Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Крещение Руси"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Брунько Светлана Дмитриевна

Данный урок помогает в игровой форме

раскрыть причины принятия христианства, познакомить учащихся с верованиями древних славян.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie_rusi_2.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема : Крещение Руси.

Цели: раскрыть причины принятия христианства, познакомить с верованиями древних славян; развивать умение применять предметную терминологию; воспитывать уважительное отношение к русским традициям.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправляемся в прошлое,  в дороге нам понадобятся учебник и тетрадь.

Чтобы настроиться на рабочий лад, проведём историческую разминку.

Учитель показывает таблички со словами :

Келья,    хартия,      летопись,     дань,     Царьград,      вои

Учащиеся дают определения изученных ранее слов.

  1. Актуализация знаний, проблемная ситуация.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (о былинах, былинных  героях).

- Что такое былина? (Песня – сказание, которую исполняли под аккомпанемент гуслей. Былина происходит от слова быль, т.е. то, что было)

- Каких былинных героев вы знаете? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

- Почему народ любил своих богатырей?

- Что такое «богатырская застава»?

- Для чего строили «богатырские заставы»?

- А знаете ли вы, кто из русских князей установил на границе «заставы богатырские»? Вспомните, какому князю в Киев Илья Муромец привёз Соловья- Разбойника? (князю Владимиру)

- Рассмотрите родословное древо русских князей. Когда правил князь Владимир?

- Князя Владимира называли Владимир I, Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой. Попробуйте предположить, почему? ( Владимир Красно Солнышко потому, что у него во дворе всегда стояли столы с едой для бедных людей, он всех принимал, всех обогревал, как солнышко.)

- Почему Святой? ( все ответы детей выслушиваются, но правильный ответ не выделяется)

- Почему Владимира называют святым и почему около его имени крест, вы сможете ответить в конце нашего урока.

  1. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на доску, прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Сегодня мы поговорим о том, во что верили наши предки – славяне и как изменилась их жизнь после Крещения Руси.

    IV.  Работа над новым материалом.

- Славяне были язычниками, язычество  - это вера во многих богов. Они верили, что одни боги добрые и любят людей, помогают им. Другие боги – злые и делают человеку много вреда. Бог солнца – Даждьбог был добрый, он давал людям тепло и урожай. Как вы думаете, кто поклонялся этому богу?

 Но вот солнце скрылось за тучи, загремел гром, засверкали молнии. И славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог  - Перун. Перун был грозный, воинственный,  в одной руке у него был пучок молний, похожих на стрелы. Как вы думаете, кто верил в этого бога?

Еще был бог ветра – Стрибог, кто поклонялся этому богу ветра? Он мог быть добрым и помогать мореплавателям, а мог быть и злым поднять на море-шторм потопить корабли.

Сварог – бог огня, Велес – бог скотоводства «скотий бог» и торговли. Кто поклонялся этим богам?

Вывод: так кто же поклонялся Перуну, Даждьбогу, Стрибогу, Сварогу, Велесу? В одного ли бога верили люди? Во многих. Вот эта вера во многих богов и есть язычество.

Еще люди верили в духов. Попробуйте догадаться сами : кто они и где они живут?

Домовой. Маленький старичок, обросший шерстью, с большими ушами, живет в доме за печкой. Друг семьи и ее помощник. Что вы еще слышали о нем?

Леший. Пошли люди в лес, а там темно, страшно. Кто-то ухает, свистит, хохочет. Может сбить путника с дороги, пропадаешь в лесу. Кто хозяин леса?

Водяной. Закидывает рыбак сети, а рыба не ловится. Кто распугал всю рыбу, кто живет в воде? Что вы еще знаете о водяном?

Домовой, леший, водяной – это не  люди, это духи, их никто не видел, но люди представляли их такими.

А изображения своих богов славяне делали из дерева и называли их кумиры. Кумиры – это изображения языческого божества. Откройте с.18 учебника. Рассматривание изображений кумиров. Славяне приносили своим богам жертвы, для этого существовали специализированые места-святилища. В жертву приносили животных и даже людей. Как вы думаете, для чего нужны были жертвы? Кто приносил жертву Перуну, Велесу? И каждый верил в своего бога.

Так вот, когда князь Владимир стал управлять государством, он хотел укрепить свою власть с помощью богов. Как вы думаете, помогло это ему?

-Если кто-то из ваших знакомых плохо себя ведет, ругается, обманывает. Как пугают их бабушки, что им говорят? «Бог тебя накажет».

-А мог ли Владимир так сказать славянам? (нет, потому что каждый верил своему богу). Если бы князь сказал скотоводу: «Перун тебя накажет!» испугался бы скотовод? Нет, он поклоняется Велесу.

-Как вы думаете, какой выход был у Владимира?

-Что ему нужно сделать, чтобы укрепить свою власть? (ответы детей). Владимир понял, что народу нужен один бог? Как же поступил Владимир? Это вы узнаете, когда прочтете отрывок из летописи на с.20 учебника (дети читают самостоятельно)

-Чью же веру выбрал Владимир? Почему?

-Выбрал греческую веру христианство (Карта)

V.Физкультминутка.

VI. Продолжение работы над новым материалом.

Владимир хотел жениться на сестре Византийского императора, но он отказал ему, потому что он был язычником. А язычников не уважали, с ними не считались, ведь все договоры скреплялись именем бога.

Тогда Владимир решил креститься и крестил русичей. Это произошло в 988 году. Очень интересно описано это событие в отрывке из летописи на с.20 учебника. Об этом вы прочитаете дома.

Как вы думаете, все ли с удовольствием приняли христианскую веру? (Нет, ответы детей)

-Представьте, что у вас отняли любимую игрушку, как вы будете себя чувствовать? Многие плакали, когда у них отнимали их кумиров и бросали в реку, но все равно шли креститься, потому что боялись князя Владимира. Прошло уже более 1000 лет с момента Крещения Руси, а мы до сих пор верим в языческих духов (каких?) И отмечаем языческие праздники Ивана Купала и Масленицу.

Итак, Русь приняла новую веру – христианство. Откуда произошла эта религия? Около 2000 лет назад в Иудейском селении Вефлееме в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился мальчик, которого назвали Иисус. Когда он вырос, то стал ходить из одного города в другой и учил людей добру, любви к ближнему, уважению к своим родителям. Многие люди любили Иисуса и принимали его христианскую веру. Но были и такие, которые боялись и ненавидели его. Однажды Иисус Христос был схвачен и распят на кресте. Его дело продолжили его ученики.

Жизнь и проповеди Христа оставили столь значимый след в жизни людей, что год его рождения стал началом нашего летоисчисления. Если вы вспомните «ленту времени», то все что было до нашей эры, это было до рождения Христа. А у нас сейчас какой год?

Священной книгой христиан  является Библия, вы ее все знаете. Вспомните какие братья создали для славян письменность и перевели эту книгу для них?(Кирилл и Мефодий).

VII. Итог урока.

1.Как вы думаете, теперь, когда славяне приняли христианство, сможете Владимир укрепить свою власть?

2.Теперь, будут уважать их в мире?

3.Дети будут слушаться своих родителей?

4.Как вы думаете, где будут молиться христиане? (В храмах, которые строили из белого камня, показать храм).

5.В язычестве были кумиры. А как изображают бога в христианском храме?(иконы).Возникла иконопись.

6.Появились письменность, как вы думаете, теперь дети будут обучаться грамоте?

7.Не стало жертвоприношений.

Как вы считаете, жизнь русичей изменилась в лучшую сторону или худшую?

Теперь вы можете ответить: почему Владимира назвали святым и почему под его именем изображен крест?

VIII. Применение новых знаний.

Работа в парах.

Игра «Выбери правильный ответ».

1.В каком году на Руси было принято христианство?

           1054                    988                     964

2.При каком князе произошло крещение на Руси?

       Святослав                Владимир                Игорь

3.Какой бог был богом солнца?

     Велес          Даждьбог               Перун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Урок окружающего мира 4 класс "Возникновение письменности на Руси"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

"Крещение Руси" урок окружающего мира 4 класс

Методическая разработка предназначена для ознакомления учащихс с историей нашей Родины и возможно использовать в различных УМК....

Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?

Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Во времена Древней Руси. Конспект урока окружающего мира (4 класс)

Во времена Древней Руси. Конспект урока окружающего мира (4 класс)...