рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Татарникова Елена Арнольдовна

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Тальменского района Алтайского края

                                                         

Принято                                        Согласовано                                        Утверждаю

На заседании                                 Зам. директора по УВР                Директор школы

МО учителей нач. кл.                   _______  Фурсова Г.Д                _____ Кривошапкин В.Н.

протокол  № ________г.              ____» ________ 2013 г.              приказ № ___________2013 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

Образовательная область «Человек и общество»

для 1 ступени

1 класс

на 2013 – 2014 учебный год

                                                                              Автор - составитель:                                                                                                    

                                                                              Татарникова Елена Арнольдовна

                                                                              учитель начальных классов

                                                                           

                                                                                         

                                                                                     

Тальменка 2013 год

                                                               

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой). 

      Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год                    

      Цель предмета -     формирование социального опыта школьника,  осознания элементарного  взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней: понимание своей индивидуальности способностей и возможностей.                                        

                  Задачи:

а) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

б) развивающая – осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;

в) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного  многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.    

              Процесс преподавания строится на современных образовательных технологиях:

- личностно-ориентированного обучения;

- развивающего обучения;

- проблемно-диалогическая технология;

  Формы организации учебного процесса:

   Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др. (обучение строится на  деятельностной  основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

       На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  66  ч. ( 33 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю)

1четверть – 18ч

2 четверть -14 ч.

3 четверть- 19ч.

4 четверть – 15ч..

     Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания  курса окружающий мир у учащихся планируется получить предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты

Будут сформированы

Получит возможность для формирования

(5% от общего числа обучающихся)

Результат

Уровни сформированности

Результат

Уровни сформированности

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Не менее 15 %

Не менее 30 %

Не менее 50 %

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Не менее 1%

Не менее 1%

Не менее 3%

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Не менее 15 %

Не менее 30 %

Не менее 50

Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Не менее 15 %

Не менее 30 %

Не менее 50 %

Метапредметные результаты: регулятивные универсальные учебные действия

Будут сформированы

Получит возможность для формирования

(5% от общего числа обучающихся)

Результат

Уровни сформированности

Результат

Уровни сформированности

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Принимать и сохранять учебную задачу

Не менее 25 %

Не менее 35 %

Не менее 35 %

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Не менее 1%

Не менее 1%

Не менее 3%

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Не менее 20%

Не менее 25%

Не менее 50%  

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Не менее 2,5%

Не менее 2%

Не менее 0,5%

Обращаться за помощью

Не менее

10%

Не менее

35%

Не менее

50%

Узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

Не менее

10%

Не менее

35%

Не менее

50%

Личностные результаты

Будут сформированы

Получит возможность для формирования

(5% от общего числа обучающихся)

Результат

Уровни сформированности

Результат

Уровни сформированности

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Не менее 15 %

Не менее 30 %

Не менее 50 %

Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Не менее 1%

Не менее 1%

Не менее 3%

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Не менее 5%  

Не менее 25%  

Не менее 65%  

Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Не менее 1%

Не менее 1,5%

Не менее 2,5%

Содержание тем учебного курса

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Виды учебной детельности

1

Ты - первоклассник

10 ч

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

2

Ты и здоровье

6

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

4

Мы и вещи

6

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

5

Родная природа

25

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

6

Родная страна

19

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

     Перечень обязательных практических  и других видов работ

Экскурсии:

Знакомство со школой.

Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Сезонные экскурсии «Bpeмeнa года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей).

Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей)

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениями.

Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

Распознавание листьев различных деревьев.

Изучение свойств снега и льда.

Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

         

Тематическое планирование уроков

№/п.

Тема урока

Вид занятий

 Виды учебной деятельности

Дата

                                                         Ты первоклассник (10ч.)

1.

Этот удивительный мир

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

2.

Давай познакомимся

Игра

3

Режим дня первоклассника. Определение времени по часам

Практический

4

Домашний адрес

5

Дорожные знаки

Игра

6

Безопасная дорога от дома до школы

7

Правила поведения на дорогах иулицах

Практический

8

Мы - школьники.

Экскурсия

9

Правила поведения в школе

Практический

10

Твои новые друзья

Игра

Ты и здоровье (6ч.)

11

Что такое здоровье?

Теоретический

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

12

Наши помощники – органы чувств

Теоретический

13

Правила гигиены

Практический

14

Если хочешь

быть здоров,

закаляйся!

Практический

15

Утренняя гимнастика

Практический

16

Режим питания

Практический

Мы и вещи (6ч.)

17

Ты и вещи

Теоретический

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

18

Кто работает ночью

Теоретический

19

Все профессии важны.

Игра

20

Бережное отношение к вещам

Игра

21

Правила пожарной безопасности

Теоретический

22

Телефоны экстренных вызовов

Практический

                                                          Родная природа (25 ч.)

23

Сентябрь –

первый месяц осени

 Экскурсия

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

24

Что нам осень подарила

Практический

25

Грибная пора

Теоретический

26

Как из зерна получилась булка

Теоретический

27

Дикие и домашние животные

Теоретический

28

«Октябрь уж наступил»

Экскурсия

29

Комнатные растения

Теоретический

30

Уход за комнатными  растениями

Практический

31

Ноябрь – зиме

родной брат

Экскурсия

32

Звери –

млекопитающие

Теоретический

33

Что мы знаем о птицах

Теоретический

34

«В декабре, в декабре все деревья а серебре…»  Урок - экскурсия

Экскурсия

35

Какой бывает вода?

Практический

36

Январь – году начало, зиме середина

Экскурсия

37

Хвойные деревья

Теоретический

38

Жизнь птиц

Теоретический

39

Февраль – месяц

метелей и вьюг

Экскурсия

40

Звери-млекопитающие – отдельный класс позвоночных животных

Теоретический

41

Наш уголок

природы

Практический

42

Весна. Сезонные изменения

Экскурсия

43

Весенние работы

Игра

44

Растения сада и огорода

Экскурсия

45

Жизнь земноводных весной

Теоретический

46

Правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные)

Практический

47

Скоро лето

Экскурсия

Родная страна (19 ч)

48

Семья.

Практический

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

49

О маме

Практический

50

Любимые занятия.

Практический

51

Воскресный день.

Практический

52

Взаимоотношения в семье

Теоретический

53

Где ты живешь.

Экскурсия

54

Труд людей города

Теоретический

55

Труд людей села

Игра

56

Машины, помогающие трудиться

Теоретический

57

Родной край

Теоретический

58

Дом, в котором ты живешь

Практический

59

Наша страна – Россия

Теоретический

60

Москва – столица нашей родины

Теоретический

61

Богата природа России

Теоретический

62

Мы – россияне

Теоретический

63

Народная творчество

Экскурсия

64

Мы – граждане России

Теоретический

65

День космонавтики

Игра

66

Памятные места посёлка

Экскурсия

                                                 

Материально – техническое обеспечение

Учебно-методические средства обучения

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова –  издание четвёртое, доработанное  - М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир:  1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/

  Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века"

/ Н. Ф. Виноградова – 4-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011/

Для учащихся:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.М.: Вентана-Граф,2011.

Дидактический материал

Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 1класс».

Набор предметных картинок.

Цифровые образовательные ресурсы:

 1.  Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия  (2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».

2.  Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».

3.  Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )

Интернет - ресурсы

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru 

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/ 

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru 

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru 

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru 

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru 

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru 

Список литературы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. . – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2011.
Беседы с учителем: 1 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2010.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа 21 века"

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...