Урок окр. мира по ОС "Школа 2100" "Растения и животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Научить различать растения и животных по типу питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir_ras_i_zhivotn.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема. Растения и животные.

Цель: научить учащихся различать растения и животных по типу питания, подвижности и способности очищать воздух; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийные слайды.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.                  Загадки:  /слайд №1/                                              
  1. Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.                

Я кормлю свиней и белок –                                

Ничего, что плод мой мелок.

( Дуб)

  1.    Висит за окошком

   Кулек ледяной,  

   Он полон капели,

   И пахнет весной.

(Сосулька)

   

  1. Пестрая крякуша

Ловит лягушек.                                                        

Ходит вразвалочку,                                

Спотыкалочку.

( Утка)

  1. С хозяином дружит,                                                                                                

Дом сторожит,  

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

( Собака)  

  1. Шевелились у цветка    

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

( Бабочка)

  1. Когда он в клетке, каждый рад,

На шкуре черные полоски в ряд.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Совсем чуть – чуть, похож на кошку.

( Тигр)

- Какой  предмет лишний?

( Сосулька.  Остальные, живые организмы).

-Какие свойства живых организмов вы знает?

( Дышат, потребляют воду, питаются, растут, приносят потомство, умирают.)

-Откроем стр. 1 учебника (слайд №2). Рассмотрите эти картинки. Как можно назвать, изображенные на них группы живых организмов?  

( Водоросли, мох, береза, сосна и ромашка – все это растения. Дождевой червь, рак, карась, пчела, лягушка, ящерица, воробей, заяц и даже человек – животные.)  

- Догадались, как называется тема нашего урока?          (слайд №3)

(Растения и животные.)

- Нам на уроке предстоит выяснить, чем растения отличаются от животных, раскрыть тайну растений.  

III. Совместное открытие нового (слайд № 4).

- Давайте вспомним, чем дышат растения и животные?

(Воздухом).

-Из чего состоит воздух?  

(Азот, кислород, углекислый газ).

-Каким газом мы дышим?

(Кислородом).

-Какой выдыхаем?

(Углекислый газ).  

Проблема!!!

 (Учащиеся сами замечают проблему).

-Расход кислорода огромен. Тут никаких запасов не хватит. А между тем состав воздуха не меняется, в нем остается достаточно кислорода для дыхания. Кто же пополняет воздух кислородом? Кто очищает его от излишнего углекислого газа?   Мы сможем ответить на эти вопросы, если ответим на следующий вопрос: чем отличаются растения от животных?

(Животные двигаются, а растения нет.)  

- Почему?

(слайд №5)

-Откройте стр.2, рассмотрите комикс, прочитаем его по ролям.

- Что употребляют в пищу растения? (Воду, воздух, углекислый газ.)

- А животные? (Они едят растения или других животных).

- Листья растений – удивительные « повара», которые из углекислого газа, воды готовят себе пищу – сахар, крахмал. Но работает эта « кухня» лишь на свету. Теперь вы поняли, почему растения не передвигаются, а животные двигаются?          (Животные двигаются в поисках пищи, они не могут, как растения получать ее из воздуха, воды и света. А растениям не нужно бегать в поисках пищи. )

- Раскроем вторую тайну растений. Где легче дышится: в лесу или на улицах города? (В лесу.)

-Почему?     (Больше кислорода.)  

Как дышится в тесном помещении?         (Труднее, меньше кислорода.)    

- Почему в лесу больше кислорода?     ( Ученые сделали открытие: в зеленой « кухне» вместе с питательными веществами образуется кислород. Растения выделяют его в воздух.)       (Дети очень эмоционально делают вывод, что все животные и люди погибли бы, если бы вдруг исчезли растения, и, что к растениям нужно бережно относиться.)  

(слайд № 6)

   

- Откройте учебник на  стр. 6.  Что напутал Незнайка? (Дети смеются над Незнайкой, который поливает собаку вместо растения, а деревцу положил кость. Он не знает, что деревья питаются поверхностью тела: вода проникает через корни, а воздух – через поры в листьях. Они поступают в особые зеленые тельца, в которых на свету создается органическое вещество. На другой картинке дерево у Незнайки бегает в поисках пищи, а кот и петух стоят зеленые без движения. Животные не могут питаться воздухом и водой, как растения, они вынуждены искать себе пищу. Поэтому животные в отличие  от растений двигаются: бегают, летают, плавают в поисках пищи.)

(слайд № 7)

- Что будет, если поставить растение в темное место? (Растения не могут долго жить без света. Они теряют зеленый цвет, болеют и погибают. Дети вспоминают опыт с фасолью.)  

слайд № 8)  

- Сделаем выводы.  Что нужно растениям для питания? Как можно назвать растения?     («Кормильцами» всех живых организмов на Земле.)  Как назовем животных, которые питаются другими живыми организмами?  (Едоки.) Прочитаем правило на  стр. 4.  Правильные ли выводы мы сделали?  

IV. Первичное закрепление.  

( слайд № 9)

- Почему одно растение погибло?  ( Растения не могут жить без воды.)

(слайд № 10)

Задание на стр.5.

( Мышатам можно не бояться духоты в банке с цветком, т. к. растения  выделяют при  питании кислород, а поглощают углекислый газ.)

( слайд № 11)

- Лягушонок не может быть растением, т. к. он не умеет сам вырабатывать питательные вещества и выделять кислород.  

V.  Самостоятельная  работа с самопроверкой в классе.    

- Молодцы! Теперь попробуйте свои силы в самостоятельной работе.

Стр. 7 учебника .  ( слайд №12)

(слайд № 13)  

- Зачем Миша и Лена сажают деревья? ( Ученые доказали, что, если бы на Земле не было растений, в воздухе совсем не было бы кислорода.)

VI. Рефлексия (итог урока).

- Что нового сегодня узнали на  уроке?    (Мы узнали, что растения на свету создают органические вещества из углекислого газа,  воды с помощью солнечного света; они неподвижны, т. к. нет необходимости двигаться в поисках корма.  Животные питаются другими организмами, как правило подвижны, имеют разнообразную окраску.  Если вдруг исчезнут растения, то все на нашей планете Земля вымрет.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе Разнообразие животных

Здесь вы можете просмотреть презенттацию  к уроку,опубликованному на моем мини -сайте...

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

урок окружающего мира в 3 классе "охрана животных"

На уроке расскрывается тема охраны природы, животных. Ознакомление учащихся с "Красной книгой". Воспитание бережного отношения к животным и окружающему миру....