Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "в мире камней"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Рыкова Ирина Алексеевна

 

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: В мире камней.

 

Цели урока:

1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.

2.Учить детей планировать свою деятельность, работать со справочными таблицами.

2.Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

 

Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, презентация, коллекция камней; для работы в группах: справочные таблицы, лупа, стакан с водой, молоточек, карточки с надписями камней, сигналы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 128907.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

Конспект урока по теме

«В мире камней»

по предмету «Окружающий мир»,

2 класс

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Касаткина Ольга Вячеславовна

                     

2010-2011 учебный год

Урок окружающего мира во 2 классе.

(УМК «Планета знаний»)

Тема: В мире камней.

Цели урока:

1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.

2.Учить детей планировать свою деятельность, работать со справочными таблицами.

2.Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, презентация, коллекция камней; для работы в группах: справочные таблицы, лупа, стакан с водой, молоточек, карточки с надписями камней, сигналы.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности. (слайд 1)

        -Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробку. Вам интересно, что в ней находится?

        Тогда послушайте мой рассказ: (слайд 2)

«Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.

Камень был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу.

Однако, не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, давали им названия.

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы  и минералы, занимается наука – геология.» (слайд 3)

-Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим. (Коробка открывается)

-О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока «В мире камней» (слайд 4)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.

        - Из этих камней я предлагаю вам создать коллекцию. Но для этого  под каждым камнем надо  написать краткие сведения о нем: название, где используется.

        -Рассмотрите камни. Какие вам знакомы, какие – нет?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Сможем ли мы сейчас подписать все камни?  Почему?(Недостаточно знаний)

-Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (спросить у взрослых, прочитать в книге)

        -В каких книгах мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)

IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

        - Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? (Найти сведения о незнакомых камнях) (слайд 5)

-Чем воспользуемся?

-Справочника - определителя горных пород и минералов у нас нет, но есть справочная таблица с описанием некоторых камней и их свойств. (слайд 6-8)
- Как пользоваться данной таблицей? Давайте составим план работы.        

-Посмотрите в таблицу.

-Что будем сначала исследовать? (Цвет). Как? (Рассмотрим)

-Что проверим потом?  (Прочность камня). Как? (Попробуем разломить или расколоть молоточком)

-Каким будет третий шаг? (Проверить особые свойства камня).

-Что будем делать потом? (Прочитаем, как используется камень)

-Что узнаем в результате наших действий? (Название камня)

        В процессе работы на слайде появляется следующая запись (слайд 9):

План работы:

1.Определи цвет камня. (Используй лупу)

2.Проверь камень на прочность. (Стукни молоточком или попробуй разломить)

3.Прочти в таблице об особых свойствах камня, если можешь, проверь их.
4.Узнай, где камень используется.

5. Прочти название камня.

V. Реализация построенного проекта.

        Фронтально решается задача по определению одного из камней. (гиперссылка на слайд 8)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

        Работа в группах.

Дети разделены на 4 группы. У каждой на столе по 2 камня. Пользуясь справочной таблицей, учащиеся определяют названия камней. Подбирают нужную надпись.

1 группа – гранит, мел;

2 группа – кремень, каменная соль;

3 группа – яшма, торф;

4 группа – каменный уголь, пемза.

        Затем группы отчитываются перед классом. Выбранные надписи приклеиваются в коллекцию камней.

VII.Включение в систему знаний и повторение.

        На интерактивной доске отдельно картинки всех изученных камней и их названия. Дети на доске соединяют картинки  камней с надписями.

        Дополнительная информация         учителя:

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассматривали на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями. А есть камни, которые создал человек. Например, драгоценные камни, кирпич, бетон, стекло. Их называют искусственными камнями. (слайд 10)

        

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

        -Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Выполнили ли мы её?

- Оцените свою работу на уроке. (слайд 11-12)

IХ.Домашнее задание.

Учебник с.96-98 читать, ответить на вопросы 1-2 или составить свою коллекцию камней (можно с помощью картинок).

Справочная таблица

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Каменный уголь

Черный блестящий

Твердый, но хрупкий, колется

Хорошо горит

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств

Кремень

Желтоватый с чередованием темных и светлых полос

Твердый

При трении двух камней можно высечь искры

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень, в зажигалках

Каменная соль

Белая, серая

Твердая, но колется

Растворяется в воде

Для приготовления пищи

Мел

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Пористая (похожа на губку), легкая, не тонет в воде

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Янтарь

Золотисто - желтый

Твердый

Иногда в нем можно увидеть остатки растений и насекомых

Для изготовления ювелирных украшений: бус, колец, серёжек.

Яшма

Серовато-зеленая или красно-синяя и др.

Твердая, прочная

С причудливыми разводами и узорами

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок

Торф

Темно-коричневый с остатками растений

Твердый, но легко крошится

Хорошо горит

Как топливо и удобрение

Справочная таблица №1

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Каменный уголь

Черный блестящий

Твердый, но хрупкий, колется

Хорошо горит

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств

Мел

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Справочная таблица №2

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Кремень

Желтоватый с чередованием темных и светлых полос

Твердый

При трении двух камней можно высечь искры

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень, в зажигалках

Каменная соль

Белая, серая

Твердая, но колется

Растворяется в воде

Для приготовления пищи

Янтарь

Золотисто – желтый

Твердый

Иногда в нем можно увидеть остатки растений и насекомых

Для изготовления ювелирных украшений: бус, колец, серёжек.

Справочная таблица №3

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Мел

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Яшма

Серовато-зеленая или красно-синяя и др.

Твердая, прочная

С причудливыми разводами и узорами

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок

Торф

Темно-коричневый с остатками растений

Твердый, но легко крошится

Хорошо горит

Как топливо и удобрение

Справочная таблица №4

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Каменный уголь

Черный блестящий

Твердый, но хрупкий, колется

Хорошо горит

Для отопления жилых помещений, изготовления пластмасс, лекарств

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Пористая (похожа на губку), легкая, не тонет в воде

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Гранит.

Используется в строительстве.

Торф.

Используется как топливо и удобрение

Яшма.

Используется как поделочный камень

Каменный уголь.

Используется как топ- ливо, для изготовления пластмасс, лекарств

Мел.

Используется в строительстве, при изготовлении мелков

Пемза.

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

Каменная соль. Используется для приготовления пищи.

Кремень.

Для шлифовки и полировки изделий, как поделочный камень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана - конспекта урока "Окружающий мир" 2 класс по теме "Водоёмы"

Разработка плана-конспекта по курсу "Окружающий мир" , программа Школа России, 2 класс, "Водоёмы", с мультимедийной презентацией...

Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня

Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока...

Технологическая карта урока по ИЗО 1 класс на тему "В мире сказок. Буратино."

Создать условие для выполнения творческой работы « портрет». Формировать умение выполнять иллюстрацию сказочного героя....

Конспект урока окружающий мир, 3 класс "Путешествие по странам мира" ПНШ

Конспект урока по теме "путешествие по странам мира" 3 класс, по программе перспективная начальнач школа (ПНШ)....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...