урок окружающего мира 1 класс "Почему дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ермакова Татьяна Владимировна

Урок-исследование по традиционной системе(Школа России), с элементами развивающего обучения. Дети определяют границы знания и незнания, ставят цели и задачи урока и поэтапно их решают, рефлексируя каждый этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspektprezentaciya_quotpochemu_duet_veterquot.zip1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

Каменского  района Алтайского края

Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе

«Почему дует ветер?»

подготовила

учитель начальных классов

Ермакова Татьяна Владимировна

с. Новоярки

2012

Тема: Почему дует ветер?

Цели урока:

  1. дать представление о причинах возникновения   ветра;
  2. прививать  детям навыки проектно- исследовательской работы;
  3.  развивать навыки работы с различными источниками учебной информации;  
  4. воспитывать навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование:

  1. штатив, свеча, легкий вентилятор из тонкой жести;
  2.  воздушный шарик;
  3.  Прозрачный стакан с водой и масло (подсолнечное)
  4. презентация на слайдах
  5. у детей:  на столах ватманы, картинки: солнце, стрелки теплого и холодного воздуха, туча, земля, лучи солнца) 
  6. у каждого ребенка сигнальные карточки в виде лиц, с разным выражением – «смайлы» грустный – не понял, не согласен, ничего не получается и т.д.(), веселый – все понял, согласен, все получается ит.д.(), сомневающийся – не уверен в чем - либо (--)

.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Здравствуйте! Садитесь.  

2. Постановка темы  и цели урока, проблемы урока

Сегодня на улице такой ветер, и откуда он только взялся?

Сейчас мы сами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.

- Ребята, а что такое ветер? (движение воздуха)

- Как вы думаете, ребята, почему дует ветер? (свободные высказывания детей)

-Что же нам делать – мнения у нас разные, а как же на самом деле, где истина?

- Мы можем посвятить наш урок разгадке этой тайны: почему дует ветер.

- Итак, давайте поставим цель нашего урока  -  узнать настоящую тайну - почему дует ветер (слайд 3)

Предлагаю вам на уроке побыть настоящими исследователями. Кто такие исследователи и чем они занимаются? (слайд 4) Дети высказываются, а учитель достает словарь  и читает определение понятий «исследование» и «исследователь»

- Ребята, а как же мы будем разгадывать эту тайну, предлагаю подниматься по лестнице знаний (слайд 5)

1 ступенька: постановка цели урока;

2 ступенька: проведение и наблюдение опыта;

3 ступенька: изучение различных источников информации. Какие  источники вы знаете? (прочитать об этом в умных книгах, спросить у взрослых, найти в других источниках – интернет)

4 ступенька: познание истины, открытие нового знания – конечная цель нашего урока.

- Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? (внимательность, сообразительность, дисциплинированность, сотрудничество, умение высказывать своё мнение и слушать другого человека) (слайд 6)

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему   дует ветер.  

4. Совместное открытие нового. Движение по ступеням.

 Итак, ребята, начинаем наше восхождение по лестнице нового знания, и незаметно для себя мы преодолели  первую ступеньку, мы уже поставили цель нашего урока.

-Какая цель нашего урока? – (узнать, почему дует ветер.)

- Мы приблизились ко второй ступеньке познания: проведение и наблюдение опытов.

Опыт № 1

Учитель подходит к закрытой двери класса и держит в руке воздушный шарик.

- Ребята, а какой воздух теплее в классе или в коридоре? (в классе)

- А теперь посмотрите, что произойдет: учитель кладет шарик около двери и открывает дверь. (Шарик движется от двери в класс)

- Что произошло? Как вы думаете почему? (холодный воздух стремится в класс и вытесняет теплый воздух, который всегда поднимается вверх, шарик двигается)

- Получается небольшой ветер.

Опыт № 2

Учитель берет прозрачный  сосуд с водой в одну руку, а в другую руку сосуд с подсолнечным маслом.

- Представьте себе, что вода – это холодный воздух, а масло – это тёплый воздух, а теперь посмотрите, что происходит: учитель выливает масло в воду, масло поднимается вверх.

- Что произошло, расскажите. (Масло находится вверху, а вода внизу) Мы представили,   что вода – это холодный воздух, а масло – это тёплый воздух, значит, теплый воздух поднимается   вверх, а холодный находится снизу.

Опыт № 3

На штатив закреплен кусочек толстой короткой проволоки, на которую нанизывается   небольшой легкий вентилятор из тонкой жести (фольги), вниз подставляется горящая свеча, вентилятор начинает крутиться.

- Что происходит? (свеча горит, а вертушка крутится) почему крутится вертушка? (свеча нагревает воздух, он поднимается вверх и вызывает небольшой ветерок, который крутит вентилятор)

Чем похожи все три опыта? (во всех опытах участвуют холодный и теплый воздух, которые  и вызывают ветер) 

- А теперь немного отдохнем и будем двигаться дальше.

Физминутка. (слайд 7)

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише, деревцо все выше-выше.

- Итак, ребята, мы преодолели вторую ступень, и подошли к третьей ступени изучении различных источников информации.

- Ребята, вы не случайно сидите по группам, группа это маленький коллектив, в котором у каждого своя роль, посовещайтесь и выберите журналиста, художника, корреспондента и самого главного человека - командира, который будет выступать от вашей команды на класс.

(объясняются роли для каждого: художник выбирает нужное и наклеивает на плакат,   журналист читает предложенный учителем текст, выбирает нужное и записывает, корреспондент берет интервью у взрослых, которые сидят в зале, командир координирует работу и помогает журналисту в работе над плакатом) (слайд 8, 9, 10, 11)

- А теперь приступаем  к исполнению тех ролей, которые вы распределили. (5 мин дети работают в группах) А итогом вашей работы будет плакат, на котором вы изобразите, как образуется и почему дует ветер. Все необходимые детали для приклеивания у вас на столах:  ватманы, картинки солнца, стрелки теплого и холодного воздуха, туча, земля, лучи солнца) 

Защита плакатов (командиры выступают с плакатами у доски, объясняя, почему дует ветер)

- Все группы  поработали, а теперь оцените свою работу в группе при помощи «смайлов». (Учитель еще раз напоминает, что означает каждый значок, обязательно обратить внимание на тех детей, у которых грустный или сомневающийся «смайл»)

- Ребята, а какой бывает ветер? (ответы детей)

 Ветер бывает разный. (Слайд 12) Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.

- Молодцы! Вы нашли все ошибки.

- Так почему же дует ветер?

- Правильно, тёплый воздух поднимается вверх, а холодный занимает его место. - Как вы думаете, преодолели мы ещё одну ступеньку? Почему? А ещё что узнали?

 

5. Итог урока. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока? (Узнать, почему дует ветер). Кто считает, что мы добрались до  последней ступени, познали истину и достигли нашей цели?   Поднимите смайлик (учитель смотрит на поднятые «смайлы», если есть сомневающиеся, выслушивает детей, задавая вопрос «почему?»)

- Урок прошел не зря, и мы познали истину и достигли поставленной цели.

- На память о нашем уроке я дарю вам открытки с изображением сказочного ветра, а на обратной стороне открытки ваше домашнее задание (на выбор: придумать историю о ветерке или нарисовать волшебный  ветерок)

- Спасибо за урок. Урок окончен.

 

Список использованной литературы

1. Плешаков А.А.  Окружающий мир 1 класс. Учебник в 2-х частях  М: «Просвещение», 2010.

2. Плешаков А.А.  Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях  М: «Просвещение», 2010.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  http://900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir/Pochemu-veter-duet/Pochemu-veter-duet.html

2.  http://viki.rdf.ru/item/1393

3  http://krasnoflotckay.narod.ru/nahaln.htm)
4.  
http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/pochemu-duet-veter/

5.http://festival.1september.ru/articles/519992/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...

Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...

Презентация к уроку окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" Батищева Н.А

Презентация к уроку окружающего мира "Почему идёт дождь и дует ветер" Батищева Н.А...