Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 4 класс) по теме

 Рабочая программа  2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по окружающему миру для 1 -4 классов начальной школы, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» Самара: Издательский дом «Фёдоров» издательство «Учебная литература» 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zap_okr_4.docx45.78 КБ
Microsoft Office document icon kalen-_tem_plany_okr_mir_4kl.doc96 КБ
Файл ber_r_prir.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

            Рабочая программа  2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по окружающему миру для 1 -4 классов начальной школы, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» Самара: Издательский дом «Фёдоров» издательство «Учебная литература» 2011 год.

        При составлении рабочей программы 2 вида произведена корректировка программы: 34 часа перераспределены в клуб «Береги родную природу» на занятия внеурочной деятельностью в МБОУ СОШ №14им. А.И.Покрышкина.

    Учебный курс «Окружающий мир» в 4 классе призван решать в системе общего развития учащихся следующие цели и задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

     

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

  Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, котороерассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

    В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

1.3. Место курса «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).При составлении рабочей программы 2 вида произведена корректировка авторской программы: 34 часа перераспределены в клуб «Береги родную природу» на занятия внеурочной деятельностью в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№14им. А.И.Покрышкина

1.4. Результаты изучения курса.

   Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе:
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При  изучении  курса  «Окружающий мир»  достигаются  следующие      предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

1.5.Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная (авторская)

программа

Рабочая программа

предмет

Клуб «Береги родную природу»

1

Человек и окружающий мир.

21 ч

8

5

1.1

Наши соседи.

5

3

2

Преобразования в России.

10ч

7

3

3

Мир человека в Новое время.

27ч

7

10

3.1

Человек и природа.

2

8

4

Современная Россия.

10

5

5

Итого:

68ч

34

34

Темы по окружающему миру 4 класса,

вынесенные во внеурочную деятельность.

№ п/п

№ п/п

Разделы, темы.

Кол-во часов

  1. Человек и окружающий мир. 8 ч

1.

1

Энергия – источник движения.

1

2.

2

Человек познаёт самого себя.

1

3.

3

Ваша родословная.

1

4.

4

Младший школьник.

1

5.

5

Правила здорового образа жизни.

1

6.

6

Первая помощь при переломах и порезах.

1

7.

7

Эпидемии и борьба с ними.

1

8.

8

Представление о странах мира.

1

                 2.Преобразования в России.3ч

9.

1

Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

1

10.

2

Значение полезных ископаемых в хозяйственной  жизни человека.

1

11.

3

Люди, занятые горным делом. План местности.

1

3.Мир человека в Новое время. 18 ч

12.

1

Открытие новых земель.

1

13.

2

Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

1

14.

3

Государства – участники войны.

1

15.

4

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

1

16.

5

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

1

17.

6

Красная книга России.

1

18.

7

Открытие  нервной системы.

1

19.

8

Дыхательная система.

1

20.

9

Болезни дыхательной путей и их профилактика.

1

21.

10

Правильное питание и здоровье.

1

22.

11

Гигиена ротовой полости  и зубов.

1

23.

12

Выделительная система  и ее значение  для организма.

1

24.

13

Правила здорового образа жизни.

1

25.

14

Полезные и вредные привычки.

1

26

15

Личная ответственность за состояние своего здоровья.

1

27.

16.

Внимательное и уважительное отношение к людям.

1

28.

17.

Витамины в жизни человека.

1

29.

18.

Как работают органы чувств.

1

4. Современная Россия. 5ч

30.

1.

Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина»

1

31.

2.

Государственное устройство.

1

32.

3.

Праздники в жизни общества.

1

33.

4.

Святыни Москвы – святыни России.

1

34.

5.

Выдающиеся люди разных эпох.

1

Итог:

34ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Человек и окружающий мир( 13 час)

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Лекарственные растения. Условия жизни европейцев в Средние века. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Практические работы:

  • осенние работы на пришкольном участке;
  • составление комплекса упражнений утренней гимнастики;
  • составление режима дня;
  • определение своего роста и веса;
  • наблюдение за работой мышц и их утомляемостью;
  • рассматривание клетки под микроскопом;
  • оказание первой помощи при ушибах и порезах;
  • работа с гербарными экземплярами лекарственных растений;
  • работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Преобразования в России (5 часов)

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов - основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом. Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности.

Практические работы:

  • определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов;
  • работа с физической картой России (полезные ископаемые);
  • работа с исторической картой;
  • составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий музеи.

Мир человека в Новое время (7 часов)

. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор. События в России в начале XX века. Великая Отечественная война (1941-1945). Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники.  Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье.  Выделительная система и ее значение для организма.

Практические работы.

  • сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период;
  • оказание первой помощи при легких травмах;
  • подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений;
  • определение количества дыхательных движений в минуту;
  • составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ;
  • весенние работы на пришкольном участке;
  • работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Современная Россия (7 часов)

Россия - многонациональное государство. Москва - столица государства, ее достопримечательности. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция - Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства - соседи России.

Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Беларусь (Англия, Франция, Германия, Китай...).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

Обучающиеся должны

  • устанавливать связи:
  • между производственной деятельностью человека и природой;
  • между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

  • владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
  • уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.);
  • систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и     исторические понятия;
  • описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
  • проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
  • работать с простейшими моделями;
  • достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
  • пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • знать/понимать:
  • названия основных органов человека и их значение;
  • некоторые правила предупреждения травм;
  • нормы здорового образа жизни;
  • полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
  • основные этапы истории России;
  • государственную символику;
  • даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
  • народы, населяющие Россию (не менее трех);
  • название основного закона страны;
  • достопримечательности родного края;
  • названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
  • уметь:
  • находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
  • различать полезные ископаемые (не менее трех);
  • иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
  • соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
  • оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • соблюдать правила охраны природы;
  • ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
  • кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
  • описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;
  • соотносить год с веком;
  • узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 частях. \ Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс\ Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
  3. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир».4  класс. \ Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  4. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011
  5. Авторские тесты и контрольные работы с учетом особенностей класса.
  6. Авторские презентации Power Point  к урокам и ученические презентации проектов.

  1. Описание материально - технического обеспечения

образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально - технического обеспечения.

Кол-во

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради)

К

2.

Нучно-популярные, художественные книги для чтения

П

3.

Детская справочная литература

П

4.

Методические пособия для учителя

Д

Печатные пособия.

1.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Д

2.

Плакаты по основным темам естествознания.

Д

3.

Портреты выдающихся людей России.

Д

4.

Географические и исторические карты.

Д

5.

Атлас географических и исторических карт .

К

6.

Иллюстративные материалы.

Ф

Технические средства обучения.

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,

картинок, постеров.

Д

2.

Телевизор

Д

3.

Видеомагнитофон

Д

4.

Аудиоцентр

Д

5.

Диапроектор

Д

6.

Мультимедийный проектор

Д

7.

Экспозиционный экран

Д

8.

Компьютер

Д

9.

Сканер

Д

10.

Принтер

Д

11.

Фотокамера цифровая

Д

12.

Видеокамера цифровая

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.

Термометры, лупа, компас.

К

2.

Термометр медицинский, часы с синхронизированными стрелками.

Д

3.

Лабораторное оборудование для проведения опытов.

К/Ф

4.

Муляжи овощей, фруктов, грибов, модели дорожных знаков,

средств транспорта.

Д

5

Модель «торс человека с внутренними органами».

Д /Ф

Натуральные объекты

1

Коллекции полезных ископаемых, плодов и семян растений.

Гербарии культурных  и дикорастущих растений.

Ф/П

2

Живые объекты( комнатные растения, животные)

Д

Игры и игрушки

1.

Настольные развивающие игры по тематике предмета « Окружающий мир»

П

2.

Настольные развлекающие игры

Ф

Оборудование класса

1.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

К

2.

Стол учительский с тумбой

Д

3.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов

Д

4.

Настенные доски

Д

5.

Подставки для книг

Д

Согласовано:                                                                         Согласовано:

Протокол заседания                                                             Зам. директора по УВР

МО учителей нач. кл.                                                      __________Терещенко Л.В.

№ 1 от 29.08.13 г.                                                                    29.08.13 г.

Руководитель МО_________Лозовская И.В.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое  планирование

по окружающему миру 4 класс (34 часа)


урока

п\п


Содержание.

Кол-во

часов

Дата

УУД

Обору-

дование

урока

План

Факт


Человек и окружающий мир


8 ч

1.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

1

Уметь находить дополнительную информацию.

DVD

«Большая энциклопедия Килилла и Мефодия»

2.

Практическая работа № 1  «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

1

Уметь видеть общее и отличительное в строении разных клеток

3.

Рост и развитие человека.

1


Использовать знания в повседневной жизни.

Набор «Человек»

4.

Тело человека: опорно-двигательная система.

1

Иметь представление

о строении скелета человека, его назначении

5.

Кожа.

1

Устанавливать причинно-следственные связи

ММУ

Презентация «Кожа»

6.

Практическая работа № 2 «Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов» 

1

Уметь ответить на ключевые вопросы темы



7.

Лекарственные растения Краснодарского края.


1

Использовать приобретенные знания для развития   познавательных интересов о нашем крае. Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях. Уметь приводить примеры, описывать растения

Карта Краснодарского края

Гербарий растений.

8.

Экскурсия № 1  по теме « Первая помощь при ушибах и порезах» (мед.кабинет)

1


Наши соседи.


5 ч

9.

Условия жизни европейцев в Средние века.

      1


Уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира

Плакаты, презентация.

10.

Расширение знаний о Земле.

      1

Уметь находить дополнительную информацию.

11.

Открытие Америки Христофором Колумбом.

1

ММУ

Презентация «Открытие  Америки»

12.

Кругосветное путешествие Фернаном Магелланом.

1


Уметь оценивать устное высказывание детей по обсуждаемой теме.

13.

Практическая работа № 3 по теме: «Работа с контурной картой. Путешественники»

1

Уметь переносить данные из атласа в контурную карту.

ММУ

Преобразования в России.

7 ч

14.

Россия при Петре I.

1

Иметь представление

о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России. Уметь описывать отдельные события из истории

DVD

«Уроки тетушки Совы»

15.

Экскурсия мультимедийная№2 по теме: « Санкт – Петербург: достопримечательности»

1

Уметь ответить на ключевые вопросы темы

16.

М.В.Ломоносов – основоположник русской науки.

1

Уметь находить дополнительную информацию.

DVD

«Большая энциклопедия Килилла и Мефодия»

17.

Горное дело: горные породы и минералы.

1

Уметь оценить воздействие природы на человека

18.


Практическая работа № 4  по теме: «Определение состава и свойств полезных ископаемых».

1

Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами, уметь определять местонахождение объектов на физической карте России, определять состав и свойства полезных ископаемых.

19.

Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов.


1


Иметь представление об истории русского военного искусства.


Плакаты.

20.

Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.

1

Уметь находить дополнительную информацию.

ММУ

Мир человека в Новое время.

9 ч

21.

Особенности природы России в сравнении с природой других материков.

1


Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов

22.

События в России в начале XX века.

1

Уметь описывать (устно) изучаемое событие из истории Отечества. Уметь работать с тетрадью на печатной основе. Знать границы России, некоторые города, столицу, события из истории Отечества

ММУ документальный фильм

23.

Великая Отечественная война.

1

 Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом

24.

Развитие науки и техники.

1

Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках

25.

Практическая работа № 5 «Сбор материала о судьбе края в обозначенный период»

1

Уметь ответить на ключевые вопросы темы

3 D

Атлас Земли

26.

Экологические проблемы России и Краснодарского края.

1

Использовать приобретенные знания для развития   познавательных интересов о нашей планете.

27.

Новые знания о человеке. И.П.Павлов.

1

Плакаты

28.

Нервная система и органы чувств.

1

Иметь представление

о строении человека. Знать, как сохранить крепкую нервную систему

29.

Система кровообращения. Пищеварительная система.

1

Иметь представление

о значении кровеносной системы

Современная Россия.

5 ч

30.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

1

Знать имена выдающихся  рос. госуд. деятелей в изучаемый период, иметь представление об истории  Отечества .

3 D

Атлас Земли

31.

Экскурсия в исторический музей №3 по теме: «Государственная символика»

1

Знать символику Российского государства

32.

Конституция – Основной закон РФ.

1

Иметь элементарное представление об устройстве государственной власти страны

33.

Россия на карте. Москва – столица государства.

1

Уметь находить дополнительную информацию.

Презентация «Москва»

34.

Россия – многонациональное государство.

1

Уметь ответить на ключевые вопросы темы

Согласовано:                                                               Согласовано:

Протокол заседания                                                   Зам. директора по УВР

МО учителей нач. кл.                                                 __________Терещенко Л.В.

№ 1 от 30.08.13 г.                                                          30.08.13 г.

_________Лозовская И.В.

        



Предварительный просмотр:

Темы по окружающему миру 4 класса,

вынесенные во внеурочную деятельность.

№ п/п

№ п/п

Разделы, темы.

Кол-во часов

  1. Человек и окружающий мир. 8 ч

1.

1

Энергия – источник движения.

1

2.

2

Человек познаёт самого себя.

1

3.

3

Ваша родословная.

1

4.

4

Младший школьник.

1

5.

5

Правила здорового образа жизни.

1

6.

6

Первая помощь при переломах и порезах.

1

7.

7

Эпидемии и борьба с ними.

1

8.

8

Представление о странах мира.

1

                 2.Преобразования в России.3ч

9.

1

Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

1

10.

2

Значение полезных ископаемых в хозяйственной  жизни человека.

1

11.

3

Люди, занятые горным делом. План местности.

1

3.Мир человека в Новое время. 18 ч

12.

1

Открытие новых земель.

1

13.

2

Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

1

14.

3

Государства – участники войны.

1

15.

4

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

1

16.

5

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

1

17.

6

Красная книга России.

1

18.

7

Открытие  нервной системы.

1

19.

8

Дыхательная система.

1

20.

9

Болезни дыхательной путей и их профилактика.

1

21.

10

Правильное питание и здоровье.

1

22.

11

Гигиена ротовой полости  и зубов.

1

23.

12

Выделительная система  и ее значение  для организма.

1

24.

13

Правила здорового образа жизни.

1

25.

14

Полезные и вредные привычки.

1

26

15

Личная ответственность за состояние своего здоровья.

1

27.

16.

Внимательное и уважительное отношение к людям.

1

28.

17.

Витамины в жизни человека.

1

29.

18.

Как работают органы чувств.

1

4. Современная Россия. 5ч

30.

1.

Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина»

1

31.

2.

Государственное устройство.

1

32.

3.

Праздники в жизни общества.

1

33.

4.

Святыни Москвы – святыни России.

1

34.

5.

Выдающиеся люди разных эпох.

1

Итог:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по математике 3 класс.Система СРО Л.В.Занкова

Рекомендуется для учителей начальных классовКалендарно-тематический план по математике 3 класс .СРО Л.В.Занкова 2013-2014 уч.г. сНаименованиетем  уроков Кол-вочас. ДатапроведенияОс...

Рабочая программа по математике 3 класс (система РО Л.В.Занкова)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....