Урок по окружающему миру в 4 классе "Наши помощники-органы чувств. Глаза" УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов

Королёва Т.А.

МБОУ «НСОШ»  филиал Белянская ООШ

Тема: «Наши помощники-органы чувств»

Цель: углубить и расширить знания  детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир.

Задачи:

  1. Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеет зрение;
  2. расширить знания учащихся об укреплении своего здоровья;
  3. ознакомить с профилактичекскими мероприятиями по сохранению и улучшению зрения;
  4.  прививать навыки сохранения здоровья;
  5.  развивать умение работать с учебным текстом;
  6.  воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование:

  1. Для учителя: Картинка с изображением человека, карточки, на которых написаны названия органов чувств, сюжетные картинки.
     
  2. Для учащихся: Учебник “Окружающий мир” для 4 класса под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
  3. Памятка «Гимнастика для глаз».
  4. Музыкальное сопровождение: «Утро» Э.Грига.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,
Вот уж начался урок.
Очень много интересного
Предстоит на нем узнать.
Мы о нашем организме,
Будем знания получать.

     II. Создание атмосферы психологического комфорта.

    (На фоне музыки «Утро» Э.Грига)
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

        Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)
      Здравствуй, небо голубое! 
(руки вверх, помахать кистями)
      Здравствуй, вольный ветерок! 
(помахать кистями рук перед лицом)
      Здравствуй, маленький дубок! 
(поднять руки верх и помахать ими)
      Мы живем в одном краю –
      Всех я вас приветствую!

   III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь повторим пройденный ранее материал.
- Что дает нам возможность познавать окружающий мир? Для этого от названия каждого изображенного здесь предмета возьмем первую букву и сложим слово.

ослик

роза

глобус

арбуз

носки

о

р

г

а

н

ы

чайник

утюг

волк

сапоги

тапки

ведро

ч

у

в

с

т

в

(Органы чувств помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать, что там происходит)
- Правильно, органы чувств – это наши помощники.
- А кто помнит, сколько у человека таких помощников? 
(5)

    IV. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем говорить об одном из этих помощников. Ученые считают, что 70% всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств.

Угадайте:

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят.


- О чём же мы поведем разговор на уроке?

- Тема нашего урока так и звучит: 
«Наши помощники – органы чувств. Глаза». 

А девизом урока пусть будут такие слова: «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».

      V. Открытие детьми нового знания.

- Итак, глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза.

- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? 
(На доску прикрепляются слова: милые, выразительные, ясные, огромные, веселые) 

- Каким бывает цвет глаз? (На доске: синие, голубые, карие, зеленые, светлые)

    VI. Наблюдение. (К доске прикрепляются карточки с опорными словами).

- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

1. Цветное колечко. Это радужная оболочка – радужка.
    У разных людей она имеет разную окраску. От этого зависит цвет глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно.

2. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.

3. В центре радужной оболочки находится зрачок. Зрачок – это отверстие. Посмотрите друг на друга в глаза при лице, обращенном к окну, и отвернитесь от него.
- Что вы заметили? Зрачок то расширялся, то сжимался. Он регулирует количество света. Наверное, вам приходилось видеть, как врач определяет, жив человек или нет, когда не прощупывается пульс. Врач раздвигает веки: если человек мертв – зрачок сильно раскрыт и не сужается на свету, если человек жив – зрачок сам сужается.

4. За отверстием – зрачком имеется прозрачная линза, напоминающая стекло лупы. Линза – это хрусталик. Хрусталик собирает лучи, которые идут ото всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока – сетчатку.

- Они очень нежные. Природа сама позаботилась об охране наших глаз и оберегает их. Как? (Веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли. Если в глаз попадает соринка, ее смывает слеза. А брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза).
- И все-таки этой природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Вот как можно это сделать!

   VII. Оздоровительная минутка “Весёлая неделька” гимнастика для глаз.

Понедельник

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

VII. Работа с текстом учебника.
- Прочитайте статью «Работа глаза» и подготовьте рассказ (работа в парах).

- Найдите в учебнике на с.27 еще рекомендации, которые помогут сохранить зрение.

VIII. Опыт.
Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может без труда вращаться вокруг трех осей: вертикальной, горизонтальной и оси, совпадающей с оптической осью глаза.  

- Попробуйте, не двигая головой, посмотреть влево, вправо, вниз, вверх. Глазное яблоко легко поворачивается и обеспечивает широкий обзор. А почему у человека и у животных два глаза, а не один?

- Закройте ладонью один глаз. Запомните, что вы видели. Теперь проделайте то же самое с другим глазом. Сравните, есть ли разница в обзоре?

- Теперь закройте глаза. Все то, что вы сейчас испытываете, испытывает человек, потерявший зрение. Он  не видит солнца, голубого неба, плывущих облаков, траву, птиц, близких ему людей, он не видит ничего. Приходилось ли вам видеть слепых людей? Что вы при этом чувствовали?

- Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости нужно знать и соблюдать определенные правила.

IX. Игра «Полезно – вредно».
   - Рассмотри рисунки. Что для глаз полезно, а что – вредно?
На доске - сюжетные картинки: человек читает лежа, смотрит на яркий свет, оберегает глаз от удара, смотрит на яркий свет, оберегает глаз от удара, смотрит близко телевизор, промывает по утрам глаза, читает сидя, при хорошем освещении, трет глаза грязными руками.

  X. Составление памятки, правил  «Береги зрение» (работа в группах).

1. Умываться по утрам и вечерам.
2. Смотреть телевизор не более 1 часа.
3. Не читать лежа.
4. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
5. Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см (лоток).
6. Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец.
7. Делать гимнастику для глаз.

- Ребята, витамин А, полезный для глаз, содержится в овощах, фруктах, яйцах, мясе, рыбе.
- Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас ухудшилось? К кому тогда нужно обращаться?
(Окулист, офтальмолог).
- Что делает врач, если выясняется, что зрение действительно ухудшилось?
(Назначает лечение, выписывает очки).

   XI. Итог урока.
- Давайте вернемся к девизу нашего урока «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».
- Как вы понимаете написанное?
- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?

- Ребята, хочу отметить, что для достижения наилучшего результата, нужно следить за своим здоровьем в целом. По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов. Помните, что самая полезная — натуральная (а не искусственная и не консервированная) пища, подвергаемая минимальной тепловой обработке. Именно она сохраняет наибольшее количество полезных веществ.

- Др. Вильям Бейтс (1865-1931) разработал серию упражнений для глаз, улучшающих зрение и помогающих расслабить глаза после зрительной нагрузки. В настоящее время эти упражнения используются по всему миру.

- Эта памятка поможет вам проводить гимнастику для глаз дома (Раздаю памятки всем детям).

Памятка «Гимнастика для глаз»

Упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз

Упражнение №1 – закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 5 минут. Повторяйте 2-3 раза в день . Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться .

Упражнение №2 – в утреннее время закройте глаза и брызгайте в лицо теплой водой, а затем холодной. Повторите 20 раз. Вечером выполните это же упражнение, но сначала используйте холодную воду, а затем – теплую. Это упражнение улучшает кровоток в глазах.

Упражнение №3 - Фокусировка. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите вертикально в 15 см от глаз, а другой – на расстоянии вытянутой руки. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйтесь на другом. Выполняйте упражнение два раза в день в течение нескольких минут.

Упражнение №4 – встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Периодические смаргивайте. Повторите 50 раз.

- Доскажите предложение, написанное на доске:

  1. Теперь я могу …
  2. Теперь я знаю ...

- А я скажу: теперь и я не сомневаюсь в этом!
- Спасибо за сотрудничество.


.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши помощники -органы чувств, глаза. Урок окружающего мира 4 класс Королева Татьяна Александровна , учитель начальных классов МБОУ «НСОШ» Белянская ООШ

Слайд 2

Прозвенел для нас звонок, Вот уж начался урок. Очень много интересного Предстоит на нем узнать. Мы о нашем организме Будем знания получать.

Слайд 3

Органы чувств — органы, которыми мы чувствуем окружающий мир

Слайд 5

Органы чувств

Слайд 6

Строение глаза На лице видна небольшая передняя часть глаза. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей . Она защищает глаз от инфекции. Под ней мы видим радужную оболочку. У разных людей она разная. В самом центре радужной оболочки находится зрачок . Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Так регулируется поток света .

Слайд 7

Заглянем во внутрь глаза! За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик. Хрусталик крепится на специальных мышцах и может меняться: быть вогнутым, выпуклым, плоским. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно. На противоположной части глазного яблока расположена очень важная оболочка – сетчатка

Слайд 8

Игра «Полезно – вредно»

Слайд 9

Правила бережного отношения к зрению 1 . Умываться по утрам и вечерам. 2. Смотреть телевизор не более 1 часа. 3. Не читать лежа. 4. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева. 5. Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см (лоток). 6. Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец. 7. Делать гимнастику для глаз.

Слайд 10

Теперь я могу … Теперь я знаю .. СПАСИБО ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"

Урок по окружающему миру "Как семья отдыхает" 2 класс УМК "Школа ХХI века"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

КОНКУРСНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ТРУДИТСЯ" УМК "ШКОЛА XXI ВЕКА" 2 КЛАСС

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ТРУДИТСЯ" УМК "ШКОЛА XXI ВЕКА" 2 КЛАСС С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ И САМОАЛАЛИЗОМ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАП...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Кто работает на транспорте?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для выделения различия и сходства разных видов транспорта.Задачи урокаДидактические:Познакомить со старинными и современ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "М.Пришвин «Лесная капель»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...