Программа по окружающему миру по подготовке детей к школе "Голубая планета - наш общий дом".
рабочая программа по окружающему миру на тему

Светлана Юрьевна Кондратьева

Рекомендации по работе  с программой   для дошкольников "Голубая планета - наш общий дом" можно прочитать в  пояснительной записке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_golubaya_planeta_-_nash_obshchiy_dom.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления в работе с дошкольниками базируются на принципах развивающего обучения, а также на принципах деятельностного подхода к воспитанию и обучению. Воспитание и обучение детей в дошкольных группах, организованных на базе школы призвано обеспечить плавную адаптацию ребенка к обучению в школе, повысить уровень его общего развития, необходимого для полноценной учебной  деятельности в начальной школе.

В работе с детьми предусмотрено постепенное усложнение их деятельности от развернутости практических действий, опоры на образцы, демонстраций и конкретных указаний учителя – к формированию умения опираться на наглядную модель и словесные указания.

В основу содержания курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» положено последовательное и систематическое ознакомление учащихся с непосредственно наблюдаемыми предметами и явлениями природы и общества. В процессе этой работы создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития ребенка.

Построение учебного процесса осуществляется на основе максимальной зоны ближайшего развития ребенка. По концепции Л.С. Выготского, в зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые еще только формируются и которые могут быть реализованы ребенком под руководством учителя.

Формирование у детей необходимых умений и навыков возможно , благодаря показу образцов действий учителя. Ребенок обучается таким же действиям в сотрудничестве с учителем и при его помощи.  

«То, что ребенок умеет делать  сегодня в сотрудничестве, - подчеркивал Л.С. Выготский, - он сумеет сделать завтра самостоятельно» (Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1983 – с. 252).

Система обучения на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи в подготовительный период включает формирование у детей обобщенных представлений об основных свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве. В словарь детей вводится прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину предметов, свойства материалов, а также предлоги и наречия как словесные обозначения пространственных отношений. Обогащение словаря детей, увеличение его объема создают основу для обучения ребенка построению высказываний.

Формирование обобщенных представлений о предметных и пространственных свойствах, явлениях окружающей действительности происходит в процессе специально организованных наблюдений, на предметных уроках с использованием ТСО. Дети усваивают единый обобщенный способ анализа предметов, который сохраняется при всех формах работы: наблюдение, составление рассказов.

Особое внимание уделяется формированию умений целенаправленно рассматривать объекты, выделять их общие и отличительные признаки, находить признаки, по которым данные предметы можно отнести к определенным группам. Дети учатся выделять существенные признаки, которые служат основанием для объединения изображений предметов в группы по общему принципу. Затем дети усваивают способы практического распределения предметов на группы, с использованием точных обобщающих наименований групп; только после этого осваиваются навыки словесной классификации изучаемого материала, т.е. ребенок приобретает умение распределять материал на соответствующие категории в уме. Важнейшая задача этих занятий – развитие речи детей в теснейшей связи с формированием отчетливых конкретных представлений об окружающей действительности. Дети должны научиться рассказывать о наблюдаемых явлениях и событиях, о собственной практической деятельности: вести беседу, доказывая и обосновывая свои суждения и выводы.

Активизация словаря может осуществляться посредством таких упражнений: составление словосочетаний с нужным словом, построение предложения с заданными словами. Составление связанного высказывания с использованием опорных слов, картинок. Большое место в работе по формированию умения строить высказывания занимает рассказывание по картинкам. Используются виды работы: составление рассказов по сюжетной картине, составление коллективных сказок по опорным предметам.

Важное значение имеет и выразительность устной речи учащихся, заучивание маленьких ритмичных стихотворений  хоровое их проговаривание во время физкультурных пауз.

Система работы на подготовительных занятиях связывает воедино образовательные, воспитательные, развивающие и здоровьесберегающие задачи. Учитель должен опираться не только на знание общих возрастных и психологических особенностей развития, но и на понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Пояснительная записка.

Программа «Голубая Планета – Наш Общий Дом» нацелена на развитие детей и формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению.

Данный курс расчитан на детей дошкольного возраста (5-6 лет), состоит из 26 учебных занятий продолжительностью по 25 минут каждое и рассчитан на один год. Включает в себя семь тематических разделов, представляет собой первый для детей опыт систематизации разнообразных природоведческих представлений, накопленных ими ранее, опыт последовательного приобщения ребенка к естествознанию методом познания. Содержание программы – это элементарные сведения из области биологии, экологии, зоологии, безопасности жизнедеятельности. При этом создается достаточно целостная картина мира, которая становится фундаментальной для дальнейшего изучения учебного курса ознакомления с окружающим миром в начальной школе.

  Задачи курса:

  1. Научить детей воспринимать мир вокруг себя, обогащать знания и представления детей об обществе людей, о предметах и явлениях, о растениях и животных в доступной и наглядной форме;
  2. Развить кругозор и словарный запас малышей;
  3. Обучить детей классифицировать предметы, анализировать, сравнивать, обобщать, называя группы предметов обобщающими словами;
  4. Сформировать представление о времени;
  5. Ознакомить с различными явлениями природы, соотнести их с реальной жизнью методом наблюдения;
  6. Узнать названия, описание внешнего вида растений внешнего окружения, а также различать диких и домашних животных, уметь объяснять, какими признаками они различаются;
  7. Развить мышление, память, внимание, воображение детей;
  8. Подготовить руку к письму для дальнейшего обучения в школе;
  9. Помочь адаптироваться детям к новым условиям на базе школы.

В основу подготовки положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, выделение свойств предметов (цвет, форма, размеры), нахождение их общих и отличительных признаков.

Очень важно вызвать интерес к обучению детей, поэтому занятия должны проводиться в игровой форме, представлены в виде сюрпризных моментов с использованием знакомых героев из сказок, красочного наглядного материала, ТСО (аудио, видео, компьютерные презентации).

Программа.

Человек и общество.

Давайте познакомимся. Расскажи о себе. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Земля – планета. Россия – государство. Моя Родина. Где я живу. Семья – близкие люди, которые живут вместе со мной. Профессии людей.

Твоя личная безопасность.

Как мы познаем мир.

Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха. Орган вкуса. Орган осязания. Орган обоняния.

Моя личная гигиена.

Предметы, которые нас окружают.

Предметы, которые меня окружают. Мои игрушки. Самая любимая игрушка.

Одежда зимняя, летняя, межсезонная. Специальная одежда. Обувь, головные уборы.

Посуда. Мебель. Бытовые приборы. Инструменты. Электрические приборы.

Моя безопасность при контакте с предметами.

Транспорт:

Наземный, воздушный, водный.

Правила поведения в транспорте.

 Наш друг – светофор.

 Правила поведения на дорогах.

Явления природы.

Дождь, ливень, гроза, молния. Снег, вьюга, метель, иней. Радуга. Роса. Туман. Ураган.

Моя безопасность.

Время.

Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года, выявление связей между различными сезонными изменениями.

Части суток. Рассказ  о своих занятиях в разное время суток. Часы. Знакомство с часами.

Неделя. Дни недели, их последовательность.

Месяц. Год. Сколько месяцев в году. Названия месяцев, их последовательность.

Профилактика простудных заболеваний.

Растения.

Растения нашей местности, распознавание их в природе. Деревья: лиственные, хвойные. Кустарники. Изготовление аппликаций.

Цветочная поляна. Садовые цветы. Полевые цветы. Комнатные растения.

Учусь ухаживать за растениями.

Овощная фантазия. Овощи и фрукты – полезные продукты.

Хлеб – всему голова. Злаки.

Тайны грибного царства. Съедобные и несъедобные грибы.

Братья наши меньшие.

Дикие и домашние животные. Обитатели живого уголка. Лес и его обитатели.

Животные Севера и животные жарких стран.

В семье друзей пернатых. Зимующие перелетные птицы. Наблюдение за поведение воробьев, голубей, галок и других птиц ближайшего природного окружения. Сравнение птиц по их размерам и окраске.

Маленькие непоседы – насекомые.

Жители водоемов. Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Сравнение рыб по размеру, форме тела, окраске.

Моя безопасность при общении с живой природой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по подготовке детей к школе

Система и режим работы по подготовке детей к школе и календарно-тематическое планирование....

Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)

Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...