельцы
    Улитка ахатина – брюхоногий моллюск, его «брюшко» одновременно является ногой. У улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Во время передвижения улитка выделяет слизь.
    Опыт № 2. «Скорость улитки»
    Цель: выяснить, за сколько секунд (минут) улитка проползет 20 см.Материалы: секундомер, блокнот, карандаш, линейка.Вывод: я выяснил, что в среднем улитка проползает 20 сантиметров за 14 минут 13 секунд.
    Ну и медлительные же они существа!
    Ненасытные обжоры
    У улитки нет зубов. Улитка скребет пищу с помощью специального устройства – терки. Терка, которая перетирает пищу, находится прямо на языке.
    Опыт № 3. «Питание улитки»
    Цель: выяснить, какую еду любит улитка.Материалы: блокнот, карандаш, кусочки яблока, морковь, листья одуванчика, кусочки колбасы. Вывод: улитка предпочитает есть морковь.
    Мой дом – моя крепость
    Раковина защищает улитку от непрошенных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка – вместе с раковиной. Раковина твердая.
    Заключение
    Собрав и прочитав материал, я узнал много интересного о внешнем строении брюхоногих моллюсков на примере улитки ахатины: о их органах зрения, о брюхе – ноге, о раковине улитки и о её питании. В ходе моей опытнической работы я выяснил что:Улитка прячется в свой домик в случае опасности за 36 секунд, а выползает оттуда за 34 секунды. Улитка выползает на 2 сек. быстрее. Разница небольшая, поэтому можно сделать вывод, что улитка прячется и выползает из раковины за одно и то же время. Улитка проползает 20 сантиметров за 14 минут 13 секунд, а человек за 14 минут проходит больше 1 километра. Получается, что улитка очень медленное животное.Улитка больше всего любит есть морковку.Таким образом, цель моего исследования достигнута, я узнал некоторые особенности поведения и питания улитки ахатины.
    Спасибо за внимание!


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Здоровое питание. Мы то, что мы едим.

     Творческая работа Ученика Ковригина Максима"Здоровое питание. Мы то, что едим."Руководитель: Ильина И.C....

    Проектная работа "Творческая мастерская природы. Осы и бумага"

    В работе рассматривается история появления и процесс изготовления бумаги.  человек научился делать бумагу, наблюдая...

    Творческая работа "В тихом городе Елабуга "

    Н.А. Дурова – героиня Отечественной войны 1812 года стала первой русской женщиной – офицером, награждённой за боевые под...

    Творческая научно-практическая работа: "Песок - Песчинка неповторимое чудо природы"

    В работе представлены материалы по истории  использования песка в производстве стекла,строительстве, здравоохранени...

    исследовательские работы учащихся по окружающему миру

    Исследовательские работы дети выполняли для участия в районном НОУ....

    творческая работа по окружающему миру

    Эта анкета поможет узнать историю своего имени. Можно использовать как на уроках , так и во внеклассной работе....

    Проектная работа по окружающему миру "В мире живой природы. Птицы."2 класс

    В данном материале можно увидеть все этапы работы ученицы  над проектом.Презентация включает цели, задачи, гипотезу...

    Голобородько_Словарь – справочник по окружающему миру «Животные нашего края»

    Краткосрочный творческий проект учащихся 4 класса МБОУ "СОШ № 8" города Бийска...

    Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

    Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира....

    Учебный проект по окружающему миру "Растения школьного двора"

     Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное ...