Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Этажи леса. Лес - природное сообщество.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Якименко Марина Геннадьевна

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга

198215, проспект Ветеранов, дом 14, литера А, тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)752-19-19, факс (812) 752-56-55,

E-mail: sc277@kirov.spb.ru

ОКПО  52185291 ОКОГУ  23010 ОГРН  1027802735993, ИНН/КПП  7805149292/780501001


Конспект урока окружающего мира

с использованием технологии развития критического мышления

Учитель Якименко М.Г., ВКК, ГБОУ СОШ№277

Класс 4

Тип урока: освоение новых знаний.

Тема: Этажи леса. Лес – природное сообщество.

Цель: сформировать представление о лесе, как природном сообществе.

Задачи:

- ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

- развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Средства обучения: учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. 4 класс ч.1,

тетрадь с печатной основой, атлас – определитель «От земли до неба», компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (Использование приёма «Лови ошибку»).

Ученику предлагается текст:

- Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

- Прочитай текст и найди ошибки.

3.Введение в тему.

- Русский писатель Л.Леонов сказал: «Давно пора воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев». Кто же этот милый дед и хранитель урожаев?

- Бывал ли ты в лесу?

- Как ты понимаешь, что такое лес? (Составление кластера на доске, фиксируя высказывания ученика).

- Рассмотри лес. С чем можешь его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)

- Чем лес является для живых организмов? (для живых организмов он является домом)

- А какой это дом? ( Многоэтажный)

- Попробуем выделить этажи леса. Я буду читать описания, а ты попробуй дать название каждому этажу.

А) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (Кустарники)

 

Б) Растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы)

   

В) Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)

     

-Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположи ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы)

Работа в тетради. Заполнение таблицы «Этажи леса» с использованием атласа – определителя.

- Что мы видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения)

- А легко найти в лесу животных? Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, они прячутся в листве деревьев, в траве).

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А ещё чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).

- Давай рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно не может справиться с множеством жуков-короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых растений это польза, а для старых – вред)

- Короеды ускоряют круговорот веществ. В лесу всё взаимосвязано и неразрывно, если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

- Какие животные встречаются в нашем краю?

- Составь две цепи питания, сложившиеся в наших лесах.

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет не могут, они живут помогая друг другу)

-Приведи пример такой помощи.

- Ещё об одних обитателях леса мы не сказали. Догадайся, о чём идёт речь.

И на горке, и под горкой,

 Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы)

- Как ты думаешь, нужны ли лесу грибы?

- Работа со статьёй учебника. Приём «Чтение с пометами».

- Нужны ли лесу грибы?

Физкультминутка

Дети  по  лесу  гуляли,

За  природой  наблюдали.

Вверх  на  солнце  посмотрели.

И  их  лучики  согрели.

Бабочки  летали,  крыльями  махали.

Дружно  хлопаем,

Ножками  мы  топаем!

Хорошо  мы  погуляли  и  немножечко  устали!

4. Продолжение работы над темой урока

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закрой глаза и представь, что ты в лесу. Что ты видишь у себя под ногами? ( Старые листья, трава сухая и молодая, веточки)

-Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старых листьев и отмерших растений постепенно перегнивают, образуя перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как ты думаешь, каким животным она служит защитой от холодов?

Работа в рабочей тетради.

5. Рефлексия

- Предлагаю вернуться к кластеру (Уточнение имеющихся сведений и внесение дополнений)

- Что можно сказать о жизни леса?(Растения в лесу растут ярусами. Растений в лесу больше, чем животных.  Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – в траве на земле и даже под землёй. Все животные леса живут сообща).

- Молодец! Как можно назвать лес? (Природным сообществом).

6. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр.175-182).

Выполнить задание №9 в рабочей тетради (стр.58).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...

Конспект урока мир вокруг нас "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Я буду очень рада, если помогла подготовить урок....

Урок в 4 классе Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес-природное сообщество". В основе урока лежит групповая работа....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природная зональность.

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: природная зональностьЦели урока: ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональностиПланируемые рез...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природные зоны холодного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Природные зоны холодного поясаЦели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателямиПланируемые результаты:Предметные: ...

Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей,  развивать познавательную активность детей, умение использовать в...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...