Урок-ролевая игра по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Староверова Наталья Тимофеевна

Представлена разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Природа в опасности". Урок проходит в форме ролевой игры "Лесная лечебница". Уроку предшествует небольшая подготовительная работа: подготовка костюмов, разучивание ролей. На уроке также используется занимательный материал: загадки, стихи. В приложении к уроку даётся весь небходимый материал: карточки со значками-правилами поведения в природе; подписи групп, что позволяет сэкономить время подготовки к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_rolevaya_igra.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Урок - ролевая игра « Природа в опасности»

Цели урока:

  1. познакомить уч-ся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;
  2. расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, растений; о взаимосвязях в природе;
  3. воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;

      -   учить правильному поведению в природе;

  1. развивать речь, любознательность, логическое мышление, прививать эстетический вкус;
  2. учить делать выводы и обобщение.

 Оборудование:

-плакат «Загрязнение окружающей среды»;

-картинки-знаки «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не ловить насекомых», «Не брать из леса диких животных и их детёнышей»;

-таблички с надписями «Врачебный консилиум», «Художники», «Эксперты»;

-фломастеры, ножницы, листы бумаги, магниты.

ХОД УРОКА 

  Орг.момент:

1.Настрой на работу.

2. Проверка готовности к уроку.   

Сообщение темы и целей урока :

Прочитайте тему и эпиграф нашего  урока:

                                  «Природа в опасности!»

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.  

                                                                                                 М.М.Пришвин

Актуализация опорных знаний:

 Проверка домашнего задания

 1. Что такое «окружающая среда»?

(Всё то, что нас окружает,  места, где мы живём, работаем, отдыхаем.)

 2. Что изучает наука экология?

(Наука изучает законы природы, по которым мы должны жить.)

 3. Приведите примеры экологических связей

               а) живое – неживое;  

(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)

               б) неживое – живое;

(Воздух, вода, солнечный свет  необходимы  для жизни живых организмов.)

               в) растение – животные;

(Растения выделяют кислород, необходимый для  дыхания  животных;  служат материалом для постройки гнёзд птицам.)

               г) человек – природа.

(Человек дышит воздухом, берёт из природы материал для постройки жилища, воду, фрукты, овощи для питания)

4. Составь цепи питания из списка живых организмов: сова, семена сосны, мышь-полёвка; клевер, ворона, пчела, ящерица.

(1- семена сосны -  мышь -  полёвка -  сова;

2 – клевер -  пчела – ящерица - ворона)

5. Какое значение для людей имеет экология?

(От состояния окружающей среды зависит будущее человечества: хорошая экологическая обстановка – человек пьёт чистую воду, ест экологически чистые продукты, дышит чистым воздухом)

Восприятие и осмысление нового материала

а) Рассказ  учителя     (сопровождается показом презентации)

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

-Где используется древесина? (Люди из древесины делают мебель, строят дома, изготавливают бумагу)

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик  в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами… 

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

-Какие животные стали  редкими? Почему? (В результате неумеренной охоты стали редкими белые медведи моржи, зубры. Животные исчезают и из-за вырубки лесов, так как им становится негде жить)

Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению  редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

В нашей стране около 155 заповедников.

б) Беседа о необходимости бережного отношения к природе.

- В гостях у нас сегодня сказочный герой, который ближе всех к природе.

 Это - ……..(Лесовичок).

Лесовичок:

- Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

 Ночью тёмной грозовою?

                Что там шепчешь на заре,

                Весь в росе, как в серебре?

                Кто в глуши твоей таится?

                Что за зверь? Какая птица?

                Всё открой, не утаи:

               Ты же видишь — мы свои!

- Ребята, вы любите ходить в лес?

А теперь отгадайте загадки о лесе и его обитателях.

(Выходят дети и загадывают загадки)

Лесные загадки

1.        Сколько прожил молодец,

Столько в нём внутри колец.      (Дерево)

  1. Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.        (Дуб)

  1. Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем..        (Ёлка)

4.        У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.

                       Очень прямо я расту

В высоту.

 Если я не на опушке,

 Ветви - только на макушке.    (Сосна)

5.        Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит?    (Осина)

6.        Хозяин лесной
Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.       (Медведь)

7.        Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?        (Белка)

8.        Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами

За жуками и мышами.        (Ёж)

9.        У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.        (Заяц)

-Вы хорошо знаете загадки об обитателях леса.

-На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их знаете и выполняете. (Показ знаков)                    Приложение 1.

-Что они обозначают? (Нельзя ловить и убивать насекомых! Не ломай веток! Нельзя брать домой диких животных! Не оставляй после себя мусор! Не разводи костров! Не рви и не топчи растения! Не уничтожай ядовитые грибы!)

-А теперь послушайте стихотворение

                          Дикарь в лесу.

                   Хозяйка белочка в лесу

                 Орехи собирала.

                 Она в лесу том каждый сук

                 И каждый кустик знала.

                 Однажды в лес противный тип

                 Пришёл с большой котомкой.

                 Небрежно сбил ногою гриб

                 И выругался громко.

                 Стал гнуть орешину- сломал,

                 Зажал под мышкой ветви,

                 Нашёл один орех - сорвал,

                 Сорвал второй и третий...

                 Отбросил куст и, как медведь,

                 Пошёл себе довольный.

                 А бедной белке и смотреть

                 На это было больно.

                                                       Т.Ладонников

-Почему мальчик не понравился белочке? (Потому что  он неправильно ведёт себя в природе)                                                                         

-Стоит ли быть похожим на этого мальчика? ( Нет, он в лесу только гость. Надо соблюдать правила поведения в лесу, чтобы не нарушить покой животных))

в) Ролевая игра «Лесная лечебница»

-Лесовичок зовёт нас в лес, на помощь. Открывается лесная лечебница и скоро начнётся приём пациентов.

(Все ученики делятся на группы, им на столы ставятся таблички: «Врачебный консилиум» (1 группа), «Художники» (2 группа), «Эксперты» (3 группа).                      Приложение 2.     

Отдельно садятся дети в костюмах, представляющие «ель», «берёзу», «бабочку», «ландыш».

После команды учителя дети рассматривают предметы на столах. Учитель поясняет, что у «художников» должны лежать фломастеры, ножницы, альбомные листы. Сразу предлагается разрезать листы на 4 равные части. Пока «художники» работают, учитель поясняет, что у «врачей» должны быть карточки - «диагнозы».      Приложение 3.

Группа «врачей» знакомится с текстами карточек. В это время учитель поясняет «экспертам», что магниты им необходимы для того, чтобы прикрепить рисунки «художников» и карточки «врачей» на магнитную доску. Рисунки и карточки должны соответствовать друг другу. Каждому из пациентов «врачи» определят диагноз и эти карточки отдадут «художникам». «Художники» нарисуют условную схему по содержанию диагноза и всё это отдадут «экспертам». «Эксперты» соединят соответствующие рисунки и диагнозы и лесные жители будут «выздоравливать».

- Выходит первая пациентка - «берёза» и жалуется:

 - Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)

Выходит вторая пациентка-«ель»:

-Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно! Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.

( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)

         Появляется «ландыш»:

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений. 

( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)

          Прилетает «бабочка»:

  1. Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая их опылять. Но с тревогой порхаю я с сёстрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жёсткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию...
  2. ( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)

  1. Давайте подведём итог игры. Посмотрите, какой рецепт получился в нашей лесной лечебнице.

 «Эксперты» соединят соответствующие рисунки и диагнозы. На доске появляются схемы-диагнозы.

Учащиеся обсуждают правильность и точность диагнозов, предлагают свои пути «лечения».

  1. Подумайте, кому  больше подходит этот рецепт,  людям или обитателям леса. Почему? ( Это правила для людей, как вести себя в природе)

- Какие правила друзей природы вы запомнили?

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.

Физминутка

Вот мы с вами входим в лес.

 Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали

- Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

- Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

- Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем

- Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 Закрепление

- Однажды обходил Лесовичок свои владения. Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай, ты, меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки больше нет там жить.

-Почему? ( В грязной воде рыбы могут погибнуть)

(Вывешивается плакат «Загрязнение окружающей среды»)

-Как происходит загрязнение воды? Воздуха? (В реки, озёра, моря люди сливают грязную воду, в том числе с различными химическими отходами. На заводах и фабриках на трубах должны стоять фильтры. Если их нет, то в воздух попадают вредные вещества)

-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует в пищу разнообразных животных и растения.

(Дети читают статью учебника с.28-29)

 -Что вы узнали о Красной книге? (В Красную книгу внесены животные и растения, подлежащие охране )  

 Итог урока:

-О чём вы узнали сегодня на уроке? (Узнали, почему животные становятся редкими; когда и для чего была создана Красная книга)

-Как и почему охраняют природу? (Природу нужно охранять, потому что мы сами – часть природы. Мы не можем обойтись без чистого воздуха, чистой воды, растений и животных. Для охраны природы созданы Красная книга, заповедники. Мы должны соблюдать правила поведения в природе)

- Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину»

 - Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей).

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? ( Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.)

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

(- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. ) Давайте повторим эти правила. (Повторение правил с опорой на рисунки)

 Домашнее задание:

- Подготовить сообщение о растениях и животных из Красной книги.

Использованная литература

Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М., 2009

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Праздник – ожидаемое чудо. М.,2008

 Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по      курсу  «Окружающий  мир» 3 класс. М.,2004

Приложение 1.

   

Приложение 2

Художники

Эксперты

Врачебный консилиум

Приложение 3

Не делайте надрезов на коре деревьев, не срывайте её!

Не разоряйте гнёзда птиц!

Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!

Нельзя ловить бабочек!

На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлку!

Не ломайте ветки деревьев!

Нельзя рвать цветы!

Не берите животных из леса домой!

Не трогайте птенцов руками, их может покинуть мать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Растения прекрасные, но опасные"

Работа выполнена учеником. В ней рассказывается об опасности некоторых растений, которые нас окружают....

Урок окружающего мира 2 класс "Домашние опасности. Пожар"

Урок окружающего мира "Домашние опасности. Пожар" 2 класс, "Школа России", А.А.ПлешаковРабота в группах. Знакомство с профессией пожарного....

Урок окружающего мира по теме "Домашние опасности. Пожар!"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Закрепление знаний об опасностях, которые могут подстерегать дома. Знакомство с основными правилами противопожарной безопасности.Обучение осторож...

Урок окружающего мира по теме "Лесные опасности"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Закрепление правил безопасности, которые надо соблюдать дома. Обучение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых. О...

Интерактивный тест по окружающему миру. Тема:Природа в опасности", 3 кл.

Тест можно использовать при проверке знаний учащихся. В основе теста - шаблон , разработанный в MS PowerPoint с использованием  Visual Basic for Application Ивановым_Д. Иногда для запуска необход...

Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)

Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....

конспект урока окружающего мира-2 класс "домашние опасности"

Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые нужно соблюдать дома. Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, класси...