Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф. Виноградовой.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Шмакова Оксана Юрьевна

      Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой содержит пояснительную записку, в которой представлены цели, структура, результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета, приложения к программе в виде проверочных  работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_mir.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/_С.В.Корзун_/


Протокол № __

от «__»   сентября___2013_г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска»:

Фомина Т,В./______________/


 «__»_сентября__2013_г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №  8 г. Петровска Саратовской области»:

Морозова Н.Г./______________/


Приказ № _ от «»сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по_окружающему миру, 4 класс___

Предмет, класс и т.п.

__Шмаковой Оксаны Юрьевны, высшая квалификационная категория___

Ф.И.О., категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__» сентября_2013 г.

                                          г. Петровск

                             2013 -  2014  учебный год

                                 Пояснительная записка

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Окружающий  мир».

     Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

     Цель учебного курса:  формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.
    Задачи курса:

Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие  школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств.

       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

              В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального  и  особенно  для  духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании  целостного  взгляда  на

окружающую социальную и природную среду, место человека в ней,  познании учащимся самого себя, своего «Я».  

Таким образом, изучение  Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного  и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя  группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

 Это:

  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

   достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  

  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:  

  осознание целостности окружающего мира, расширение  знаний о разных его сторонах и объектах;

  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  

  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только  рационально,  но  и образно.

            В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению  метапредметных  результатов  естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,  рассуждение,  описание  и др.).

            «Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.

Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.)

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
  2. педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
  3. культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
  4. необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
  5. принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
  6. краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  2. осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Методы и формы обучения предмета:

-продуктивные (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды)

- тематические экскурсии;

-рассматривание пейзажей;

- использование художественной литературы и научно-познавательной книги;

- практические методы изучения окружающего мира;

- дидактические игры;

- проблемные методы.

Срок реализации программы – 1 год

Тематическое планирование по   окружающему миру

        

Класс   4 в   Учитель Шмакова Оксана Юрьевна

Количество часов на год: всего    68     ; в неделю        2_______          

        

Плановых контрольных работ : 1 четверть ____________________________

                                                       2 четверть _______ _____________________

                                                       3 четверть ___________________________

                                                       4 четверть __________________________

Административных контрольных работ_________________________

Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Программа начальной школы «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова.

Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2009


         /указать документ/

Учебник

 «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях. Виноградова Н.Ф., М: Вентана-Граф, 2012.

______________________________________________________________

                                         /название, автор, издательство, год издания/

                                                                 I четверть

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


1,

2,

3,


Человек – Живое существо (организм).

I четверть  - 16 ч.

Как устроен организм человека.


3


3.09.

6.09.

10.09.

4.

Как устроен организм человека.

Проект «Может ли организм человека жить без витаминов».

1

13.09.

5,

6

Как устроен организм человека.

2

17.09.

20.09.

7,

8,

9.

Как человек воспринимает окружающий мир.

3

24.09.

27.09.

1.10.

10.

Мир чувств.

1

4.10.

11.

Мир чувств.

Проект «Может ли человек жить без чувств?»

1

8.10.

12

Внимание.

1

11.10.

13

Память.

1

15.10.

14, 15, 16

Ты и твое здоровье.

Правила здоровой жизни.

3

18.10.

22.10.

25.10.

Отметка о прохождении  программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                                                                 IIчетверть

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

17

Ты и твое здоровье.

Вредные привычки.

      1

     5.11.

18

Проект «Вредные привычки».

1

8.11.

19,

20

Когда дом становится опасным.

     2

     12.11.

15.11.

21

Опасности на дороге.

1

19.11.

22,

23

Если случилась беда.

2

22.11.

26.11.

24,

25

Что нужно знать о болезнях.

2

29.11.

3.12.

26

Человек- часть природы.

Чем человек отличается от животных.

1

6.12.

27,

28

От рождения до старости.

2

10.12.

13.12.

29

Человек среди людей.

Поговорим о доброте.

1

17.12.

30

О справедливости, правдивости и честности.

1

20.12.

31

О трудолюбии.

1

24.12.

32

О смелости.

1

27.12

Отметка о прохождении  программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        

                                                                 III четверть

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

33,

34

Человек среди людей

Общение людей.

      2

    14.01.

17.01.

35,

36, 37, 38.

Родная страна: от края до края

Природные зоны России.

4

21.01.

24.01.

28.01.

31.01.

39.

Почвы России.

1

4.02.

40.

Рельефы России.

1

7.02.

41.

Как возникали и строились города.

1

11.02.

42

Названия улиц.

1

14.02.

43, 44.

Дружбу водить – добрым быть.

2

18.02.

21.02.

45.

Человек - творец культурных ценностей.

О письменности.

1

25.02.

46.

Образование – часть культуры.

1

28.02.

47,

48.

Образование в эпоху Петра I и после его правления.

2

4.03.

7.03.

49,

50.

Русское искусство до XVIII (18) века.

2

11.03.

14.03.

51

Искусство России XVIII (18) века.

1

18.03.

52.

Искусство России XVIII (18) века.

Проект «Что такое «парадный портрет»».

1

21.03.

Отметка о прохождении  программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                                                                 IV четверть

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт


53,

54,

55,

56, 57.

Человек - творец культурных ценностей

Золотой век русской культуры.

5


1.04.

4.04.

8.04.

11.04.

15.04.

58, 59.

Искусство России XX века.

2

18.04.

22.04.

60.

Человек – защитник своего Отечества.

Борьба славян с половцами.

1

25.04.

61.

Войны со шведами и немецкими рыцарями.

1

29.04.

62.

Куликовская битва.

1

6.05.

63.

1812 год.

1

13.05.

64, 65.

Великая Отечественная война.

2

16.05.

20.05.

66.

Гражданин и государство.

Мы – граждане Российского государства.

1

23.05.

67

Древняя и Московская Русь.

Урок повторения и обобщения.

1

27.05.

68.

Россия XVIII – XX (18-20)  веков.

Урок повторения и обобщения.

1

30.05.





Отметка о прохождении  программы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Содержание тем учебного курса

Введение (1ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы..

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

       Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости  и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми
людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признакш заболевания. Правила поведения во время болезней.

 

Человек и общество, в котором он  живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв,

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек - творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века.  «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (в.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения  советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин,  В.В.Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры

 России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная  

 Дума современной России.

Человек - воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами.

Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

К концу  обучения  в  4  классе учащиеся  должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах):

     

1. называть (приводить примеры):

       

 •  признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

•  основные органы и системы органов человека и их
функции;        
       •  правила здорового образа жизни;            

 •   права гражданина и ребенка в России;        
      •  основных правителей российского государства (князь,первый царь, первый и последний императоры);  
       •  народы, населяющие Россию;              

2. различать (соотносить):

•  год и век, арабские и римские цифры;

искусственные тела (изделия) и тела природы;

эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

события, персоналии и их принодлежность конкретной исторической эпохе (древняя Русь, Московская Русь,  Россия, современная Россия);

 3. решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

       

    раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.;

           применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов чувств, двигательный режим и др.);

          раскрывать причины отдаленных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

           узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

            составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

          объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

          в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

            работать с географической и исторической  картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

  1. Беседы с учителем: 4  класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 3-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2011

Для учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. –   М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – В 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2012

Материально-техническое обеспечение учебного предмета (Окружающий мир)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Методические пособия для учителя

К


П


П



 Д

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Д


Д


 Д

Географические и исторические настенные карты.

 Атласы.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

К

Ф

Например,    репродукции картин

Технические средства обучения

Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Проигрыватель.

Персональный компьютер.

Д

Д

Д

Размер не менее 1 50 х 50 см

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Д

Д

Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп.

К

Д

     К

Д

Д

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).


.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения.)

Ф/П

Ф/П

Ф/П


Д

С учётом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П


П

К

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

Ф

Д

Д


Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Список литературы

  1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ

педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Министерство образования РФ.

  1. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

    4.Сборник программ «Начальная школа XXI века». Москва.: Вентана-Граф, 2010

Приложение к программе

4 класс

Тема № 1 «Человек  —  живое   существо (организм)»

1.   Подчеркни   названия   органов,   которые   входят   в   нервную   систему.

Головной   мозг,   трахея,   спинной   мозг,   мышцы,   печень,   сердце.

2.   Напиши    ответ    на    вопрос:    «Что    помогает развитию   скелета   и   мышц   человека?»________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.   Закончи   предложения.

• Двигательная   система   —   это    ______________________________.

• Дыхательная   система   —   это _________________________________.        

• Пищеварительная   система   —   это ____________________________ .

• Самый   тяжёлый   орган   нашего  тела   — ______________________.

• Сердечная   мышца   делает   в   день до ____________ сокращений.

• Кровеносная   система   —   это ______________________________.

4.   Отметь   знаком   « + »   правила   охраны   органов  дыхания.

• Чаще   пить   холодную   воду.

• Много   разговаривать   и   кричать   в   морозные  дни.

• Чаще проветривать комнату, в которой занимаешься.

• Дышать   на   морозе  только   через   нос.

• Заниматься   дыхательными   упражнениями.

5. Заполни   таблицу   «Работа   клеток   крови».

Красные клетки крови

Белые клетки крови






6.   Закончи   предложения.

У   человека   пять   органов   чувств:

 ________________________________________________________________

Язык   как   один   из   органов   чувств   воспринимает разные   вкусы:__________________________________________________________

7,   Заполни   таблицу   «Продукты,   отличающиеся по   вкусу».

Сладкое

Горькое

Кислое

Солёное

8.Приведи примеры предметов салатного цвета, бордового, лимонного, вишневого, алого.

Солёное

Кислое

Мышь______________________________

Ребёнок___________________________

Дождь__________________________

9.   Впиши   слова, обозначающие   характер   издаваемых   звуков.

Дверь ______________________

Медведь _____________________

Кукушка ____________________

Гром__________________________

10. Назови эмоции, противоположные перечисленным.        

Печаль-   ________________________

зависть -__________________________________________
гнев - _________________ _________________________ 

радость- _________________________________________
страх — _________________________________________

 Тема № 2  «Ты   и  твоё   здоровье»

1.   Объедини     продукты     в    группы:

1)много белков;   2)   много жиров;   3)много   углеводов.

Молоко,   мясо,   рыба,   масло,   колбаса,   пирожное, творог,   маргарин,   шоколад,   сосиски, мармелад.

2.Отметь знаком «+» правильный ответ на
вопрос: «Как здоровый организм влияет на умственные способности человека?

- Снижает

- Не   влияет

- Повышает

3.Подготовь план ответа на вопрос: «Какая забава опасна для жизни?»

4.   Запиши   телефоны   служб экстренной помощи.

При   пожаре   —   _____________________.

При   травме - ________________________.

     При   утечке   газа   — ___________________________.        

Если   в   квартиру   пытается   войти   незнакомый человек - _________.

Г).   Перечисли   признаки болезни.

Грипп - ___________________________________________.

Отравление   — _____________________________.

   Ангина   —  _______________________________.

   Аллергия   — ___________________________________

Тема № 3   Человек  —   часть   природы»

1.   Отметь   знаком   «+»   правильные   ответы на вопрос: «Чем   человек   отличается   от  животного?»

  1. Умеет  строить жилища.
  2. Имеет  головной   мозг  и   нервную  систему.
  3. Заботится  о  потомстве.
  4. Пользуется языком   для   выражения   своих мыслей.
  5. Умеет   планировать  свою  деятельность.
  6. Производит  орудия   труда.
  7. Имеет   память,   умеет   быть   внимательным.

2.Напиши,    что нужно   делать,    чтобы решить трудную задачу. _______________________________________________________________

   

3. Продолжи   предложение.

С   помощью   реи и   человек   может ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________.

4.   Соедини   по   смыслу   слова   из правого  столбика   со словами   из   левого   столбика.
старость        ребёнок
детство                            мужчина
зрелость            
              юноша
юность                            старик

5.Подчеркни   ответы   на   вопрос:   «Что необходимо человеку   для   роста   и   развития?»

Свежий воздух, хорошее питание, игрушки, хорошая квартира, тёплый климат, общение со взрослыми, игры со сверстниками, красивая мебель, компьютер, книги.

Тема № 4  «Человек   среди   людей»

1.    Соедини   начало        и   конец   пословицы.

Сам   погибай...        ...так   и  откликнется.

Нет  друга   —   ищи...        ...а  товарища   выручай

Как  аукнется...        ...а   нашёл   —   береги

2.   Напиши   правила   общения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  К     какому     времени     относится     следующее письмо?   Выбери   ответ.

«Милостивый   государь   Пётр   Алексеевич!

Спешу сообщить Вам приятное известие: в Москву едет с визитом многоуважаемый Акакий Павлович. Он был благосклонен и взял для Вас от меня небольшой призент. Буду рад, если мой подарок Вам понравится…»

  1. Письмо написано в наши дни.
  2. Письмо написано в XIX  веке.

Тема  № 5 «Родная   страна:   от   края до  края»

1.   Напиши    отличительные особенности природных зон.

Тундра   — ___________________________.

Тайга   — _____________________________.

Степь   —   _____________________________.

2.   Запиши   названия   животных   и   растений,   которые   обитают  в  тайге,

Растения   — ____________________________.

Животные   — ____________________________.

3.Исправь   ошибки   в   высказывании.

В   Арктике   обитают   морской   котик,   белый   медведь,   бурый   медведь,   соболь,   гагара.

4.Дополни схему.

Состав почвы

5. Перечисли особенности местности, на которой строились русские города.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие «кремлёвские» города ты знаешь?

_______________________________________________________________

Закончи предложения.

  1. Северные соседи России - ___________________________.
  2. Финляндия - ______________________________________.
  3. Китай – одна из самых ______________________________.
  4. Восточные соседи России - __________________________.

Тема  №6  «Человек  —  творец   культурных ценностей»

1. Кому принадлежат следующие слова? Выбери ответ и отметь его знаком « +».

«...Посылать собирать детей и отдавать их в обучение книжное...»

• князь   Владимир

• княгиня   Ольга

• Пётр   Великий

2. На чём писали на руси в X веке? Выбери ответ и отметь его.

• бумага         • картон         • береста

3. Переведи отрывки из летописи на современный язык. (На отдельном листке.)

   В   то   лето   побил   мороз   рожь,   и   ржи   осьминка  стоила   по   полгривны.

Вложил    Бог   в    сердце    князя    Мстислава    мыль благую   о 

Русской   земле,   и   созвал   князь братию свою   и   начал   думать с   ними   так:

     - Братья, пожалеем о Русской земле и о своей отчине и дедине.

4. Составь «рисунчатое письмо»: напиши с его помощью своему другу о чём хочешь. (Па отдельном  листке.)

5.   Дай   название   этому   тексту.   _______________________________

Пётр I много сделал для просвещения народа. В годы его царствования открывались начальные школы, где детей обучали чтению, письму и счету. Трудностей было много: не хватало учителей, хороших учебников, тетрадей для письма. Но всё же с каждым годом грамотных людей прибавлялось.

6. Напиши рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание.

аз   —______________                мыслете   — _________________
буки   —   ____________                          ферт   — _____________
веди   —_______________

7. Почему  А.С. Пушкин  называл М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?

______________________________________________________

8. Переведи на современный язык слова Ломоносова: «„Грамматика" М. Смотрицкого учила не только „благо глаголити и писати, но и стихи слагати"». ____________________

_________________________________________________________.

9. Отметь знаком « + » события, с которыми были связаны обрядовые праздники.

Рождение   ребёнка;   строительство   дома;   покупка скотины;   встреча   весны;   завершение  уборки   урожая встреча   Нового   года.

10.Подбери   синонимы   к   слову   «скоморох». _________________________________________________________

11. Приведи примеры «парадных» портретов.

_________________________________________________________

12.Письменно объясни выражение «публичный театр».

____________________________________________________________

13. Отметь   знаком   «+»   век,   который   называли золотым   веком»   русской   культуры.

X   век         • XX   век         • XI   век         • XIX   век

14. Перечисли   имена   известных   тебе:

• писателей   XIX   века__________________________________________

_______________________________________________________________

  • художников   XIX   века ____________________________________

____________________________________________________________

15. Закончи   предложения.

• Левитан   —   художник,   а   Глинка   — ___________________.

• Чехов   —   писатель,   а   Репин   —   ________________________.

• Некрасов   —   поэт,   а   Чайковский   — __________________.

16. Отметь   знаком    « + »    автора   оперы «Жизнь за   царя».

• Чайковский        • Глинка

17.Отметь   знаком   «+»   автора   картины    «Украинская   ночь».

Куинджи              Левитан

18. Отметь   знаком   «+»   жанр,   к   которому   относится   картина   И.Левитана «Золотая   осень».

                • портрет       • натюрморт        • пейзаж

19. Как   ты   понимаешь,   кто   такие   передвижник и?   Напиши.  

________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Каких   детских   поэтов   XX   века   ты   знаешь? Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________

21. Исправь   ошибку   в   каждом   утверждении.

  1. Куликовская   битва   произошла   в   1941   году,
  2. Отечественная    война    1812    года   велась   против поляков.
  3. Великая   Отечественная   война   закончилась   в   ноябре 1945   года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...