Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Планета знаний
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Савенкова Елена Александровна

Данный материал содержит рабочую программу по окружающему миру для 2 класса УМК Планета знаний. Программа включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса,методы и формы решения поставленных задач, тематическое содержание курса, планируемые результаты освоения программы по окружающему миру, основные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класса, календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_okr_mir_2_klass.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка
  2. к рабочей программе по окружающему миру

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год")
  3. Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
  5. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 2 класс. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). Программа курса «Окружающий мир» 2 класс, авторы: И.В.Потапов, Г.Г.Ивченкова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин.

  М.: АСТ: Астрель, 2012

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  1. социализация ребенка;
  1. развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие мышления, воображения и творческих способностей;

• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, класси- фицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

  1. формирование основ экологической культуры;
  1. патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образованию (дошкольное и начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причин но-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип -гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип кц льтц росообрадности. предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спи.ралевидности, В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1-2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3-4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы,

предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, про ВОдимые в течение одного урока, а также длительные опыты, про ведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать про исходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных nрактических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процесс е изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии,

уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Урони-практические заняти.я связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонст.рацией объектов или их изображений про водятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов про водится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок в 1 и 2 классах в связи с возрастными и психологическими особенностями требует сравнительно частой смены видов деятельности учащихся и состоит из частей, соответствующих различным видам деятельности (наблюдение, беседа, практическая работа, игра и т.п.) и объединённых общей темой и целями. В 3 и 4 классах чаще используется комбинированный урок, включающий характерные для него этапы (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, обобщение).

В программе выделены «Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру». В рубриках «у учащихся будут сформированы» и «учащиеся научатся» они определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

В рубриках «учащиеся получат возможность для формирования», «учащиеся получат возможность научиться» и «учащиеся могут научиться» определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания про граммы благодаря своей любознательности и способностям.

Таким образом, данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Содержание курса «Окружающий мир»

2 класс (68ч)

Как люди познают мир (16 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки - учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов.

Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (15 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли - Луна.

Глобус - модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и авездами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (24ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные - обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные - обитатели водоемов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (13 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек - член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Программа и материал УМК рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 2 классах (1-4).

Название темы

Количество часов

1

Как люди познают мир

16

2

Мы живём на планете Земля

15

3

Природа вокруг нас

24

4

Люди вокруг нас

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

у учащихся будут сформированы:

  1. положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
  2. внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
  3. понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  4. понимание значения взаимопомощи в семье;
  5. способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.

Могут быть сформированы:

  1. положительное отношение к учёбе, как интеллектуальномутруду;
  2. ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
  3. понимание ценности семейных отношений;
  4. способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа Учащиеся научатся:

  1. понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  2. давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  3. приводить примеры приборов и инструментов;
  1. пользоваться термометром для измерения температуры

воздуха, воды и тела человека;

  1. различать тела природы и изделия;
  2. приводить примеры тел и веществ;
  3. приводить примеры источников энергии;
  4. рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  5. рассказывать об исследованиях космоса;
  6. называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  7. рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде - Солнце о спутнике Земли - Луне;
  8. рассказывать о значении камня в жизни человека;
  9. называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  10. приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  11. различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  12. сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
  2. при водить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  3. рассказывать о путешествии как способе познания мира,

о великих географических открытиях;

  1. называть планеты Солнечной системы;
  2. отличать планету от звезды;
  3. покаэывать на глобусе материки и океаны;
  4. при водить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  5. рассказывать об использовании электрической энергии;
  6. рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  1. понимать, что такое окружающая среда;
  2. приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  3. приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  4. рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  5. проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  1. выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
  2. понимать значение науки и труда в жизни общества;
  3. рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. понимать, что человек - часть общества и часть природы;
  2. понимать значение общества в жизни человека;
  3. осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  4. рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
  5. понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
  2. понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
  3. намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
  4. следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
  5. про водить наблюдения и опыты по предложенному плану;
  6. оценивать правильность выполнения заданий;
  7. осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
  8. оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.

Учащиеся могут научиться:

  1. развивать и тренировать свою наблюдательность;
  2. ставить цели проведения наблюдений и опытов;
  3. осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
  4. планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
  2. понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
  3. понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  4. пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
  5. понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  1. пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
  2. осуществлять описание объектов природы;
  3. сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
  4. устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
  5. обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.

Коммуника тивные Учащиеся научатся:

  1. сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
  2. понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
  3. слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
  4. ставить вопросы друг другу,
  5. договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся могут научиться:

  1. высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
  2. соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
  3. сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

УМО для учащихся :

  1. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир».  -  М.: АСТ, «Астрель».  2011г.
  2. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».  В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2012г. 

УМО для учителя:

  1. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир».  -  М.: АСТ, «Астрель».  2011г.
  2. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».  В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2012г. 
  3. Г.Г.Ивченкова. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
  4. Программы общеобразовательных учреждений : Начальная школа: 2 класс. УМК «Планета знаний»(сборник) – М:АСТ: Астрель, 2012г.

Календарно- тематическое планирование «Окружающий мир» 2 класс УМК « Планета Знаний»

 авторы: И.В.Потапов, Г.Г.Ивченкова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин

№ урока

  Тема раздела, урока

Характеристика

учебной деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Как люди познают мир

15 ч

1-3

О науке

3 ч

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов.

Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.

Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства.

Определять время по часам.


Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.

Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.

Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.

Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору)

1н/09

4

Экскурсия в лес

1 ч

2н/09

5

Экскурсия к водоёму

1 ч

3н/09

6

7

Как учёные изучают мир

2 ч


4н/09

8

9

Умей видеть

2 ч


1н/10

10

Приборы и инструменты

1 ч

11

12

Измерение температуры и времени

2 ч

2н/10

13

Осень

1 ч

3н/10

14-15

Справочники, словари, энциклопедии

2 ч

4н/10

16

Об искусстве

1 ч

Мы живём на планете Земля

14 ч

17-18

Что такое космос

2 ч

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне;

использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем;  рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.


Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности.

5н/10

19-20

Солнечная

система

2 ч

3н/11

21-22

Голубая планета Земля

2 ч

4н/11

23

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

1 ч

5н/11

24

Спутник Земли — Луна

1 ч

25

Исследование космоса

1 ч

1н/12

26

Что такое глобус

1 ч

27

Почему день

сменяет ночь

1 ч

2н/12

28-29

Как изучали

земной шар

2 ч


3н/12

30

Исследование глубин морей и океанов

1 ч

4н/12

31

Зима

1 ч

Природа вокруг нас

23 ч

2 четверть

32-33

Тела и вещества

2

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.

Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.

Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.

Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.


Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах.

Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.

Участвовать в коллективной подготовке театра теней.

Выражать настроение в рисунках.

Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;

Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха).

Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.

Использовать справочник для получения новых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале),  участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

3н/01

34-35

Об энергии

2

4н/01

36-37

Свет и цвет

2

5н/01

38

Зеркала

1

1н/02

39

О цвете

1

40-41

В мире звука

2

2н/02

42-43

В мире камня

2

4н/02

44

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей

1

1н/03

45-46

В мире живой природы. На опушке

2

2н/03

47-48

В берёзовой роще

2

3н/03

49-50

В ельнике

2

4н/03

51-52

У лесного озера

2

1н/04

53

В сосновом лесу

1

2н/04

54

Берегите лес!

1

3н/04

55

весна

1

Люди вокруг нас

12 ч

56-

57

Человек

в обществе

2

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.


Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности и  планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

4н/04

58

Труд в жизни

Человека

1

5н/04

59-

60

Семья

2

1н/05

61-62

Бюджет семьи

2

2н/05

63-

64

Будем вежливы

2

3н/05

65-

66

О друзьях-товарищах

2

4н/05

67

Обобщение

Наблюдений

за весенними изменениями

в природе и труде людей

1

5н/05

68

лето

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Контрольная работа по окружающему миру по УМК "Планета Знаний" 2 класс

Контрольная работа подходит для проверки знаний учащихся по УМК "Планета Знаний" по теме "У лесного озера"....

Открытый урок по окружающему миру по УМК Планета Знаний 1 класс Моё настроение

Данный урок может быть использован учителями начальных классов для проведения урока по окружающему иру для 1 класса по теме: Моё настроение....

Конспект урока по окружающему миру "Дыхание", умк "Планета знаний", 3 класс.

Цели   урока:-Познакомить  учащихся со  строением  и основными функциями  дыхательной системы;-Формировать регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД;- Воспитывать...

Рабочая программа по окружающему миру для умк "Планета знаний" 1 класс

Рабочая прграмма соответсвует УМК "Планета знаний"...