Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления. "Карта знаний" используется на этапе рефлексии для проверки усвоения полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_karty_urokov_po_okruzhayushchemu_miru.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Панина Лидия Владимировна

МБОУ СОШ №1 г. Павлово

       учитель высшей квалификационной категории

Технологические карты уроков по окружающему миру по теме «Органы чувств» (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков « Окружающий мир», 2класс). Система Л.В.Занкова.

Технологическая карта 1.

Тема: Осязание.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: ознакомить учащихся с органом осязания, его значением.

Задачи урока: 1.Формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;

2.Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через исследовательскую работу и самопознание.

3.Развитие учебно-организационных умений: планирование своей деятельности для решения учебной задачи, развитие самооценки и самоконтроля.

4.Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством использования здоровьесберегающих технологий и овладение нормами здорового образа жизни.

5.Формирование коммуникативных действий при работе в парах и группах.

Планируемые результаты

Знать названия органа осязания.

Уметь различать предметы окружающего мира с помощью тактильных ощущений.

 Использовать  полученные знания для  оказания первой помощи при повреждении кожных покровов.

                

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап: организационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.

Проверяет готовность класса . Разыгрывание этюда «Солнышко».

Знакомство с планом урока.(Лучи солнышка показывают на пункты плана).

Показывают движения пробудившегося солнышка.

Знакомятся с планом урока.

Быстрое включение учащихся в деятельность.

Формулирование целевых установок урока и плана работы.

Развитие творческого воображения.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками..

Умение слушать собеседника.

Овладение навыком совместной передачи последовательных движений.

Контролируют синхронность выполнения движений.

Умение четко и последовательно выполнять соответствующие движения.

Осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации.

Этап: мотивационный.

Цель: мотивирование учебной деятельности.

Предлагает разгадать кроссворд на изученные органы чувств.

Проверяет осознанность и полноту знаний.

Отгадывают кроссворд.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.

Умение использовать знания в нестандартной ситуации.

Во время фронтальной работы взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

. Умение слушать собеседника, построение понятных для собеседника высказываний.

Навык организации сотрудничества с педагогом, сверстниками.

Контролируют правильность ответов.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнение, уточнение высказанных мнений.

Этап: актуализация знаний.

Цель: актуализация изученных способов действий.

Вызывает к доске трех учеников, предлагает закрыть глаза Проводит им по руке разными предметами.

Ставит проблемный вопрос.

Участники игры с завязанными глазами пытаются угадать предмет, не взяв его в руки.

Доказывают свое предположение.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Понятие социальной значимости изучаемого объекта.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Владение монологической речью.

.

 Контролируют правильность ответов.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Удерживание цели деятельности до получения ее результата.

Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Этап: Постановка цели урока.

Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.

В результате обсуждения  проблемного вопроса предлагает сформулировать тему урока.

Формулируют учебную задачу.

Умение формулировать учебную задачу.

Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация  личного жизненного опыта.

Понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала.

Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение формулировать собственное мнение.

Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.

Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы.

Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.

Этап: изучение нового материала.

Цель: знакомство со строением кожи человека.

Делит класс на группы. Каждая группа- лаборатория.

Организует работу в группах с целью получении необходимой информации.

Прочитывают приготовленные учителем тексты об особенностях кожи.

Рассматривают  и исследуют кожу в микроскоп.

Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий.

Участвуют в обсуждении выбора нужной информации.

Умение формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.

Планирование учебного сотрудничества.

 Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Заслушивают отвечающих..

Самостоятельное выделение ориентиров в новом учебном материале.

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Этап: усвоение новых знаний.

Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение парной работы.

Организует работу в парах по карточкам.

Соотносят группу признаков с органом осязания.

По итогам работы заполняют таблицу.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование    познавательной инициативы через самостоятельные предположения..

Использование знаково-символических средств.

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.), установление причинно-следственных связей.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Осознание ответственности за общее дело.

Владение навыком диалогической речи.

В результате самопроверки проводят коррекцию выявленных пробелов в осмыслении  изученного материала.

Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап: закрепление новых знаний.

Цель: Создание содержательных условий усвоения уч-ся  изучаемого материала через здоровьесберегающие технологии.  

Проводит ролевую игру

 « Советы Доктора Айболита».

Практическая работа

«Уход за кожей».

Анализируют жизненные ситуации.

Показывают правильность мытья рук.

Составляют профилактическую карту по уходу за кожей.

Причинно-следственные связи и зависимости.

Анализ результатов жизненного опыта. 

Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности.

Умение формулировать собственное мнение.

Адекватное использование речевых средств, поведенческих правил.

В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль.

Рефлексия своих выводов, действий и условий осуществляемых действий.

Этап: контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Цель: выявление уровня  и качества полученных знаний и способов действий.

Проводит фронтальный опрос по типу: «Что было бы, если…».

Самостоятельно выстраивают собственные предположения и записывают в «Карту знаний».

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

Выполняют работу самостоятельно и меняются карточками для взаимопроверки.

 Ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Осуществляют взаимопроверку.

Развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Итоговый контроль деятельности.

Оценка  уровня владения тем или иным учебным действием.

Этап: рефлексия.

Цель: Инициировать  психо - эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».

Организует самооценку деятельности по плану урока.

В «Карте знаний» отмечают свои успехи.

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей  и схем для решения задач.

  Формулирование собственного мнения и позиции;

состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Проводят самооценку своей деятельности

Внутренняя позиция школьника.

Самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Этап: «Домашнее задание»

Объясняет сущность домашнего задания:  

Объяснить, что было особенного в сказке Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине»

        Карта знаний

  1. Кожа- это орган _____________________________.
  2. Отметь на «лесенке» уровень  своих знаний об органе осязания.

  1. Таблица классификации признаков .

вкус

обоняние

осязание

  1. «Что было бы, если…»?

__________________________________________________________________

               5. Оцени свою результативность на уроке по числовому ряду:

                             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

Технологическая карта 2

Тема: Обоняние и вкус.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширять знания учащихся об органах чувств человека- носе и языке.

Задачи урока: 1.Формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;

2.Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через исследовательскую работу и самопознание.

3.Развитие учебно-организационных умений: планирование своей деятельности для решения учебной задачи, развитие самооценки и самоконтроля.

4.Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством использования здоровьесберегающих технологий и овладение нормами здорового образа жизни.

5.Формирование коммуникативных действий при работе в парах и группах.

Планируемые результаты.  

Знать названия органов обоняния и вкуса.

Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Использовать полученные знания для профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

        

        

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап: организационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.

Проговаривает вместе с детьми стихотворение, нацеливая на учебную деятельность.

Проговаривают вместе уже знакомый текст стихотворения..

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Умение слушать собеседника.

Контролируют ритм проговаривания.

Умение слушать собеседника и проговаривать в соответствии с целевой установкой. Осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации.

Этап: мотивационный.

Цель: мотивирование учебной деятельности.

На доске изображения носов разных животных. Организует беседу, выявляющую представления детей о принадлежности носа к определенному животному и его значении.

Выходят к доске и высказывают предположения.

Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.

. Умение слушать собеседника, построение понятных для собеседника высказываний.

Возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность .

Этап: актуализация знаний.

Цель: актуализация изученных способов действий.

Загадывает загадки об органах чувств.

Проводит игру «Угадай предмет».

Отгадывают загадки.

Участники игры с завязанными глазами пытаются угадать предмет, не взяв его в руки.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Понятие социальной значимости изучаемого объекта.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Умение учитывать позицию партнёра.

 Контролируют правильность ответов.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Этап: Постановка цели урока.

Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.

В результате постановки проблемного вопроса предлагает сформулировать тему урока.

Формулируют учебную задачу.

Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация  личного жизненного опыта.

Выдвижение гипотезы и ее обоснование.

Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Умение формулировать собственное мнение.

Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.

Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы.

Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.

Этап: изучение нового материала.

Цель: знакомство со строением носа человека.

Организует работу в парах с целью получения дополнительной информации.

Оценивает работу пар.

Демонстрирует муляж носа.

Участвуют в парной работе.

Работая с учебником получают недостающую информацию.

Самостоятельное осуществление поиска информации для решения учебной задачи.

Определение основной и второстепенной информации Познавательная инициатива, овладение новой терминологией. Построение логической цепи рассуждений.

 

Участвуют в обсуждении выбора нужной информации.

Умение формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.

Планирование учебного сотрудничества.

 Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Заслушивают отвечающих..

Самостоятельное выделение ориентиров в новом учебном материале.

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Этап: усвоение новых знаний.

Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение опытной работы.

Организует работу лабораторий. Раздает инструментарий для проведения опытной работы.

Определяют по запаху вкус предлагаемых продуктов.

Разрешают проблемную ситуацию .(недостающий орган – язык)

По итогам исследования заполняют таблицу.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование    познавательной инициативы через создание проблемной ситуации.

Использование знаково-символических средств.

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.), установление причинно-следственных связей.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Осознание ответственности за общее дело.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Обсуждают действия каждого участника эксперимента.

Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап: закрепление новых знаний.

Цель: Создание содержательных условий усвоения уч-ся  изучаемого материала через здоровьесберегающие технологии.  

Проводит ролевую игру « Советы Доктора Айболита», направленную на развитие самопознания уч-ся.

Анализируют жизненные ситуации.

Составляют «Карту советов» по профилактике простудных заболеваний.

Причинно-следственные связи и зависимости.

Анализ результатов жизненного опыта. 

Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности.

Умение формулировать собственное мнение.

Адекватное использование речевых средств, поведенческих правил.

В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль.

Рефлексия своих выводов, действий и условий осуществляемых действий.

Этап: контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Цель: выявление уровня  и качества полученных знаний и способов действий.

Проводит на нетбуках  тест- опросник, дифференцированный  по степени сложности.

Организует проверку выполненной работы на общем экране.

Самостоятельно выполняют тестовые задания.

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

Выполняют работу самостоятельно

 

Ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Осуществляют самопроверку

Развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Итоговый контроль деятельности.

Оценка  уровня владения тем или иным учебным действием.

Этап: рефлексия.

Цель: Инициировать  психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».

Организует самооценку деятельности по плану урока.

В «Карте знаний» отмечают свои успехи.

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей  и схем для решения задач.

  Формулирование собственного мнения и позиции;

состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Проводят самооценку своей деятельности

Внутренняя позиция школьника.

Самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Этап: «Домашнее задание»

  1. Объясняет сущность домашнего задания:  нарисовать рисунок к фразеологизмам: «Встретиться нос к носу», «Повесить нос» , «Найти общий язык»

Карта знаний

  1. Нос- это орган   _________________________________________,

Язык – это орган ________________________________________.

  1. Отметь на «лесенке» уровень  своих знаний, полученных на уроке.

  1. «Карта  советов» по профилактике простудных заболеваний.
  • ________________________
  • ________________________
  • ________________________

  1. Хочется ли ещё узнать что- то новое про органы зрения?

А) Да

Б) нет

5.    Твоё отношение к уроку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Нервная система»

Технологическая карта урока по окружающему миру«Нервная система»4 класс...