Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Фёдорова Ольга Николаевна

 

Планируемый результат:

 

Выполнять частично поисковую деятельность

. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

 Быть внимательным и наблюдательным.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_na_konkurs.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок-исследование  "Полезные ископаемые"

                                    в системно-деятельностном подходе.  3 класс    

   Конкурс учебно-методических разработок уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"

Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс

 Автор - Ольга Фёдорова

Опубликовано Fedorova-O-N в Пнд, 04/03/2013 - 14:53

                                 

Цели:

Дидактические: познакомить  детей с полезным ископаемым – каменным углём, определить его свойства, узнать о способах добычи и его использовании в хозяйственных целях.

 влиянием деятельности человека на состояние природных  богатств

 . • приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);

 • приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

Педагогические:

 приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

 • знание ступеней исследовательской деятельности;

 • умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

 - развивать наблюдательность, внимание;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

 Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

 Воспитывать культуру поведения во время работы.

Формировать УУД:

Личностные УУД

- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

- Способствовать развитию умения работать в группе;

- Способствовать расширению словарного запаса детей;

 - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД

- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

 - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ; работать по предложенному учителем плану

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт .

Познавательные УУД

- делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Задачи урока:

Образовательные:

Повторить о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств каменного угля;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающие:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательные:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.

Воспитывать толерантность.

Метапредметные:

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

 Для учителя:

презентация; компьютер, мультимедийный проектор, экран; набор букв;

Для детей: учебник "Окружающий мир" 3 класс.

раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы; альбомные листы для оформления разделов исследовательской работы; справочная литература; наборы предметных картинок: «Добыча каменного угля», фломастеры.

исследовательская карта «Лист юных исследователей», сигнальные карточки

Планируемый результат:

Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

 Быть внимательным и наблюдательным.

 

                                                   ХОД   УРОКА

  1. Эмоциональный настрой

– Добрый день, ребята . Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.

2. Актуализация знаний учащихся

                         

Три царевны подземного царства», 1884 год

За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса — на ней изображена царевна каменного угля.

– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему: «Тайны недр земли».

 – Что мы уже знаем по этой теме?  ( Одновременно с ответами детей составляется таблица)

-  Какие вы полезные ископаемые знаете?

– Можно ли сказать, что горные породы и минералы приносят пользу человеку?

 – Как иначе их можно назвать? (полезные ископаемые).

- Почему их называют полезными ископаемыми? ( Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь).

             Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

            Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

             Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

– Задайте по теме вопросы, на которые вы в данный момент хотели бы получить  ответ. На некоторые вопросы постараемся ответить в течении урока.

 (Составленная по ответам учеников таблица)

.      Мы уже знаем по этой теме

                    Что бы хотелось узнать?

1.Что такое минералы и горные породы

Как ищут горные породы?  Как  их добывают?)

2 Название некоторых полезных ископаемых

Где и как человек использует горные породы и минералы?

3.Как разрушаются горные породы.

Как надо охранять полезные ископаемые?

                                   3. Формулировка темы и целей  урока

          Эта планета солнечной системы,   имеет шарообразную форму,  окружена воздушной оболочкой.  Поверхность ее – горы, равнины, овраги.  На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри   (в недрах)   –   ?

– Что нам предстоит сегодня выяснить?

(Что находится в недрах Земли,  о богатствах Земли).

Какие хитрые секреты

 Таят обычные предметы:

 Блестят в солонке минералы!

 Снежинки – это же кристаллы!

 Фольга, скрывавшая конфету -

 Металл такой же, как в ракетах.

 Таит его простая глина,

 Сестра сапфира и рубина!

 А коль споткнешься ты о камень,

 Не думай, что виной булыжник,

 И тут всесильная природа

 Тебе подсунула породу!

                           

Попробуйте  сформулировать тему сегодняшнего урока

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”

 

                                                  Игра с буквами.

– Чтобы узнать, какое  полезное ископаемое будем исследовать, давайте соберем его название из букв.

( На  магнитной  доске буквы в  свободном  порядке. Дети  собирают  из букв слова.)

 – Теперь более конкретно сформулируйте тему исследования. ( Каменный уголь)

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.

– Все ли свойства  полезных ископаемых мы знаем и можем назвать?

 – Поставьте цель исследования. (изучить свойства каменного угля).

                         

                             

                       

                             4. Создание проблемной ситуации

– С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых.

    Каменный уголь называют «черным алмазом. Хотя если сравнивать уголь и алмазы, то, несмотря на то, что стоимость алмазов, по сравнению с углем очень высока, но все же пользы больше от каменного угля.

Если закончатся запасы алмазов, человечество сможет пережить данный кризис, поскольку есть много других драгоценных металлов и камней, которые смогут заменить алмазы. А альтернативы каменному углю на данный момент еще не найдено.

Какой проблемный вопрос встает перед нами?

(Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?)

Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых.

- Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря  (Поиск и ответ детей).  

 – Зачем нужно заниматься разведкой месторождений?  

  – Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые)

ПЕСОК                  ГЕОЛОГ                  ПОЧВА        

         ГРАНИТ                  ВОДА                 УГОЛЬ

– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог)

 Докажите почему?

Геологи – это люди,  которые ищут природные богатства и изучают их).

Геологи  занимаются разведкой месторождений

 Мы геологами станем ?

Да? – да!                          ( хлопок над головой)

Будут  все гордится нами.

Да? – да!                          ( хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора                 (показывают руками)

Бурная река                   (показывают руками)

Ее не обойдешь              (топают ногами)

Ее не проплывешь         («плывут»)

Ее не пролетишь            («крылья»)

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да!                        (хлопок над головой)

                                 

                                            5. Выдвижение гипотез

–Я предлагаю вам выдвинуть гипотезы исследования. Для начала, начните со слов «Мы предполагаем, что каменный уголь обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

Не забывайте о словах: ДОПУСТИМ,  ПРЕДПОЛОЖИМ,  ВОЗМОЖНО,  ЧТО, ЕСЛИ,

 Я ДУМАЮ.

                Что выше леса,

    Краше света,

    Без огня горит?    (Солнце)

- А зачем нам ребята солнце?  ( Солнце – источник жизни; наша планета Земля с помощью Солнца стала планетой жизни; оно дает нам тепло и свет; все живое на земле нуждается в нем; если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни)

- А знаете ли вы, что Солнце дает нам неограниченное количество Энергии?

 Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

      Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

- Подумайте и скажите, где мы встречаемся с электроэнергией? С электричеством?

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию.

                                               

                                                 6. Исследование

Итак, мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию каменного угля. Для этого вам необходимо разбиться на группы исследователей.  У  каждой группы есть «Лист юных исследователей» для записи наших с вами исследований.

                                                  На доске план:

   1. Обсуждение задания.

   2. Выполнение практического задания      (экспериментаторы).

    3. Оформление результатов                        (иллюстраторы)

    4. Формулирование выводов                       (аналитики)

    5. Применение                                              (исследователи)

1 группа – свойства каменного угля                          (экспериментаторы).

2  группа -  где используют                                        (исследователи)

3 группа – как добывают, охрана                               (иллюстраторы)

 4 группа – Экологическая безопасность                   (аналитики)

                                   1 -й этап – задания по группам

- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”

                                           

                                                Задание для 1 группы.

 (Перед практической работой необходимо напомнить детям о технике безопасности при работе с данным полезным ископаемым. Вспомнить правило о том, исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот.)

На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.

- У вас на столах материал для исследования. Это  -  каменный уголь.

- Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Молоток, гвоздь, стаканы с водой, лупа)

Вам нужно:

1.Провести опыт.

 2.Зафиксировать результат наблюдения

 3.Сформулировать вывод.

и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

                                                  Практическая работа

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет ________________________________________________

Запах________________________________________________

Твёрдое или рыхлое (или пластичное)____________________

Тяжелее, легче воды ___________________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Растворимость_________________________________________

Другие свойства_______________________________________                

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_____________________________________________

                                           Текст для исследования

Задание:

1. Прочитать текст

2. Ответить на вопросы

- Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

-  Какие виды топлива вы знаете?

- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?

- Почему сейчас не отапливают древесиной?

- Что заменило дрова?

           Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений.

               Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это

удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

        Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно.

-Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения  законсервировали в себе свет и тепло   Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле  миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что  « уголь – солнечные консервы, чудо – консервы».

                                         

                                   

                                       

                                            Задание для 2 группы

1.Прочитайте текст № 1.

 Найдите и подчеркните в тексте продукты, которые получают из угля.

2. Прочитайте тексты № 2 и № 3.  

Попытайтесь ответить на вопросы:

– Как связаны между собой слова: каменный уголь, батареи отопления, электричество?

- Что дал человеку уголь?

  Текст № 1                  СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ

           В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был Ванюшка-царевич. Знал он о своем царстве ни много, ни мало, а ровнехонько ничего. Разослал однажды Ванюшка-царевич во все концы своего государства гонцов-скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное, что только есть в его царстве.

Чего только не принесли люди: и чудо-птицу павлина, и камни самоцветные, и самородки золотые. Последним появился неказистый мужичок, лыком подпоясанный, в лапти обутый, и подал царевичу простой черный уголек-замарашку. Рассердился Ванюша.

 - Мне, - говорит, - добрые люди самоцветов, драгоценных камней полный сундук по натащили, а ты что принес? Теперь снова руки мыть придется. Забирай, и прочь отсюда!

        Обиделся мужичок, а черный уголек и того пуще. Покатился уголек за порог, и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темным-темно.

 - Это почему? - рассердился Ванюшка-царевич. - Подать сюда самого главного мудреца, пусть объяснит мне, по какому такому случаю в государстве темень кромешная наступила?

 - Все потому, - сказал главный придворный мудрец, - что электричество иссякло.

 - Почему?!

 - А потому что топки погасли.

 - Почему?

 - Потому что по Вашей премудрой милости уголек в стране пропал.

 - Пропал и ладно, пускай свечи зажгyт.

            Свечи зажгли, посветлело. Да вот беда - холодно во дворце. у придворных зуб на зуб не попадает. Опять зовет Ванюшка царевич главного мудреца.

 - Это на каком таком основании мы все тут обчихались, и лично у моего высочества пар изо рта валит?

 - Так ведь отопление, ваше высочество, не действует.

- Почему?

 - Да потому что в котельных огня нет.

 - Почему?

 - Опять потому, что уголек по вашей милости пропал.

 - Ладно, - сказал Ванюшка-царевич. - Дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдем наш новый портрет смотреть. Приходят к придворному художнику, а у того на холсте одним  карандашом черточки нарисованы и больше ничего.

 - Это что за безобразие! - рассердился царевич, - почему я у тебя получился такой бледный? Я заказывал картину, чтобы всеми красками сверкала.

 - Так ведь многоцветных красок нет, ваше высочество, их же из черного каменного угля добывают, а уголек по вашей милости, сами знаете...

   От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши. Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
– Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
– Простите, ваше величество, но белый порошок аспирин из черного угля делают, и все исчезло, словно никогда и не было.      

           Тут с криком воевода вбегает: «Беда! Напало на нас войско царевны Аленки из соседней сторонки».

- А где мои верные солдаты - бравые ребята?

 - Солдатам-ребятам сражаться нечем: нет булатных мечей, нет железных щитов, хоть картошкой кидайся, блинами защищайся.

 - Что ж кузнецы-молодцы мечи не сковали?

 - Кузнецы говорят: «Не можем ковать - огонь в кузницах погас, угля нет». И железа нет, как его без каменного угля из руды возьмешь?

          И решил Ванюшка-царевич бежать без оглядки из своего царства-государства, пока цел. Слез с пуховой перины, хвать кафтан, а на нем ни одной пуговицы. И новых  не пришьешь - пластмассовые пуговицы тоже из угля делают.

 – Подать шубу мою меховую! – повелел Царевич.
– Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она исчезла, – отвечает Тут царевич взмолился: «Уголек! Родимый, прости. Воротись, не помни зла!»

          Говорят, простил его уголек - вернулся...

      Текст № 2                     Что дал человеку уголь?

          Что дал человеку уголь, тот самый уголь, который добывают шахтеры из недр земли и который большинство из нас в глаза не видели? Из современных источников энергии это, пожалуй, самый скрытный. Многие современные люди вообще не сталкивались ни с чем, кроме электричества и бензина. Однако вряд ли у нас было бы электричество или бензин, не говоря уже об атомной энергии, если бы на планете не было угля. Вряд ли вообще наша цивилизация смогла бы достичь современного уровня развития без этого простого и важного полезного ископаемого.

            На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и так далее), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы).

 Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.

Начиная примерно с XVII века в процессе становления машинного производства на Первый план выходит проблема овладения энергией (машины и станки необходимо было приводить в движение).

          Именно открытие угля, дешевого и доступного источника энергии, дало толчок тем изменениям, которые мы сегодня именуем научно-технической революцией.

          Именно уголь стал той силой, которая позволила выплавить металл для парового двигателя и раскрутить его в полную силу, тем самым запустив маховик прогресса, который дал нам авиалайнеры, интернет и возможность жить полноценной, сытой жизнью в защищенных отапливаемых домах.

Даже сегодня большая часть привычного электричества в мире вырабатывается на тепловых электростанциях. Металлургия без угля вообще не может существовать.

           Говоря простыми словами, уголь – это не что иное, как энергия Солнца, упавшая на планету более 300 млн лет назад. Превращенная далекими предками современных елей и берез в процессе фотосинтеза в органические вещества, похороненная под толщей пород, превращенная в почти чистый углерод, она терпеливо дожидалась своего часа. Углекислый газ, образующийся в результате горения угля – это тот самый газ, который более 300 млн лет назад поглощали растения, перерабатывая его в органическую

Текст № 3

         Огонь очень долго оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал,

как можно укротить давнего врага. Человек подошел к горящему дереву и сказал Огню:

— Я тебя больше не боюсь… И ты будешь служить мне. Я приручу тебя!

— Остерегись! — предупредил Огонь. — Я никогда и никому не служил. Все  боятся меня. Со мною шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и превратить  в пепел.

— Не хвались! — крикнул Огню Человек. — У меня есть друг, который живо

утихомирит тебя.

— Кто? — спросил Огонь. — Кто?

— Вода, — сказал Человек. — Она твоя смерть. Всего одно лишь упоминание

этого страшного для Огня слова сразу убавило его пыл, и он присмирел.

— Вот так-то лучше, — сказал Человек. — Иди ко мне. Ты будешь гореть у меня

с пользой.

        Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и перенес ее в свою пещеру.

От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.

        Много, очень много раз дни сменяли ночи, а лето — зиму. И с каждым годом

прирученный Огонь служил Человеку все лучше и усерднее. Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжигал  горшки.

       А потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо. У Человека появились надежные инструменты. Хорошие топоры, острые пилы, ножи и копья, молоты и плуги. Человек не боялся теперь леса. Он мог проникнуть в любую чащу, прорубая

тропы. Зверь стал бегать от вооруженного Человека. Земля,  покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А Вода и Ветер стали молоть зерна, выращенные Землей.

         А через много, очень много лет Человек подружил с Огнем и его злейшего

врага — Воду. Он заставил их жить в котле паровой машины и выполнять самые

тяжелые работы. Огонь, превращая воду в пар, молотил хлеб, тянул поезда,

двигал пароходы.

        Так Огонь стал сильным и верным помощником Человека. И Человек, благодарный

Огню, сложил про него множество песен. Прославляя Огонь,

                                         

                                               

                                           

                                       

                                     Задание для 3 группы

1. Прочитать текст № 1, рассмотреть стенд с картинками и попробовать нарисовать на тему «Как добывают каменный уголь».

2. Прочитать текст № 2, ответить на вопрос

- Каменный уголь главнее всех полезных ископаемых?

3.  Подготовить выразительное чтение стихотворения.

 Текст  для чтения № 1

         Добывать уголь можно несколькими способами. На выбор способа добычи каменного угля влияет глубина залегания залежей. В том случае, когда залежи угля залегают на глубине, не превышающей более 100 метров, тогда его добывают открытым способом. Если после добычи угля на глубине 100 метров еще остались его залежи, то добычу открытым способом продолжают и дальше. Если заведомо известно, что глубина залегания залежей каменного угля превышает 100 метров, его добычи ведут шахтным способом. Глубина самой большой шахты, которая находится на территории РФ, составляет 1200 метров.

 Стенд с картинками:

1. Способы добычи каменного угля (открытый, закрытый)

2. Устройство шахты ( ствол шахты, подъёмные машины, подземные коридоры, рельсы, вагонетки, подъёмные машины, вагоны)

3. Комбинат шахты. Здесь шахтёры одеваются в рабочую одежду и берут каски.

4. В комбинате есть ламповая, где шахтёры берут проводки с лампочкой, потому что под землёй темно.

Здесь находится дежурный. Он следит, чтобы в шахте работало оборудование. Если насос или вентилятор сломается, он посылает людей, которые ремонтируют.

5. Уголь загружают в вагоны и везут в другие города, где его нет.

Слова для справок:  карьер – открытый котлован

                                   Шахта – глубокий колодец

Текст  для чтения № 2.               КТО ГЛАВНЕЕ?

            Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечеру них случился спор. Начали спор мужчины.

         Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Торфу, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «Я тоже из горючих материалов». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из

 меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы».

        Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!»

          Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали ДРУГ другу руки и весело отправились по домам.

3  Стихотворение.

1 ученик:       Блестит как смоль
                      В изломах как стекло
                     Тяжелый, черный.

2 ученик::     Он мертвым камнем
                      Под землей лежал века,
                      Но извлечен руками горняка.

3 ученик::     Он запылал огнем в кузнецких домнах,
                     Он освещает села, города,
                     Дает тепло и движет пароходы.

4  ученик:     И это ты, шахтер,
                      Вдохнул в него
                     Огонь неугасимой жизни!

                                   

                                   

                                 

                                          Задание для 4 группы

1. Прочитать тексты и ответить на предложенные вопросы.

2. Нарисуйте  плакат: «Сэкономим электроэнергию!»

В недра гор, земли и рек

 Пробирался человек.

 Он старался все достать,

 Чтоб скорей богатым стать.

 Через сотни лет, позднее,

 Он поймет, что стал беднее:

 Меди нет, железа, стали,

 Реки мелкими все стали,

 Птицы стали задыхаться

 И домой не возвращаться,

 Меньше нефти, нет бензина.

 А всего одна причина...

 Как спасти все, люди, это,

 Чтоб жила еще планета?

             На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием

таких лозунгов как "Широка страна моя родная,  много в ней лесов,  полей и

рек...", "Не ждать милости от природы..." ит.д. Именно поэтому мы привыкли

больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее  восстановлении, бережном

отношении  к ней.

               Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России,  но и

во всем мире.  Это происходит от того, что школа всегда очень мало уделяла

внимания экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Это привело к тому,

что люди стали относится к природе только как к источнику сырья,  жизни и

т.д. В результате появились озоновые дыры,  парниковый эффект,  нефтяные

пленки на поверхности воды.

– Какие экологические проблемы могут возникнуть при разработке, добыче, перевозке полезных ископаемых?

Мы наш разговор начали с Солнца, с того, что Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для энергостанций, которые приносят в наши дома тепло и свет.

        Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.

- Как вы думаете,  можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам?

Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство, т.е. на удовлетворение наших потребностей (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.) На промышленность, на транспорт.

            К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (1400 человек). В среднем 4 человека в день.

 Сколько детей становится сиротами – теряют отцов, чтобы у нас в классе и дома было тепло, ходили поезда, работали станки, горел свет. Помните об этом, не ленитесь выключать лишний свет – тогда меньше на электростанциях понадобится угля, и может чей-то папа придёт домой с работы живым.

 Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

                            Правила пользования  электроэнергией.

  1. Если выходишь из комнаты выключай свет.
  2. Не включай свет, когда солнце светит и в комнате светло.
  3. Не включай понапрасну электроприборы.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!              

Четверостишие      

Знай, что нужно экономить

  Воду, уголь, газ и нефть.

  Если будешь это делать,

   Хватит их на много лет.

                       

                                          2 –ой этап - Подведение итогов

Учитель: Отгадайте загадку

Он чёрный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 Он несет в дома тепло.

 От него кругом светло.

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали.   (каменный уголь)

А теперь давайте вспомним все, о чем узнали сегодня. (Несколько детей, от каждой группы, обобщают все сведения по теме урока, используя материал, помещенный в процессе работы на уроке в "Папку исследователя").

 (Что узнали от взрослых, из книг, путем опытов и наблюдений, из компьютера)

.

( Мини- доклад с использованием «Папки исследователя» Общий вывод по проведенным исследованиям.)

Экспериментаторы:

Дети рассказывают о том, какие свойства ими были определены в ходе исследования.

(На доске появляется таблица «свойства) Вместе с учителем ещё раз проговариваются эти свойства.

Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. А раз он горит, то выделяет тепло. Значит,  можно использовать как топливо.

. Образовался из отмерших древних растений.

Вывод: Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё.

Исследователи:

(Дети  рассказывают о том, что они узнали, и на доске появляется таблица

« Использование  каменного угля»)

             Продукты, которые  получают из угля:  пластмассы,  краски, лекарство, пуговицы,  мех.,  резина,  лекарства …

Нагревают воду , пар  вращает турбины и вырабатывается  электроэнергия.         

            Человек не может существовать без электроэнергии. Одним из природных источников энергии является солнце. Солнце посылает нам свой свет и тепло. Без солнца мир был бы тёмным и холодным, и всё живое на земле погибло. Электричество наиболее полезная форма энергии. Его легко преобразуют в другие формы – свет и тепло.

Иллюстраторы:

 На доске появляется  плакат  «Этапы добычи угля», прикрепляют оформленные страницы на доску, рассказывают о том, как добывают каменный уголь, делают вывод, что все полезные ископаемые нужны человеку.

Дети читают стихи.

Аналитики:

. На доске появляется плакат  «Сэкономим электроэнергию)»

Современному человечеству электричество просто необходимо. За счёт него работают все электроприборы: чайник, утюг, телевизор, электроплита, а также компьютеры, трамваи, фонари и многое другое.  Электричество поступает к нам с электростанций. На электростанциях электричество получают, сжигая каменный уголь. На гидроэлектростанциях энергию производят водяные турбины в плотинах. Электричество нужно использовать очень экономично, потому что запасы компонентов, с помощью которых его вырабатывают, могут вскоре закончиться. Каждый человек должен экономично относиться к электричеству и воде, и не расходовать их напрасно!

Мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок.

                                               

                                                     7. Итог

 - Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке?

- Какая у нас была цель исследования?  Достигли мы её?

 - Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили?

                                                8. Рефлексия

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о каменном угле и его свойствах)

-Возьмите каждый каменный уголёк  из бумаги. (Таким квадратиком обозначают  каменный уголь). На обратной его стороне сигнальные карточки.

Кто считает, что он достиг этой цели, покажите зелёные сигнальные карточки.

Кто считает, что он не достиг этой цели, покажите красные сигнальные карточки.

Учитель:

- Уважаемые исследователи! Вы проделали огромную работу – ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения.

          Ой, я забыла вам сказать. Из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет. Посмотрите… Хотите попробовать?

        Весь ваш дружный коллектив научного центра я приглашаю попить чай с конфетами и ещё раз на практике убедиться, что каменный уголь очень  нужен каждому из нас.

Используемая литература

1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону, 1970.

2. Вяткин Л. Методика проблемного обучения - Саратов; 1971.

3. Гутовская Г.В. Использование новых информационных технологий в процессе

 обучения. // Народная аскета. - 2002,

4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс.М.:ВАКО», 2008, .-(В помощь школьному учителю).

5.   Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Издательство «Учитель» 2011 г.

5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2005 г.

6. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990

 7. Шатилова М.Ю, Селезнёва Н.И., Ильина Н.И. и др. Проектирование в начальной школе Издательство «Учитель» 2010 г.

Ресурсы сети Интернет

http://ru.znatock.com/docs/index-2815.html?page=2

http://www.imama.ru/skazki/3791_print.shtml

http://rusenerg.ru/tradic/12-interesnye-fakty-o-kamennom-ugle.html

http://www.gazeta.ru/science/2012/11/06_a_4841701.shtml

http://www.klyaksa.net/htm/exam/answers/a24.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по окружающему миру "Комнатные растения". 2 класс.

Урок - исследование по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....

Урок - исследование. Задачи на разностное сравнение чисел. 1 класс

Урок - исследование по теме: "Задачи на разностное сравнение чисел". Цель: познакомить учащихся с задачами нового типа. Урок проводится в иговой форме....

Конспект урока- исследования на тему "Виды информации" 3-й класс

Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал....

урок-исследование. Нерудные полезные ископаемые.

На уроке дети знакомятся  с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами. Урок также способствует развитию коммуникативных навы...

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс

Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....

Урок-исследование. Объем куба и параллелепипеда. 3- 4 класс

Открытый урок-исследование по математике в 3 классе.Тема: Объем куба и параллелепипеда....

Урок-исследование. Объем куба и параллелепипеда. 3- 4 класс

Открытый урок-исследование по математике в 3 классе.Тема: Объем куба и параллелепипеда....